МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ №30 ИМЕНИ МЕДВЕДЕВА С.Р.
Г. ВОЛЖСКИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
VI региональный конкурс презентации индивидуального образовательного маршрута «Мой Путь» Номинация: «Мир увлечений» «Удивительный мир головоломок»
Автор: Максимов Иван Дмитриевич, 1 «В»
Руководитель: Будникова Инна Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории
2023 г.
Сведения обо мне
- Меня зовут Максимов Иван. Я ученик 1 «В» класса школы №30 г. Волжского. В свободное время я увлекаюсь решением разных головоломок – собираю пазлы, разгадываю судоку, ребусы, кроссворды, логические задачки, играю в шахматы и занимаюсь спортивными играми: играю в футбол, плаваю в бассейне и катаюсь на велосипеде. Я считаю свои увлечения очень полезными. Спорт – для здоровья, а увлечения логическими играми - для развития и тренировки ума, что поможет мне научиться думать нестандартно, развивать память, успешно учиться в математической школе и решать сложные олимпиадные задания.
Цель
- Познакомиться с разными видами головоломок и узнать, какое влияние они оказывают на развитие логического мышления, внимания, чтобы в будущем научиться легко решать любые олимпиадные задания.
Шаги достижения цели
- Изучить дополнительную литературу по теме «Головоломки» и классифицировать её;
- Проанализировать влияние увлечения решать головоломки на развитие логического мышления;
- Выяснить, как создаются головоломки и придумать свои;
- Познакомится с программами «Word», «PowerPoint», чтобы изложить собранную информацию;
- Заинтересовать одноклассников решением головоломок.
Ожидаемый результат
- Моё полезное увлечение логическими играми поможет мне в развитии способностей, необходимых для успешного обучения в школе, а также поможет в развитии умения мыслить нестандартно и находить выход из любых ситуаций, проявлять упорство и настойчивость в достижении цели.
Что такое «головоломка»?
- Головоломка – это непростая задача, которая требует для своего решения догадливости и сообразительности.
Свое название головоломка получила неслучайно, оно обозначает «сломать голову» , «сломать мышление» .
Немного истории …
Наиболее широкое распространение головоломки получили в 19 – 20 веках.
Самая популярная головоломка, в которую играли наши бабушки и родители – пятнашки . На смену им пришел знаменитый кубик Рубика . Придумал кубик преподаватель архитектуры.
Головоломки известны с глубокой древности.
Логические задачки находят на стенах египетских пирамид в Египте и на памятниках в Греции.
Самой первой серьезной головоломкой считается пазл . Пазл придуман до нашей эры, но современное исполнение принадлежит учителю, который разрезал географическую карту Европы по странам и предлагал ученикам собрать ее, закрепив свои знания.
Виды головоломок
- Головоломки можно разделить на следующие группы:
- Головоломки с предметами;
- Механические головоломки;
- Компьютерные головоломки.
Головоломки с предметами
.
Головоломками с предметами являются логические задачки, где используются обычные бытовые предметы , то есть головоломки, собранные из того, что под рукой.
- Головоломки со спичками;
- Головоломки с монетами;
- Головоломки с карточками.
Механические головоломки
- Механические головоломки – это предметы, которые специально изготовлены как головоломки.
Пятнашки
Кубик Рубика
Змейка Рубика
Пазлы
Танграм
Ханойская башня
Веревочные головоломки
Устные головоломки
- Устные головоломки – это задачи, условие которых должно быть сообщено в устной форме и для ее решения не требует никаких дополнительных предметов.
- Шарады;
- Загадки;
- Донетки;
- Логические парадоксы.
Печатные головоломки
- Печатные головоломки – напечатанные или нарисованные головоломки-картинки, в которых надо нарисовать знаки по определённым правилам.
Ребус
Судоку
Кроссворд
Японский кроссворд
Какуро
Компьютерные головоломки
- Компьютерные головоломки – это логические задачки, игры, созданные с помощью электронной техники.
Компьютерные головоломки бывают совершенно разными.
Одной из первых компьютерных головоломок является «Тетрис».
Идея тетриса родилась у Алексея Пажитнова в 1984 году после знакомства с головоломкой американского математика Соломона Голомба «Пентамино Пазл».
