СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект. Удивительный мир лошадей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект. Удивительный мир лошадей.»

28


МУ «Отдел образования и по делам молодёжи»

администрации МО «Оршанский муниципальный район»


МОУ «Великопольская средняя общеобразовательная школа»





VIII районный конкурс проектов младших дошкольников

и обучающихся 1-5 классов «Я познаю мир»









Орденоносцы моего села



Удивительный мир лошадей

Исследовательский проект











Выполнил: Садовин Глеб,

ученик 2 класса

Руководитель: Уткина Н. Я.,

учитель начальных классов







с. Великополье

2020 г.


Содержание

I. Введение ……………………………………………………………….. 3-4

II. Основная часть

2.1. Лошади в жизни человека …………………………………………...5-8

2.2. Удивительные качества лошадей…………………………………..9-10

III. Практическая часть

3.1. Анкетирование………………………………………………………...11

3.2. Собственные наблюдения…………………………………………12-14

IV. Заключение……………………………………………………………..15

Список использованных источников …………………………………….16

Приложения……………………………………………………………..17-36



































Введение.

«Сокол в небе без крыльев бессилен,

Немощен человек на земле без коня»

Восточная мудрость.

Лошадь – удивительное, красивое животное, которое восхищает окружающих своей силой, выносливостью и смелостью. Издавна она служила и пахарем, и бойцом, и верным другом, а верхом человек преодолевал огромные расстояния и осваивал новые земли.

Долгое время лошади были в числе наиболее важных для человека домашних животных. С развитием техники роль лошади в жизни человека стала гораздо меньше. Машины сменили коней за плугом, в упряжке и на поле боя. Но совсем без лошади человек не может обойтись!

Актуальность темы.

Я живу в сельской местности, о лошадях знаю не понаслышке. Мне  повезло: у моего дедушки (Приложение 3) есть лошадь и жеребенок! С раннего возраста общаюсь с лошадьми, помогаю дедушке по хозяйству. Научился ухаживать за лошадьми: чищу шерсть, кормлю, пою. Вот я задумался над проблемой, почему в нашей деревне только наш дедушка держит лошадей. Рассказал об этом своей классной руководительнице, и вместе решили больше узнать об этих красивых животных.

 Гипотеза исследования: конь - друг и помощник  современного человека.

Цель: создание лэпбука (Приложение 1) «Удивительный мир лошадей».

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу и источники сети Интернета о лошадях;

  2. Узнать значение лошади в жизни человека;

  3. Найти интересные факты из жизни лошадей и рассказать сверстникам;

  4. Изучить народные мудрости, связанные с лошадьми.

  5. Исследовать повадки лошадей, их рацион питания.

Проектным продуктом будет лэпбук, в котором мы поместим интересный и познавательный материал о лошадях для учащихся начальной школы.

Методы исследования: эксперимент, наблюдение, подбор информации в литературе и на сайтах сети Интернет, интервью, анализ полученной информации.

        Этапы работы над исследовательской работой: 

  I этап –подготовительный

  • выбор темы и названия;

  • составление плана работы;

  • сбор информации:

Неоднократно посещали библиотеку, отбирали материал в энциклопедиях, сделали подборку стихов и загадок о лошадях, встречались с работником ветеринарного участка, посетили хозяйства в селе Великополье и в деревне Мари-Ернур, которые держат лошадей.

I этап – практический

  • проведение анкетирования;

  • подбор и заготовка материала для лэпбука;

  • изготовление лэпбука «Удивительный мир лошадей». (Приложение 7)

III этап – заключительный

  • оформление исследовательской работы в бумажном и электронном виде;

  • защита проектной работы

Основная часть

2.1 Лошади в жизни человека.

Изучив литературу и источники Интернета, я узнал о разных породах лошадей. Хочу описать некоторых.

Кони пассажирские[1]

Модернизация почтовой связи началась с того, что гонцы пересели с верховых лошадей в повозки, управляемые кучером, а рядом с ним нередко усаживались пассажиры. Транспортными средствами для перевозки пассажиров на дальние расстояния управляли кучера. Это было чрезвычайно сложное и ответственное занятие, ведь в руках кучера находились жизни людей. Талантливые, опытные ямщики и кучера высоко ценились и пользовались большим уважением в обществе многих стран (Приложение2)

Лошади – спортсмены [2]

На сегодняшний день наиболее распространенной сферой применения лошадей является спорт. Спортивные лошади зачастую всю жизнь проводят на ипподроме. Это древнегреческое слово обозначает «место для бега лошадей». В первую очередь на ипподромах проводили конные состязания на колесницах. Сегодня программа конноспортивных состязаний значительно расширилась. Лошади выступают либо в качестве главных участников, либо как вспомогательное средство. В первом случае — это классические дисциплины конного спорта: конкур, скачки и троеборье. Наиболее трудное конноспортивное состязание — троеборье. Оно состоит в том, что в течение трех дней лошадь демонстрирует все свои способности и таланты — скорость и выносливость, послушание и ум. (Приложение 2)

Лошадь-спасительница [3]

Лошадь - наша спасительница. Огромное количество вакцин и противоядий было создано благодаря лошадям. Кровь лошади является отличным средством для получения спасительной лечебной сыворотки от дифтерии и столбняка и других смертельно опасных заболеваний.

