СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Удивительный мир головоломок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация детского исследовательского проекта "Удивительный мир головоломок". Ребенок исследует различные виды существующих головоломок и их пользу, влияние на развитие способностей, помогающих успешно учиться в школе.Рассказывает о своем увлечении  составлять свои ребусы.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Удивительный мир головоломок"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ №30 ИМЕНИ МЕДВЕДЕВА С.Р. Г. ВОЛЖСКИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ                  VI региональный конкурс презентации индивидуального образовательного маршрута «Мой Путь»  Номинация: «Мир увлечений»   «Удивительный мир головоломок» Автор: Максимов Иван Дмитриевич, 1 «В» Руководитель: Будникова Инна Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории 2023 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ №30 ИМЕНИ МЕДВЕДЕВА С.Р.

Г. ВОЛЖСКИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

VI региональный конкурс презентации индивидуального образовательного маршрута «Мой Путь» Номинация: «Мир увлечений» «Удивительный мир головоломок»

Автор: Максимов Иван Дмитриевич, 1 «В»

Руководитель: Будникова Инна Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории

2023 г.

Сведения обо мне Меня зовут Максимов Иван. Я ученик 1 «В» класса школы №30 г. Волжского. В свободное время я увлекаюсь решением разных головоломок – собираю пазлы, разгадываю судоку, ребусы, кроссворды, логические задачки, играю в шахматы и занимаюсь спортивными играми: играю в футбол, плаваю в бассейне и катаюсь на велосипеде. Я считаю свои увлечения очень полезными. Спорт – для здоровья, а увлечения логическими играми - для развития и тренировки ума, что поможет мне научиться думать нестандартно, развивать память, успешно учиться в математической школе и решать сложные олимпиадные задания.

Сведения обо мне

  • Меня зовут Максимов Иван. Я ученик 1 «В» класса школы №30 г. Волжского. В свободное время я увлекаюсь решением разных головоломок – собираю пазлы, разгадываю судоку, ребусы, кроссворды, логические задачки, играю в шахматы и занимаюсь спортивными играми: играю в футбол, плаваю в бассейне и катаюсь на велосипеде. Я считаю свои увлечения очень полезными. Спорт – для здоровья, а увлечения логическими играми - для развития и тренировки ума, что поможет мне научиться думать нестандартно, развивать память, успешно учиться в математической школе и решать сложные олимпиадные задания.
Цель Познакомиться с разными видами головоломок и узнать, какое влияние они оказывают на развитие логического мышления, внимания, чтобы в будущем научиться легко решать любые олимпиадные задания.

Цель

  • Познакомиться с разными видами головоломок и узнать, какое влияние они оказывают на развитие логического мышления, внимания, чтобы в будущем научиться легко решать любые олимпиадные задания.
Шаги достижения цели   Изучить дополнительную литературу по теме «Головоломки» и классифицировать её; Проанализировать влияние увлечения решать головоломки на развитие логического мышления; Выяснить, как создаются головоломки и придумать свои; Познакомится с программами «Word», «PowerPoint», чтобы изложить собранную информацию; Заинтересовать одноклассников решением головоломок.

Шаги достижения цели

  • Изучить дополнительную литературу по теме «Головоломки» и классифицировать её;
  • Проанализировать влияние увлечения решать головоломки на развитие логического мышления;
  • Выяснить, как создаются головоломки и придумать свои;
  • Познакомится с программами «Word», «PowerPoint», чтобы изложить собранную информацию;
  • Заинтересовать одноклассников решением головоломок.
Ожидаемый результат Моё полезное увлечение логическими играми поможет мне в развитии способностей, необходимых для успешного обучения в школе, а также поможет в развитии умения мыслить нестандартно и находить выход из любых ситуаций, проявлять упорство и настойчивость в достижении цели.

