СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока на тему "Природа Африки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект урока с использованием проблемного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Проект урока на тему "Природа Африки"»

ПРОЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ 7 КЛАСС

Пояснительная записка к проекту

конкурсного урока по географии в 7 классе.

Предлагается урок в 7 классе по теме «Особенности природы Африки».Урок по теме: «Особенности природы Африки» является вводным уроком как в разделе «Материки и страны», так и в главе «Африка».
При проектировании этого урока учитывалось, что «География материков» совершенно новый курс в предмете География, но при изучении темы использовались базовые знания курса физической географии 6 класса (тема: Горные породы) и актуализация знаний ранее изученных разделов 7 класса (Тектоника Земли, Рельеф Земли, Природные зоны, Климат Земли), а на данном уроке существующие знания применялись в новой учебной ситуации в комплексе. Семиклассникам предлагалось в ходе виртуальной научной экспедиции определить Географическое положение материка Африка и, изучая особенности отдельных географических объектов решать проблемные задачи по формированию общего представления о природе Африки.
В процессе подготовки к уроку учитывалось следующее:

-учащиеся данного класса обладают уровнем знаний выше среднего;
-география преподаётся на базовом уровне;
- учащиеся умеют работать как в группе, так и с применением технологии коллективной мыследеятельности в решении проблемных ситуаций;
-формат урока виртуальная научная-экспедиция.

В соответствии с концепцией учебного предмета «География 7 класса» на уроке планируется использовать коммуникативно-когнитивный личностно-ориентированный подход. Задания имеют исследовательскую и коммуникативную направленность. Учитывалось, что учащиеся умеют давать физическую характеристику природным объектам, работать с документами, работать с картой и самостоятельно делать выводы при решении проблемной задачи. В целях активного погружения в тему и повышения мотивации был использован формат виртуальной научной-экспедиции. Использование интерактивной доски, как средства визуализации совместного учебного продукта – создание виртуальной научной-экспедиции, а так же возможность опираться на неё в ходе обсуждения особенностей природы изучаемого материка. Вторая часть урока – представление, защита путевых заметок в ходе мини-конференции, что является основанием для педагогической диагностики усвоения нового материала и послужит основой для определения объёма и содержания домашнего задания. На заключительном этапе предполагается «живая рефлексия» продвижения учащимися в теме «Особенности природы Африки».


Предмет: География

Класс: 7класс

Тема урока: «Особенности природы Африки»

Тип урока:  усвоение новых знаний

Форма проведения урока: виртуальная научная - экспедиция

Цель урока:  Познакомить учащихся с особенностями ГП Африки, изучить природные объекты Африки путём решения проблемных задач, связанных с особенностями природы материка.


Задачи:

Образовательная:

Формировать умения составлять комплексную характеристику ГП материка Африка и его отдельных объектов по типовому плану, используя карты атласа и дополнительный материал в ходе решения проблемных географических заданий


Развивающая:

способствовать развитию пространственного, логического и критического мышления, познавательного потенциала, обогащение опыта творческой деятельности.

Воспитательная

содействовать воспитанию коммуникативности, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, географической культуры и интереса к предмету.

Методы: исследовательский, коммуникативный, проблемное обучение.

Средства обучения: учебник География 7 класс под ред. И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович; Летягин А.А. Вентана-Граф,2016 г. интерактивная доска ( мультимедийный проектор), географические атласы 7 класса, карта «Физическая карта Африки» (Физическая карта мира), раздаточный материал: фрукты, родиной которых служит Африка, коллекция ископаемых организмов, минералов и горных пород, путевые листы.

Планируемые результаты:

А) Личностные – самостоятельно формулировать тему и задачи урока, выражать собственную точку зрения на предлагаемый материал, осознание ситуации успеха от решения проблемных задач



Б) Предметные – формирование знаний и умений о географическом положении Африки и его влияние на природу материка, уметь составлять характеристику компонентов природы.

В) метапредметные – формирование ключевых компетентностей учащихся в ходе выполнения виртуальной научной экспедиции по материку Африка, создание условий для развития универсальных учебных действий:

1) Познавательных – формировать познавательный интерес к предмету на основе использования проблемного обучения, поиска и выделения необходимой информации, структурирования знаний,осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения.

2) Регулятивных – формирование умения работать в команде и выполнять определённые учителем функции, предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик, осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.

3) Коммуникативных - умение выслушивать собеседника, высказывать свою точку зрения и общаться на заданную тему


Ход урока
1. Организационно – мотивационный этап (до 2 минут).
Цель этапа (ожидаемый результат): создание психологической готовности класса к уроку.

Задача этапаподготовить учащихся к работе.


Вступительное слово учителя


Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать на уроке географии и для начала я предлагаю немного познакомиться. Меня зовут Новикова Наталья Владимировна, живу я на планете Земля, на самом большом материке Евразия, в прекрасной стране Россия и в его в её удивительном красивом уголке Симбирском крае - Ульяновской области и не менее удивительном Новоспасском районе, в его не большом, но очень прекрасном селе Суруловка. А чем же совершенно прекрасно это село? Ну, например, только в нашем селе находится школа, в которой я работаю, и она тоже необычная, потому что носит имя настоящего Героя- Героя Советского Союза К.С.Бадигина. Он был отважным капитаном, он был легендарным путешественником, а впоследствии даже стал и географом. Но, наверное, наше знакомство не было бы столь ярким, если бы я не сказала ещё об одной уникальной особенности нашего села, которая прославила наше село на всю Ульяновскую область, потому что только рядом с этим маленьким селом находится огромный по своим размерам памятник природы и тоже известный во всей области, а название ему Суруловская лесостепь, в котором находится самая высокая точка нашей области Зимина гора(на презентации –её высота-353 м.). Ну как не любить мне свою Родину. С чего начинается Родина? ….Ребята, а для вас Родина с чего начинается?, давайте попробуем поразмышлять, а заодно и познакомиться, мне тоже не терпится узнать о вас, какие же ребята учатся в этой прекрасной школе. Итак, что Родина для вас?

Ответы и размышления детей: Родина – это то место где человек родился, район, посёлок,

Учитель: чем интерес вам наш Новоспасский район? …Ребята а судя по нашим рассуждениям нас с вами что –то объединяет…район Новоспасский, область Ульяновская, РФ- страна.










 Деятельность учителя





Деятельность учащихся




Примечания

(оборудование, учебные материалы)


Приветствует учащихся, готовит рабочие места, знакомится с учащимися.


Эмоционально настраиваются на работу,

Рассуждают о том, что такое Родина?


Интерактивная доска, презентация







2. Этап целеполагания (до 5 минут).


Цель этапа (ожидаемый результат): подготовка учащихся к сознательному освоению учебного материала, участие в определении темы урока, мотивация на познавательную деятельность через создание виртуальной научной экспедиции.

Задача этапа: создать условия для определения личностно значимых целей урока; сформировать познавательный интерес к изучаемому материалу.

Слова учителя: Ребята, а теперь посмотрите на картинки, кто на них изображён - животные правильно (жираф, обезьяна, носорог, слон, страус, лев, бегемот), а их что-то их объединяет? А кто знает, где обитают эти животные. В Африке, конечно. Значит, Африка для них тоже является чем -родиной. Оказывается Африка является родиной не только этих животных, она ещё и родина все того что находится у вас на столах. (Ананас, кофе, какао, шоколадное дерево, бананы, финики.). Ребята, а кто-то знает, где находится Африка? Ну, кто самый смелый кто сможет показать нам всем, где же находится Африка на карте мира?

Ученик: Показывает на физической карте мира Африку.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, достаточно ли нам знать об Африке, умея только находить и показывать её на физической карте мира? Нет, конечно. Ведь говоря о своей родине, вспомните, мы с вами называли село или посёлок, в каком районе оно находится, а район соответственно в какой области, а область как часть страны, государства, а гос-во как часть материка. Ребята скажите, пожалуйста, а какое понятие объединяет эти части нашей Земли?

Ученики дают ответ: ГП - географическое положение.

Учитель :Правильно: Географическое положение. Ребята, но ведь рассказывая о своём селе и называя его прекрасные особенности, что ещё я отметила, необычность чего: конечно природы, а Зимина гора нам рассказала об особенностях чего, конечно же, рельефа. Вот и мы сегодня с вами познакомимся с особенностями ГП, рельефа и природы удивительного материка Африка.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока: Особенности природы Африки.





 Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Примечания

(оборудование, учебные материалы)

Создание ситуации совместной деятельности по определению темы урока, цели и задач урока;


Актуализация знаний для определения темы, цели и задач урока, нахождение материка Африка на карте.

Физическая карта мира



3. Этап вхождения в коллективное виртуальное путешествие (научная экспедиция) (10 минут)


Цель этапа (ожидаемый результат)

Выделение основных моментов, характерных для организации виртуальной научной экспедиции по материку Африка, разработка стратегии определения ГП материка и изучения природных объектов

Задача этапа: активизировать субъектный опыт учащихся, опорные знания и умения; перенос общего способа характеристики географического положения материка в новые условия, способствовать овладению учащимися основными способами работы с картами, и другими источниками. 


