Учебный предмет: окружающий мир.
Урок № 53 «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» (с. 48 – 49).
-умеют различать дикорастущие и культурные растения; кустарники, травы, деревья;
- ознакомлены с временами года, растениями и животными ближайшего природного окружения;
- ознакомлены с правилами работы в парах .
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
- умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-оценка.
Ход урока |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое обоснование |
1. Организационный момент Цель этапа: 1. Включить детей в деятельность. 2. Организовать самооценку предстоящей деятельности 3. Воспитывать культуру поведения на уроке. | Организация эмоционального настроя. Приветствует учащихся, настраивает их на работу. Приветствие.(смотри приложение № 1) Проверка готовности к уроку. Быть должны всегда в порядке: Ручки, книжки и тетрадки. А девиз у нас такой: «Все, что надо, - под рукой!» — Проверьте ,чтобы у вас на парте находились все необходимые принадлежности для урока. — Оцените свое рабочее место. | Приветствуют, проверяют свою готовность к уроку. | Л.- осознание себя как ученика. Положительное отношение к учению, познавательной деятельности. К.- умение слышать и слушать |
2. Мотивация учебной деятельности. Актуализация необходимых знаний Цель этапа: 1.Проявлять учебную активность. 2. Активизировать знания, умения и навыки по теме урока. 3. Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности. 4. Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке. | - Сегодня мы с вами продолжим путешествие в царство природы, узнаем много нового и интересного о нашем родном крае. -А вот куда именно вы сейчас скажите мне сами. -Отгадайте загадку и выберите «Пропускной талон» из предложенных вам карточек на столе (карточки с изображением луга, водоема, леса) Есть у ребят зелёный друг - Весёлый друг, хороший, Он им протянет сотни рук И тысячи ладошек.(Лес ) -Правильно, ребята, мы отправимся в лес. Мы сегодня сходим в лес Полный сказок и чудес. Кто в глуши его таится? Что за зверь? Какая птица? Все узнаем без утайки! Разгадаем леса тайны! -А чтобы нам не заблудится, у нас будет провожатый, который будет во всем нам помогать. Только осталось кого же мы выберем себе в спутники? (на доске карточки с изображением слона, белого медведя, пингвина и муравьишки) | Выбирают МУРАВЬИШКУ, объясняют «почему», вспомнили откуда к нам прибыли другие животные. | П.- Опора на жизненный опыт. Выбирают необходимую карточку, опираясь на личный опыт и представления. К.- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. П. умение обобщать и классифицировать по признакам. П.- Анализируют, сравнивают, классифицируют, выделяют признак, обобщают. |
3.Постановка учебной задачи Определение темы урока. Цель этапа: 1.Определить тему и цель урока. 2.Добиться понимания и принятия учебной задачи урока. | -Молодцы! Выбрали муравья, так как лес – это его дом, значит, он там – хозяин, а мы – «гости» Вспомним правила этикета, как вести себя в гостях. -Я выбирала ключевые слова «лес», «тишина». Как они связаны между собой? - Сформулируем ТЕМУ урока. - Откройте учебник на стр. 48. Прочитайте, как же звучит наша тема урока? - Какие поставим цели и задачи? - И сегодня мы узнаем, какие звуки природы можно услышать в лесу, а также мы научимся ещё одному правилу поведения в природе. Работа с новым словом, словарем Ожегова. -А кто знает, ребята, как называются люди, которые путешествуют ?.(туристы) - Попрошу моего помощника посмотреть в толковый словарь Ожегова. -Туристы отправляются в поход не с пустыми руками. Давайте решим, что нам пригодится в однодневном походе. Работа в парах -На доске картинки: мука, вода, карандаши, сахар, ножницы, лопата, цветная бумага, аптечка. Проверка. - Итак в путь! - На столе у доски лежат бумажные человечки, представьте, что это вы, выберите «себя» и разместите в лесу. (звучит легкая музыка) -Дальше мы будем работать группой, давайте вспомним правила работы в группе. | Вспоминают правила этикета в гостях, формулируют тему урока, определяют цель урока. Дети рассуждают, отвечают на вопросы . Работают в парах , отвечают на вопросы. (См.памятку№5) «Правила работы в парах и группах.» Размещают человечков (приклеивают на плакат ) (См.памятку№5) «Правила работы в парах и группах». | Р.- Постановка учебной задачи. Постановка проблемы. К.-Уметь высказывать свои мысли в устной форме П.применение методов информационного поиска; К.- учёт разных мнений и умение выразить своё, готовность к сотрудничеству, умение учитывать чужое мнение П.- способность и умение учащихся производить простые логические действия |
