СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока по теме: «Склонение имён существительных во множественном числе»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока «Склонение имён существительных во множественном числе» 1 урок по теме

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технология построения занятия: проблемно-диалогическая.

Просмотр содержимого документа
«Проект урока по теме: «Склонение имён существительных во множественном числе»»

Проект урока по теме: «Склонение имён существительных во множественном числе»


1)Общие сведения о проекте:

- Русский язык;

- 4 класс;

- УМК «Школа России»;

- Раздел «Имя существительное» (38 ч) 1-2 четверть

  • Распознавание падежей имен существительных. Несклоняемые имена существительные.

  • Упражнение в распознавании имен существительных в именительном, родительном, винительном и дательном падежах

  • Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах

  • Три склонения имён существительных.1-е склонение имён существительных

  • Падежные окончания имён существительных 1 склонения.

  • 2-е склонение имён существительных.

  • Падежные окончания имён существительных 2 склонения

  • 3-е склонение имён существительных

  • Падежные окончания имён суще­ствительных 3 склонения.

  • Обобщение знаний об именах существи­тельных трёх склонений.

  • Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

  • Именительный и винительный падежи имён существительных.

  • Падежные окончания имён существительных в родительном падеже. (2 часа)

  • Падежные окончания одушевлённых имён существительных в име­нительном, родительном и винительном падежах (2 часа)

  • Падежные окончания имён существительных в дательном падеже.

  • Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах.

  • Падежные окончания имён существительных в творительном падеже.

  • Падежные окончания имён существительных в предложном падеже.

  • Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в предложном падеже.

  • Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. (2 часа)

  • Морфологический разбор имени существительного.

2) Тема урока «Склонение имён существительных во множественном числе» 1 урок по теме

3) Тип урока: урок открытия новых знаний

4) Технология построения занятия: проблемно-диалогическая.

5) Характеристика класса: В 4 «А» классе обучается 27 человек. Из них 12 девочек и 15 мальчиков. 20 детей воспитываются в полных семьях, 7 – не полных. Двое детей имеют инвалидность. 3 детей-малообеспеченных. Один ребенок из многодетной семьи. Условия воспитания во всех семьях удовлетворительные. Дети живут в хороших семейных условиях, где им оказаны должные: доброта и внимание. Класс имеет средний творческий потенциал. Основной вид деятельности – учеба, но не все учащиеся заинтересованы в получении новых знаний из различных предметных областей. Успеваемость в классе – средняя. Двое учащихся успевают стабильно на «5», 10 учащихся –на «4» и «5». Все дети класса вовлечены во внеурочную и внеклассную деятельность, принимают участие в школьных мероприятиях, а также посещают кружки, секции с учётом своих интересов. У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы.

5) Задачи урока

  • Развитие познавательных логических УУД анализа и обобщения на основе самостоятельного открытия учащимися правила склонения имен существительных в форме множественного числа.

  • Развитие регулятивного УУД целеполагания на основе соотнесения имеющихся знаний учащихся об имени существительном и неизвестного им о данной части речи.

  • Развитие коммуникативных УУД на основе инициативного сотрудничества в поиске необходимого способа действия при решении новой задачи определения типа склонения имен существительных в форме множественного числа.

8) План урока

1. Организационный момент. 1 мин.

2. Актуализация знаний учащихся (повторение известных знаний). 6 мин.

3. Выявление места и причины затруднения. Определение темы, цели и задач урока. 5 мин.

4. Построение и реализация проекта решения проблемы. 3 мин.

5. Физкультминутка. 2 мин.

6. Первичное закрепление. 9 мин.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. 10 мин.

8. Включение в систему знаний и повторение. 5 мин.

9. Домашнее задание. 1 мин.

10. Рефлексия. 2 мин.
















Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

I. Мотивация

(самоопределение)

к учебной деятельности

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Слушают учителя.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Регулятивные УУД Волевая саморегуляция .

II. Актуализация знаний.

Минутка чистописания.

Инструктирует детей.

  1. Буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания вы определите, если установите закономерность подбора букв в данных группах (а-б-в; з-?-й, д-?-ё).