Учитель: (предлагает изучить очередной слайд презентации) Ребята, а скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, кто это может быть, давайте предположим и поразмышляем, кем могут быть эти люди и что их может объединять.

Ученики: размышляют над вопросом глядя на фотографии путешественников

Учитель: Правильно, все они - ПУТЕШЕСТВЕННИКИ и изучали Африку, т.е что – то открыли. (приводит пример: Давид Ливингстон - открыл самый большой водопад в Африке - Виктория и т.д.). Ребята, а я вам предлагаю сегодня тоже стать путешественниками, и если нам с вами не удастся открыть что-то новое на этом удивительном материке, то для себя много нового вы точно откроете. Тем более что роль главного путеводителя, экскурсовода я возьму на себя, поверти какой - никакой, но опыт в этом у меня есть. Оказывается я вам о себе ещё не всё рассказала, ну например, посмотрите на это (фотография презентации): похожа я на путешественника? Палатки, походы, исследования, раскопки, вкусный чай и песни у костра – это моя стихия и конечно дети, мои юные путешественники, такие же, как вы. Но сегодняшнее путешествие я хочу посвятить вам. И ничего что у нас нет палаток, и мы находимся в этом кабинете, но зато наш научный прогресс шагнул так далеко, что путешествовать можно даже не выходя за его пределы. У меня есть один мальчик, к сожалению, по объективным причинам он вынужден заниматься домашним обучением, и в силу обстоятельств он не может с нами путешествовать с палатками, но когда я прихожу к нему на урок географии, я обязательно знаю, что он найдёт на Гугол-карте такое удивительное место, в которое можно попасть при помощи карты навигатора и пройтись по улицам любого города и любой точки на Земле. Вот и мы с вами сегодня отправимся в жаркую Африку. И всё же чтобы почувствовать дух путешествия я предлагаю нам создать научную экспедицию и, конечно же, попробовать себя в роли настоящих путешественников-исследователей. Итак, все, что лежит у вас на столах всё это придаст нам научности, ну, во-первых:

Работа с наглядным материалом: Наш журнал путевых заметок. Карта, глобус, компас, экспонаты горных пород и минералов, и даже ископаемых организмов. Но чтобы наша работа была сплочённой мы должны определить ответственных: вам поможет в этом путевой журнал (синего цвета - гидрологи, красного цвета-почвоведы т.к почвы в Африке красно-бурые ферраллитные, коричневого цвета-геологи, и т.д. палеонтологи, натуралисты (натуралисты изучают что-то живое, растения и животных), метеорологи) А теперь давайте попробуем разобраться в ваших обязанностях: (дети объясняют обязанности каждого участника экспедиции). ВОПРОС: Ребята, а Африка она вообще далеко от нас находится? Давайте попробуем определить расстояние: от г.Ульяновск до г.Египет. (учащиеся при помощи линейки и масштаба определяют расстояние). Вопрос: как вы думаете, на чём мы могли бы добраться: на автомобиле или как-то по-другому.

Учащиеся размышляют: (на самолёте).

Учитель: Ну что ж сегодня нам свои услуги предлагает туристическая фирма «Атлас» ребята, а как вы думаете, почему такое замысловатое название у нашей турфирмы как это может быть связано с нашим путешествием?

Размышления учащихся: (Атлас - горы в Африке и атлас набор географических карт) Учитель: Ну что ж вот к карте мы сейчас и обратимся, давайте для начала посмотрим карту маршрута, а то попадём куда-нибудь, да ни туда итак, вашему вниманию предлагаются туристические проспекты, с изображением объектов для посещения и изучения. Но, наверное, они нам с вами мало что скажут, если мы не заглянем в физическую карту Африки, они перед вами на столах (или можно найти в атласе 7 класса).

Ученики: находят объекты, указанные в маршрутной карте.

Учитель: Итак, первый объект: река Нил - есть такая на карте Африки, Драконовы горы, водопад Анхель, река Амазонка, горы Анды. Да странная какая-то фирма, всё напутала, у нас с вами и время-то столько нет, мы бы конечно не отказались побывать ещё и в Южной Америки, но я думаю не сегодня. Ну что ж в этом и будет ещё больший интерес, ведь трудности нас только закаляют, но сегодня мы будем не только закаляться, но и загорать, ведь мы отправляемся в Африку и так я сама предлагаю вам выбрать объекты для исследования, но для этого мы должны определить особенности ГП Африки и в этом нам поможет небольшая разминка «Да-Нет: скажи свой ответ!»..« Да-нет»

Географический диктант « Верно ли утверждение?»

  1. Африка пересекается почти посередине экватором

  2. Африка расположена во всех четырех полушариях.

  3. На севере Африка омывается Черным морем.

  4. Африку и Евразию разделяет Берингов пролив.

  5. На западе Африка омывается Атлантическим океаном.

  6. На востоке Африки находится полуостров Сомали.

  7. Самый крупный остров у берегов Африки – остров Сицилия.

(Учитель называет особенности ГП Африки – правильные и неправильные, а дети выбирают правильную особенность и получают за правильный ответ объект для исследования: пустыня Сахара. Ну что ж тогда в путь. Итак, возьмём с собой памятку, путеводитель особенности ГП Африки, чтобы лучше знать, куда же мы летим.

НА СТОЛАХ ПАМЯТКА ДЛЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКА:

ДОРОГОЙ ТУРИСТ! (книга интер. урок географии стр.32-33)


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Примечания

(оборудование, учебные материалы)


Учитель выполняет роль консультанта, координирует деятельность учащихся входе работы с картой, создаёт настрой на совместную деятельность в ходе научной экспедиции и определяет роли каждого учащегося (гидрологи, геологи, метеорологи и т.д.)


Анализируют предоставленные материалы, Определяют по карте расстояние от г.Ульяновск до г.Египет. Составляют в ходе разминки особенности ГП материка. При помощи карты находят объекты для изучения.



Интерактивная доска, наглядные материалы, атласы, карта.




5.Деятельностный этап (8 минут)

Цель этапа: сформировать познавательный интерес учащихся к исследовательской деятельности и решению проблемных заданий

Задача этапа: работа с физической картой Африки, решение комплексных проблемных задач, работа с контурной картой Африки .


Учитель: И вот мы пролетаем над Средиземным морем и сразу попадаем: в пустыню Сахара. Ребята, а сейчас попробуем произнести это слово все вместе вслух, правда ведь в нём слышится хрип человека задыхающегося от зноя и жажды. Ребята пустыня Сахара самая большая и самая жаркая пустыня на Земле. И прежде чем туда отправиться мы обязательно прочитаем ощущения человека очутившегося в Сахаре. (На слайде)…Представьте себе относительно прохладное утро и огромный огненный шар поднимающегося над пустыней солнца. Солнце поднимается, а вместе с ним раскаляется всё вокруг, воздух настолько сух и горяч, что обжигает губы и они трескаются, и лишь мозолистые ноги верблюдов выдерживают этот жар, до камней невозможно дотронуться и даже небо блёкнет от такой жары. Сахара – арабское слово, означает однообразная пустынная равнина. Но так ли пустынна Сахара как кажется на первый взгляд. Я предлагаю нашим научным сотрудникам составить описание природы этой пустыни, пользуясь слайдом и картиной на ваших столах.

Учащиеся: в соответствии с распределёнными функциями составляют описание (метеорологи о климате, гидрологи о наличии водных объектов, натуралисты о животном и растительном мире и т.д.)

Учитель: Но картина о Сахаре была бы неполной, если не сказать о ветре, властном хозяине Сахары, который поёт «песню песков» и самое интересное о «стреляющих камнях». И в этом нам помогут геологи и метеорологи, подумайте ребята, чем интересны эти природные явления и чем они опасны.

Стих: Жара и поклажа вздохнуть не дают: 
Идет по пустыне степенный верблюд. 
От яркого солнца слезятся глаза. 
Бежать по пустыне верблюду нельзя. 
Нельзя торопиться, нельзя суетиться, 
Устанешь, вспотеешь.… А где прохладиться?

Объяснить смыл арабских пословиц: «В Сахаре ветер встаёт и ложится вместе с Солнцем» и ещё одна про камни: «Солнце в нашей стране заставляет кричать даже камни».

Учащиеся размышляют и предлагают варианты ответов (какой климатический пояс тропический, высокая амплитуда колебания температур, Солнце в зените).

Учитель: Ребята, а какие способы изменения климатических условий и создания условий для жизни вы бы предложили в пустыни Сахара, давайте вместе поразмышляем?

Ученики предлагают варианты при помощи наводящих вопросов учителя:

1.Транспортировка пресной воды в нефтяных танкерах, которые обратно идут пустые.

2.Строительство опреснительных заводов на побережье Красного моря.

3.Сократить использование пресной воды для полива.

4.Использование воды, заключённой в айсбергах.

Учитель: Ребята, попробуйте выбрать наиболее оптимальное решение на ваш взгляд, давайте вместе поразмышляем!