4. Организация познавательной деятельности. Открытие новых знаний и способов действий. Цель этапа: применять запас имеющихся знаний; решать типовые задания; закреплять способ их решения. | (под спокойную музыку) « Здравствуй, лес, дремучий лес…» Игра «Я художник» -Ребята, представьте, что вы художники пейзажисты, т.е. те, кто рисует природу. Как бы вы изобразили лес? - Прибыли в лес, но что-то изображение нашего леса скучное. Давайте исправим. Я предлагаю вместе с художником закончить эту картину. (Звучит рассказ «Как художник рисовал лес», а дети добавляют лесу его обитателей и растения.) (Смотри приложение №3 ) - Заселим наш лес, для этого раскройте конверт с домиком, выньте картинки и разместите животных в соответствии с этажами леса. Проверка выполненного задания.(совместно на доске) - Ребята, а теперь замрите, закройте глаза и послушайте как разговаривает лес. Аудиозапись «Звуки леса». - Скажите, что мы должны соблюдать, чтобы услышать шёпот леса. Аудиозапись «Звуки леса» - Кроме птичьих голосов услышали что-нибудь? - Попробуйте изобразить шелест листьев и травы, жужжание шмеля, звук капель дождя. - Красиво? - Сколько много разных звуков! Лес шелестит, поёт, звенит, жужжит… - Слушайте лес, радуйтесь его голосам! - А вы, ребята, любите ходить в лес? Почему на отдых люди стремятся в лес? - Как дышится в лесу? - Лес притягивает человека своей неповторимой красотой, тишиной, загадочностью; в лесу можно встретить много интересного и необычного, лучше узнать о жизни животных, их повадках… В лесу легко дышится, потому что воздух в лесу очень чистый, пахнет травами, сосной, ягодами, грибами… - Лес – большой дом для всех его обитателей и огромная кладовая. А кто знает, что такое кладовая? - Давайте попросим помощника помочь нам. Работа со словарем, работа в паре. (Выясняют по словарю значение слова). - Давайте заглянем в кладовую. - Поработайте со своим соседом в паре: сопоставьте между собой слова левого и правого столбиков и попробуйте догадаться, почему лес – это кладовая. (Смотри приложение № 4) Работа с учебником Выполнение задания учебника с.48 Вывод: лес - наше богатство, дом для зверей и птиц, голоса зверей и птиц - это их разговоры. | Ученик рассказывает стих-е (Смотри приложение №2) « Здравствуй, лес, дремучий лес…» Дети слушают рассказ «Как художник рисовал лес», и добавляют обитателей леса на плакат Ребята «заселяют» лес, выбирают, определяют, каких обитателей леса необходимо добавить. Дети имитируют звуки леса Имитируют звуки леса, сопоставляют их со звуками природы в аудиозаписи. Отвечают на вопросы Дети знакомятся с новым словом по словарю. Работают в парах. Читают статью учебника, с 48. Дети рассуждают, делают вывод. | К.- Умение вступать в учебное сотрудничество, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение. Владение монологической речью. Л.- формировать самооценку, навыки коллективной работы. Л.- строить высказывание в режиме диалога; - слушать других, вести диалог, отделять новое от известного. П. - Умение на основе анализа делать выводы |
5. Динамическая пауза. | Мы по лесу прогулялись и немножко отдохнем. (Шагаем на месте.) Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед.(Развели руки в стороны, вперед.) Чудеса у нас на свете: стали карликами дети. (Присели.) А потом все дружно встали, великанами мы стали. (Встали.) Дружно хлопаем. (Хлопаем в ладоши.) Ногами топаем! (Топаем ногами.) Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.) | Выполняют упражнения. | |
6. Первичное закрепление. Цель этапа: | - А почему не слышно больше звуков леса: птичьих голосов, шелеста листьев? Рассказ учителя - Ребята ,нам пришло письмо от белки. (Смотри приложение № 6 «Дикарь в лесу») - Правильно ли вёл себя человек в лесу? Чего он не знал?(правил поведения) Работа с учебником с.49 - Ребята, посмотрите на рисунок на 49 стр. Похоже, что дети тоже не знают правил поведения в лесу. Давайте попробуем им объяснить, как нужно вести себя в лесу и почему нужно соблюдать тишину. -Прочитайте памятку «Знаете ли вы»(стр.49) - Правильно ли вёл себя человек в лесу? - Чего он не знал? Работа в парах. - Вот примеры поведения детей в лесу.