Аттестационное задание № 21
Проект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: «Л.Н.Толстой «Акула».
Выполнила:
Зубарева Анастасия Васильевна,
учитель начальных классов
Нефтеюганского районного муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Пойковская средняя общеобразовательная школа № 2»
Пояснительная записка
Исходя из требований, предъявляемых к профессиональной деятельности учителя и заложенных в ФГОС, основанных на деятельностном подходе к образовательному процессу, предлагаю проект урока по предмету «литературное чтение» с использованием интерактивных методов обучения по теме «Л.Н. Толстой «Акула»» для учащихся 4 класса. Данная тема и поставленные цели соответствуют требованиям образовательной программы («Школа 21 века» Л.А.Ефросинина -М: Вентана - Граф,2019). Выбранные технологии соответствуют требованиям образовательной программы и возрастным особенностям учащихся.
Данный урок входит в раздел «Произведения Л.Н.Толстого» автора Л.А.Ефросинина «Литературное чтение», 4 класс. На уроке формируется умение работать с текстом и информацией, умение выражать свои мысли в оценочном суждении в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией.
Исходя из поставленных целей, определен тип урока: урок изучающего чтения с применением современных технологий. Технология развития критического мышления помогает развивать в учащихся те личностные качества, которые так необходимы человеку в современном мире.
Во-первых, это умение работать с информацией, ставить цели, формулировать задачи, выдвигать гипотезы, находить различные варианты решения поставленных задач и выбирать наиболее подходящий для каждой конкретной ситуации, а также формулировать обобщения и выводы. Во вторых, умение мыслить самостоятельно, творчески, не по шаблону, видеть трудности и разрабатывать пути их преодоления, выдвигать идеи, искать новые проблемы, активно использовать полученные знания в повседневной жизни и в учебной деятельности. В-третьих, учить строить новые представления на прочном фундаменте полученных знаний и представлений.
Данный урок разработан для учащихся разного уровня подготовки, нацеленных на получение новых знаний, принимающих участие во всех предлагаемых мероприятиях, творческих и активных. Нацелен урок на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов. Для решения профессиональной задачи учитель совершает следующие действия:
разрабатывает модель учебного занятия;
готовит средства обучения;
разрабатывает и готовит раздаточный материал;
продумывает использование приемов деятельности: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, наблюдение, практический;
продумывает роли каждого участника игры, в том числе учителя;
продумывает форму и методы контроля: наблюдение, самооценка, рефлексия.
Урок построен с учетом системно-деятельностного подхода к обучению. Все этапы урока логически связаны между собой. С целью активизации познавательной деятельности на всех этапах используется слайдовая презентация.
Весь материал урока отбирается с учетом поставленных целей, выполнение которых проходит на каждом этапе урока. Считаю, что цели соответствуют программным требованиям, содержанию материала, возрастным особенностям обучающихся, необходимому их уровню знаний и умений.
Структура урока отвечает дидактическим целям урока. При подготовке данного урока упор делается на применение технологии критического мышления. Здоровьесберегающий аспект урока заключается в посильности выполняемых заданий, в возможности выбора заданий, в создании ситуации успеха, в проведении физкультминутки. Также на протяжении урока используются методы стимулирования и мотивации.
Основной целью урока является усвоение учащимся произведения Л.Н.Толстого «Акула», совершенствовать навыки выразительного, осознанного чтения, побуждать к познавательной активности.
Организационный момент урока направлен на подготовку рабочего места, на положительный психологический настрой, на самоопределение в учебной деятельности, предполагающее внутреннюю готовность учащегося к усвоению новых знаний. Перед уроком обучающиеся делятся на группы с учетом образовательных возможностей и межличностных интересов.
Актуализация знаний проводится с целью получения представлений о качестве усвоения учебного материала и определения опорных знаний. Учитель предлагает учащимся определить, какое отношение могут иметь слова к уроку, записанные на доске. Таким образом, через проблемный вопрос ученики вовлекаются в активную мыслительную деятельность, направленную на восприятие нового материала.
Определения темы и целей урока. В процессе работы с моделью темы урока под руководством учителя, с помощью подводящего диалога учащиеся формулируют тему и цели урока.
