Актуализация знаний | Закрепление названия, последовательности и обозначение чисел от 11 до 20. Закрепление умения измерять предметы с помощью линейки в сантиметрах. | (На экране изображены домики, в которых живут сказочные герои). - Нам необходимо решить задачу. Знайка, Кнопочка и Тюбик живут в домах № 14, 17, 19. В каком доме живет каждый из них, если Знайка не живет в домах № 19 и 17, а Кнопочка не живет в доме № 19? (Знайка живет в доме № 14, Кнопочка —17, Тюбик — 19.) - Вы справились с заданием и узнали в каких домиках живут герои цветочного города. (На экране появляется персонаж мультфильма -тюбик). - Ребята, вы узнали, кто это? - Тюбик хочет узнать длину своей кисти, спрашивает у вас совета, как это можно сделать? - Каким образом? - Давайте вспомним, как правильно измерять предметы линейкой. - В каких единицах мы измеряли длину? - Возьмите линейки и измерьте кисточки, изображённые на карточках. (Учитель контролирует правильность измерения линейкой). - Тюбик благодарит за помощь и прощается с нами. | Знайка живет в доме № 14, Кнопочка —17, Тюбик — 19. (Три ученика выходят к доске и заполняют пропуски.) 14 = [ ] дес. [ ] ед. 17 = [ ] дес. [ ] ед 19 = [ ] дес. [ ] ед - Это Тюбик из мультфильма «Приключение Незнайки и его друзей» - Нужно её измерить. - Линейкой. - Приложить линейку, так, чтобы число 0 совпало с началом предмета, посмотреть, напротив какого числа оканчивается предмет. Это и будет длина предмета. - В сантиметрах. (Учащиеся измеряют кисти, изображённые на карточках, озвучивают результат). - Длина кисти 10 см. | Проявление познавательных мотивов, интерес к способу решения и общему способу действия. | Структурирование знаний о числах второго десятка. Повторение нумерации. Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Анализ и построение логической цепочки рассуждений | Формирование умения слушать, сотрудничать с одноклассниками, приходить к общему решению при работе в паре. Умение выражать свои мысли и действия; использовать речь для регуляции своего действия; строить понятные для партнёра высказывания | Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками Умение планировать, контролировать и оценивать свои действия. Формирование умения проговаривать последовательность действий, умения действовать по алгоритму. |
Определение темы урока.Постановка цели урока | Знакомство с более крупной единицей длины – дециметром. Открытие соотношения единиц длины сантиметра и дециметра. | - Мы вспомнили, как измеряются предметы. Сейчас мы будем выполнять задание на карточках. Вам необходимо измерить длину красного и желтого отрезка с помощью модели сантиметра (полоски), прикладывая края полосок друг к другу. - Ребята, удобно вам было измерять длину желтого отрезка? - Почему? - Что же делать? Как можно упростить вашу работу? - Посмотрите на парты, есть ли у вас мерки побольше? - Возьмите и измерьте длину желтого отрезка с их помощью. - Какой меркой легче измерять? Почему? - Как вы думаете, какова длина зеленой мерки? - Давайте проверим с помощью линейки. - Как вы думаете, какова длина синей мерки? - Как можно проверить? - А ещё как можно проверить, не пользуясь линейкой? - Давайте попробуем измерить таким образом. - Ребята, кто знает, как называется единица длины, в которой 10 см? - Правильно, 1 дм - это 10 см. (Учитель вывешивает на доску карточку с надписью «дециметр», делает запись: 1 дм = 10 см, обращает внимание, что слово «дециметр» сокращённо записывают «дм»). - Покажите полоску длиной 1 дм. - Подумайте и назовите тему нашего урока. Чему мы будем сегодня учиться? - Для чего нам нужны знания о дециметре и умение измерять длину в дециметрах? -А где нам это может пригодиться? В каких профессиях? - Что в классе можно измерить в дециметрах? - Измерьте дециметром длину вашей парты. | (Работа в парах). (Измеряют, озвучивают результат) – Длина красного отрезка равна 3 полоски. А длина желтого отрезка 20 полосок. - Не очень. - Долго измеряли, потому что полоска (мерка) маленькая. - Взять полоску (мерку) побольше. - Да, полоски синего цвета. (Работа в парах). (Измеряют, озвучивают результат). - Длина желтого отрезка – 2 синие полоски. - Синей, потому что она больше. - 1 см. (Измеряют линейкой, подтверждают предположение). (Ответы детей). - Измерить с помощью линейки. - Мерками зеленого цвета, так как мы знаем их длину – 1 см. Сколько поместится зеленых мерок на синей полоске, столько сантиметров будет длина синей полоски. (Работа в парах). (Измеряют, озвучивает результат). - Длина синей полоски 10 см. - Дециметр. (Показывают синюю полоску). - Измерять длину в дециметрах. - Чтобы измерять быстрее, чтобы измерять длину больших предметов. - Строитель, швея и т.д. - Парту, доску, шкаф, окно, дверь. (Работа в парах). (Измеряют, озвучивают результат). - Длина парты 8 дм. | Проявлениепознавательных мотивов, интерес к способу решения и общему способу действия. Формирование готовности к сотрудничеству, оказанию помощи | Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Умение формулировать проблему с помощью учителя; формирование умений выбора рационального способа решения проблемы; осуществлять синтез, как составление целого из частей. Смыслообразование – формирование познавательного мотива к изучению темы. | Учебное сотрудничество. Формирование умения слушать, сотрудничать с одноклассниками, приходить к общему решению при работе в паре Умение выражать свои мысли и действия; использовать речь для регуляции своего действия; строить понятные для партнёра высказывания. | Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками Умение планировать, контролировать и оценивать свои действия. Умение осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления. Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом. (целеполагание): формирование умений соотносить то, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. Умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. |