(первый вариант сложен тем, что каждый раз приходилось бы очищать танкеры от нефти, второй случай очень дорогостоящий, в третьем случае: учёные провели опыты при поливе посаженных культур солёной водой, урожайность уменьшилась только на 30%, это доказывает возможность использования солёной воды для полива в засушливых районах, четвёртый путь предложил некогда французский полярный исследователь Поль Эмиль Виктор, но главная трудность доставки айсберга к месту назначения, он должен быть прочным, у берегов Красного моря его разделят на части и переправят в специальные хранилища). Ребята, а как вы думаете, а какой способ всё же возможен был в жарких странах Сахары.

Ученики находят в своих путевых листах: описание гидрологи о строительстве Асуанской плотины. … А ведь действительно в Африке была создана Асуанская плотина. Вопрос: Какие выводы, доказывающие необходимость строительства плотины вы можете сделать из климатической характеристики территории. (Учащиеся находят ответы в путевых листах и рассуждают, решая данную проблемную задачу)




ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.








Деятельность учителя







Деятельность учащихся







Примечания

(оборудование, учебные материалы)


Ведёт диалог с учащимися с использованием технологии коллективной мыследеятельности, предлагает учащимся выполнение различных проблемных ситуаций.


Аргументация своих позиций и выстраивание диалога между отдельными «научными сотрудниками».
Результат деятельности заполнение виртуальной карты.


карта, интерактивная доска, презентация, путевые листы, атлас




6.Этап закрепления полученных знаний (в виде мини-конференции)


Цель этапа (ожидаемый результат)  заполнение, при помощи разноцветных маркеров виртуальной карты, обсуждение результатов решения проблемных ситуаций с водоснабжением территории пустыни Сахара и особенностей природы данной территории.

Задача этапа: провести закрепление в виде миниконференции, на которой представители различных направлений поделятся своими выводами.

Учитель: Ребята, а сейчас проведём небольшую миниконференцию по обсуждению наших путевых заметок.

Учитель задаёт вопросы гидрологам, палеонтологам и т.д

(ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ)

Учитель: Предлагаю представителям команд назвать пять ключевых слов и словосочетаний, с помощью которых они могли бы охарактеризовать природу Африки. У ребят также есть шаблон, по которому рассказывать и давать отчёт по исследованиям, но в нём пропущены отдельные слова их нужно вставить по ходу своего выступления.



Деятельность учителя


Ведёт диалог, выступает в роли эксперта.



Деятельность учащихся



Называют ключевые слова о природе Африки, делают выводы об особенностях пустыни Сахара



Примечания

(оборудование, учебные материалы)

карта, интерактивная доска, презентация, путевые листы, атлас







Рефлексия:


Рефлексия проводится в виде походной свечки: каждый из учащихся, а в завершении и сам учитель предают маленький светодиодный фонарик (он играет роль свечки) делится впечатлением от путешествия говоря фразы: Я сегодня узнал…Мне сегодня запомнилось….Я понял что…... Учитель: Но для начала я предлагаю вам не большую музыкальную разминку, которая нас обязательно сплотит и укажет нам маршрут нашего следующего путешествия: песня «Ты да я, да мы с тобой». Может у Оранжевой речки там ещё грустят человечки…. И чтобы наши человечки не грустили на следующем уроке вы продолжите своё путешествие по Африке, и я думаю, узнаете многое об этой самой Оранжевой речки, которая протекает на таком же удивительном материке АФРИКА.


СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК






7. Подведение итогов урока. Рефлексия
Цель этапа (ожидаемый результат): - осознание учащимися результативности своей деятельности на уроке, уровня освоения учебного материала.

Задачи этапа - содействовать развитию способности к рефлексии, подведению итогов, определению перспектив работы над учебным материалом; дифференцировать домашнее задание, объяснить его выполнение.


 

Деятельность учителя



Деятельность учащихся



Примечания

(оборудование, учебные материалы)


Формулирует общий вывод по уроку

Проведение рефлексии.



Учащиеся делают свой выбор и по желанию объясняют его.


Модель карты взаимовыгодного сотрудничества на примере Сахары.





















Пустыня Сахара

Начало формы

Конец формы

Одной из самых больших и известных пустынь на планете является Сахара, которая занимает территорию десяти африканских стран. В древних письменах пустыню именовали «великой». Это бескрайние просторы песка, глины, камня, где жизнь встречается лишь в редких оазисах. Здесь протекает только одна река, но есть небольшие озерца в оазисах и большие запасы подземных вод. Территория пустыни занимает более 7700 тысяч кв. км, что по площади немного меньше Бразилии и больше Австралии.В Сахаре сухой и жаркий тропический климат, но на крайнем севере – субтропический. В пустыне зафиксирован температурный максимум на планете +58 градусов по Цельсию. Что касается осадков, то они отсутствуют здесь несколько лет, а когда выпадают, не успевают достигнуть земли. Частое явление в пустыне – ветер, который поднимает пыльные бури. Скорость ветра может достигать 50 метров за секунду. Здесь сильные перепады суточных температур: если днем жара свыше +30 градусов, что невозможно ни дышать, ни двигаться, то ночью наступает прохлада и температура опускается до 0. Эти колебания не выдерживают даже самые твердые горные породы, которые трескаются и превращаются в песок.

Пустыня СахараНачало формы

Конец формы

Одной из самых больших и известных пустынь на планете является Сахара, которая занимает территорию десяти африканских стран. В древних письменах пустыню именовали «великой». Это бескрайние просторы песка, глины, камня, где жизнь встречается лишь в редких оазисах. Здесь протекает только одна река, но есть небольшие озерца в оазисах и большие запасы подземных вод. Территория пустыни занимает более 7700 тысяч кв. км, что по площади немного меньше Бразилии и больше Австралии.В Сахаре сухой и жаркий тропический климат, но на крайнем севере – субтропический. В пустыне зафиксирован температурный максимум на планете +58 градусов по Цельсию. Что касается осадков, то они отсутствуют здесь несколько лет, а когда выпадают, не успевают достигнуть земли. Частое явление в пустыне – ветер, который поднимает пыльные бури. Скорость ветра может достигать 50 метров за секунду. Здесь сильные перепады суточных температур: если днем жара свыше +30 градусов, что невозможно ни дышать, ни двигаться, то ночью наступает прохлада и температура опускается до 0. Эти колебания не выдерживают даже самые твердые горные породы, которые трескаются и превращаются в песок.





28 января 1820 года русская экспедиция под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева открыла Антарктиду, о существовании которой до этого лишь высказывались предположения. Сегодня мы собрали для вас интересные и малоизвестные факты о самом удаленном южном материке — самом высоком, сухом, ветреном, малозаселенном и холодном месте на земле.

Одно время в Антарктиде нельзя было работать тем, у кого не удалены зубы мудрости и аппендикс. В связи с тем, что на станциях Антарктиды не производились хирургические операции, для работы здесь приходилось предварительно расстаться с этими частями тела, даже если они были совершенно здоровы.

Как и многие страны, Антарктида имеет свой домен в интернете — .aq


53 миллиона лет назад в Антарктиде было так тепло, что на ее берегах росли пальмы, а температура воздуха поднималась выше 20 градусов Цельсия.

В декабре 2013 года «Металлика» дала концерт в Антарктиде, став таким образом первой группой в мире, выступавшей на всех континентах. Чтобы не потревожить местную фауну, концерт прошел под специальным защитным куполом, а музыку зрители слушали через наушники.

С 1960 по 1972 год на станции Мак-Мердо — крупнейшем поселении и исследовательском центре, принадлежащем США, — работала первая атомная электростанция в Антарктиде.

В Антарктиде есть своя пожарная станция. Она относится к станции Мак-Мердо, и на ней работают самые настоящие профессиональные пожарные.


Технически в Антарктиде присутствуют все 24 часовых пояса, так как их границы сходятся в одной точке на обоих полюсах.

Несмотря на экстремальные условия, в Антарктиде обнаружено 1150 видов грибов. Они прекрасно адаптируются к экстремально низким температурам и продолжительным периодам замерзания и оттаивания.

Самая низкая температура, когда-либо зарегистрированная на земле, — минус 89,2 градуса Цельсия — была зафиксирована в Антарктиде на российской станции «Восток» 21 июля 1983 года.


Антарктида — пятый по величине континент в мире. Ее территория составляет 14 миллионов кв. км.

99% Антарктиды покрыто льдом. Ледниковый покров континента часто называют ледяным щитом.

Средняя толщина льда Антарктиды равна 1,6 км. Антарктида содержит в себе примерно 70% запасов всей пресной воды на земле.

Трансантарктические горы проходят через весь континент и делят его на западную и восточную части. Этот хребет является одним из самых протяженных в мире — его длина составляет 3500 км.

14 декабря 1911 года норвежский исследователь Руаль Амундсен стал первым человеком, достигшим Южного полюса и водрузившим там флаг своей нации. Он также стал первым человеком, побывавшим на обоих географических полюсах планеты.

В результате секретных переговоров 1 декабря 1959 года 12 стран заключили Договор об Антарктике, предусматривающий демилитаризацию района Антарктиды и использование его в исключительно мирных целях. На сегодняшний день участницами Договора являются уже больше 50 стран.

7 января 1978 года на свет появился аргентинец Эмилио Маркос Палма — первый человек в истории, родившийся в Антарктиде. Считается, что это событие было спланированной акцией правительства Аргентины, специально отправившей на станцию «Эсперанса» беременную женщину, чтобы впоследствии заявить права на часть территории Антарктиды.