Изучение нового материала. Данный этап предполагает организовать целостное эмоциональное восприятие произведения, формировать навыки чтения, учить анализировать литературное произведение, формировать представление о единстве формы и содержания . С целью активного включения каждого ученика в процесс усвоения учебного материала организуется работа в группах, парная и индивидуальная работа. Эта работа способствует формированию предметных УУД, метапредметных УУД: коммуникативных, познавательных, регулятивных и личностных УУД.
Физкультминутка с упражнениями на двигательную активность проводится с целью формирования ценностного отношения к своему здоровью и активизации учащихся на дальнейшую работу за счёт смены деятельности и игровых моментов. Формируются личностные УУД.
Обобщение и систематизация знаний. Под руководством учителя учащиеся знакомятся с содержанием рассказа, обсуждают прочитанное, говорят о содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждают, учатся анализировать и делать выводы. На этом этапе используется анализ, синтез, что приводит к формированию предметных УУД, метапредметных УУД: познавательных, регулятивных.
На этапе «Работа над изученным материалом» учащимся предлагается групповое задание, цель которого - определить уровень владения полученных знаний. При достижении результата формируются предметные, метапредметные УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные УУД.
Итог урока. Проводится в форме беседы «Мозговой штурм». На данном этапе урока формируются метапредметные УУД (познавательные, коммуникативные) и личностные УУД.
Самооценка и рефлексия. Используется учителем для выявления уровня осознанности содержания пройденного материала. Учащиеся дают анализ своей деятельности с помощью закрашивания на своём кораблике флажок. На данном этапе урока используется наглядный метод. Формируются метапредметные (регулятивные, коммуникативные) УУД и личностные.
Домашнее задание. На этапе знакомства с домашним заданием проводится инструктаж по его выполнению. Формируются метапредметные (регулятивные) и личностные УУД.
Проанализировав каждый этап урока, можно выделить те универсальные учебные действия (личностные и метапредметные), которые формируются при организации деятельности учащихся на данном уроке, а также те методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, которые способствуют формированию УУД. Самооценка учащихся, их удовлетворение собственной деятельностью, отсутствие ощущения усталости у детей и педагога дают основание полагать, что цель урока достигнута.
Предметные цели:
1. Познакомить обучающихся с рассказом Л.Н. Толстого «Акула».
2. Расширить знания о жизни и творчестве писателя.
3. Совершенствовать навык выразительного осознанного чтения, технику чтения.
4. Учить анализировать прочитанный рассказ, с целью приближения к идее произведения:
Познавательные УУД
1.Формирование умений работать с текстом:
- умение анализировать, синтезировать, оценивать прочитанное;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного текста;
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- определять главную мысль текста;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
2. Формирование умений работать с информацией:
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, наглядно, в виде схемы;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словарей;
- умение выделять существенную информацию из сообщений разных видов;
- создавать и преобразовывать информацию - готовить и проводить презентацию на заданную тему перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, составлять текстовое сообщение.
Коммуникативные УУД
1. Умение выражать свои мысли в оценочном суждении в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией.
2. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
3. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
4. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться работать по предложенному учителем плану.
4. Способность принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию.
5. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
6. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
7. Оценивать результаты работы.
Планируемые личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, людям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Продолжительность урока – 40 минут.
Место занятия – учебный кабинет.
Тип урока - урок усвоения новых знаний
Форма урока: урок изучающего чтения с применением современных технологий.
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык.
Формы организации работы учащихся: групповая, парная, индивидуальная.
Методы и приёмы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, словесный, наглядный; планирование, вопрос-ответ, наблюдение, сравнение, конкретизация, целеполагание, самоконтроль, практический.
Методы и формы контроля: наблюдение, самооценка, рефлексия.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник литературного чтения 4 класс Л. А. Ефросинина и др., поле для игры «Верно, неверно», сигнальные карточки, иллюстративный ряд к рассказу «Акула», «дерево предсказаний» для работы в парах, карточки для групповой работы.
Технология: развитие критического мышления через чтение и работу с текстом.
Приёмы: прогнозирование по названию; чтение с остановками; выборочное чтение; «Мозговой штурм»; «Дерево предсказаний»; обращение к личному опыту учащихся.
План урока.