Суть этой головоломки заключалась в том, чтобы из нескольких фигур собрать одну большую.
Алексей решил сделать компьютерный вариант пентамино.
Результаты опроса среди одноклассников
Среди одноклассников я провел опрос. Одноклассникам я задавал следующие вопросы:
«Считаете ли вы решение головоломок полезным занятием? Любите ли вы разгадывать головоломки?»
Было опрошено 30 человек.
28 одноклассников сообщили, что знают о пользе головоломок и любят их разгадывать;
2 одноклассника думают, что разгадывание головоломок – это не полезно и не любят их разгадывать.
Чем полезна головоломка?
Для разгадки головоломки нужно применить сообразительность и логику.
При её решении необходимо понимать какие данные нужны, а какие нужно отбросить, а значит следует уметь анализировать информацию.
Развивает настойчивость
Развивает логику
Головоломка
Развивает мышление
Развивает внимательность и память
Тренирует мелкую моторику
Взрослым тоже полезно подумать над головоломками!
Ученые проанализировали данные 17 000 человек и установили, что разгадывание кроссвордов сохраняет хорошую память и ясность мысли в пожилом возрасте!
Мои любимые головоломки!
Больше всего мне нравится собирать картинки из пазлов, разгадывать судоку, ребусы и кроссворды. И я расскажу об этих головоломках подробнее, о сути их решения, а также придумаю свои.
Судоку
- Судоку – это логическая головоломка с числами.
- Решение судоку – популярный вид досуга, его печатают в газетах и журналах.
Несмотря на японское название, история судоку начинается не в Японии.
Моделью головоломки считают латинские квадраты Леонарда Эйлера – знаменитого математика, который жил в 18 веке.
Пример латинского квадрата
А в Японии головоломка появилась в 1984 году, где ей было дано имя «Судоку», сокращенный вариант от - «Sūji wa dokushin ni kagiru». Что переводится – «числа ограничены одним местонахождением».
Пример судоку
Цель головоломки «Судоку»
-
Игровое поле судоку – это квадрат, который разделён на 9 равных квадратов.
В каждом таком квадрате есть 9 клеток, по 3 вправо и вниз.
Всё поле = 81 клетка.
Цель головоломки
Заполнить данные квадраты цифрами, так чтобы в каждой строке, столбце, маленьком квадрате 3*3 были все цифры от 1 до 9 и чтобы они не повторялись!
При этом некоторые ячейки обычно бывают заполнены.
Судоку для детей
В судоку для детей задания упрощены.
Игровое поле состоит из квадрата, который разделен на 4 квадрата по 2 клетки в каждую сторону.
Вместо цифр могут быть картинки, цвета, символы.
Цель игры:
поместить все символы в пустые ячейки и один и тот же символ в каждой строке, столбце, маленьком квадрате должен присутствовать только 1 раз.
Для тех, кто начинает разгадывать судоку, я бы посоветовал начать с судоку с картинками.
Судоку для детей помогают изучать навыки решения математических задач, продумывать последовательность и схемы действий.
Ребус
-
Ребус – это занимательная головоломка, в которой зашифровано слово с помощью рисунков, букв, цифр, символов.
Из истории…
Впервые ребусы появились во Франции в 15 веке. Но само слово ребус произошло от латинской пословицы, в переводе: «Не словами, а при помощи вещей» , где французы оставили из неё только последнее слово.
Цель головоломки:
Расшифровать слово, которое задумал автор .
Как разгадывать ребусы?
- Чтобы разгадать ребус, необходимо знать определённые правила:
- 1) Ребус читается слева направо;
- 2) Картинка в ребусе означает слово – предмет (кто? что?);
- 3)Запятые указывают, сколько нужно удалить букв в начале или в конце слова. Количество запятых = количество букв;
КОТ
,,,
ЧАЙ
4) Перевернутая картинка означает, что слово нужно читать наоборот;
5) Стрелка, которая указывает влево, означает, что слово читается задом наперед;
6) Знак равенства (либо стрелка) означает замену одной буквы на другую;
ТОК
сон
У=О
СТОЛ
7) Цифры возле картинки указывают, какие буквы и в каком порядке нужны;
8) Зачёркнутая буква показывает, какую букву читать не нужно;
9) Букву, которая расположена В другой букве, читаем вместе и с буквой В;
11 4 5
КОД
Ч
РУКА
О
О
ДИВО
ВОР
ДИ
Р
или
- 10) Букву, которая расположена ПОД другой буквой, читаем вместе с буквами ПОД и буквой, которая расположена ниже;
11) Аналогичный принцип с «НАД», «НА»;
Это не окончательный список правил разгадывания ребусов, я перечислил самые основные.