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала | Формирование умения измерять длину отрезков (предметов) в дециметрах. | - Откройте учебник, рассмотрите верхний рисунок на с. 51. - Определите по нему длину голубой полоски. - Выполним № 1 с. 51 учебника. (Учитель заранее готовит веревки длиной чуть более 2 дм.) - А сейчас внимательно прочитаем задание № 2 с.51 учебника.. - Расскажите, как вы будете чертить отрезок? - Попробуйте начертить отрезок самостоятельно. (Учитель контролирует выполнение заданий, оказывает помощь при затруднении). | (Открывают учебники). (Учащиеся читают соотношение: 1 дм = 10 см.) (Работа в парах, дети берут синюю полоску и отмеряют) - Начерти отрезок длиной 12 см. Сколько это дециметров и сантиметров. (Рассказывают алгоритм черчения отрезка длиной 12 см). - 12 см – это 1 дм. 2 см. (Самостоятельное выполнение в тетрадях) | Проявлениепознавательных мотивов, интерес к способу решения и общему способу действия. Формирование готовности к сотрудничеству, оказанию помощи | Структурирование знаний. Анализ и построение логической цепочки рассуждений. | Формирование умения слушать, сотрудничать с одноклассниками, приходить к общему решению при работе в паре. Умение выражать свои мысли и действия; использовать речь для регуляции своего действия; строить понятные для партнёра высказывания | Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Прогнозирование: прикидка результата измерения. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Самостоятельное построение отрезков длиной 1 дм и более. | - Сейчас вы выполните задание в рабочей тетради с.25 № 1. Прочитайте задание. - Расскажите, как вы будете делать? - Почему вы начертите отрезок длиной 10 см? - Попробуйте отметить на луче точку самостоятельно. - Возьмите синюю полоску, приложите её к своему отрезку так, чтобы их концы совпали. - Поднимите руку, у кого длина отрезка совпадает с длиной синей полоски. Значит, вы отметили верно точку на луче и получили отрезок длиной 1 дм. - Кто правильно отметил точку на луче, выполняет следующее задание самостоятельно: отметьте на луче точку, чтобы длина отрезка была равна 1 дм.2см. - Остальным ребятам я помогу отметить точки на луче, чтобы получить отрезок длиной 1 дм.ещё раз. (Учитель оказывает индивидуальную помощь). - Самостоятельно выполним задание №4в рабочей тетради с.25. Приложение №2. - Кто выполнил задание №4, сравните свою работу с изображением на экране. (На экране выполненное задание №4). - Поднимите руки, кто правильно выполнил это задание. | - Поставь на лучах точки, чтобы получились отрезки длиной 1 дм, 1 дм. 2 см. (Рассказывают алгоритм черчения отрезка длиной 1дм). -1 дм - это 10 см. (Самостоятельно отмечают на лучах точки). (Прикладывают синюю полоску к отрезку). (Поднимают руку). (Выполняют самостоятельно) (Самостоятельно выполняют задание №4). (Проверяют выполненную работу). (Поднимают руки). | Формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками | Анализ и построение логической цепочки рассуждений (общеучебные):формирование умения самостоятельно чертить отрезок. | Умение выражать свои мысли и действия; использовать речь для регуляции своего действия; строить понятные для партнёра высказывания Умение выражать свои мысли и действия; использовать речь для регуляции своего действия; строить понятные для партнёра высказывания | Планирование,формирование умения проговаривать последовательность действий, умения действовать по алгоритму.. (коррекция): формирование умения внесения корректив. (контроль): формирование умения сличения результата с заданным эталоном. |
Составление и решение примеров и задач, изученных видов. | | - Выполним в учебнике № 3 с.51. - Следующее задание в учебнике № 5 с. 51. - Выполним устно № 4 с. 51 учебника. Приложение 1. (В случае затруднений учитель напоминает детям, что уменьшить на 1 — значит назвать предыдущее число, а увеличить на 1 — последующее.) | (Самостоятельное выполнение. Два ученика записывают решения и ответы на откидной доске. Самопроверка.) (Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Взаимопроверка. Учащиеся меняются тетрадями. Дополнительно можно предложить задание на полях (в первой фигуре 3 треугольника и 3 четырехугольника, во второй — 5 треугольников и 4 четырехугольника). | | (моделирование): формирование умения использования моделей при работе с задачами. (общий приём решения задач): установление отношений между данными и вопросом). Выполнять вычисления вида 15 + 1, 16 -1 с опорой на знание нумерации. | | (контроль): формирование умения сличения результата с заданным эталоном. |