Организационный момент.(1 мин)
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.(2мин)
Проверка домашнего задания.(4 мин)
Подготовка к восприятию рассказа Л.Н. Толстого “Акула”. ( 1мин)
Словарная работа в группах. ( 3 мин)
Первичное восприятие Л.Н. Толстого “Акула” (5мин)
Проверка понимания содержания. Мозговой штурм. ( 2 мин)
Повторное чтение, анализ. (10 мин)
Расширение кругозора. (2 мин.)
Работа в группах. (5мин)
Характеристика героя. Составление портрета артиллериста. ( 2 мин)
Итог урока (1 мин)
Рефлексия (1мин)
Домашнее задание (1мин)
Ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята, давайте вспомним китайскую пословицу:
- Если я слышу, ……… ( то я забываю).
- Если я вижу, ………..( то я запоминаю).
- Если я делаю, ………( то я понимаю).
- Приготовьтесь на уроке действовать: размышлять, рассуждать, отстаивать свою точку зрения, работать в группах и самостоятельно, оценивать свою работу на уроке.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Ребята, прочитайте слова на доске и догадайтесь, какое отношение они могут иметь к нашему уроку:
граф
Ясная Поляна
школа для детей
- Верно, ребята, речь идёт о великом русском писателе и драматурге Л. Н. Толстом (на доске открывается портрет писателя).
- Рассмотрите выставку книг Л. Н. Толстого.
- Какие произведения писателя мы уже читали?
- Как можно назвать такую выставку? (Авторская)
- Сегодня мы тоже будем читать произведение Л. Н. Толстого.
- Рассмотрите модель темы урока. Что скажете? Жанр и название произведения вам нужно будет самим определить немного позже.
Тема урока
название произведения
жанр
Лев Николаевич Толстой
Сформулируйте цели урока:
- продолжить знакомство с творчеством …..
- расширить свои знания о жизни …..
- продолжить работу над развитием читательских ….(умений и навыков)
3. Проверка домашнего задания.
- Каким было домашнее задание? Верно, нужно было прочитать статью о жизни и творчестве Л. Н. Толстого и подготовить вопросы. Какие вопросы нужно было приготовить? Верно, только «тонкие» (начинающиеся со слов сколько, где, когда, и т. п.). Кто приготовил такие вопросы? (дети поднимают карточки с вопросительным знаком). Давайте поиграем в игру «Карусель». Сначала вопрос задаёт один из учеников первой группы и адресует её второй группе учащихся и т. д.
- Ребята, вы много знаете о жизни Л. Толстого. Молодцы!
4. Подготовка к восприятию рассказа Л.Н. Толстого “Акула”.
Сейчас я вам расскажу про такой замечательный материк как Африка
- Слушайте внимательно.
Содержание: Африка.
Африка, второй по величине материк после Евразии. Его площадь – 29,2 млн. км квадратных. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня - Сахара. Летом температура достигает +50° С, а в среднем колеблется около +32° С. Зимняя температура не опускается ниже +10° С. В пустыне ночью могут быть отрицательные температуры, а днем песок нагревается до +70° С. В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц, в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы.
Итог: - Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь давайте посмотрим, как описывает в своем рассказе Африку Толстой.
5. Словарная работа в группах.
- Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами.
- Для этого мы проведем словарную работу.
На столе у каждой группы толковый словарь.
- Сегодня в тексте нам встретятся слова, значение которых может быть вам не знакомо. Прочитайте их.
Найдите значения этих слов в толковых словарях.
1 группа: артиллерист
2 группа: фитиль
3 группа: ропот
4 группа: палуба,
5 группа: купальня
Итог этапа: - Итак, мы с вами выяснили лексическое значение некоторых слов, тем самым подготовились к чтению рассказа.
6. Первичное восприятие Л.Н. Толстого “Акула”
Слушание аудиозаписи произведения. Прогнозирование содержания.
- Послушайте произведение и попробуйте определить его жанр и название.
запись останавливается на эпизоде, когда матросы закричали: - «Акула!!»
Приём «Дерево предсказаний» ( 2 мин)
Работа в парах. (На столах карточки с заданием).
Подумайте и дайте ответы на вопросы.
1.Что будет дальше?
2.Чем закончится текст?
3.Как могут развиваться события?
Дети обмениваются идеями, распределяют деятельность в группе по «Дереву предсказаний».