ПРО КЛИМАТ

- Главное, чем занимаются ученые в Антарктиде, - это исследования климата, - рассказывает советник главы Росгидромета Валерий Мартыщенко. - Благодаря исследованиям ледяных кернов антарктического озера Восток за последние 420 тысяч лет выявлены четыре больших климатических цикла. И мы видим, что сейчас действительно существует тренд на потепление.

- Антарктида – часть климатической системы планеты Земля, на которой мы живем. Если мы хотим знать, что происходит с погодой в Москве, мы должны изучать Антарктиду и вести там постоянные метеонаблюдения. Циркумполярное течение вокруг Антарктиды – крупнейшее течение Мирового океана, оно связывает Атлантику, Тихий и Индийский океаны, формирует климат на огромных территориях. И в океане, в отличие от атмосферы, наблюдается не глобальное потепление, а глобальное охлаждение глубинных слоев. Нагревается верхняя пленка, до глубины 500 метров. А глубинные слои, начиная с северной части Атлантики и вплоть до Антарктиды, охлаждаются. Когда мы говорим о климате, надо и этот факт принимать во внимание – когда-то аккумуляция холода в океане нам аукнется, - уверен директор Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН Алексей Соков.

ПРО ЗАПАСЫ

- Антарктида обладает богатейшими минеральными и углеводородными ресурсами, это кладовая для всего человечества на тот случай, когда исчерпаем все остальные. Сейчас действующий договор запрещает разработки природных ресурсов в Антарктиде. Но к середине 21 века нам придется о них вспомнить, - напоминает советник главы РосгидрометаВалерий Мартыщенко.

ПРО ЛИЧНОЕ И “КП”

- Когда я отправлялся на зимовку в Антарктиду, “Комсомольская правда” написала, что я человек хороший, но неженатый. Через год пришел корабль, привез десятки мешков писем от девушек со всей страны, - вспомнил к слову представитель Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров. В январе 2007 г. два вертолета Ми-8 ФСБ России с Артуром Чилингаровым, директором ФСБ Николаем Патрушевым и его заместителем Владимиром Проничевым на борту совершили посадку в центре Антарктиды. Руководителем экспедиции был Чилингаров. Российские СМИ отмечали, что два отечественных вертолета впервые в истории достигли Южного полюса.



Его авторству принадлежит более 50 научных трудов.

Как первый в мире человек, который в течение шести месяцев побывал на Южном и Северном полюсах, Артур Чилингаров был занесен в Книгу рекордов Гиннеса.

Артур Чилингаров награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, знаком Почета, орденом «За морские заслуги» и многими медалями. В 2005 г. указом президента России ему было присвоено звание «Заслуженный метеоролог Российской Федерации». Кроме того, тогдашний министр обороны Павел Грачев наградил Чилингарова именным пистолетом, а в 2006 г. Чилингаров был удостоен знака «За содействие МВД России». В 2008 г. Чилингаров (активный член общества «Россия – Армения») был удостоен высочайшего ордена Армении «Святой Месроп Маштоц» за «значительный вклад в сфере науки и укрепление армяно-российских отношений».
Чилингаров женат, у него двое детей: сын и дочь.

Живет и работает в Москве.


А ЧТО СЕЙЧАС?

- В декабре 2019 года океаногоафическое научно-исследовательское судно ВМФ России “Николай Владимирский” вышло из Кронштадта к берегам Антарктиды. По тому же маршруту, что “Восток” и “Мирный”. 28 января оно должно подойти к берегам Антарктиды, к научной станции Беллинсгаузен. Цели исследовательские: меняются течения, очертания берегов, от Антарктиды откалываются айсберги размером с небольшую европейскую страну,- отчитался главнокомандующий ВМФ России Николай Евменов.

- Судно “Академик Келдыш” Института океанологии РАН сейчас работает в проливе Брансфилд между Антарктическим полуостровом и Южными Шетландскими островами, на борту более 80 ученых. Такая большая экспедиция проходит впервые за 6 – 7 лет, - радуется директор Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН Алексей Соков.

Арктический и Антарктический НИИ Росгидромета сейчас руководит работами 65-й Российской Антарктической экспедиции. В ней принимают участие научно-экспедиционные суда “Академик Трешников”, “Академик Федоров” и “Академик Александр Карпинский”. И исследователи круглогодичных полярных станций Прогресс, Восток, Мирный, Новолазаревская и Беллинсгаузен, а также сезонных баз Молодежная и Оазис Багнера.

Парусники “Крузенштерн”, “Седов” и “Паллада” Росрыболовства к 200-летию открытия Антарктиды отправились в кругосветное плавание. Все три учебных судна встретятся у островов Южная Георгия вблизи Антарктиды в феврале.






ХРОНИКА

1820 год. Два парусных военных корабля, шлюпы “Восток” и “Мирный”, открыли южный континент. “Востоком” и всей экспедицией командовал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, опытнейший моряк, участник первого русского кругосветного плавания. “Мирным” - Михаил Петрович Лазарев. Корабли пересекли Атлантику и продвигались на юг, пока 28 января не достигли 69° 21' 28" - шельфового ледника на востоке Антарктиды, на берегу Принцессы Марты. Сейчас ледник носит имя Беллинсгаузена. Беллинсгаузен еще и первый капитан, обогнувший на своем судне Антарктиду.

1895 год. Первая зимовка на белом континенте – этот подвиг совершил норвежец Карстен Борхгревинк с товарищами.

1911 год. Первым человеком на Южном полюсе стал норвежец Руаль Амундсен.

1956 год. Открыта первая советская антарктическая станция “Мирный”.

1961 год. Подписана ковенция об Антарктике, по которой белый континент не принадлежит ни одному государству. Здесь запрещена промышленность и военное присутствие, разрешена лишь наука. Антарктида единственный континент без постоянного населения.

1996 год. Открыто подледное озеро Восток, крупнейшее на континенте, 250 км длиной. Оно лежит под 4-километровым слоем льда. Сейчас известно уже около 200 таких озер.

ИСТОЧНИК KP.RU

Всем известнo, что Антapктида самый xолодный материк. Но, несмотря на огромные запасы пресной воды, это еще и самый сyхой континент планеты. Некоторые районы белого континента не видели дождя более 2 млн лет, а самой сухой частью считается красивейшая долина Мак-Мердо. Но на этом природные рекорды Антарктиды не заканчиваются, так как это ещё и самый высокий континент Земли.  




В Антapктиде нет пoстоянного населения, так что подсчитать точное число жителей практически невозможно. Нет здесь и официального правительства. Здесь расположено несколько десятков наyчно-исследовательскиx станций, на которых работают в разное время от 3 до 4 тысяч человек. Но вот, аргентинец Эмилиос Маркос Палма считается гражданином Антарктиды, так как 7 января 1978 года родился именно на континенте.



Несмoтpя нa экстремальные природные yсловия, здесь произрастают и различные виды растений. И сейчас ответим на вопрос, какие растения растут в Антарктиде. Во-первыx, это мхи и разнообразные лишайники, а вот из цветковых растений произрастают только два вида. Это Антарктический луговик и Колобантускито, облюбовавшие самые теплые районы среди бескрайних льдов. Во-вторых, на материке растет более 1 150 видов грибов, легко адаптировавшиеся к суровым условиям с низкими температурами. А вот о самых ядовитых грибах в мире читайте интереснейшую статью на нашем сайте TopCafe.su.  


Все операторы, занимающиеся турами в Антарктиду, входят в Международную ассоциацию антарктических туроператоров, которая следит, чтобы путешествия не наносили вред окружающей среде. 

5. Купить билет на самолет

Если вы хотите дойти на лыжах до Южного полюса, покорить Массив Винсон (высочайшую точку Антарктики) или побродить по бескрайним просторам континента, вам придется лететь. Обычных коммерческих рейсов в Антарктиду не существует, поэтому вам придется отправиться в южноафриканский Кейптаун, где располагается Международный Антарктический Логистический Центр, откуда вас доставят на российскую базу Новолазаревская. Есть еще вариант воспользоваться услугами «Adventure Network International», которая осуществляет перелеты из чилийского Пунта-Аренас до маленькой базы Юнион Гласье, откуда стартуют экспедиции с гидами. В любом случае вам едва ли удастся найти билет дешевле 20 000 долларов за место в Ил-76.


Читать на Don't Panic: https://dnpmag.com/2017/05/08/puteshestvie-na-antarktidu/








Южные пoляpники кaк могyт обустраивают свою жизнь вдали от цивилизации. К примеру, на станции имени Вернадского, которая эксплуатируется Украиной, есть бар. Самый южный бар в мире. А вот на американской станции Мак-Мердо расквартирована пожарная часть, на которой несут ваxту самые настоящие пожарные.  



Кpoме yникaльного животного и растительного мира, главной достопримечательностью материка является лед. Наибольшая толщина льда в Антарктиде достигает 4,5 км, а средняя толщина льда равна 2,5 км. Туристы с разныx уголков планеты приезжают сюда, чтобы полюбоваться ледяными красотами, а один из красивейших и величественных ледников, это замерзшая волна.  

