Баранова Елена Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ «Кардымовская СШ»
Проект урока обучение грамоте
по теме "Звуки [м], [м,]. Буква М, м".
(УМК "Перспектива" Азбука. 1 класс. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г)
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: формирование знаний обучающихся о новых буквах М,м и звуках, которые они обозначают; формирование умения выделять новые звуки в речи, определять их местонахождение в словах, умения читать слова с новыми буквами; развитие умение осуществлять полный звуковой анализ заданных слов; развивать связную речь, фонематический слух, творческое воображение, память, внимание, мышление; развитие умения обобщать и делать несложные выводы, взаимодействовать с одноклассниками и учителем в процессе парной и групповой форм работы; воспитание уважительного отношения к своим близким.
Методы обучения:
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная
индивидуальная
парная
Средства обучения:
карточки со словами
учебник
компьютер, презентационный экран, мультимедиапроектор
Система контроля:
Ход урока
1 этап урока. Организационный момент
Работа с пословицами.
«Чтение- вот лучшее учение»
Учитель:
- Как вы понимаете эту пословицу?
Учитель:
- А кто из вас знает пословицы о маме? (Нет лучшего дружка, чем родная матушка. При солнышке тепло при матери - добро.)
2 Этап урока. Актуализация знаний.
а) Вводная беседа на примерах поведенческих, коммуникативно-речевых ситуаций.
Учитель:
- Аня и Ваня рассказали мне сегодня, что по дороге в школу наблюдали, как мама, провожая своего сына-ученика, несла за него его учебный ранец, а он шёл с пустыми руками. С вами такого не случается? Как нужно относиться к маме?
- Покажите, как, какими словами нужно встретить маму с работы, чтобы она почувствовала ваше внимательное отношение к ней. Что нужно сказать в ответ на её просьбу, хозяйственное поручение в то время, когда вы играете с друзьями? Как следует вести себя в ситуации, когда мама откладывает ранее обещанную вам прогулку в детский парк, ссылаясь на свою занятость?
- Вы сами всегда ли так поступаете?
Работа по учебнику
а) Рассматривание рисунка. с.78
Учитель:
— Кого вы видите? Чем занимаются мама и её дочка? Что в руках у мамы? Как называется этот цветок? (Мимоза.) Как вы думаете, почему мама держит в руках мимозу? (Выслушиваются возможные ответы: «Мама любит, чтобы на столе были цветы», «Может быть, у мамы день рождения и ей подарили цветы её дети».) Как вы думаете, какое это время дня? (Утро). Значит, мама с дочкой накрывают завтрак.
- Расскажите, как можно поздравить маму с днём рождения.
б) Слого-звуковой анализ слов «мама», «мимоза». Выделение звуков [м], [м’] из слов.
Учитель:
—Каким звуком начинается слово «мама»? (Звуком [м].) Произнесите слово по слогам. Сколько звуков [м] в слове «мама»? Каким звуком начинается слово «мимоза»? (Звуком [м’].) Произнесите слово по слогам. Каким звуком начинается второй слог? (Звуком [м].)
3 этап урока. Сообщение темы и цели урока
Учитель:
- Как вы думаете, какая сегодня тема нашего урока?
-Какие цели мы поставим перед собой на уроке?
(Ответы учеников)
- Итак, тема нашего урока: «Буква М, м. Звуки [м], [м’].
этап урока. Изучение нового материала по работе с новыми звуками.
а) Сравнение звуков [м] и [м’], их характеристика как согласных звуков, парных по твёрдости-мягкости.
Учитель:
— Чем похожи по произношению и чем различаются эти звуки? (Ответы учеников)
— Звуки [м] и [м’] образуют пару: один звук твёрдый, а другой мягкий.
б) Упражнения по развитию фонематического слуха.
Учитель:
— В названиях каких предметов, продуктов на столе встречаются звуки [м] и [м’]? (Сметана, мёд, масло, молоко).
в) Звуковой анализ слов.
Анализ модели слова «мимоза». (с.78)
— Вы прочитали слово «мимоза» по рисунку, потому что не все буквы в этом слове ещё вам знакомы. Найдите модель слова «мимоза». Покажите, где символически изображается значение этого слова, где — звучание, а где — обозначение звуков буквами. Назовите каждый звук в этом слове. Прочитайте, что записано буквами. (Мимо…) Кто знает недостающие буквы и закончит слово? (Всё слово записывается на доске и прочитывается.) Аналогичная работа проводится со словами «молоко» и «мыло»
г) Работа в парах.