-Озвучить свои мысли (по 1 ученику на 1 вопрос).
- Дослушайте до конца.
7. Проверка понимания содержания. Мозговой штурм.
- Понравилось ли вам произведение?
- Какие чувства испытали?
- Определили жанр произведения?
- Какой это рассказ? ( художественный)
- Как бы вы его назвали?
- Лев Толстой назвал его «Акула».
- Прочитайте тему урока.
- Сейчас проверим, все ли поняли содержание. Индивидуальная работа.
Играем в игру «Верные и неверные утверждения»». Приготовьте «поле» для игры. Если со мной согласны +, нет –
1) События происходили у берегов Африки.
2) Капитан не разрешил матросам купаться.
3) Двое мальчиков поплыли в открытое море.
4) Мальчики сразу увидели приближавшуюся акулу.
5) Артиллерист выстрелил в акулу из пушки.
6) Мальчиков не удалось спасти.
- Проверьте. У вас должно получиться вот такое графическое изображение.
- Кто допустил ошибки?
- Оправдались ли ваши предположения?
Физминутка Акуленок (видео)
8. Повторное чтение, анализ.
Работа учащихся с текстом.
- Давайте прочитаем этот рассказ и попробуем разделить его на части.
- Начинаем читать про себя. Когда поймёте, что первая часть закончилась, поднимайте карточку ( ! ).
- Прочитайте первую часть.
- Какой приём использует автор, для того, чтобы описать жаркий вечер? (сравнение: «точно из топленой печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары)
- Почему купание устроили в парусе? Это делалось для безопасности экипажа, и говорит о том, что встречи с этим хищником для русских моряков не были большой редкостью.
- Прочитайте вторую часть.
- Как думаете, почему на судне были мальчики? Мужчин воспитывали с юных лет выносливости, смелости. Если отец служил на корабле, то брал с собой сына.
- Найдите сравнение (вытягивались как ящерицы).
- Для чего над якорем бочонок? (Способ постановки судна на бочку с заводкой якорной цепи используют тогда, когда предполагается длительная стоянка судна и возможны резкие изменения погодных условий, которые можно наблюдать по положению бочки на воде.)
- Что означают слова артиллериста: - Не выдавай! Понатужься!
( прибавь ходу, плыви быстрее)
- Прочитайте 3 часть.
- Как автор называет акулу? Почему? (морское чудовище) Наверное, акула была большая.
- Почему артиллерист смотрел на детей, не шевелясь? О чём он думал в этот момент? (думал, что делать, что будет с мальчиками, думал о сыне)
- Только ли о сыне он думал?
- Что значит: «бледный как полотно»?
(Лишенный румянца, розовой окраски (о цвете лица, кожи).
- Подберите синонимы к слову «визг».
- Прочитайте четвёртую часть.
- Что значит «замерли от страха»? Подберите синонимы. (Застыть, окаменеть, оцепенеть, остолбенеть)
- Как действовал артиллерист? (решительно, быстро, не колеблясь)
- Почему после выстрела он упал и закрыл лицо руками?
- Что могло произойти, когда артиллерист выстрелил?
- Почему же он совершил такой рискованный поступок? Да, он очень любил сына. И в этот момент нужно было спасти его. Верным решением было - выстрелить в акулу.
- Прочитайте 5 часть.
- Как вы думаете, что испытали мальчики?
- Что можете в этот момент сказать об артиллеристе? (встал и открыл глаза, т.к. когда услышал радостный крик, понял, что все хорошо).
- Что он в это время чувствовал? (облегчение)
9. Расширение кругозора. 3 мин.
- Почему все, кто был на корабле, да и мы, читатели, так испугались, когда в рассказе появилась акула?
- Верно, акулы иногда нападают на людей.
- Послушайте Аню. Она немного расскажет об этих животных.
Аня показывает презентацию и рассказывает об акулах.
Сегодня учёные насчитывают около 350 видов акул. Акулы широко распространены во всех морях и океанах земного шара и встречаются даже в пресной воде. Они обитают как на прибрежных мелководьях, так и в открытом океане на больших глубинах. Все акулы - хищники . Мелкие акулы питаются рыбой, креветками, крабами, улитками. Крупные виды акул питаются морскими львами, черепахами, осьминогами, морскими птицами, тюленями и другими морскими обитателями.