Ожидаемый результат

  • Моё полезное увлечение логическими играми поможет мне в развитии способностей, необходимых для успешного обучения в школе, а также поможет в развитии умения мыслить нестандартно и находить выход из любых ситуаций, проявлять упорство и настойчивость в достижении цели.
Что такое «головоломка»? Головоломка – это непростая задача, которая требует для своего решения догадливости и сообразительности. Свое название головоломка получила неслучайно, оно обозначает «сломать голову» , «сломать мышление» .

Что такое «головоломка»?

  • Головоломка – это непростая задача, которая требует для своего решения догадливости и сообразительности.

Свое название головоломка получила неслучайно, оно обозначает «сломать голову» , «сломать мышление» .

Немного истории … Наиболее широкое распространение головоломки получили в 19 – 20 веках. Самая популярная головоломка, в которую играли наши бабушки и родители – пятнашки . На смену им пришел знаменитый  кубик Рубика . Придумал кубик преподаватель архитектуры. Головоломки известны с глубокой древности. Логические задачки находят на стенах египетских пирамид в Египте и на памятниках в Греции. Самой первой серьезной головоломкой считается пазл . Пазл придуман до нашей эры, но современное исполнение принадлежит учителю, который разрезал географическую карту Европы по странам и предлагал ученикам собрать ее, закрепив свои знания.

Немного истории …

Наиболее широкое распространение головоломки получили в 19 – 20 веках.

Самая популярная головоломка, в которую играли наши бабушки и родители – пятнашки . На смену им пришел знаменитый  кубик Рубика . Придумал кубик преподаватель архитектуры.

Головоломки известны с глубокой древности.

Логические задачки находят на стенах египетских пирамид в Египте и на памятниках в Греции.

Самой первой серьезной головоломкой считается пазл . Пазл придуман до нашей эры, но современное исполнение принадлежит учителю, который разрезал географическую карту Европы по странам и предлагал ученикам собрать ее, закрепив свои знания.

Виды головоломок Головоломки можно разделить на следующие группы: Головоломки с предметами; Механические головоломки; Устные головоломки; Печатные головоломки; Компьютерные головоломки.

Виды головоломок

  • Головоломки можно разделить на следующие группы:
  • Головоломки с предметами;
  • Механические головоломки;
  • Устные головоломки;
  • Печатные головоломки;
  • Компьютерные головоломки.
Головоломки с предметами . Головоломками с предметами являются логические задачки, где используются обычные бытовые предметы , то есть головоломки, собранные из того, что под рукой. Головоломки со спичками; Головоломки с монетами; Головоломки с карточками.

Головоломки с предметами

.

Головоломками с предметами являются логические задачки, где используются обычные бытовые предметы , то есть головоломки, собранные из того, что под рукой.

  • Головоломки со спичками;
  • Головоломки с монетами;
  • Головоломки с карточками.
Механические головоломки Механические головоломки – это предметы, которые специально изготовлены как головоломки.  Пятнашки  Кубик Рубика  Змейка Рубика  Пазлы  Танграм  Ханойская башня  Веревочные головоломки

Механические головоломки

  • Механические головоломки – это предметы, которые специально изготовлены как головоломки.

Пятнашки

Кубик Рубика

Змейка Рубика

Пазлы

Танграм

Ханойская башня

Веревочные головоломки

Устные головоломки Устные головоломки – это задачи, условие которых должно быть сообщено в устной форме и для ее решения не требует никаких дополнительных предметов. Шарады; Загадки; Донетки; Логические парадоксы.

Устные головоломки

  • Устные головоломки – это задачи, условие которых должно быть сообщено в устной форме и для ее решения не требует никаких дополнительных предметов.
  • Шарады;
  • Загадки;
  • Донетки;
  • Логические парадоксы.
Печатные головоломки Печатные головоломки – напечатанные или нарисованные головоломки-картинки, в которых надо нарисовать знаки по определённым правилам.  Ребус Судоку  Кроссворд Японский кроссворд  Какуро

Печатные головоломки

  • Печатные головоломки – напечатанные или нарисованные головоломки-картинки, в которых надо нарисовать знаки по определённым правилам.

