Руководители проекта: Фалько Е.Б., воспитатель подготовительной группы.
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Вид проекта: познавательный.
Актуальность:
В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост.
Живя в стране, богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родной республики и страны.
Непосредственное общение с камнями способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.
Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей воспитанников в процессе знакомства с разнообразием мира камней.
Задачи проекта:
Образовательные:
Формировать у детей элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
Познакомить детей с ролью камней в жизни человека, некоторыми камнями, которые люди используют для своих целей с древних времён.
Воспитательные:
Воспитывать бережное осознанное отношение к неживой природе;
Воспитывать любознательность, познавательный интерес.
Развивающие:
Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.
Развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объём памяти.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Продолжительность проекта: 10.02.21- 25.02.21
Основные формы реализации проекта: НОД, беседа, экспериментирование, работа с родителями.
Предполагаемый результат:
Дети: дети могут называть свойства камней;
имеют представления о некоторых особенностях внешнего вида камней;
знают о пользе камней в природе и жизни человека;
могут находить сходства и различия у камней;
дети составляют описательный рассказ о камнях с опорой на иллюстративный материал.
Родители: Активное участие в создание мини-музея «Кладовая природы» в группе.
Продукт проекта: мини-музей «Кладовая природы», энциклопедия «Мир камней»
Этапы реализации проекта:
Этап | Содержание работы |
1.Подготовительный | 1.Первичная диагностика детей. 2.Анкетирование родителей. 3.Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта. 4.Подбор дидактического и методического оснащения проекта. |
2.Практический | 1.Беседы с детьми. 2.НОД. 3.Экспериментирование. 4.Работа с родителями. |
3.Контрольно- коррекционный | 1.Итоговая диагностика – опрос детей, родителей. 2. Анализ проведенной работы. 3.Отчет о реализации проекта. 4.Выступление на педагогическом совете. |
4.Заключительный | 1.Создание мини-музея «Кладовая природы» |
Содержание работы по образовательным областям.
Познавательное развитие | Беседы с детьми: «Нужен ли камень человеку?» «Что мы знаем о камнях» «Драгоценные камни» «Как появляются камни» «Правила поведения в музее» Рассматривание иллюстраций в различных книгах, энциклопедиях. Экспериментирование: «Какой камень тяжелее?» «Пирамида из камней» «Тонет-не тонет?» Опыты: Может ли камень издавать звуки? Меняют ли камни цвет? Рисующие камни. Прочный камешек. Почему камни бывают разноцветными? Как вода камень точит? Дидактические игры: «Что для чего» «Что лишнее?» «Найди пару» «Продолжи ряд» |
Речевое развитие | Сказка И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки» «Как живут камни» Е. Чуйко П. Бажов «Серебряное копытце». Стихи, пословицы и поговорки о камнях. |
Социально-коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевые игры «В поисках клада», « Мы геологи» |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование по замыслу «Превращение камешков» (роспись на камнях) |
Физическое развитие | Подвижные игры «Царь горы», «Найди свой камень» |
Механизмы реализации проекта.
Развивающая среда | 1.Оформление в группе уголка по теме проекта. 2.Подобрать коллекцию камней. 3. Подобрать произведения художественной литературы по теме проекта. |
Самостоятельная деятельность детей | 1. Рассматривание иллюстраций в различных книгах. 2.Самостоятельная изобразительная деятельность (рисование, раскраски). 3. Сюжетно-ролевые игры. |
Совместная деятельность | 1.Чтение сказок, рассказов, заучивание потешек и стихотворений. 2. Рассматривание иллюстраций в книгах, энциклопедиях. 3. НОД 4. Дидактические игры. 5. Экспериментирование. 6. Подвижные игры. |
Работа с родителями | 1.Консультации для родителей. 2.Помощь в создании коллекции камней. |
Планирование и организация деятельности.