Средняя продолжительность жизни акул 30 лет, но среди акул есть и рекордсмены. Так колючая акула-катран живет больше чем 100 лет.
Самая маленькая акула достигает в длину 10 см. Это Полосатая Кошачья Усатая Акула.
Самая крупная акула - Китовая никогда не нападает на человека. Она питается планктоном и мелкими рыбками, процеживая воду через тысячи мельчайших зубов.
Большая белая акула - легендарный морской хищник, самая известная из акул. Она обитает в теплых водах всех океанов, а также в Средиземном и Японском морях. Эти акулы часто достигают 7-8 метров в длину, а иногда вырастают до 12 метров.
Белая акула считается самой опасной. Впрочем, на людей они нападают только в крайних случаях - если сильно голодны и обязательно в теплой воде - на холоде они вообще ничего не едят, питаясь желудочными запасами.
Сегодня около 30 % акул находятся на грани вымирания. Вылов рыбы в морях и океанах снижает количество пищи, доступное акулам, и, кроме этого, сами хищники зачастую оказываются в сетях. Около трети видов акул занесено в Международную Красную Книгу. А в Тихом океане создан крупнейший в мире заповедник для акул.
- Оцените полученную информацию.
- Что нового узнали?
10. Работа в группах.
1 группа - составить план картинный. Для работы в группе предлагаются иллюстрации к рассказу ( 5 иллюстраций).
2 группа - составить словесный план.
3 группа - Соотнести название частей рассказа с чувствами и эмоциями, которые испытывали герои.
Название части Чувства и эмоции.
1.Купальня в парусе. Спокойствие.
2.Мальчики в открытом море. Волнение
3.Акула. Тревога, страх
4.Выстрел. Ужас
5.Дети спасены. Радость и облегчение
4 группа - Какими показаны мальчики в рассказе? Выберите нужные слова
Мальчики: радостные, храбрые, отзывчивые, умные, испуганные, беззаботные, беззащитные, безответственные.
Ответ: мальчики показаны:
5 группа - Из предложенных фразеологизмов подобрать те, которые подходят к данному рассказу. Объяснить, почему.
Душа в пятки ушла
Лёгок на помине
Сам не свой
Держать ухо востро
Хлопот – полон рот
Ответ: к данному рассказу подходят фразеологизмы:
После работы в группах на доске вывешивается картинный план, словесный план и чувства героев. Остальные группы озвучивают свои работы.
11. Характеристика героя. Составление портрета артиллериста.
- Кто главный герой рассказа?
- Посмотрите, как его изобразил художник.
- Разве он старый?
- Что подразумевает автор под словом «старый»? Подберите синонимы (бывалый, опытный).
- Что вы можете сказать об этом человеке? Охарактеризуйте его ( решительный, смелый, отчаянный, храбрый, мужественный, сильный духом).
- Что побудило его совершить такой рискованный поступок?
- Как охарактеризовать такой поступок?
-Дополните фразу одним словом: Поступок, продиктованный ……………(любовью).
12. Итог урока
Подведение итогов урока.
С каким рассказом познакомились на уроке? Кто его автор?
Для чего Л.Н.Толстой написал своё произведение? (Верно, хотел показать, как сильна родительская любовь, глубину чувств человека и то, на какие поступки способен человек, оказавшись в ситуации, когда опасность угрожает близкому человеку.)
- Что автор хотел донести до читателя (Никогда не теряться в различных ситуациях, стараться найти правильное быстрое решение, дорожить близкими)
– Кто является настоящим главным героем рассказа?
– Почему тогда рассказ назван “Акула”?
(Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по геройски.)
– Как по-другому можно назвать этот рассказ?
Выводы по рассказу:
– Любить и ценить своих близких и друзей!
– Не делать необдуманных поступков;
– Стараться быть собранным в экстремальных ситуациях, не теряться.
13. Рефлексия.
- Кому понравился урок, много работал на уроке – закрасьте на своём кораблике флажок зелёным цветом.
- Кто не уверен – жёлтым цветом.
- Кому ещё надо поработать над текстом, понять его – красным цветом. Оценивание учащихся.
14. Домашнее задание.
Выразительное чтение рассказа, приготовить пересказ.