СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока обучение грамоте по теме "Звуки [м], [м,]. Буква М, м". (УМК "Перспектива" Азбука. 1 класс. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урокаформирование знаний обучающихся о новых буквах М,м и звуках, которые они обозначают; формирование умения выделять новые звуки в речи, определять их местонахождение в словах, умения читать слова с новыми буквами; развитие умение осуществлять полный звуковой анализ заданных слов; развивать связную речь, фонематический слух, творческое воображение, память, внимание, мышление; развитие умения обобщать и делать несложные выводы, взаимодействовать с одноклассниками и учителем в процессе парной и групповой форм работы; воспитание уважительного отношения к своим близким.

Просмотр содержимого документа
«Проект урока обучение грамоте по теме "Звуки [м], [м,]. Буква М, м". (УМК "Перспектива" Азбука. 1 класс. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г)»

Баранова Елена Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ «Кардымовская СШ»


Проект урока обучение грамоте

по теме "Звуки [м], [м,]. Буква М, м".

(УМК "Перспектива" Азбука. 1 класс. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г)



Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урокаформирование знаний обучающихся о новых буквах М,м и звуках, которые они обозначают; формирование умения выделять новые звуки в речи, определять их местонахождение в словах, умения читать слова с новыми буквами; развитие умение осуществлять полный звуковой анализ заданных слов; развивать связную речь, фонематический слух, творческое воображение, память, внимание, мышление; развитие умения обобщать и делать несложные выводы, взаимодействовать с одноклассниками и учителем в процессе парной и групповой форм работы; воспитание уважительного отношения к своим близким.


Методы обучения:

  • диалоговый

  • практический

  • объяснительно-иллюстративный

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная

  • индивидуальная

  • парная

Средства обучения:

  • карточки со словами

  • учебник

  • компьютер, презентационный экран, мультимедиапроектор

Система контроля:

  • самоконтроль

  • взаимоконтроль

  • контроль учителя

  • качественная оценка учащихся промежуточных и конечных результатов учебной деятельности.


Ход урока

1 этап урока. Организационный момент

Работа с пословицами.

«Чтение- вот лучшее учение»

Учитель:

- Как вы понимаете эту пословицу?

Учитель:

- А кто из вас знает пословицы о маме? (Нет лучшего дружка, чем родная матушка. При солнышке тепло при матери - добро.)

2 Этап урока. Актуализация знаний.

а) Вводная беседа на примерах поведенческих, коммуникативно-речевых ситуаций.

Учитель:

- Аня и Ваня рассказали мне сегодня, что по дороге в школу наблюдали, как мама, провожая своего сына-ученика, несла за него его учебный ранец, а он шёл с пустыми руками. С вами такого не случается? Как нужно относиться к маме?

- Покажите, как, какими словами нужно встретить маму с работы, чтобы она почувствовала ваше внимательное отношение к ней. Что нужно сказать в ответ на её просьбу, хозяйственное поручение в то время, когда вы играете с друзьями? Как следует вести себя в ситуации, когда мама откладывает ранее обещанную вам прогулку в детский парк, ссылаясь на свою занятость?

- Вы сами всегда ли так поступаете?

Работа по учебнику

а) Рассматривание рисунка. с.78

Учитель:

— Кого вы видите? Чем занимаются мама и её дочка? Что в руках у мамы? Как называется этот цветок? (Мимоза.) Как вы думаете, почему мама держит в руках мимозу? (Выслушиваются возможные ответы: «Мама любит, чтобы на столе были цветы», «Может быть, у мамы день рождения и ей подарили цветы её дети».) Как вы думаете, какое это время дня? (Утро). Значит, мама с дочкой накрывают завтрак.

- Расскажите, как можно поздравить маму с днём рождения.


б) Слого-звуковой анализ слов «мама», «мимоза». Выделение звуков [м], [м’] из слов.

Учитель:

—Каким звуком начинается слово «мама»? (Звуком [м].) Произнесите слово по слогам. Сколько звуков [м] в слове «мама»? Каким звуком начинается слово «мимоза»? (Звуком [м’].) Произнесите слово по слогам. Каким звуком начинается второй слог? (Звуком [м].)

3 этап урока. Сообщение темы и цели урока

Учитель:

- Как вы думаете, какая сегодня тема нашего урока?

-Какие цели мы поставим перед собой на уроке?

 (Ответы учеников)

- Итак, тема нашего урока: «Буква М, м. Звуки  [м], [м’].  


  1. этап урока. Изучение нового материала по работе с новыми звуками.

а) Сравнение звуков [м] и [м’], их характеристика как согласных звуков, парных по твёрдости-мягкости.

Учитель:

— Чем похожи по произношению и чем различаются эти звуки? (Ответы учеников)

— Звуки [м] и [м’] образуют пару: один звук твёрдый, а другой мягкий.


б) Упражнения по развитию фонематического слуха.

Учитель:

— В названиях каких предметов, продуктов на столе встречаются звуки [м] и [м’]? (Сметана, мёд, масло, молоко).

в) Звуковой анализ слов.