(Смотри приложение №7), стихи- ситуации читают дети - Обсудите в парах поведение детей на рисунках и попробуйте сформулировать правило поведения в лесу. - Объясните, что делают дети и, как вы считаете, как можно оценить их поведение. - Почему вы так считаете? - К чему может привести такое поведение детей? Разбор ситуаций. ( подготовленные дети рассказывают стихотворение о правилах поведения в природе). ( Смотри приложение № 7.) Проверка выполнения заданий. - Почему в лесу нужно вести себя тихо? - Скажите, а зачем в лесу необходимо соблюдать тишину? Вывод: - Да, вы все правы, но еще если мы будем себя вести тихо, то лесные жители не испугаются нас. И мы сможем многих из них увидеть. Ведь голоса животных - это их разговоры. Шумными играми, криками, громкой музыкой мы, возможно, помешаем животным сообщить друг другу что-то важное. Шумом мы можем очень испугать животных. Напуганная птица побоится подлететь к гнезду, и птенцы останутся голодными. У нас с вами есть дом и стараемся содержать его в порядке. Так и лес для животных является домом, и многие животные могут убежать или улететь из того уголка леса, где их испугали шумом. - Наш провожатый Муравьишка очень рад вашим ответам, доволен вашей работой. Вот что он прошептал мне на ушко: Мне по нраву тот, мир лесной кто бережет, Тот, кто веток не сломает, тот, кто птичку не спугнет, Мухомор сшибать не станет и костер не разведет, Кто всегда, всегда в лесу уважает тишину. | Дети слушают рассказ, делают выводы. Работа с учебником, отвечают на вопросы. Читают памятку, делают выводы. Работают в парах Отвечают на вопросы учителя, формулируют выводы. | П. - поиск и выделение необходимой информации; Л.- строить высказывание в режиме диалога; - слушать других, вести диалог, отделять новое от известного. П.умение делать выводы, извлекать необходимую информацию иллюстраций П.- умение делать предположения, обосновывать их, делать выводы, обобщения. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе Цель этапа: 1. Самостоятельно решать типовые задачи. 2. Уметь проверить результат работы. 3. Почувствовать себя успешным. | Проверка своих знаний - Предлагаю вам проверить свои знания. - Решите, работая в группе экологический тест. Нужно обвести значок нужного, по-вашему мнению, ответа. (Смотри приложение № 8 «Экологический тест » | Осуществляют самоконтроль, по эталону оценивают выполненную работу Для более слабых учеников предлагаются карточки -подсказки для формулировки своего ответа. | Р.- Контроль и оценка ( коррекция своих знаний, оценка усвоенного), саморегуляция. К: - умение слышать и слушать. П.- развитие знаково - символических действий. Л.- осознание алгоритма своего действия. |
8 Подведение итога урока. Рефлексия. Цель этапа: Самооценка собственной деятельности. | - Я тоже хотела бы дополнить картину леса деревом. Но на нем нет листвы… Ребята, поднимитесь те, кто отметил в те знаки-листочки? - Это были правильные ответы. Теперь оцените свою работу на уроке, выберите цвет своего листочка и украсьте им дерево. -Если все задания вам удавались, все на уроке было понятно – зелёный листик. - Если на уроке были затруднения, сомнения – жёлтый листик. - Если вас не порадовала ваша работа сегодня, постоянно требовалась помощь – красный листик. (Дети вывешивают на плакат свои листья.) Ученик читает стихотворение (Смотри приложение №9) - Вот и закончилось наше чудесное путешествие в лес. Лес дремучий, до свиданья! Мы дружить с тобою рады, Добрый лес, могучий лес, полный сказок и чудес! - Ребята, находясь в лесу, какое важное правило надо соблюдать? - Почему? - Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали, получили новые знания. И мне хочется закончить наш урок словами В. А. Сухомлинского: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». - Мы сегодня очень хорошо поработали, узнали новые знания. . - Итак, почему необходимо соблюдать тишину в лесу? Посмотрите внимательно на наше дерево и скажите, чего не хватает? (листвы) - Да это не простое дерево, это дерево наших достижений, наших знаний. А достижения – это листочки дерева. - У вас на столах лежат листочки зеленого, желтого и красного цветов. - Оцените свою работу на уроке: на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно, то прикрепите зеленый листок, затруднялся при выполнении заданий, то – желтый листок, а если было трудно работать – красный листок. Дома по желанию вы можете написать письмо-ответ белке, расскажите ей о том, как вы будете себя вести. | Ребята оценивают себя и работу одноклассников Дети прикрепляют листочки к дереву. (на доске) | Р.- умение осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; К. умение выражать свои мысли, выслушивать товарища. П.- перерабатывать полученную информацию, делать выводы. |