Ребус

Судоку

Кроссворд

Японский кроссворд

Какуро

Компьютерные головоломки Компьютерные головоломки – это логические задачки, игры, созданные с помощью электронной техники.  Компьютерные головоломки бывают совершенно разными. Одной из первых компьютерных головоломок является «Тетрис». Идея тетриса родилась у Алексея Пажитнова в 1984 году после знакомства с головоломкой американского математика Соломона Голомба  «Пентамино Пазл». Суть этой головоломки заключалась в том, чтобы из нескольких фигур собрать одну большую. Алексей решил сделать компьютерный вариант пентамино.

Компьютерные головоломки

  • Компьютерные головоломки – это логические задачки, игры, созданные с помощью электронной техники.

Компьютерные головоломки бывают совершенно разными.

Одной из первых компьютерных головоломок является «Тетрис».

Идея тетриса родилась у Алексея Пажитнова в 1984 году после знакомства с головоломкой американского математика Соломона Голомба  «Пентамино Пазл».

Суть этой головоломки заключалась в том, чтобы из нескольких фигур собрать одну большую.

Алексей решил сделать компьютерный вариант пентамино.

Результаты опроса среди одноклассников Среди одноклассников я провел опрос. Одноклассникам я задавал следующие вопросы: «Считаете ли вы решение головоломок полезным занятием? Любите ли вы разгадывать головоломки?» Было опрошено 30 человек. 28 одноклассников сообщили, что знают о пользе головоломок и любят их разгадывать; 2 одноклассника думают, что разгадывание головоломок – это не полезно и не любят их разгадывать.

Результаты опроса среди одноклассников

Среди одноклассников я провел опрос. Одноклассникам я задавал следующие вопросы:

«Считаете ли вы решение головоломок полезным занятием? Любите ли вы разгадывать головоломки?»

Было опрошено 30 человек.

28 одноклассников сообщили, что знают о пользе головоломок и любят их разгадывать;

2 одноклассника думают, что разгадывание головоломок – это не полезно и не любят их разгадывать.

Чем полезна головоломка? Для разгадки головоломки нужно применить сообразительность и логику. При её решении необходимо понимать какие данные нужны, а какие нужно отбросить, а значит следует уметь анализировать информацию.     Развивает настойчивость Развивает логику Головоломка Развивает мышление Развивает внимательность и память  Тренирует мелкую моторику

Чем полезна головоломка?

Для разгадки головоломки нужно применить сообразительность и логику.

При её решении необходимо понимать какие данные нужны, а какие нужно отбросить, а значит следует уметь анализировать информацию.

Развивает настойчивость

Развивает логику

Головоломка

Развивает мышление

Развивает внимательность и память

Тренирует мелкую моторику

Взрослым тоже полезно подумать над головоломками! Ученые проанализировали данные 17 000 человек и установили, что разгадывание кроссвордов сохраняет хорошую память и ясность мысли в пожилом возрасте!

Взрослым тоже полезно подумать над головоломками!

Ученые проанализировали данные 17 000 человек и установили, что разгадывание кроссвордов сохраняет хорошую память и ясность мысли в пожилом возрасте!

Мои любимые головоломки! Больше всего мне нравится собирать картинки из пазлов, разгадывать судоку, ребусы и кроссворды. И я расскажу об этих головоломках подробнее, о сути их решения, а также придумаю свои.

Мои любимые головоломки!

Больше всего мне нравится собирать картинки из пазлов, разгадывать судоку, ребусы и кроссворды. И я расскажу об этих головоломках подробнее, о сути их решения, а также придумаю свои.

Судоку Судоку – это логическая головоломка с числами. Решение судоку – популярный вид досуга, его печатают в газетах и журналах. Несмотря на японское название, история судоку начинается не в Японии. Моделью головоломки считают латинские квадраты Леонарда Эйлера – знаменитого математика, который жил в 18 веке. Пример латинского квадрата А в Японии головоломка появилась в 1984 году, где ей было дано имя «Судоку», сокращенный вариант от - «Sūji wa dokushin ni kagiru». Что переводится – «числа ограничены одним местонахождением». Пример судоку

Судоку

  • Судоку – это логическая головоломка с числами.
  • Решение судоку – популярный вид досуга, его печатают в газетах и журналах.