Лошади-кормильцы [4]

Постепенно люди начали замечать полезные и целебные свойства кобыльего молока. Сквашенное кобылье молоко - кумыс, издавна считается национальным напитком многих азиатских народов. Кони служили не только источником мяса и молока, из их шкур шили одежду, обувь и бурдюки для хранения пищи и воды. Кумыс ценили прежде всего за высокое содержание белков, жиров, витамина С и антибиотиков. С его помощью лечили многие болезни: туберкулез и цингу, малокровие и неврастению, желудочные заболевания и брюшной тиф, нарушение сердечно - сосудистой системы и многое другое. Этот напиток из конского молока в настоящее время научились консервировать и он продается в магазинах. Натуральное кобылье молоко является для человека биологически более полноценным продуктом, чем коровье.

Лошади-артисты [5]

Лошади-артисты очень темпераментны. Поэтому их по праву называют отличными артистами. Лошадь является главным актером цирка среди всех животных. Талантливые тренеры обучают их удивительным трюкам: заставляют танцевать под музыку, вставать на задние ноги и все это по мановению руки человека. (Приложение 2)



Лошади для досуга [6]

Сегодня все больше людей предпочитают проводить свой отдых верхом на лошадях. Это связано, прежде всего, с постоянно возрастающим желанием людей приобщиться к природе, а для этого как нельзя лучше подходит лошадь.

Невозможно представить русских гуляний без лошадей. Тройка, запряженная, своеобразный символ русской истории — неизменный атрибут национальных праздников, свадеб, гуляний и новогодних открыток. Русская тройка воспета в народных песнях. (Приложение 2)

Лошадь-доктор или иппотерапия [7]

Верховая езда не только искусство управления лошадью, но и лечебное занятие, которое получило название иппотерапия. С ее помощью люди с тяжелыми травмами, с физическими и умственными недостатками проходят эффективный курс реабилитации, после чего у них наблюдаются значительные улучшения в здоровье с медицинской точки зрения. Размеренная езда, плавные движения лошади отвлекают человека от грустных, темных мыслей, и вызывают у него положительные и веселые эмоции.

Конная полиция [8]

Конная полиция является мобильной и эффективной. Она существует во многих странах. В полиции "служат" специально обученные лошади. Такие кони не боятся ни громких выстрелов, ни грохочущей техники, ни внезапных взрывов, ни бушующей толпы. Полицейская лошадь – это не только красивое и сильное животное, но и полноценная боевая единица, которая может оттеснить целую толпу. (Приложение 2)



Лошади - трудяги [9]

Огромна роль лошади в истории сельского хозяйства. До начала всеобщей механизации обработка земли велась именно с помощью этих животных. Их запрягали в плуги и вспахивали поля, в телеги, на которых вывозили с поля.

В сельской местности и в наше время главным помощником остается лошадь. Лошадь - покладистое, трудолюбивое, и что немаловажно, маневренное, поворотливое, ловкое животное. Она незаменима в поле - на пашне. Она обладает огромной силой, способна работать несколько часов подряд.Лошади всегда были незаменимыми помощниками. Техники не было, и поэтому все приходилось выполнять с помощью этих выносливых животных. На них возили сено, дрова, пахали на полях, сеяли, завозили корм на фермы.

С появлением техники, конюшни ликвидировали. Оставались лошади только в некоторых личных хозяйствах. Затем и их не стали держать. Ведь уход за лошадьми намного хлопотнее, чем уход за техникой. (Приложение 2)













2.2. Удивительные качества лошадей

Качества лошади, сложившиеся на протяжении многих лет:

  • сила, скорость,выносливость, хорошая обучаемость, способность переносить разнообразные климатические условия и питаться скудным грубым кормом.

  • У лошади великолепное чутье и сильное чувство дома - заблудившись в метельной степи, ямщики, бывало, бросали поводья, полагаясь на лошадь, и она доставляла возок прямо к воротам дома. Великолепно ориентируются кони и в дождь, и в пургу, и днем, и ночью. Недаром народная мудрость утверждает: "Добрый конь из воды вытащит, из огня вынесет!"  

  • У лошади очень тонкий слух! Она улавливает даже малейшие шорохи, которые человеку вообще не доступны. Хорошо различает звук шагов хозяина и узнает его еще до того, как тот появляется в дверях конюшни.

