Проект
«Удивительное рядом»
Подготовила:
Китаева. Е.К., воспитатель
первой квалификационной
категории
Содержание
1.Пояснительная записка…………………………………………………………...……3
2.Этапы реализации проекта……………………………………………...……………..4
3.Формы и методы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта……………………………………………………………………………………..5
4.Практическая часть……………………………………………...……………………...8
5.Литература…………………………………………………………...………………….9
Приложение…………………………………………………………………..…………..10
Пояснительная записка
Дети дошкольного возраста чаще всего называют «почемучками». У них велика потребность в познании, желании открывать мир, людей, природу. В силу своих возрастных особенностей они всегда готовы откликнуться (прежде всего эмоционально) на все окружающее, новое в жизни. Именно эколого-познавательная деятельность дает дошкольнику возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы. Эта деятельность удовлетворяет и естественную потребность дошкольников в движении, позволяя им быть на свежем воздухе в любое время и года.
В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для целенаправленной разносторонней деятельности педагогов и детей, способствующей экологическому воспитанию у дошкольников. Для изучения данного направления мной были проанализированы условия реализации экологического воспитания в детском саду . В детском саду уделяется большое внимание созданию предметно – развивающей среды для организации работы по экологическому образованию. Коллектив с большим творческим вдохновением создал экологическое пространство в группах и на территории детского сада. Педагогами была организована экологическая тропа, которая соединяет в себе несколько функций: познавательную, оздоровительную, развивающую и эстетическую. Был проведен анализ созданных условий экологической тропы в в детском саду .Экологическая тропа состоять из экскурсионных остановок, каждая из которых представляет собой законченный тематический объект и выполняет определенные функции. Были выделены наиболее интересные объекты, которые способствуют развитию интереса к природе, и объекты, которые необходимо дополнить.
Анализ педагогической диагностики по образовательной области «Познавательное развитие» за 2017-2018 и 2018-2019 учебные года привел нас к выводу о необходимости расширения и углубления эколого- познавательной деятельности в дошкольном учреждении (рис. 1).
Рис. 1
Проведенный анализ анкетирования педагогов показал, что:
- 100% педагогов считают актуальной проблему экологического образования;
- 57% педагогов отмечают, что эффективность экологического воспитания дошкольников зависит от систематической работы с детьми на экологической тропе;
- 76 % педагогов говорят о необходимости использование разнообразных форм и методов обучения повысит эффективность работы на экологической тропы.
Экологическая тропа позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по своему, решить их.
Поэтому возникла идея создать экологический проект «Удивительное рядом»(экологическая тропа). Цель проекта: формирование системы экологических знаний и представлений дошкольников через экологическую тропу.
Организуя работу на экологической тропе с детьми, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач:
- Создавать условия для формирования экологических представлений дошкольников;
- Расширять представление детей о явлениях природы, устанавливать причинно – следственные связи между ними;
- Расширять словарный запах дошкольников по экологическому воспитанию;
- Развивать у детей наблюдательность и познавательный интерес к миру природы;
-Развивать у детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности: интеллектуальные, умственные и познавательные способности;
- Формировать у каждого ребёнка навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
- Воспитывать эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы.
2.Этапы реализации проекта
1.Подготовительный(2019г.):
- Выявление потребности в работе на экологической тропе;
- Анкетирование педагогов;
- Анализ имеющихся условий реализации экологического воспитания;
- Изучение литературы по данной проблеме;
-Обследование территории ДОУ выделение наиболее интересных объектов;
-Разработка стратегии реализации проекта.
2.Практический(2019-2020 гг.):
- Подбор картотеки игр;
- Выбор объектов для проведения занятий;
- Составление карточек с маршрутами для апробации в летний период;
- Проведение последовательных занятий по маршруту экологической тропы.
3.Заключительный(2020-2021 гг.):
-Анализ проделанной работы;
- Выявление успешных методов и средств реализации цели;
-Распространение педагогического опыта;
- Дополнение и обогащение экологической тропы объектами;
-Проведение итоговой экскурсии;
-Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе с дошкольниками;
-Написание программы.
3. Формы и методы, используемые при организации деятельности детей
в рамках проекта
Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.
Экскурсии
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с миром природы, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятие под открытым небом.
Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.
Экскурсии как форма занятий проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах. По содержанию они делятся на два вида: природоведческие экскурсии – в парк, лес, на реку, и экскурсии на сельскохозяйственные объекты – в поле, на огород. Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения в природе.
Экологические праздники и досуги
Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-
либо содержательный блок. В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком.
Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю, снежной и ледяной скульптуре, весеннему возрождению природы. Летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера.
Поисковая деятельность детей
Под поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.
Поисковая деятельность начинается с постановки воспитателем и принятие детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми). Затем осуществляется ее первичный анализ и выдвигаются предположения, отбираются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.
Методы обучения - это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.
В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения: наглядные, практические, словесные. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.
Наблюдение
Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений
Во время наблюдения ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.
Преимущества наблюдений-занятий и в том, что здесь ребята имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Наблюдение помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.
Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.
Игра
Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром.
Воспитателю следует помнить, что это с начала и до конца им организованная игра, в которой он не идёт за детьми, а ведёт их за собой. Как правило в игровых обучающих ситуациях воспитатель берёт на себя ведущую роль, а иногда исполняет две роли – игрового персонажа и воспитателя. При этом нельзя забывать, что интонации голоса, слова, действия – всё должно соответствовать исполняемым ролям. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков. Словесно-дидактические игры развивают в дошкольниках не только восприятие и речь, умение анализировать и описывать. Они учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. Например, игры:«Когда это бывает?», «Что бывает круглым (овальным) в природе?», «Что бывает жёлтое (красное, зелёное) в природе?», «Что третье?» - берёза, рябина…..(ель), «Назови одним словом» - собака, корова, кошка… (домашние животные).
В самых различных ситуациях: на поляне, в лесу, в детском саду можно использовать игру: «Отгадай по описанию». Чтобы развивалось понимание не только чужой речи, но и языка самого ребёнка, нужно предлагать ему самому придумывать загадки-описания.
Организуя различные игры, необходимо помнить, что ребёнок будет активен и получит удовольствие от игры, если игра основана на знакомых ему сведениях. В этом случае у ребёнка будет развиваться быстрота реакции, ориентировка, способность использовать багаж имеющихся знаний.
Труд детей в природе
Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. При этом важно понимать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, в воде, тепле, свете и др.), что каждый живой организм живет, растет, развивается, если для этого имеются необходимые условия. В процессе ухода дети наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растения и животного от труда человека. Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их
всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.
Несложные опыты и экспериментирование
Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям,
умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.
Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы
На занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми воспитатель использует рассказы о природе. Основная цель этого метода – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы. Рассказ используется и для того, чтобы сообщить детям о новых, неизвестных им фактах.
Рассказ должен привлекать внимание детей, давать пищу для размышлений, будить их воображение, чувства. Следует знать и помнить некоторые требования к использованию рассказа о природе как метода обучения. Прежде всего необходимо учитывать, что детям известно и что неизвестно о сообщаемом явлении.
Беседа
Беседа используется воспитателем с разными дидактическими целями:
- для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией);
- для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе.
В каждой беседе решается задача развития речи детей.Беседа всегда предшествует любой игре, эксперименту, наблюдению. Беседа сопровождает любой другой метод.
4. Практическая часть
Практическая часть проекта состоит из 9 занятий, которые проводятся в летний оздоровительный период с целью выявления наиболее удачных форм проведения и методов. А так же систематизации знаний по экологическому воспитанию.
Структура занятий и экскурсий имеет следующие составляющие:
- тема, цель;
- отправная точка – Хозяин тропы;
- проблемная ситуация;
- основная часть включает такие виды деятельности детей как: беседа, наблюдение, экспериментальная деятельность, игры, труд;
- рефлексия.
Данная структура является универсальной для любой формы работы на экологической тропе и учитывает возрастные особенности младших и старших дошкольников. Материалы находятся в приложении проекта.
5. Приложение
Список используемой литературы
Градобоева Т. Создание экологической тропы и методика работы на ней.// Дошкольное воспитание – 1993. - №7. – с.19
Гурьева.Н.А. Знакомство с природой России.-М,2005
Данюкова А. Вы любите проекты?//Обруч. – 2001. - №4.-с.11
Дрязгунова. В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с лекарственными растениями.-М,2000
Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для работников ДОУ и учителей начальных классов. – М., АРКТИ, 2001. – 128с.
Марковская М.М Уголок природы в детском саду – М.,2001.
Молоддова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Минск «Асар» - 1996, с.128.
Николаева С.Н. Роль педагогической технологии в формировании экологической культуры детей и взрослых.//Дошкольное воспитание. – 2000 -№6.-с.19
Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой //Дошкольное воспитание. – 2000 -№7.с31.
Соломенникова О.А Ознакомление с природой в детском саду,2014