СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Удивительное рядом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

эколого-познавательная деятельность дает дошкольнику возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы. Эта деятельность удовлетворяет и естественную потребность дошкольников в движении, позволяя им быть на свежем воздухе в любое время и года.эколого-познавательная деятельность дает дошкольнику возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы. Эта деятельность удовлетворяет и естественную потребность дошкольников в движении, позволяя им быть на свежем воздухе в любое время и года.эколого-познавательная деятельность дает дошкольнику возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы. Эта деятельность удовлетворяет и естественную потребность дошкольников в движении, позволяя им быть на свежем воздухе в любое время и года.эколого-познавательная деятельность дает дошкольнику возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы. Эта деятельность удовлетворяет и естественную потребность дошкольников в движении, позволяя им быть на свежем воздухе в любое время и года.эколого-познавательная деятельность дает дошкольнику возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы. Эта деятельность удовлетворяет и естественную потребность дошкольников в движении, позволяя им быть на свежем воздухе в любое время и года.эколого-познавательная деятельность дает дошкольнику возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы. Эта деятельность удовлетворяет и естественную потребность дошкольников в движении, позволяя им быть на свежем воздухе в любое время и года.эколого-познавательная деятельность дает дошкольнику возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы. Эта деятельность удовлетворяет и естественную потребность дошкольников в движении, позволяя им быть на свежем воздухе в любое время и года.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Удивительное рядом"»








Проект

«Удивительное рядом»













Подготовила:

Китаева. Е.К., воспитатель

первой квалификационной

категории















Содержание


1.Пояснительная записка…………………………………………………………...……3

2.Этапы реализации проекта……………………………………………...……………..4

3.Формы и методы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта……………………………………………………………………………………..5

4.Практическая часть……………………………………………...……………………...8

5.Литература…………………………………………………………...………………….9

Приложение…………………………………………………………………..…………..10
































Пояснительная записка


Дети дошкольного возраста чаще всего называют «почемучками». У них велика потребность в познании, желании открывать мир, людей, природу. В силу своих возрастных особенностей они всегда готовы откликнуться (прежде всего эмоционально) на все окружающее, новое в жизни. Именно эколого-познавательная деятельность дает дошкольнику возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы. Эта деятельность удовлетворяет и естественную потребность дошкольников в движении, позволяя им быть на свежем воздухе в любое время и года.

В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для целенаправленной разносторонней деятельности педагогов и детей, способствующей экологическому воспитанию у дошкольников. Для изучения данного направления мной были проанализированы условия реализации экологического воспитания в детском саду . В детском саду уделяется большое внимание созданию предметно – развивающей среды для организации работы по экологическому образованию. Коллектив с большим творческим вдохновением создал экологическое пространство в группах и на территории детского сада. Педагогами была организована экологическая тропа, которая соединяет в себе несколько функций: познавательную, оздоровительную, развивающую и эстетическую. Был проведен анализ созданных условий экологической тропы в в детском саду .Экологическая тропа состоять из экскурсионных остановок, каждая из которых представляет собой законченный тематический объект и выполняет определенные функции. Были выделены наиболее интересные объекты, которые способствуют развитию интереса к природе, и объекты, которые необходимо дополнить.

Анализ педагогической диагностики по образовательной области «Познавательное развитие» за 2017-2018 и 2018-2019 учебные года привел нас к выводу о необходимости расширения и углубления эколого- познавательной деятельности в дошкольном учреждении (рис. 1).


Рис. 1


Проведенный анализ анкетирования педагогов показал, что:

- 100% педагогов считают актуальной проблему экологического образования;

- 57% педагогов отмечают, что эффективность экологического воспитания дошкольников зависит от систематической работы с детьми на экологической тропе;

- 76 % педагогов говорят о необходимости использование разнообразных форм и методов обучения повысит эффективность работы на экологической тропы.

Экологическая тропа позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по своему, решить их.

Поэтому возникла идея создать экологический проект «Удивительное рядом»(экологическая тропа). Цель проекта: формирование системы экологических знаний и представлений дошкольников через экологическую тропу.

Организуя работу на экологической тропе с детьми, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач:

- Создавать условия для формирования экологических представлений дошкольников;

- Расширять представление детей о явлениях природы, устанавливать причинно – следственные связи между ними;

- Расширять словарный запах дошкольников по экологическому воспитанию;

- Развивать у детей наблюдательность и познавательный интерес к миру природы;

-Развивать у детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности: интеллектуальные, умственные и познавательные способности;

- Формировать у каждого ребёнка навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

- Воспитывать эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы.


2.Этапы реализации проекта


1.Подготовительный(2019г.):

- Выявление потребности в работе на экологической тропе;

- Анкетирование педагогов;

- Анализ имеющихся условий реализации экологического воспитания;

- Изучение литературы по данной проблеме;

-Обследование территории ДОУ выделение наиболее интересных объектов;

-Разработка стратегии реализации проекта.





2.Практический(2019-2020 гг.):

- Подбор картотеки игр;

- Выбор объектов для проведения занятий;

- Составление карточек с маршрутами для апробации в летний период;

- Проведение последовательных занятий по маршруту экологической тропы.