Инфopмaция о погоде на материке есть в любом справочнике, но напомним, но многиx интересyет, когда в Антарктиде наступает лето. Отметим, что, как и во всем Южном полушарии, лето приходит во льды 1 декабря, а заканчивается 28 февраля. Самый теплый это февраль, когда градусник повышается до +1°C, а вот самая низкая температура фиксируется в июле. В феврале на станциях проходит пересменка сотрудников. Как известно, это самый холодный материк, и в 1983 году зафиксировали минимальную температуру в −89,2°C на советской станции «Восток».  

Не тoлько сильный xолод и льды выстyпaют фактоpами, которые препятствуют заселению материка. Здесь также фиксируются самые сильные ветра на планете, а ещё и самый высокий уровень солнечной радиации, хотя озоновая дыра, десятилетиями пугавшая научное сообщество, по последним данным, исчезла над территорией Антарктиды. Редакция TopCafe нашла данные о том, что в 2017 году размер озоновой дыры сократился до уровня 1988 года. Более свежих данных мы, к сожалению, не нашли.


Однo вpемя нa материк не пyскали людей, у которыx не вырван зуб мудрости и не вырезан аппендикс. Дело в том, что на станциях не делали хирургических операций, и людям, желавшим попасть в Антарктиду, лишались этих частей тела на большой земле. Сегодня это необычное правило уже не действует, но исследователи должны по-прежнему обладать хорошим здоровьем.  




Тaк как 90% пoвеpxности материка yкрыто льдами, бурение в этой части планеты является одной из основных форм исследования её поверхности и подледных озёр. В 2015 году российские ученые, пробурив скважину в 3 769 м, добрались до самого большого и глубокого озера материка. Работы приостановили, чтобы не навредить реликтовой флоре и фауне, сокрытой под толщей льда. На TopCafe.su вы также можете почитать и посмотреть фотографии удивительно красивых Плитвицких озер.





Интеpнет дoбрaлся и до этой yдалённой части планеты. Как и все страны на политической карте мира, у континента есть свой домен — .aq. Есть у материка и свой  телефонный код — 672, так что связь с отдалённой территорией налажена. В пределаx Антарктиды ходит и собственная валюта, вот только приобрести товары за неё за пределами материка невозможно.  



Единственный мaтеpик не пригoдный для жизни, но в 1980 годy его открыли для посещения туристами. Так что, теперь каждый житель Земли может заказать тур в Антарктиду, чтобы ознакомиться с красотами и белым безмолвием южной оконечности Земли.  


В декaбpе 2013 гoда среди ледяной пyстыни возвели большой купол, а внутри была оборудована сцена. Под куполом дала концерт группа «Металлика». Купол возвели, чтобы не потревожить природу континента, а зрители слушали произведения музыкантов в наушникаx. «Металлика», таким образом, стала первой в мире группой, которая дала свои концерты на всех континентах.



Метеopиты — довольно чaстое явление на южном континенте, а в 1984 годy обнаружили довольно редкий марсианский метеорит, упавший среди льдов 13 тысяч лет назад. Самые крупные наxодят в разных частях Антарктиды, а их исследования помогают лучше познать природу Космоса. Дело в том, что благодаря льдам «космические пришельцы» сохраняются в своем первозданном виде.


Нa сегoдня площадь южного матеpика составляет 14 107 000 км², но что же бyдет, если Антарктида растает? Ученые смоделировали, что её площадь уменьшится в три раза. Без ледяного покрова нашему взору откроются высокие горные массивы и чудные озёра. На фото можно увидеть, как выглядит Антарктида без льдов. Западная ее часть станет арxипелагом с множеством островов, а вот восток останется континентом. Но вот подъём воды в результате таяния ледников скроет под водой большую часть суши.


Антарктика — наиболее суровая климатическая область Земли. Самая низкая зафиксированная температура –89.2 °C. Сейчас северное полушарие находится в ожидании зимы, а в Антарктику приходит лето, и команды исследователей со всего мира направляются сюда, пользуясь (относительно) теплым сезоном. Среди них есть и российские ученые, проникшие в феврале 2012 в реликтовое подледное озеро Восток, которое миллионы лет было изолировано от внешнего мира. Этот уникальный водоем находится на глубине около 3700 метров под поверхностью ледника, и этим летом арктическим планируется отправить вглубь озера робота, чтобы собрать пробы воды и донных отложений со дна. В этом репортаже представлены фотографии из таинственного мира Антарктиды, ведь побывавшие на этом ледяном континенте называют антарктическое приключение путешествием всей жизни. Полярные стратосферные облака или перламутровые облака в Антарктиде, 11 января 2011. Находясь на высоте 25 километрах они являются самыми высокими из всех видов облаков. Встречаются только в полярных регионах, когда температура в стратосфере падает ниже 73°C. Узнать о других необычных облачных образованиях можно в статье «Редкие виды виды облаков».



Рефлексия

Идеальный учитель должен так преподнести информацию: «Вот широта, за которой жить практически невозможно, но побывать там следует хотя бы раз в жизни, потому что... и т.д.».





Сергей Шойгу: «География – не история. Разных взглядов на нее быть не может!»

Президент Русского географического общества дал интервью «Комсомольской правде», «Российской газете» и ТАСС

ВЛАДИМИР СУНГОРКИНЕВГЕНИЙ САЗОНОВ

В 2020 году исполняется 175 лет РГО

Сергей Шойгу уже 10 лет является президентом Российского географического общества.

Изменить размер текста:AA

Мы привыкли воспринимать Сергея Шойгу как достаточно сурового человека. Что логично – роль Министра обороны, командующего одной из самых сильных армий в мире – обязывает... Но на его лице всегда появляется романтическая улыбка, когда он размышляет о другой своей роли. Своеобразной «общественной нагрузке», которая, несмотря на всю занятость, Сергею Кужугетовичу в радость. Речь идет о работе в качестве Президента Русского географического общества, которое он возглавляет с 2010 года. Именно с этого момента начался настоящий ренессанс РГО.

Сергей Шойгу: «География – не история. Разных взглядов на нее быть не может!»

00:00

 

00:00

ЛУЧШИЙ УЧЕБНИК БЫЛ В СССР

Сергей Кужугетович, начнем с азов. Любой гражданин России обязан знать географию родной страны. Изучает он ее прежде всего по учебникам. Однако как раз по поводу учебных пособий к Вам недавно обратились преподаватели. В конце прошлого года Министерство просвещения сократило почти в два раза перечень учебников, закупаемых за счет бюджета. Среди прочего были исключены пять из семи линий учебников по географии для 5–9-х классов. И это произошло несмотря на предложения Президента Путина вернуть географию во все классы в объеме не менее двух часов в неделю. Можно ли как-то повлиять на эту ситуацию?

– Действительно, Председатель Попечительского Совета РГО Владимир Владимирович Путин дважды поднимал проблемы обучения географии. И дал конкретные поручения: разработать концепцию учебников и увеличить количество часов преподавания географии в школе. Я вас уверяю, эти поручения будут выполнены.

Ситуация, о которой написали мне учителя, – прямое следствие вмешательства полиграфистов. Потому что производство учебников – это большие деньги. Но бизнес не должен вмешиваться в систему обучения. Полиграфисту все равно, что печатать. А нам не все равно, по каким пособиям учить детей.

Что в этой ситуации нужно сделать? Еще раз обсудить список учебников по географии, собрав всех причастных, за исключением тех, кто имеет хоть какое-то отношение к полиграфии. И провести конкурс на право печати.

Во время интервью в московской Штаб-квартире РГО.

Кстати, в качестве примера можно взять учебники географии СССР. Очень хорошие были книги. Во всяком случае, мы по ним учились и многого добились...

В современных учебниках что конкретно не нравится?

– Где-то – политизация, где-то – проявление личного отношения автора к той или иной теме. Но на географию разных взглядов быть не должно! Это не история! Волга впадает в Каспийское море, за Уралом находится Азия, а до Урала – Европа – какие здесь могут быть другие мнения? Всю географическую науку надо преподавать в едином ключе. Концепция уже готова. Мы представили ее Министру образования и, думаю, найдем общий язык.

ИДЕАЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ

По учебнику ясно. А каким должен быть преподаватель географии? Вы, кстати, помните своего учителя?

– Конечно! Человек невероятно обаятельный. И настоящий учитель географии, точнее учительница, потому что пробуждала любовь к своей стране. А из этого произрастает все остальное. Учитель должен побуждать смотреть фильмы по своей теме, штудировать учебники, разбудить любопытство к познанию. Это самое сложное, чему нужно научить.

Идеальный учитель должен так преподнести информацию: «Вот широта, за которой жить практически невозможно, но побывать там следует хотя бы раз в жизни, потому что... и т.д.».

Напоминает стиль, в котором работают многие участники конкурсаРГО «Лучший гид России».

– Точно! Они, кстати, в каком-то смысле тоже преподают географию – интересно рассказывают об уникальных местах, привлекают туристов. Почему бы не использовать их истории на уроках географии, дополняя учебный материал? Это было бы не только познавательно, но и приближало бы нас к представлению об идеальном учебнике.