  • Лошадь умеет сама себя лечить: ушибленные или пораненные места она периодически трет о различные предметы, массирует губами, зубами, ногами или копытами. Для защиты от насекомых лошади часто объединяются в пары.

  • Радиус обзора лошадиных глаз составляет почти полный круг. Она может видеть все, что происходит позади нее, даже не поворачивая головы.

  • Лошадь хорошо улавливает агрессию по отношению к себе, чувствует человеческий страх, поэтому в озлобленном состоянии и с дурными манерами к животному лучше не приближаться.

  • На гербе многих стран и городов изображен конь. Конь символизирует мудрость, свет, силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Это символ плодородия, мужества и мощной власти.

  • Очень эффективное оружие у них – удар задним копытом, однако его они используют только в самом крайнем случае.

  • Лошади до смерти боятся пчёл, несколько десятков таких укусов могут убить взрослую особь.

Вывод по основной части: наш четвероногий друг может быть таким одинаковым и в то же время таким удивительно разным! Лошадь может быть помощником, лекарем, спортсменом, артистом, полицейским, а самое главное большим другом человека.































III. Практическая часть

3.1 Анкетирование

В ходе данного исследования нам стало интересно, что знают наши сверстники о лошадях. С этой целью было проведено анкетирование среди обучающихся 1-2 классов. Данная анкета включала в себя 5 вопросов:
1. Где используют лошадей?

2. Как называется дом для лошадей?

3. Любимое лакомство лошадей?

4. Как называют врача, который лечит лошадей?

5. Назовите клички лошадей, героев литературных произведений и мультфильмов.

По результатам анкетирования, выяснили, что ученики мало знают о лошадях. ( Приложение 6)























3.2 Собственные наблюдения.

Мой дедушка работал в колхозе «Нива» Оршанского района главным зоотехником. Его профессия была связана с животными, в том числе и с лошадьми. Он многое рассказывал о жизни и повадках лошадей, о конно-спортивном клубе «Мустанг», который был при колхозе «Нива» д. Пуял Оршанского района и всегда занимал призовые места. Мой дедушка писал статьи в газету «Вперед» об этом клубе, и к моему удивлению, у него остались вырезки своих статей (Приложение 8).

Изучив литературу о лошадях, мы решили пойти в ветеринарный участок, чтобы узнать, кто держит в нашем сельском поселении лошадей. Их оказалось мало, но больше всех голов лошадей у Маркова Юрия Алексеевича из деревни Мари- Ернур и у Смирнова Игоря Витальевича из с. Великополья. Мы с учительницей решили пойти на экскурсию к ним и взять интервью.

Вначале мы были у Маркова Ю.А. У него в хозяйстве 10 лошадей разных пород и мастей. Мы посмотрели конюшню, в котором живут лошади. 
Конюшня- это тот дом, который строит человек для своего друга.
Построена эта конюшня по такому типу: переступив ее порог, мы попадаем в
тамбур, который закрыт с обеих сторон дверьми, чтобы в конюшне не гулял сквозняк. 
В конюшне особый запах ­ сена, зерна, конского пота; особые звуки ­ всхрапы лошадей, ржание... Мы смогли услышать, как лошади потряхивают всем телом или ушами, как они обмахиваются хвостами.

Каждая лошадь в конюшне находится в отдельном деннике. Друг от друга они перегорожены снизу наглухо, а сверху ­ решетками. Как мы узнали от конюха, делается это для того, чтобы лошади не поранили ноги, и чтобы в денники попадало больше света и воздуха.

После экскурсии я взял интервью у Юрия Алексеевича, покормил овсом «Ласточку», почистил коня, а он покатал меня верхом на лошади! (Приложение4)
Рассказав о нашей экскурсии своим одноклассникам, мы решили пойти на экскурсию к Смирнову И.В. уже всем классом. Нам Игорь Витальевич рассказал про кормление лошадей.

Важно многое знать и помнить. Если тотчас, после работы, лошадь накормить овсом или другими концентратами, съеденный корм из-за недостатка желудочного сока начинает бродить и выделять газы. Это ведет к несварению корма и сильным коликам. Потную разгоряченную лошадь нельзя поить холодной водой. Это может привести к ревматическому воспалению копыт и коликам. После работы лошади сначала дают немного сена, потребление которого не вызывает колик, затем, когда она немного отдохнет и остынет, её поят и только после этого ей дают концентрированные корма. Овес лошади следует давать после водопоя.  

Больше всего лошадей кормят сеном. Только если одним сеном кормить, то лошади не так хорошо работают. Поэтому хороший хозяин старается всегда прибавить к сену овес. Хорошая пища для лошадей — морковь, репа, свекла, картофель.Лакомством из продуктов будут яблоки, бананы, сахар, сухари.