Анализ модели слова «мимоза». (с.78)

— Вы прочитали слово «мимоза» по рисунку, потому что не все буквы в этом слове ещё вам знакомы. Найдите модель слова «мимоза». Покажите, где символически изображается значение этого слова, где — звучание, а где — обозначение звуков буквами. Назовите каждый звук в этом слове. Прочитайте, что записано буквами. (Мимо…) Кто знает недостающие буквы и закончит слово? (Всё слово записывается на доске и прочитывается.) Аналогичная работа проводится со словами «молоко» и «мыло»

г) Работа в парах. 

Учитель:

- Давайте с вами вспомним правила работы в парах? (уважай, выслушивай, предлагай, не мешай другим)

- Составьте в парах звуковые схемы слов: Маша и Миша. Расскажите друг другу о каждом звуке. Сравните схемы.

-  Итак, чем похожи эти схемы? (одинаковое количество букв, звуков и слогов, эти слова начинаются с согласного звука)

Чем отличаются эти схемы? (первыми и вторыми звуками)

- Значит, буква М имеет два звука: твердый [м ]и мягкий [м’].

- Оцените свою работу в парах.

(Ученики используют сигнальные карточки: красный- плохо, желтый – удовлетворительно, зелёный – отлично)

- А теперь поставьте руки на стол и ладошками закройте уши. Произнесите эти звуки ещё раз.

- Вы хорошо услышали эти звуки.

- Значит, какие это звуки звонкие или глухие?

Сделаем вывод: Звук [м] согласный, при его произношении воздух встречает преграду, он произносится звонко, может быть твердый и мягкий.


5. этап урока. Физкультминутка


6 этап урока. Изучение нового материала по работе с новыми буквами


а) Знакомство с буквой Мм.

Учитель:

— Два звука [м] и [м’] обозначаются одной буквой м. Посмотрите на эту букву. (с.78) Какого она цвета? Как вы думаете, почему у буквы такой красивый цвет? Для чего существуют две буквы: большая и маленькая? С какой буквы вы напишете слово «мама»? Какое должно быть имя у мамы, чтобы написать его с большой буквы М?

б) Анализ графического образа буквы в соотнесении с обозначаемым ею звуком.

Учитель:

— Как вы думаете, почему именно застёжка-молния изображает букву м? (Слово «молния» начинается со звука [м].)

в) Работа со значением слова.

— Почему застёжку так назвали?

г) Знакомство с правилом чтения буквы м на основе позиционного принципа русской графики.

Учитель:

— Чтобы прочитать эту букву, нужно назвать те звуки, которые она обозначает. Обратите внимание на звуки-бусинки под молнией. Они указывают, что буква может читаться по-разному в зависимости от других букв в слове и своего места в нём.

Учитель демонстрирует выставленные на экране слоги и слова «ум», «ам», «им», «ом». Буква м выделена синим цветом.

— Как нужно читать эту букву на конце слов и слогов? (Как [м] — твёрдо.) Прочитайте. Какое важное для учеников слово вы прочитали? (Ум.)

— Посмотрите на слоговую таблицу, которая расположена чуть ниже. Как предлагается переставить буквы? (Буквы, а, о, у, ы, и надо поставить после буквы м.)

—Перед какими гласными согласный звук произносится твёрдо, как [м]? (Перед а, о, у, ы.) А перед какой гласной произносится мягко, как [м’]? (Перед и.)

д) Хоровое чтение слогов: ма, му, ми, мы, мэ, мо.

Учитель:

— Старайтесь читать слоги сразу, на одном дыхании, сливая звуки в

произношении.

е) Упражнение в договаривании слога до целого слова.

— Назовите слова, которые начинаются с этих слогов.

Например, ма… (машина), ми… (минута).


ё) Упражнение в чтении слов, составленных из слогов.

Учитель:

— Зная, как читаются слоги, вы можете прочитать целые слова. Сколько

раз нужно повторить слог «ма», чтобы получилось слово «мама»? А какие

слова получатся из этих слогов?

Учитель указывает на слоги «ма» и «мы», «ма» и «му».

Учащиеся читают: «мамы», «маму».

7 этап урока. Физкультминутка

8 этап урока. Закрепление изученного материала


а) Чтение предложения «У мамы мимоза» на стр. 78

Учитель:

— Зная, как читаются слова, можно прочитать целое предложение. Что

написано под рисунком? (Предложение.) Как оно записано? (С помощью

букв и рисунка.)

б) Задание «Живая буква».

Учитель:

— Вы узнали букву, которую изобразили девочки на рисунке? Изобразите

эту букву друг с другом в паре.

в) Чтение вслед за учителем стихотворных строк стр.78

«Ну-ка, М, дай руку А ,…».

9 этап урока. Оценка деятельности учащихся на уроке.

Учитель:

- Оцените свою работу на уроке. (Учащиеся используют сигнальные карточки – желтого, зелёного и красного цветов)

- Спасибо, вы отлично поработали!

10 этап урока.Подведение итогов.

Учитель:

- Давайте вспомним цели, которые мы для себя поставили в начале урока.

- С чем мы познакомились?

- Чему мы научились?

- В чём мы упражнялись?

(Ответы учеников).