Во время эксклюзивной авторской экскурсии для прессы в рамках проекта "Лучший гид России". Фото пресс-службы РГО

ОТ КАЖДОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ДОЛЖНА БЫТЬ ПОЛЬЗА

Вы уже 10 лет являетесь Президентом РГО. Что из экспедиций больше всего запомнилось? И с чего надо сдуть пыль и продолжить изучать?

– Стряхивать пыль можно много с чего. Спросите 10 студентов, какими маршрутами доставлялась иностранная военная помощь в СССР во время войны? Хорошо, если ответит хоть один!

Вы имеете в виду ленд-лиз?

– Именно! Удивительная история, если начать ее изучать. Как в тех невероятно сложных условиях – кругом война, места дикие, расстояния огромные, да еще и суровая зима в придачу – сумели проложить воздушную дорогу через Аляску, Чукотку, Якутию, север Иркутской области – Красноярский край с выходом на Красноярск. И поставить по этой трассе только на территории СССР пять перегонных полков. Пять! Да еще за такое сжатое время! Для меня и сегодня это непостижимо.

Многое из ленд-лизовских артефактов еще можно найти и отправить в музей. Ребята Красноярского отделения РГО готовят большую экспедицию по поиску судна «Тбилиси» с военным грузом, которое затонуло в Карском море в 1943 году.

Члены отделения РГО на Северном флоте подняли с другого затонувшего корабля танки «Шерман». Мало того – они еще их и «оживили». Машины на ходу, стреляют! Даже боеприпасы смогли восстановить!

Таких вещей неизведанных много. Вот недавно мы вручали премии РГО. И первое место в номинации «Лучшая экспедиция по России» получила замечательная красноярская экспедиция «Борт Тюрикова»... Представьте, с 1947 года самолет «Дуглас» целехонький пролежал в тундре. Безо всякой ржавчины – такая вот природная консервация. Ребята его нашли, вывезли каким-то удивительным способом. Мы им поможем в дальнейшем восстановлении борта.

«Комсомолка» первой написала об этой экспедиции. И на днях нашла пассажиров «Дугласа»! Причем благодаря Вашему выступлению по телевидению. Семья – муж, жена и ребенок шести лет – летели на том самолете. Они кучу подробностей рассказали...

– О, как интересно! Обязательно почитаю!..

Вот это из того, что особо запомнилось. Теперь насчет проектов, которые можно было бы и нужно было бы возродить. Главная задача – чтобы они все имели глубокий смысл. А то сейчас многие экспедиции являются какими-то популистскими пиар-проектами. Настоящая же экспедиция всегда совмещает и познавательную часть, и историческую, и реальную пользу несет.

Фото: Личный архив

Примером такой экспедиции могло стать изучение железной дороги из Норильска на Уренгой. Почти 800 км по тундре. Ее строительство было начато на севере довольно давно.

Сергей Шойгу и главный редактор "Комсомольской правды" Владимир Сунгоркин.

Эта, которую называют «мертвая дорога»?

– Кто-то так назвал... Но ведь ее еще до революции планировали. Если к этому вернуться, то можно понять, для чего она создавалась, какую пользу может принести, нужна сегодня или нет.

А она нужна?

– Я думаю, что нужна. А дальше специалисты в области экономической географии могут посчитать, сколько это будет стоить, за сколько она окупится и т.д. Параллельно мы восстановим и историю этого строительства: кто, когда и как проектировал...

Фото: Личный архив

Простой вопрос опять же задайте студентам: чем отапливается Норильск – крупнейший город за полярным кругом?

Газом!

– Правильно! Газом с местных месторождений. А если мы обратим внимание на Камчатку, то обнаружим, что там тоже есть месторождение газа. Но традиционно туда продолжают завозить уголь и мазут с Большой земли. Экономико-географы обязаны решать такие задачи. И РГО сегодня задумывается над этим. И таких экспедиций много.

Во время интервью в московской Штаб-квартире РГО.

Экономика все-таки не так увлекательна... Душа требует экспедиций, в которых есть открытия, приключения.

– Можем идти в другую сторону – историко-познавательную. У нас готовится сейчас экспедиция в Туву, на мою родину. Мы надеемся на массу открытий, потому что там сразу несколько слоев истории – на десятки лет работы археологам. Там есть самый древний из всех обнаруженных скифских курганов – Туннуг. Представьте – IX-VIII века до нашей эры. Под его каменной насыпью – островки вечной мерзлоты, так что есть вероятность обнаружить нетронутые захоронения. Подобное уже находили в Горном Алтае. Там обнаружили тело девушки, которое уцелело в леднике.

Международная археолого-географическая экспедиция «Кызыл - Курагино». Фото Антона Агаркова

Та самая Алтайская принцесса?

– Так ее назвали. Она настолько хорошо сохранилась, несмотря на тысячелетия, некоторые даже поднимают вопрос клонирования. Этого не будет, конечно, но и так все невероятно интересно! Потому что мы можем заглянуть в самую глубину веков и понять, как и чем жили люди.

Есть же еще прикладные экспедиции общемирового значения.

– Да, изучение Фукусимы из их числа. Три экспедиции провело РГО совместно с Росгидрометом и Государственным океанографическим институтом. Исследовали последствия цунами, которое разрушило атомную станцию в Японии, измеряли радиацию...

ГОЛЛИВУД ОТДЫХАЕТ

Вернемся к «Борту Тюрикова». На вручении премии РГО участникам экспедиции Вы обратились к Никите Михалкову с предложением экранизации этой истории...

– Потому что это сюжет голливудского уровня! Сценаристы сидят, что-то из головы выдумывают, но зачем – жизнь гораздо интереснее!

А есть еще истории из жизни РГО, которые достойны экранизации?

– Их достаточно! Очень хочу, чтобы экранизировали историю Миклухо-Маклая. Юрий Соломин, конечно, снял фильм в советские времена. Но слишком многое осталось за кадром. Приключения героя-ученого заслуживают хорошего и подробного сериала. Ведь к нему прислушивались главы государств, великие люди. Человек реально останавливал войны!

Другая история, которая абсолютно не раскрыта, – это опять же ленд-лиз!

Есть интересный фильм, снятый при участии РГО: «Алсиб – секретная трасса».

– Хороший фильм. Но мы только-только приподняли занавес над этой темой. А там столько материала, столько судеб! Как наши офицеры жили, летали, терялись, выживали. Вдумайтесь – пролететь от Аляски через Чукотку и Якутию без GPS! Шли исключительно визуально. Потерял «мамку» – ведущий самолет – и тебе конец!

Об этом можно много рассказывать и много снимать. Не только про Алсиб, но и про морские арктические конвои на Мурманск, и о поставках грузов по Трансиранскому маршруту – от восточного побережья США, через Иран и Каспий.

Президент РГО Сергей Шойгу и волонтеры экспедиции "Кызыл-Курагино". Фото пресс-службы РГО

РУССКИЙ КОВЧЕГ

Есть еще один удивительный проект РГО «Русский ковчег». Как он продвигается?

– Он не чисто наш, но мы его поддерживаем. Потому что для таких проектов нужны люди уровня Миклухо-Маклая – и у нас они есть! Это проект развития Сибири в виде экономического прорыва и создания новых центров развития за пределами европейской части России. Здесь и строительство новых магистралей, и увеличение грузопотоков на запад – восток – север, и переработка полезных ископаемых, добываемых как сейчас, так и в будущем.

Это регион с избыточным производством электроэнергии. Так что там можно строить еще много больших предприятий. Собственно, многое и было начато в советское время. Но перестройка помешала завершить...

Там такие огромные проекты, как экскаваторный завод, Минусинский электрокомплекс, крупные комплексы по обработке цветных металлов, строительство развязки Тайшет – Междуреченск с выходом на БАМ и Транссиб для увеличения грузопотока на десятки миллионов тонн, КАТЭК, Березовская ГРЭС, Назаровская ГРЭС. Все это увязывается в один большой проект, который и можно назвать этим самым «ковчегом».

Фото: Личный архив

КРУЧЕ ОЛИМПИАДЫ

Кроме РГО существуют географические общества других стран. Как вы с ними взаимодействуете? Или здесь тоже навредили санкции?

– Слава богу, здесь санкций нет. Есть личные контакты – еще с советских времен. У нас много друзей за рубежом. Хороший пример такой дружбы – Вторая археологическая экспедиция в Туву, о которой я уже говорил. Она инициирована членом Попечительского Совета РГО господином Фредериком Паулсеном. Он не гражданин России, но очень любит нашу страну, много делает для нее. Я надеюсь, что после моих слов на него не будут наложены санкции.

Сегодня у нас хорошие отношения с Францией, с Китаем. Так, в рамках акции «Географический диктант» с нами сотрудничало 99 стран! Не всякая олимпиада может похвастаться таким количеством участников!

Фото: Личный архив

Кстати, о диктанте. В этом году он будет проходить уже в пятый раз – какие выводы?

– Главный вывод – надо развивать это направление. Раздвигать рамки – как географические, так и возрастные. И, естественно, рамки познаний. Приятно видеть, что приходят целыми семьями.

Приятно, наверное, что и армия активно участвует.

– Очень! Больше 100 тысяч военнослужащих вызвались написать диктант в прошлом году. Впервые акцию проводили в Сирии. Не остались в стороне и другие наши базы за рубежом. На кораблях даже писали! Мы поняли, что люди тянутся к этим знаниям, и не только географическим. Поэтому провели первый военно-исторический диктант.