Несмотря на японское название, история судоку начинается не в Японии.

Моделью головоломки считают латинские квадраты Леонарда Эйлера – знаменитого математика, который жил в 18 веке.

Пример латинского квадрата

А в Японии головоломка появилась в 1984 году, где ей было дано имя «Судоку», сокращенный вариант от - «Sūji wa dokushin ni kagiru». Что переводится – «числа ограничены одним местонахождением».

Пример судоку

Цель головоломки «Судоку» - Игровое поле судоку – это квадрат, который разделён на 9 равных квадратов. В каждом таком квадрате есть 9 клеток, по 3 вправо и вниз. Всё поле = 81 клетка. Цель головоломки  Заполнить данные квадраты цифрами, так чтобы в каждой строке, столбце, маленьком квадрате 3*3 были все цифры от 1 до 9 и чтобы они не повторялись! При этом некоторые ячейки обычно бывают заполнены.

Цель головоломки «Судоку»

-

Игровое поле судоку – это квадрат, который разделён на 9 равных квадратов.

В каждом таком квадрате есть 9 клеток, по 3 вправо и вниз.

Всё поле = 81 клетка.

Цель головоломки

Заполнить данные квадраты цифрами, так чтобы в каждой строке, столбце, маленьком квадрате 3*3 были все цифры от 1 до 9 и чтобы они не повторялись!

При этом некоторые ячейки обычно бывают заполнены.

Судоку для детей В судоку для детей задания упрощены. Игровое поле состоит из квадрата, который разделен на 4 квадрата по 2 клетки в каждую сторону. Вместо цифр могут быть картинки, цвета, символы. Цель игры: поместить все символы в пустые ячейки и один и тот же символ в каждой строке, столбце, маленьком квадрате должен присутствовать только 1 раз.

Судоку для детей

В судоку для детей задания упрощены.

Игровое поле состоит из квадрата, который разделен на 4 квадрата по 2 клетки в каждую сторону.

Вместо цифр могут быть картинки, цвета, символы.

Цель игры:

поместить все символы в пустые ячейки и один и тот же символ в каждой строке, столбце, маленьком квадрате должен присутствовать только 1 раз.

Для тех, кто начинает разгадывать судоку, я бы посоветовал начать с судоку с картинками. Судоку для детей помогают изучать навыки решения математических задач, продумывать последовательность и схемы действий. 

Для тех, кто начинает разгадывать судоку, я бы посоветовал начать с судоку с картинками.

Судоку для детей помогают изучать навыки решения математических задач, продумывать последовательность и схемы действий. 

Ребус - Ребус – это занимательная головоломка, в которой зашифровано слово с помощью рисунков, букв, цифр, символов. Из истории… Впервые ребусы появились во Франции в 15 веке. Но само слово ребус произошло от латинской пословицы, в переводе: «Не словами, а при помощи вещей» , где французы оставили из неё только последнее слово. Цель головоломки: Расшифровать слово, которое задумал автор .

Ребус

-

Ребус – это занимательная головоломка, в которой зашифровано слово с помощью рисунков, букв, цифр, символов.

Из истории…

Впервые ребусы появились во Франции в 15 веке. Но само слово ребус произошло от латинской пословицы, в переводе: «Не словами, а при помощи вещей» , где французы оставили из неё только последнее слово.

Цель головоломки:

Расшифровать слово, которое задумал автор .

Как разгадывать ребусы?  Чтобы разгадать ребус, необходимо знать определённые правила: 1) Ребус читается слева направо; 2) Картинка в ребусе означает слово – предмет (кто? что?); 3)Запятые указывают, сколько нужно удалить букв в начале или в конце слова. Количество запятых = количество букв; КОТ ,,, ЧАЙ

Как разгадывать ребусы?