Учитель:
- Давайте с вами вспомним правила работы в парах? (уважай, выслушивай, предлагай, не мешай другим)
- Составьте в парах звуковые схемы слов: Маша и Миша. Расскажите друг другу о каждом звуке. Сравните схемы.
- Итак, чем похожи эти схемы? (одинаковое количество букв, звуков и слогов, эти слова начинаются с согласного звука)
- Чем отличаются эти схемы? (первыми и вторыми звуками)
- Значит, буква М имеет два звука: твердый [м ]и мягкий [м’].
- Оцените свою работу в парах.
(Ученики используют сигнальные карточки: красный- плохо, желтый – удовлетворительно, зелёный – отлично)
- А теперь поставьте руки на стол и ладошками закройте уши. Произнесите эти звуки ещё раз.
- Вы хорошо услышали эти звуки.
- Значит, какие это звуки звонкие или глухие?
Сделаем вывод: Звук [м] согласный, при его произношении воздух встречает преграду, он произносится звонко, может быть твердый и мягкий.
5. этап урока. Физкультминутка
6 этап урока. Изучение нового материала по работе с новыми буквами
а) Знакомство с буквой Мм.
Учитель:
— Два звука [м] и [м’] обозначаются одной буквой м. Посмотрите на эту букву. (с.78) Какого она цвета? Как вы думаете, почему у буквы такой красивый цвет? Для чего существуют две буквы: большая и маленькая? С какой буквы вы напишете слово «мама»? Какое должно быть имя у мамы, чтобы написать его с большой буквы М?
б) Анализ графического образа буквы в соотнесении с обозначаемым ею звуком.
Учитель:
— Как вы думаете, почему именно застёжка-молния изображает букву м? (Слово «молния» начинается со звука [м].)
в) Работа со значением слова.
— Почему застёжку так назвали?
г) Знакомство с правилом чтения буквы м на основе позиционного принципа русской графики.
Учитель:
— Чтобы прочитать эту букву, нужно назвать те звуки, которые она обозначает. Обратите внимание на звуки-бусинки под молнией. Они указывают, что буква может читаться по-разному в зависимости от других букв в слове и своего места в нём.
Учитель демонстрирует выставленные на экране слоги и слова «ум», «ам», «им», «ом». Буква м выделена синим цветом.
— Как нужно читать эту букву на конце слов и слогов? (Как [м] — твёрдо.) Прочитайте. Какое важное для учеников слово вы прочитали? (Ум.)
— Посмотрите на слоговую таблицу, которая расположена чуть ниже. Как предлагается переставить буквы? (Буквы, а, о, у, ы, и надо поставить после буквы м.)
—Перед какими гласными согласный звук произносится твёрдо, как [м]? (Перед а, о, у, ы.) А перед какой гласной произносится мягко, как [м’]? (Перед и.)
д) Хоровое чтение слогов: ма, му, ми, мы, мэ, мо.
Учитель:
— Старайтесь читать слоги сразу, на одном дыхании, сливая звуки в
произношении.
е) Упражнение в договаривании слога до целого слова.
— Назовите слова, которые начинаются с этих слогов.
Например, ма… (машина), ми… (минута).
ё) Упражнение в чтении слов, составленных из слогов.
Учитель:
— Зная, как читаются слоги, вы можете прочитать целые слова. Сколько
раз нужно повторить слог «ма», чтобы получилось слово «мама»? А какие
слова получатся из этих слогов?
Учитель указывает на слоги «ма» и «мы», «ма» и «му».
Учащиеся читают: «мамы», «маму».
7 этап урока. Физкультминутка
8 этап урока. Закрепление изученного материала
а) Чтение предложения «У мамы мимоза» на стр. 78
Учитель:
— Зная, как читаются слова, можно прочитать целое предложение. Что
написано под рисунком? (Предложение.) Как оно записано? (С помощью
букв и рисунка.)
б) Задание «Живая буква».
Учитель:
— Вы узнали букву, которую изобразили девочки на рисунке? Изобразите
эту букву друг с другом в паре.
в) Чтение вслед за учителем стихотворных строк стр.78
«Ну-ка, М, дай руку А ,…».
9 этап урока. Оценка деятельности учащихся на уроке.
Учитель:
- Оцените свою работу на уроке. (Учащиеся используют сигнальные карточки – желтого, зелёного и красного цветов)
- Спасибо, вы отлично поработали!
10 этап урока.Подведение итогов.
Учитель:
- Давайте вспомним цели, которые мы для себя поставили в начале урока.
- С чем мы познакомились?
- Чему мы научились?
- В чём мы упражнялись?
(Ответы учеников).