Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42» муниципального образования города Братска.
Проект «Умеем говорить красиво с детства»
Разработали: учащиеся 5А класса МБОУ «СОШ№42»
Руководитель: Тархова Н.Б., учитель русского языка и литературы
г. Братск
Наш проект называется «Умеем говорить красиво с детства».
Спросят меня: что похоже на море?
- Русский язык, - не замедлю с ответом,
Он, словно море, согреет зимою,
Свежеть подарит засушливым летом,
Воды его, разливаясь без края,
Блещут немеркнущим солнечным светом.
Русский язык – безграничное море!
В глуби морской я дождался улова:
Выловил ключ, открывающий радость, -
Этим ключом было русское слово …
М. Гетуев
Геротод сказал как-то: «Издревле есть у людей мудрые и прекрасные изречения; от них следует нам поучаться». И хотя с тех пор прошло почти полторы тысячи лет, замечание древнегреческого историка ничуть не устарело.
В самом деле, язык, в нашем случае русский, очень богат и ярок. Но не всегда мы употребляем в речи только красивые фразы и обороты. Очень часто мы сталкиваемся с проблемой употребления ненормативной лексики, особенно среди подростков, использующих такие слова, не задумываясь об их значении.
Данная проблема представляет особую актуальность, так как в ходе проведения анкетирования среди учащихся 5-х классов нашей школы мы выявили, что многие употребляют ненормативную лексику, и наверняка, не все знают о том, что это является административным правонарушением.
Глава 20. административное правонарушение, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность.
Статья 20.1. Мелкое хулиганство.
1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества,- влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Именно это натолкнуло нас на мысль о том, как остановить употребление нецензурной лексики у подростков.
Таким образом, цель нашего проекта такова: повышение уровня грамотности и формирование культуры речи у учащихся 5-х классов.
Предмет данного проекта: разработка воспитательных мероприятий, направленных на снижение употребления ненормативной лексики учащимися.
Объект проекта: повышение уровня грамотности учащихся.
Задачи проекта:
Искоренить или уменьшить употребление ненормативной лексики среди учащихся 5-х классов.
Научиться работать в микрогруппах, группах с целью изучения основ социального проектирования.
Использование инновационных методов воспитания школьников в работе над проектом.
Исходя из цели нашего проекта, результатом будет организация и проведение следующих воспитательных мероприятий:
создание памятки о том, как речь учащихся может стать лучше;
организовать выставку цветов, изготовленных детьми, «С языка твоего только розы…»;
принимать участие в выпуске школьной газеты в рубрике «Копилка добрых слов»;
помочь учителям разработать материал «Минутка-читайка» по методике оптимального чтения для учащихся на уроки;
организовать соревнование между учащимися 5-х классов «За чистоту русской речи»;
организовать соревнования среди родителей учащихся 5-х классов «Мама, папа, я – грамотная семья».
Предложенные нами мероприятия могут быть реализованы в течение двух недель. Кроме того, мы уже можем предложить план проведения указанных мероприятий и ответственных за них.
План проведения воспитательных мероприятий «Умеем говорить красиво с детства»
Мероприятие | Содержание мероприятия | Время проведения | Ответственные за проведение мероприятия |
Создание памятки, позволяющей улучшить речь | Проходит в два этапа: 1) учащиеся 5-х классов предлагают каждый несколько вариантов правил, позволяющих обратить внимание на то, как сделать речь красивой; 2) выбор самых лучших правил для памятки. | Первая неделя акции. | Орг. группа 5А класса; классные руководители 5-х классов. |
Выставка цветов «С языка твоего только розы…»; | Учащиеся 5-х классов изготавливают своими руками всевозможные цветы, на лепестках которых предложены красивые слова нашего языка. | Вторая неделя акции. | Орг. группа 5А класса; классные руководители 5-х классов. |
Выпуск рубрики «Копилка добрых слов» в школьной газете «Мы». | Еженедельный выпуск, или раз в две недели, статей о родной речи, ее особенностях, красоте употребления слов, факты из истории и др. | В каждом выпуске газеты. | Орг. группа 5А класса. |
«Минутка-читайка» | Разрабатывается в помощь учителям, использующим методику оптимального чтения на уроках. Материал может включать в себя русские пословицы, поговорки, скороговорки и др. | Первая неделя акции. | Орг. группа 5А класса, учителя русского языка и литературы. |
Соревнование «За чистоту русской речи». | Проводится на параллели 5-х классов. Предлагаемые этапы соревнования: чтение стихов о речи, поговорки и пословицы, фразеологизмы, самостоятельное сочинение стихов, показ рекламы о речи. | Конец первой недели акции. | Орг. группа 5А класса; классные руководители 5-х классов. |
Соревнование «Мама, папа, я – грамотная семья». | Проводится между родителями учащихся 5-х классов. Основные номинации соревнования: самый грамотный папа, самая грамотная мама, самая грамотная семья. | Конец второй недели акции. | Орг. группа 5А класса; классные руководители 5-х классов, школьные организаторы. |
Ожидаемым результатом станет: уменьшение употребления ненормативной лексики у учащихся 5-х классов нашей школы.