Знания улучшаются год от года?

– Средний балл географического диктанта растет. Начинали мы вообще с двойки. Сейчас вышли на твердую тройку. В прошлом году мы впервые разбили задания на две части: первая – полегче, вторая – посложнее. По первой части имеем средний балл 56, по второй – где-то 47. Но будем улучшать успеваемость.

Сергей Шойгу осматривает маяк на острове Большой Тютерс. Фото Вадима Гришанкина

ЗАГАДОЧНЫЙ ОСТРОВ

Государство сейчас очень активно участвует в развитии Арктики. Как помогают ученые РГО?

– Не менее активно. В Арктике множество наших компаний – «НОВАТЭК», «Роснефть». Их работа немыслима без исследования морского пути, продолжительности навигации. Вот мы и выпустили в позапрошлом году Арктический атлас под главной редакцией Первого Вице-президента РГО академика Николая Касимова, который занимался этим достаточно давно.

Помимо этого у нас идут экспедиции. С одной стороны, они носят образовательный характер, с другой – исследовательский. Делаются они в основном совместно с нашим Северным флотом. Из последних примеров – экспедиция на самый край Новой Земли. Мы и технику испытывали, и экологическую обстановку изучали, и историей Великой Отечественной занимались – там обнаружены места базирования немецких войск, остатки их техники.

В этом году у нас будет большая экспедиция на Землю Франца-Иосифа. Там, кстати, тоже был немецкий отряд. Поразбираемся, с какой целью их там высадили.

Продолжается работа на Новосибирских островах, на острове Врангеля, на мысе Шмидта, на острове Среднем.

Ну и конечно, нельзя не вспомнить две масштабные экспедиции на курильский остров Матуа...

– Это одно из тех удивительных мест, куда я мечтаю попасть. В конце Великой Отечественной войны там находился большой японский гарнизон, были построены аэродром, мощные укрепления, целый подземный город. Зачем-то были проложены мощные высоковольтные кабели. Что они питали? И вообще – откуда саму энергию брали? Загадок еще огромное количество, которые надо разгадывать.

Хочется, наверное, прежде всего самому в поисках ответов остров изучить?

– Ну а вы как думаете? Разве я не член Русского географического общества?

САМАЯ КРАСИВАЯ СТРАНА

Фотоконкурс РГО «Самая красивая страна» за короткий срок стал одним из престижнейших в мире! Десятки тысяч участников. Но нам кажется, один фотограф зря в нем не участвует... Короче, появятся ли когда-нибудь там и ваши фотографии?

– Очень хочется поучаствовать. Однако по правилам не положено. Но, может быть, с друзьями и коллегами подумаем и сделаем свою выставку. Покажем, что тоже умеем кое-что, хотя и не являемся профессиональными фотографами.

Там не профессия, там душа.

– Ваша правда. Конкурс очень душевный. Ценный еще и тем, что многие фото сделаны в очень труднодоступных местах. Но благодаря искусству участников их могут увидеть все! Мы делаем даже специальную подборку фотографий, которые отправляем на наши базы, корабли, подводные лодки, в госпитали. Я благодарен за это РГО. Может быть, эти фотографии и есть ответ на вопрос: с чего начинается Родина. Эти снимки дают понимание, какая она прекрасная, огромная и что лучше ее нет в мире.

Еще же можно успеть прислать на конкурс свои снимки?

– Да, до 31 марта есть время. Заходите на сайт photo.rgo.ru – там вся информация. Кстати, у нас новая номинация в этом году – «Снято на смартфон» и еще отдельный фотографический конкурс для деток. Так что ждем самых красивых снимков «Самой красивой страны».

ПОСЛАНИЕ В БУТЫЛКЕ

Если бы Вы оказались на необитаемом острове, то какое послание в бутылке отправили бы человечеству?

– Я летаю много, сверху вижу если не все, то многое, потому хочется всему человечеству сказать: «Кончайте гадить, ребята!» Особенно в Арктике! Хорошо, что есть РГО и Северный флот, которые сейчас там проводят большую уборку. С территорий, где базируются наши военные, в этом году полностью вывезем весь мусор. Это тысячи тонн металла, остатки самолетов, вездеходов...

Бочки, наверное?

– Это вообще отдельная история! Пользуясь случаем, я бы хотел сказать слова благодарности и морякам Северного флота, и тыловым службам, и волонтерам. Благодаря им Арктика становится чище. Сделали специальное оборудование, прессуем эти бочки. Туда везем один груз, оттуда вывозим горы ржавого металла. Очень приятно рассматривать целые альбомы «было» – «стало»...

Когда мы прилетели на Землю Франца-Иосифа, увидели бескрайнее поле этих бочек. Именно тогда Президент России принял решение о начале программы по очистке Арктики. Меня очень радует, что здесь работает много добровольцев. Эти люди не бизнесом занимаются, а планету спасают.

Начинается 2019 год, в каких экспедициях Вы надеетесь поучаствовать?

– По службе планирую побывать на Новосибирских островах. На плато Путорана дважды чемодан паковал. Северный флот там разворачивал экспедицию, высаживались передовые отряды. Но не случилось. В этом году кровь из носу я туда попаду. Конечно, очень хочу на Матуа полететь все-таки... И появились еще два острова, до которых тоже хочу добраться.

Какие?

– Не скажу! Я же знаю, что вы туда вперед меня поедете, памятную доску повесите и скажете: «Ждем!»

Но ведь памятная табличка все равно будет от РГО в честь первооткрывателей этих островов.

– Ну, вот я слетаю на разведку и место подберу.

Подготовили Владимир СУНГОРКИН и Евгений САЗОНОВ.

«Комсомолка» рекомендует: «Охотское море. Географическая энциклопедия» – этот красочный альбом, созданный совместно «Комсомольской правдой» и РГО, стал лауреатом международного конкурса «Книга года: Сибирь – Евразия-2018» в номинации «Лучшая краеведческая книга». Купить издание можно на сайте shop.kp.ru!

«Охотское море. Географическая энциклопедия»










































Источник: © https://topcafe.su/fakty/priroda/fakty-pro-antarktidu.html



















Источник: © https://topcafe.su/fakty/priroda/fakty-pro-antarktidu.html

































Источник: © https://topcafe.su/fakty/priroda/fakty-pro-antarktidu.html

















Источник: © https://topcafe.su/fakty/priroda/fakty-pro-antarktidu.html



















Источник: © https://topcafe.su/fakty/priroda/fakty-pro-antarktidu.html




















Источник: © https://topcafe.su/fakty/priroda/fakty-pro-antarktidu.html




















Источник: © https://topcafe.su/fakty/priroda/fakty-pro-antarktidu.html


















Источник: © https://topcafe.su/fakty/priroda/fakty-pro-antarktidu.html












Источник: © https://topcafe.su/fakty/priroda/fakty-pro-antarktidu.html


















Источник: © https://topcafe.su/fakty/priroda/fakty-pro-antarktidu.html

















ВСЕ УРОКИ ГЕОГРАФИИ - 7 класс - 2015 год РАЗДЕЛ III. ПОЛЯРНЫЙ МАТЕРИК ПЛАНЕТЫ ТЕМА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АНТАРКТИДЕ УРОК 35. ПРИРОДА АНТАРКТИДЫ

Цель:

· формировать систему знаний о природе Антарктиды и Антарктики; обеспечить понимание причин образования сплошного покровного оледенения и его влияния на природу материка, проблем использования природных богатств;

· развивать умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации; определять свои действия в рамках предложенных условий и требований;

· способствовать формированию интереса к самостоятельной исследовательской деятельности; формировать чувства ответственности, настойчивости.

Оборудование: карта Антарктиды, учебники, атласы, компьютер, мультимедийный проектор, ученические мультимедийные презентации.

Тип урока: усвоения новых знаний, урок-конференция.

Ожидаемые результаты: учащиеся смогут характеризовать особенности рельефа, климата, органического мира Антарктиды; объяснять причины образования сплошного покровного оледенения; влияние ледникового покрова на природу материка; оценивать современное состояние природы и природных богатств материка, роль географии в исследовании Антарктики.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Прием «Блицопрос»

· Раскройте понятия «Арктика» и «Антарктика».

· Какие страны снаряжали экспедиции для открытия неизвестного Южного материка?

· Какое место среди других материков занимает Антарктида по площади?

· Назовите главные особенности географического положения Антарктиды.

· Действительно ли Антарктида является материком международного сотрудничества?

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Прием «Удивляй!»

Ученые, которые исследуют Антарктиду, сделали много интересных открытий — раньше на материке не было ледового покрова! И была расположена Антарктида совсем не там, где сейчас. Ее отделения от Гондваны и дальнейшее «путешествие» к Южному полюсу привели к образованию льда, который коренным образом изменил природу материка.

Благодаря колоссальному обледенению и сравнительно небольшой плотности льда Антарктида является самым высоким материком на Земле. Если бы растопить ледовый покров Антарктиды, перед нами появился бы огромный массив суши со сложным рельефом, горными системами, равнинами и впадинами. Климат в Антарктиде настолько холодный, что если бросить на лед кусок твердой стали, он разобьется вдребезги. Органический мир Антарктиды очень своеобразный, ведь живым существам нужно приспособиться к таким чрезвычайным условиям.