ОРОЖ
РОМ
ПОДОРОЖНИК
ИППОДРОМ
ИП
НИК
или
Кроссворд
- Кроссворд – это головоломка, которая представляет собой переплетение клеток, которые заполняются словами по заданным значениям.
Цель игры:
Кроссворд - это игра, которая заключается в разгадывании слов по определениям.
Ответ вписывается в сетку кроссворда и с помощью пересечений с другими словами, облегчает нахождение ответов на другие определения.
К каждому слову даётся текстовое определение (либо картинка), которое указывает на слово-ответ.
Интересные факты о кроссворде
Исследователям встречались находки, которым 1 век, похожие на кроссворд.
Италия, Великобритания, США претендуют на звание родины кроссвордов.
.
В нашей стране первый кроссворд появился в 1925 году в «Новой вечерней газете».
Самый большой опубликованный кроссворд мира составил 82 951 клетку и 25 614 слов.
Создание своих головоломок
У меня появилась идея создать свои любимые головоломки – ребусы, судоку и кроссворд, для того чтобы заинтересовать их решением друзей и одноклассников.
Этапы создания головоломок:
Сначала я нарисовал головоломки в альбоме.
При помощи родителей оформил их на компьютере в программе «Photoshop» и «World».
Мои достижения
- За время обучения в 1 классе я достиг следующих результатов:
- 1 место по предмету «Русский язык» в региональной открытой олимпиаде «Шаг в будущее» ГАУ ДПО «ВГАПО»;
- 1 место по предмету «Окружающий мир» в региональной открытой олимпиаде «Шаг в будущее» ГАУ ДПО «ВГАПО»;
- 2 место по предмету «Математика» в региональной открытой олимпиаде «Шаг в будущее» ГАУ ДПО «ВГАПО»;
- Диплом 1 степени муниципального тура Открытой всероссийской интеллектуальной олимпиады «Наше наследие»;
- Диплом 3 степени регионального тура Открытой всероссийской интеллектуальной олимпиады «Наше наследие»;
- Дипломы 1 степени по предметам «Математика», «Русский язык», «Информатика», «Биология и окружающий мир» за участие в Международном дистанционном конкурсе «Олимпис 2022 – Осенняя сессия»;
- 2 место по предмету «Математика» в школьном туре олимпиады МОУ СШ №30;
- Диплом за 3 место в научно-практической конференции «IT-инновации. Импульс. Творчество» XXI Областного форума «Юность науки» с проектом «Волшебство мыла»;
- Диплом ГРАН-ПРИ конкурса в рамках XXII областного фестиваля презентаций учебных проектов (проект «Волшебство мыла»);
- Диплом призера регионального конкурса «Фестиваль учебных и педагогических проектов начальной школы» проект «Волшебство мыла»;
- Диплом лауреата 1 степени Всероссийского конкурса детского творчества «То ли сказка, то ли быль» в номинации «Художественное слово»;
- Дипломы призера Всероссийских онлайн-олимпиад по шахматам, математике, русскому языку «УЧИ.РУ».
Подведём итоги:
- Я познакомился с разными видами головоломок и классифицировал их;
- Выяснил, что головоломки развивают настойчивость, тренируют мелкую моторику, развивают мышление, логику, внимательность и память ;
- На личном примере доказал, что мое полезное увлечение помогает в развитии способностей, необходимых для успешного обучения в школе;
- Я узнал, как создаются любимые головоломки, создал свои и оформил их при помощи программ «Photoshop» и «Word».
- моей семье – которая поддерживала меня и помогала в поиске литературы, в оформлении моих мыслей и идей, обучила новым навыкам (таким как работа с программой «Photoshop», «PowerPoint», «Word»), тестировали созданные мной головоломки, за веру в меня;
- моему педагогу Инне Николаевне Будниковой за помощь и поддержку;
- одноклассникам за поддержку и принятие участия в опросе.