3.Заключительный(2020-2021 гг.):

-Анализ проделанной работы;

- Выявление успешных методов и средств реализации цели;

-Распространение педагогического опыта;

- Дополнение и обогащение экологической тропы объектами;

-Проведение итоговой экскурсии;

-Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе с дошкольниками;

-Написание программы.


3. Формы и методы, используемые при организации деятельности детей

в рамках проекта

Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.


Экскурсии

        Экскурсии  –  один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с миром природы, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятие под открытым небом.

        Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.  Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Экскурсии как форма занятий проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах. По содержанию они делятся на два вида: природоведческие экскурсии –  в парк, лес, на реку,  и экскурсии на сельскохозяйственные объекты –  в поле, на огород. Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем,  чтобы показать детям сезонные изменения в природе.


Экологические праздники и досуги

Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на  личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-




либо содержательный блок. В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком.

            Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю, снежной и ледяной скульптуре, весеннему возрождению природы. Летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера.


Поисковая деятельность детей

            Под поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.

            Поисковая деятельность начинается с постановки воспитателем и принятие детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми). Затем осуществляется ее первичный анализ и выдвигаются предположения, отбираются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.

Методы обучения - это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.

В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения: наглядные, практические, словесные. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.


Наблюдение

Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений

Во время наблюдения ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.

Преимущества наблюдений-занятий и в том, что здесь ребята имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Наблюдение помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.



Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.


Игра

Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром.

Воспитателю следует помнить, что это с начала и до конца им организованная игра, в которой он не идёт за детьми, а ведёт их за собой. Как правило в игровых обучающих ситуациях воспитатель берёт на себя ведущую роль, а иногда исполняет две роли – игрового персонажа и воспитателя. При этом нельзя забывать, что интонации голоса, слова, действия – всё должно соответствовать исполняемым ролям. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков. Словесно-дидактические игры развивают в дошкольниках не только восприятие и речь, умение анализировать и описывать. Они учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. Например, игры:«Когда это бывает?», «Что бывает круглым (овальным) в природе?», «Что бывает жёлтое (красное, зелёное) в природе?», «Что третье?» - берёза, рябина…..(ель), «Назови одним словом» - собака, корова, кошка… (домашние животные).

В самых различных ситуациях: на поляне, в лесу, в детском саду можно использовать игру: «Отгадай по описанию». Чтобы развивалось понимание не только чужой речи, но и языка самого ребёнка, нужно предлагать ему самому придумывать загадки-описания.

Организуя различные игры, необходимо помнить, что ребёнок будет активен и получит удовольствие от игры, если игра основана на знакомых ему сведениях. В этом случае у ребёнка будет развиваться быстрота реакции, ориентировка, способность использовать багаж имеющихся знаний.


Труд детей в природе

Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. При этом важно понимать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, в воде, тепле, свете и др.), что каждый живой организм живет, растет, развивается, если для этого имеются необходимые условия. В процессе ухода дети наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растения и животного от труда человека. Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их



всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.


Несложные опыты и экспериментирование

Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям,

умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.


Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы

На занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми воспитатель использует рассказы о природе. Основная цель этого метода – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы. Рассказ используется и для того, чтобы сообщить детям о новых, неизвестных им фактах.

        Рассказ должен привлекать внимание детей, давать пищу для размышлений, будить их воображение, чувства. Следует знать и помнить некоторые требования к использованию рассказа о природе как метода обучения. Прежде всего необходимо учитывать, что детям известно и что неизвестно о сообщаемом явлении.


Беседа

 Беседа используется воспитателем с разными дидактическими целями:

- для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией);

- для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе.

         В каждой беседе решается задача развития речи детей.Беседа всегда предшествует любой игре, эксперименту, наблюдению. Беседа сопровождает любой другой метод.












4. Практическая часть


Практическая часть проекта состоит из 9 занятий, которые проводятся в летний оздоровительный период с целью выявления наиболее удачных форм проведения и методов. А так же систематизации знаний по экологическому воспитанию.

Структура занятий и экскурсий имеет следующие составляющие:

- тема, цель;

- отправная точка – Хозяин тропы;

- проблемная ситуация;

- основная часть включает такие виды деятельности детей как: беседа, наблюдение, экспериментальная деятельность, игры, труд;

- рефлексия.

Данная структура является универсальной для любой формы работы на экологической тропе и учитывает возрастные особенности младших и старших дошкольников. Материалы находятся в приложении проекта.





















































5. Приложение























Список используемой литературы

  1. Градобоева Т. Создание экологической тропы и методика работы на ней.// Дошкольное воспитание – 1993. - №7. – с.19

  2. Гурьева.Н.А. Знакомство с природой России.-М,2005

  3. Данюкова А. Вы любите проекты?//Обруч. – 2001. - №4.-с.11

  4. Дрязгунова. В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с лекарственными растениями.-М,2000

  5. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для работников ДОУ и учителей начальных классов. – М., АРКТИ, 2001. – 128с.

  6. Марковская М.М Уголок природы в детском саду – М.,2001.

  7. Молоддова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Минск «Асар» - 1996, с.128.

  8. Николаева С.Н. Роль педагогической технологии в формировании экологической культуры детей и взрослых.//Дошкольное воспитание. – 2000 -№6.-с.19

  9. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой //Дошкольное воспитание. – 2000 -№7.с31.

  10. Соломенникова О.А Ознакомление с природой в детском саду,2014