В конце экскурсии Игорь Витальевич покатал нас всех на санях. Было очень здорово! ( Приложение 5)

Вывод по практической части: сходив на экскурсии к Маркову Ю.А. и Смирнову И.В., я узнал, как держать лошадей в частных конюшнях, познакомился с новыми словами связанные с жизнью лошадей, научился сидеть верхом.

Я понял, что лошадей нужно любить всей душой и тогда они будут отвечать взаимностью. А Юрий Алексеевич и Игорь Витальевич именно такие люди, они заботятся и ухаживают за своими четвероногими друзьями, как о своих детях.


























IV. Заключение

Создав этот проект, хотелось, как можно больше рассказать о лошадях.

Гипотеза наша подтвердилась: лошади в жизни человека всегда были и будут рядом. О них будут писать книги, сочинять стихи и песни, лошади всегда будут первыми помощниками, лучшими спортсменами и великолепными артистами.

Я понял, что в наше время, когда труд человека во всем заменяют машины, казалось бы, можно обойтись и без помощи лошадей, но невозможно представить себе наш мир без этих красивых и умных животных.

Я познакомился с интересными людьми, которые, как мой дедушка и я очень любят лошадей. Я думаю, что и дальше буду интересоваться всем, что касается лошадей, и узнавать о них всё больше и больше интересного.

После всего изученного, мне захотелось создать лепбук и показать не только моим одноклассникам, но и порадовать своего дедушку. Ведь он так радуется, когда я с ним рядом помогаю по хозяйству.

















Список использованных источников

  1. Лошади. Маргарет Кобель. Слово Зельф, 1994

  2. Лошади мир животных. Пол Стерри. Белфакс, 1995

  3. Твоя профессия. Коневоды № 4, 1987. Издательство «Знание», Москва.

  4. Я познаю мир. Лошади. Издательство «Астрель», Москва, 2002.

Интернет источник

  1. https://web-zoopark.ru/loshadi/koni_passazhirskie.html

  2. http://www.petshealth.ru/pets/loshadi/porody-loshadej/teplokrovnye-loshadi/sportivnye-loshadi.php

  3. http://www.nexplorer.ru/news__13038.htm

  4. https://web-zoopark.ru/loshadi/koni-kormiltsi.html

  5. http://www.prizyv.ru/2015/10/30/loshadi-aktery-zvezdy-chempiony/

  6. https://www.profguide.io/professions/Ippolog.html

  7. https://mir24.tv/news/16304899/vrach-cheloveka-kak-loshadi-lechat-osobennyh-detei

  8. https://pikabu.ru/story/o_konnoy_politsii_4885293

  9. https://spanwords.info/answer.php?key=48e39f88967b3a08bdacac92a91e23c7&id=150224

Информаторы:

1. Бусыгин Александр Николаевич – дедушка, адрес: д.Пуял, Оршанский район РМЭ

2. Павлова Надежда Васильевна – библиотекарь, адрес: с.Великополье, Оршанский район РМЭ

3. Помогаева Эльвира Сергеевна – ветеринарный врач, адрес: с.Великополье, Оршанский район РМЭ

4. Марков Юрий Алексеевич, адрес: д.Марий –Ернур Оршанский район РМЭ

5. Смирнов Игорь Витальевич, адрес: с.Великополье, Оршанский район РМЭ

Приложение 1

Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга).

Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы у вас получается отлично проработанный исследовательский проект.

Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.

Рекомендуемый возраст занятий по лэпбукам — 5 лет и выше. Дети 7-8 лет уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки.




https://nitforyou.com/blog/lepbuk/










Приложение 2




Кони пассажирские. Тройка.



Фото. Лошади-спортсмены.


Фото. Лошади-артисты.












Фото. Кони полицейские.




Фото. Лошади для досуга.



Фото. Лошади-трудяги.











Приложение 3




Беседа с дедушкой о лошадях.



Помогаю дедушке по хозяйству.



Наша Матрёна.



Встреча с ветврачом Помогаевой Э.С.


Сбор информации в сельской библиотеке.


Беседа с библиотекарем Павловой Н.В








Приложение 4

Встреча с информатором Марковым Ю.А.



Конюшня Маркова Ю.А

в д. Мари-Ернур



Экскурсия по конюшне


Лошадь в деннике



Знакомство с лошадьми


Правильно чистим лошадь


Кормлю лошадь овсом






Лакомство лошадей



Катание верхом на лошади


























Приложение 5


Встреча с информатором Смирновым И.В.



Экскурсия по конюшне


Знакомство с лошадьми


Кормим лошадь морковкой


С красавицей Чародейкой


Запрягли сани для катания


Катание на санях








Приложение 6









Приложение 7


Работа над лэпбуком.




Работа с компьютером

Заготовка основы лэпбука


Вырезаю «карманы»

Склеиваю фотографии


Как вам мой лэпбук?

Наш продукт готов!