  2. Напишите цепочку, которая состояла бы из троек букв, в которые входят буквы еи и по очереди находящиеся в группах буквы согласных звуков

  1. Дети высказывают свои предположения (пропущенные буквы стоят в алфавите между двумя соседними)

  2. Составляют тройку букв (еиб, еив, …) и записывают буквы в тетрадь в указанной последовательности.

Познавательные УУД. Логические УУД.

Анализ, сравнение и классификация.


Регулятивные УУД.

Выполнение задания по заданному алгоритму .

  1. Работа над словом с непроверяемым написанием

Инструктирует детей.

  1. Назовите новое словарное слово, для этого в каждом данном слове, выделите букву являющейся в нем орфограммой (суп, чугун, лестница, земля, плюш, пенал, каска, тростник, улов, шишка, леса).

  2. Как называют человека, совершающего путешествие (путешественник)

  3. Запишите словарное слово в словарики.

  4. Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «путешествие».

  5. Какой частью речи является новое слово?

  6. Что мы знаем о существительном? Задание «Дополни предложение» (Приложение 1).

  1. Определяют букву в каждом слове являющейся орфограммой и составляют новое слово(путешествие). Дают лексическое значение слову, находят в словаре, записывают в тетрадь.

  2. Дети отвечают (Путешествие – поездка или передвижение пешком по дальним странам, местностям. Слово образовалось от двух слов – «путь» и «шествие» (старинное значение – «хождение»)

  3. Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

  4. Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову.

  5. Ответы детей (существительное)

  6. Дети в группах дополняют предложения на карточках (Имя существительное- часть речи, обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Существительные изменяются по падежам. У них есть формы единственного и множественного числа. Склонение – изменение по падежам. Есть 3 склонения.)

Познавательные УУД. Логические УУД.

Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации. Выдвижение гипотез, их обоснование


Коммуникативные УУД

Умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении.


Регулятивные УУД

Умение сравнивать результат своей деятельности с заданным эталоном.

Личностные УУД.

Умение устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

III. Выявление места и причины затруднений. Сообщение темы урока. Определение целей урока

  1. Определите тип склонений имён существительных (суп, чугун, лестница, земля, плюш, пенал, каска, тростник, улов, шишка, леса).

  2. Какой частью речи являются все эти слова? 

  3. Что общего у всех этих слов? Что разного?

  4. Какое слово, по вашем мнению, является лишнее? Почему?

  5. Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока? 

  6.  Какие задачи урока поставим?

  1. Определение типа склонений




  1. Ответы детей


  1. Существительные



  1. Леса, множественное число


  1. Формулировка темы


  1. Формулировка задач урока


Познавательные УУД. Логические УУД.

Анализ, сравнение .


Познавательные УУД.

Общеучебные УУД.

Постановка проблемы .


Познавательные УУД. Общеучебные УУД.

Выделение и формулирование учебной задачи .

IV. Построение и реализация проекта решения проблемы.

Наблюдение над языковым материалом.

Работа

по учебнику

(упражнение 249)

  1. К какому типу склонения относится слово «леса»? Обсудите этот вопрос в парах и укажите то склонение, которое вы считаете верным.

  2. Чья пара готова дать ответ? А как вы действовали?

  3. Сравните свой алгоритм, который вы вывели, самостоятельно с авторским выводом в учебнике на с.131.

  4. Работа по алгоритму при определении типа склонения сущ. мн. числа.

1. Работа в парах. Обсуждение вопроса. Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила.

2. Составление алгоритма.

  • Поставили сущ. в н.ф.

  • Вспомнили правило

  • Определили склонение

3. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике.

4. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Выполняют упражнение 249. Списывают стихотворение. Указывают число имен существительных. 

Познавательные УУД. Логические УУД.

Выдвижение гипотез.

V. Физминутка

Называет имена существительные, если сущ в ед.ч. –ХЛОПОК, если во мн.числе- РУКИ ВВЕРХ

Девочки считают существительные в единственном числе, а мальчики – во множественном


VI. Первичное закрепление знаний. 

Работа

по учебнику

(упражнение 251).

