Урок по теме «Гидравлические машины».
Цель урока: Учащиеся должны знать назначение, устройство и принцип действия гидравлического насоса и гидравлического пресса.
Задачи урока:
Продолжить формирование понятий о давлении.
Повторить закон Паскаля
Повторить понятие гидростатическое давление.
Применить теоретические знания для практических целей.
Оборудование:
Баллоны от шприцов на 20 мл - 2 шт
Баллон от шприца на 10 мл – 1 шт
Баллон от шприца на 5 мл
Шланг
Штатив лабораторный
Оборудование из комплекта ГИА –лаборатория «Тепловые явления» для проведения парной работы:
Баллон № 4 и №5 соединенные шлангом.
Плюс дополнительно баллон от шприца емкостью 5 мл.
Стакан с водой.
Ход урока
Организационная часть.
Лаборанты раздают оборудование:
Баллон №4
Баллон №5
Баллон емкостью на 5 мл
Шланг
Стакан с водой
Учитель напоминает правила поведения и технику безопасности:
Убрать школьные принадлежности в сторону
Не брызгаться и не разливать воду
Основная часть I – парная экспериментальная работа.
Экспериментальное задание №1.
Ребятам предлагается набрать в баллон №5 набрать воды и при помощи шланга соединить его с баллоном №4.
Выдвинуть гипотезу, и записать ее в тетрадь обозначив как Гипотеза №1, о том, что произойдет если нажать на поршень баллона №5.
Экспериментально проверить эту гипотезу.
При нажатии на поршень баллона № 5 провести наблюдение за поведением поршня баллона №4. Результат записать в тетрадь, объяснить.
Понажимайте поочередно на поршни разных баллонов и попробуйте определить при нажатии на поршень какого баллона поршни легче приходят в движение. Запишите результат ваших исследований и предположений их объясняющих.
Экспериментальное задание№2.
Нажмите на поршень баллона №4 до упора и аккуратно отсоедините баллон №4. К баллону №5 подсоедините баллон от шприца емкостью 5мл.
Понажимайте поочередно на поршни баллонов и сделайте вывод при нажатии на какой поршень нужно меньше прикладывать силу чтобы поршни пришли в движение. Запишите свои выводы в тетрадь.
Основная часть II- фронтальный эксперимент.
В лапках штатива закреплены два баллона емкостью 20 мл соединенные шлангом. Баллоны наполнены водой.
Если на один из поршней поставить гирю массой 500 г поршень с трудом опускается, а второй поднимается.
Если теперь поставить гирю на другой поршень, то результат будет тот же.
Заменим один из баллонов другим меньшим по объему, а значит по диаметру поршня. Теперь если поставить гирю на меньший поршень гиря опускается гораздо легче.
Снова заменим этот баллон на еще более меньшего объема, а значит еще меньшего диаметра поршня. Теперь если поставить гирю массой 500 г на него, то гиря мгновенно опускается, даже если на большой поршень поставить гирю массой 100 и даже 200 г.
Ребятам предлагается объяснить результаты опытов.
Работа с ЦОРом для закрепления.
Демонстрация работы гидравлического пресса по электронному учебнику.
Рефлексия
Заполнение журнала рефлексии.