  • Чтобы разгадать ребус, необходимо знать определённые правила:
  • 1) Ребус читается слева направо;
  • 2) Картинка в ребусе означает слово – предмет (кто? что?);
  • 3)Запятые указывают, сколько нужно удалить букв в начале или в конце слова. Количество запятых = количество букв;

КОТ

,,,

ЧАЙ

4) Перевернутая картинка означает, что слово нужно читать наоборот; 5) Стрелка, которая указывает влево, означает, что слово читается задом наперед; 6) Знак равенства (либо стрелка) означает замену одной буквы на другую; ТОК сон У=О СТОЛ

4) Перевернутая картинка означает, что слово нужно читать наоборот;

5) Стрелка, которая указывает влево, означает, что слово читается задом наперед;

6) Знак равенства (либо стрелка) означает замену одной буквы на другую;

ТОК

сон

У=О

СТОЛ

7) Цифры возле картинки указывают, какие буквы и в каком порядке нужны;  8) Зачёркнутая буква показывает, какую букву читать не нужно; 9) Букву, которая расположена В другой букве, читаем вместе и с буквой В; 11 4 5 КОД Ч РУКА О О ДИВО ВОР ДИ Р или

7) Цифры возле картинки указывают, какие буквы и в каком порядке нужны;

8) Зачёркнутая буква показывает, какую букву читать не нужно;

9) Букву, которая расположена В другой букве, читаем вместе и с буквой В;

11 4 5

КОД

Ч

РУКА

О

О

ДИВО

ВОР

ДИ

Р

или

10) Букву, которая расположена ПОД другой буквой, читаем вместе с буквами ПОД и буквой, которая расположена ниже; 11) Аналогичный принцип с «НАД», «НА»; Это не окончательный список правил разгадывания ребусов, я перечислил самые основные. ОРОЖ РОМ ПОДОРОЖНИК ИППОДРОМ ИП НИК или
  • 10) Букву, которая расположена ПОД другой буквой, читаем вместе с буквами ПОД и буквой, которая расположена ниже;

11) Аналогичный принцип с «НАД», «НА»;

Это не окончательный список правил разгадывания ребусов, я перечислил самые основные.

ОРОЖ

РОМ

ПОДОРОЖНИК

ИППОДРОМ

ИП

НИК

или

Кроссворд Кроссворд – это головоломка, которая представляет собой переплетение клеток, которые заполняются словами по заданным значениям. Цель игры: Кроссворд - это игра, которая заключается в разгадывании слов по определениям. Ответ вписывается в сетку кроссворда и с помощью пересечений с другими словами, облегчает нахождение ответов на другие определения. К каждому слову даётся текстовое определение (либо картинка), которое указывает на слово-ответ.

Кроссворд

  • Кроссворд – это головоломка, которая представляет собой переплетение клеток, которые заполняются словами по заданным значениям.

Цель игры:

Кроссворд - это игра, которая заключается в разгадывании слов по определениям.

Ответ вписывается в сетку кроссворда и с помощью пересечений с другими словами, облегчает нахождение ответов на другие определения.

К каждому слову даётся текстовое определение (либо картинка), которое указывает на слово-ответ.

Интересные факты о кроссворде Исследователям встречались находки, которым 1 век, похожие на кроссворд. Италия, Великобритания, США претендуют на звание родины кроссвордов. . В нашей стране первый кроссворд появился в 1925 году в  «Новой вечерней газете». Самый большой опубликованный кроссворд мира составил 82 951 клетку и 25 614 слов.

Интересные факты о кроссворде

Исследователям встречались находки, которым 1 век, похожие на кроссворд.

Италия, Великобритания, США претендуют на звание родины кроссвордов.

.

В нашей стране первый кроссворд появился в 1925 году в  «Новой вечерней газете».

Самый большой опубликованный кроссворд мира составил 82 951 клетку и 25 614 слов.