№п\п | Мероприятие | Цели | Ответственные. (Участники). | Сроки реализации |
1 этап - подготовительный |
1 | Диагностика детей и анкетирование родителей. | Сформулировать цели и задачи проекта | воспитатели | 10.02.21г. |
2 | Консультация, беседа. | Познакомить родителей с проектом. Вызвать интерес и желание в помощи реализации проекта. | воспитатели | 11.02.21г. |
3 | Подбор литературы, иллюстраций к проекту. | Создать условия для реализации проекта. | воспитатели | 11.02.21г. |
2 этап - практический |
9 | «Как появляются камни» | Вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о свойствах и качествах предметов неживой природы. | воспитатели | 12.02.21г. |
10 | НОД «Эти удивительные камни» | Формировать представление о камнях, как части неживой природы, о их роли в жизни человека. Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы. Закрепить элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства. | воспитатели | 15.02.21г. |
11 | Беседа «Нужен ли камень человеку?» | Актуализировать знания детей о планете Земля, её недрах, камнях. Формировать элементарные представления о живой и неживой природе. Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). | воспитатели | 16.02.21г. |
12 | Экспериментирование: «Какой камень тяжелее?» «Пирамида из камней» «Тонет-не тонет?» Опыты: Может ли камень издавать звуки? Меняют ли камни цвет? Рисующие камни. Прочный камешек. Почему камни бывают разноцветными? Как вода камень точит? | Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, исследовательские навыки: (принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы). | воспитатели | 16.02.21г-19.02.21г. |
13 | Беседа «Драгоценные камни» | Познакомить детей с наиболее распространёнными декоративными камнями и изделиями из них. Формировать эстетическое восприятие окружающего. Показ иллюстрации коллекции камней. | воспитатели | 17.02.21г. |
14 | Дидактическая игра «Что для чего» | Продолжать детей знакомить с искусственными и природными камнями и изделиями из них; развивать мышление, память; закрепить умение работать парами, договариваться объяснять свой выбор. | воспитатели | 17.02.21г. |
15 | Беседа «Полезные ископаемые» | Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах камней и способах их использования в промышленности; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе. | воспитатели | 18.02.21г. |
16 | Чтение произведений П. Бажов «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы» | Познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включить детей в атмосферу «сказа», в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать у детей воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его. | воспитатели | ежедневно |
17 | Рисование по замыслу «Превращение камешков» | Учить детей создавать художественные образы на основе природных форм. Познакомить с разными приемами рисования на камнях разных форм. Совершенствовать изобразительную технику. Развивать воображение. | воспитатели. | 20.02.21г. |
18 | Сюжетно-ролевая игра «В поисках клада» | Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, умение подбирать предмет по цвету. Воспитывать усидчивость, терпение, приучать убирать материал на место. | воспитатели | 19.02.21г. |
19 | Подвижные игры | Создание условий для оздоровления организма посредством выполнения комплекса физических упражнений. Создать бодрое настроение у детей; воспитывая привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями. Развивать ловкость, подвижность, координацию движений рук и ног. | воспитатели | ежедневно |
3-й этап - контрольно-коррекционный |
19 | Обработка и оформление материалов проекта. | Систематизировать материал. | воспитатели | 24.0221г. |
20 | Итоговая диагностика. | Выявить уровень знаний детей по данной теме. | воспитатели | 24.02.21г. |
21 | Анализ проведенной работы. | Подведение итогов проекта. | воспитатели | 25.02.21г. |
4-й этап – заключительный |
22 | Создание мини – музея «Кладовая природы» Выставка рисунков «Горный пейзаж» | Развитие познавательных способностей детей, расширение кругозора. Пополнение развивающей среды группы. | Родители воспитатели | 19.02.21г. |
23 | Презентация проекта. | Выступление на педсовете. | воспитатели | 26.02.21г. |
Результат проекта:
В результате реализации проекта у детей сформировались представления о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, появились знания о пользе камней в природе и жизни человека. Дети имеют представление о том, как добывают камни и как их используют, какими полезными ископаемыми богата Россия; проявляют познавательные способности, демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; воплощают идеи в творческой деятельности. Познакомились с профессией геолог. Также дети узнали, что такое музей. Познакомились с правилами поведения в музее.
Родители активно участвовали в данном проекте, приносили поделки и рисунки, был изготовлен макет «Горы» для мини-музея «Кладовая природы».
В результате работы над проектом старались развить у детей диалогическую и монологическую речь, развивать познавательные способности. Итоговая диагностика показала достаточно высокий уровень знаний детей по теме проекта.
Использованная литература:
1.Бондаренко Т.М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ « Учитель» 2004;
2.Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детей подготовительной к школе группе ДОУ. – Екатеринбург: издательство «Центр Проблем Детства», 2002;
3.Дыбина О.В., Разманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005;
4.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2003;
5.Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М.: Сфера, 2005;
6.Комплексное занятие по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие под ред. С.Н. Николаевой. – М. Педагогическое общество России, 2005;
7.Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2005;
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31 «Дюймовочка»
Проект
«Удивительный мир камней»
Авторы:
Кулик Н.Г.
Фалько Е.Б.
г. Майкоп 2021г.