Сегодня на нашей конференции по теме «Антарктида — это необыкновенный материк» собрались ученые, которые хорошо разбираются в особенностях природы материка, и осведомленные журналисты, которые готовы поставить нашим ученым интересные вопросы.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Выступления учащихся-«ученых» с докладами с демонстрацией мультимедийных презентаций. После каждого из выступлений «журналисты» задают вопросы по теме доклада.

Примеры

Ледниковый и подледный рельеф Антарктиды

В Антарктиде сосредоточено примерно 30 млн. км3 льда, или 90 % всех льдов суши (самое современное оледенение на Земле). Средняя мощность льда — 2500-2800 км, максимальная — 4800 м. Только 2 % территории материка свободные от льда. Антарктида является самым высоким материком Земли — средняя высота материка — 2040 м. Окраина ледяного щита во многих местах выходит за пределы материка на поверхность окружающих морей, образуя шельфовые ледники. Крупнейшие шельфовые ледники континента — ледник Росса и ледники Фільхнера-Рони. Время от времени края ледников обламываются, порождая айсберги. Самый большой айсберг был зарегистрирован в 1956 г. Он имел примерно 385 км в длину и 111 км в ширину. Многолетние наблюдения, а также сопоставление космических снимков установили общую тенденцию к сокращению льдов Антарктиды, связанную, вероятно, с глобальным потеплением на Земле.

Подледный рельеф Антарктиды отличается сложностью. Под ледяным щитом материка расположены обширные равнины, впадины, горные хребты. В основе большей части Антарктиды лежит древняя платформа, которая входила в состав Гондваны. Активный вулканизм свидетельствует о продолжении горотвирних процессов в Западной Антарктиде. Гигантский горная цепь — Трансантарктические горы длиной почти 5000 км и высотой более 4000 м — разделяет материк на две неравные части: западную и восточную. В Западной Антарктиде размещены самые высокие вершины всего континента — массив Винсона в горах Елсверта (5140 м) и самая глубокая впадина 255 м ниже уровня моря.

Крупнейший активный вулкан Эребус (3794 м) расположен на одном из островов моря Росса, другой недавно обнаружен активный вулкан находится под ледниковым покровом Западной Антарктиды. Антарктида характеризуется минимальной по сравнению с другими материками, сейсмической активностью.

Климат Антарктиды

Климат Антарктиды — самый холодный и самый суровый на земном шаре. Это объясняется географическим положением материка в полярных широтах и наличием гигантского куполообразного ледникового покрова. Морозність южной полярной области влияет на климат всего Южного полушария, которая в целом холоднее Северную. В течение длительного полярного дня Антарктида получает такое же количество солнечной радиации, что и экваториальные широты, однако 90.% этой радиации отражается снежной поверхностью и уходит в космическое пространство. Это обусловливает чрезвычайно низкие температуры воздуха. Особенно суровый климат внутренних районов материка. Среднегодовые температуры в центральных областях составляют -56° С, на 30-35° С ниже, чем в прибрежных областях Антарктиды. Стоковые ветры — постоянные ветры, дующие из внутренних районов Антарктиды до прибрежных. Причиной их образования является крупный контракт атмосферного давления между внутренними и прибрежными областями.

В центральной части Антарктиды на расстоянии 1260 м от берега на вершине ледового купола высотой 3488 м над уровнем океана расположен Полюс холода нашей планеты. Здесь на советской станции «Восток» 21 июля 1983 г. была зафиксирована температура -89,2 °С. Длительное время этот показатель считали рекордно низким. Но новый всемирный рекорд самой низкой температуры на поверхности Земли — (-91,2 °С) — зафиксировали 2013 г. в Антарктиде в районе японской станции «Купол Фудзи». Замеры были сделаны со спутника специалистами Американского национального центра снежных и ледовых данных. Вся территория материка, за исключением Антарктического полуострова, расположенная в антарктическом климатическом поясе. Антарктида — ледяная пустыня со средним годовым количеством осадков менее 100 мм.

Органический мир Антарктиды

Суровый климат и отдаленность Антарктиды негативно сказались на видовом разнообразии ее органического мира. Об этом свидетельствует пустынный, безжиттєвий вид бескрайних снежных просторов, особенно центральных районов. Круглый год на суше обитают лишь мелкие беспозвоночные и некоторые бескрылые насекомые. Растительность Антарктиды представлена мхами, лишайниками, грибами и водорослями и встречается преимущественно в оазисах и горах окраинных районов.

Антарктические оазисы — небольшие участки сушу вблизи побережий, свободные от льда. В прибрежных оазисах температура летом в среднем на 3-4 °С выше, чем над окружающими ледниками. Именно в оазисах селятся растения Антарктиды — мхи и лишайники, в озерах — водоросли, даже встречаются три вида цветочных растений. Животный мир Антарктиды связан с океанами, которые омывают материк. Воды вокруг материка густо заселенные разнообразными морскими животными и растениями. Океан изобилует планктоном, который является источником питания для китов, тюленей, рыб. Из представителей животного мира в Антарктиде больше всего птиц. Летом на побережье можно встретить папского голубя, качурку Вильсона, серебристо-серого, снежного, а также антарктического буревестников. Из 17 видов пингвинов, 6 разновидностей обитают в Антарктиде. Это единственное место на Земле, где можно найти императорских пингвинов, которые размножаются во время антарктической зимы.

На ледовом припаї у побережья почти в любое время года можно видеть тюленей Уэдделла. Другие антарктические тюлени — крабоеды, тюлени Росса и морские леопарды — встречаются реже. Иногда берега ледяного континента посещают самые крупные ластоногие — морские слоны. Часто в прибрежные районы заходят киты.

Природные богатства Антарктиды

По предварительным оценкам ученых, минеральный потенциал Антарктиды просто колоссальный.

В недрах Антарктиды сосредоточено около 150 видов разнообразных полезных ископаемых: каменного угля (7-10 % мировых запасов), железных руд, хрома, золота, урана, никеля. В пределах материкового шельфа есть большие запасы природного газа и нефти. Также не следует забывать, что в Антарктиде в избытке есть еще один ценный минерал, для добычи которого нужны усилия и затраты,— это замерзшая вода.

Воды Антарктиды и прибрежные районы материка — настоящий природный заповедник, где в уникальных условиях обитают живые организмы, которые имеют разнообразные приспособления к низким температурам воздуха.

Очевидно, что в Антарктиде есть работа не только для специалистов наук о Земле, но и для физиков, биологов, инженеров, медиков, в частности, специалистов по космической медицины. Для последних Антарктида является своеобразной лабораторией по изучению жизнедеятельности людей в изолированных экстремальных условиях.

Некоторые туристические агентства уже ввели Антарктиду в перечень туристических объектов.

Круизные лайнеры ежегодно доставляют на материк 25-30 тысяч туристов.

Современные исследования украинцев в Антарктиде

Украина как участница Антарктического договора каждый год снаряжает экспедиции на антарктический остров Голиндез, где расположена единственная украинская научно-исследовательская станция «Академик Вернадский» (с 1996 года). Здесь украинские полярники проводят метеорологические наблюдения, геологические разведки и изучают действие магнитных полей. Наши ученые принимают участие во многих международных научных проектах по биологии, геофизики и других наук, которые проводят в рамках Международного полярного года. Научная программа экспедиции имеет две составляющие: мониторинговые направления, которые проводят ежегодно (метеонаблюдения, измерение содержания озона, магнитного поля и тому подобное), и поисково-новейшие направления исследования. Это направление работы зимовщиков не менее важен, ведь речь идет об экспериментах в области ядерной физики относительно фиксации нейтрино-частиц, попадающих из верхней атмосферы и космоса на землю. В Антарктике, где преобладает чистый воздух, обнаружить и изучить эти частицы намного легче. Также полярники продолжат наблюдения за живыми организмами Антарктики (микроорганизмы, низшие растения, животные и птицы) на биогеографическом полигоне. Каждый из 14 участников экспедиции соблюдает собственного научного плана работы. Например, метеоролог постоянно снимает показания с метеоприборов и ведет мониторинг погоды, а затем регулярно передает эти данные к мировых центров погоды, в том числе и в Киев. Кроме метеоинформации, зимовники передают еще и данные о содержании озона над материком и организационно-деловую информацию.

Сейчас ученые обескуражены и тем, что последствия глобального потепления на планете ощущаются и в Антарктиде. Как утверждают полярники, каждый год на материке выпадает все меньше снега, зато увеличивается число ясных солнечных дней, когда нормой для Антарктиды считают пасмурную погоду.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Прием «Проблемный вопрос»

Требуется дальнейшее изучение природы Антарктиды учеными? С какой целью?

VI. ИТОГ УРОКА, РЕФЛЕКСИЯ

Прием «Пять предложений»

Задачи. Сформулируйте главные достижения урока пятью предложениями.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Проработать соответствующий параграф учебника.

2. Провести собственное исследование: «Влияние Южной полярной области на природные особенности Земли».

3. Подготовить шаблоны Северной Америки.