Создание своих головоломок У меня появилась идея создать свои любимые головоломки – ребусы, судоку и кроссворд, для того чтобы заинтересовать их решением друзей и одноклассников.  Этапы создания головоломок: Сначала я нарисовал головоломки в альбоме. При помощи родителей оформил их на компьютере в программе «Photoshop» и «World».

Создание своих головоломок

У меня появилась идея создать свои любимые головоломки – ребусы, судоку и кроссворд, для того чтобы заинтересовать их решением друзей и одноклассников.

Этапы создания головоломок:

Сначала я нарисовал головоломки в альбоме.

При помощи родителей оформил их на компьютере в программе «Photoshop» и «World».

Мои достижения

  • За время обучения в 1 классе я достиг следующих результатов:
  • 1 место по предмету «Русский язык» в региональной открытой олимпиаде «Шаг в будущее» ГАУ ДПО «ВГАПО»;
  • 1 место по предмету «Окружающий мир» в региональной открытой олимпиаде «Шаг в будущее» ГАУ ДПО «ВГАПО»;
  • 2 место по предмету «Математика» в региональной открытой олимпиаде «Шаг в будущее» ГАУ ДПО «ВГАПО»;
  • Диплом 1 степени муниципального тура Открытой всероссийской интеллектуальной олимпиады «Наше наследие»;
  • Диплом 3 степени регионального тура Открытой всероссийской интеллектуальной олимпиады «Наше наследие»;
  • Дипломы 1 степени по предметам «Математика», «Русский язык», «Информатика», «Биология и окружающий мир» за участие в Международном дистанционном конкурсе «Олимпис 2022 – Осенняя сессия»;
  • 2 место по предмету «Математика» в школьном туре олимпиады МОУ СШ №30;
  • Диплом за 3 место в научно-практической конференции «IT-инновации. Импульс. Творчество» XXI Областного форума «Юность науки» с проектом «Волшебство мыла»;
  • Диплом ГРАН-ПРИ конкурса в рамках XXII областного фестиваля презентаций учебных проектов (проект «Волшебство мыла»);
  • Диплом призера регионального конкурса «Фестиваль учебных и педагогических проектов начальной школы» проект «Волшебство мыла»;
  • Диплом лауреата 1 степени Всероссийского конкурса детского творчества «То ли сказка, то ли быль» в номинации «Художественное слово»;
  • Дипломы призера Всероссийских онлайн-олимпиад по шахматам, математике, русскому языку «УЧИ.РУ».
Подведём  итоги: Я познакомился с разными видами головоломок и классифицировал их; Выяснил, что головоломки развивают настойчивость, тренируют мелкую моторику, развивают мышление, логику, внимательность и память ; На личном примере доказал, что мое полезное увлечение помогает в развитии способностей, необходимых для успешного обучения в школе; Я узнал, как создаются любимые головоломки, создал свои и оформил их при помощи программ «Photoshop» и «Word».

Подведём итоги:

  • Я познакомился с разными видами головоломок и классифицировал их;
  • Выяснил, что головоломки развивают настойчивость, тренируют мелкую моторику, развивают мышление, логику, внимательность и память ;
  • На личном примере доказал, что мое полезное увлечение помогает в развитии способностей, необходимых для успешного обучения в школе;
  • Я узнал, как создаются любимые головоломки, создал свои и оформил их при помощи программ «Photoshop» и «Word».
 моей семье – которая поддерживала меня и помогала в поиске литературы, в оформлении моих мыслей и идей, обучила новым навыкам (таким как работа с программой «Photoshop», «PowerPoint», «Word»), тестировали созданные мной головоломки, за веру в меня; моему педагогу Инне Николаевне Будниковой за помощь и поддержку; одноклассникам за поддержку и принятие участия в опросе.

  • моей семье – которая поддерживала меня и помогала в поиске литературы, в оформлении моих мыслей и идей, обучила новым навыкам (таким как работа с программой «Photoshop», «PowerPoint», «Word»), тестировали созданные мной головоломки, за веру в меня;
  • моему педагогу Инне Николаевне Будниковой за помощь и поддержку;
  • одноклассникам за поддержку и принятие участия в опросе.