  1. Работа с учебником. Упражнение 251

  2. Сравнение окончаний имен существительных в форме множественного числа разных типов склонения


  1. Склоняют имена существительные в форме множественного числа, выделяют окончание.

  2. Делают вывод: окончание существительных множественного числа не зависит от типа склонения.

  3. Самопроверка.

Познавательные УУД. Логические УУД.

Анализ, сравнение .


VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону







А сейчас, ребята, самостоятельно выполните такую работу.


Из данного стихотворения выпишите сущ.мн.числа, определите их падеж и выделите окончание. Разноуровневые карточки (Приложение 2)

Самостоятельно выполняют задание в тетради.

Проверка по эталону.

Самооценка по алгоритму.

Познавательные УУД. Логические УУД.

Анализ, выбор критериев для сравнения.

Познавательные УУД. Логические УУД.

Выдвижение гипотез, их обоснование.

Регулятивные УУД

Сличение результата действия с заданным эталоном .

VIII. Включение в систему знаний и повторение

Читает существительные во множественном числе

Узоры, лошади, деревья, рощи, помидоры, мыши, сады, ежи, ночи, тучи, корни, сапоги.

Определяют и записывают склонение.

Взаимопроверка.

Регулятивные УУД.


Коммуникативные УУД

Умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении.

IX. Домашнее задание


Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

Упражнение 252

Слушают, задают уточняющие вопросы.


X. Итог урока. Рефлексия

Какое новое открытие вы сегодня сделали на уроке?



Дети заполняют карточки «Лестница успеха» , оценивая уровень приобретенных на уроке знаний и умений.

Познавательные УУД. Общеучебные УУД.

Умение строить речевое высказывание

Регулятивные УУД

Осознание качества и уровня усвоения нового материала .











Этапы урока

Самоанализ этапа

Организационный момент

На данном этапе создавались условия для возникновения внутренней потребности обучающихся включения в учебную деятельность. Создание положительного психологического настроя.

Актуализация знаний учащихся (повторение известных знаний).

Данный этап предполагал актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию.

Выявление места и причины затруднения. Определение темы, цели и задач урока.

На данном этапе организовалось выявление учащимися места и причины затруднения (т.е. тех конкретных знаний, умений, способностей обучающихся, которых недостаёт для решения исходной задачи)

Построение и реализация проекта решения проблемы.

На данном этапе осуществлялось обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися. Выбирался оптимальный вариант, который фиксировался в языке вербально и знаков. Построенный способ действий использовался для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

Первичное закрепление.

На данном этапе учащиеся фронтально решали типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

При проведении данного этапа использовалась индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняли задания нового типа и осуществляли самопроверку, сравнивая с образцом.

Эмоциональная направленность этапа состояла в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе было подобрано задание, в котором тренировалось использование изученного материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе организовалась рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершении соотносилась её цель и результаты, фиксировалась степень их соответствия и намечались дальнейшие цели деятельности. 










Приложение 1

Имя существительное- __________, обозначает ________ и отвечает на вопросы ____? ____? Существительные бывают ________________________ рода. Существительные изменяются по ______. У них есть формы __________________ числа. Склонение – изменение _____________ Есть ___ склонения.


Приложение 2

Уровень 1. Спиши . Определи падеж и число выделенных существительных:

На кормушке сидя, птицы

Чистят клювики свои.

Тут щеглы, чижи, синицы

И проныры воробьи.

Ждут нас также терпеливо

И красавцы снегири.

Уровень 2. Спиши, найди существительные во множественном числе, определи их падеж:

Нет без леса России, без снегов и озёр,

Нет без сумерек синих и без розовых зорь.

Нет России без луга, где от маков светло,

Где ромашковой вьюгой землю всю занесло.

Уровень 3. Спиши, вставляя пропущенные буквы, найди существительные во множественном числе, определи их падеж:

За последним месяцем лета спряталась осень. В гущ… листвы уже притаились первые жёлтые листья. Краски осен… в жёлтых зёрнах пшениц… , в румяных отливах яблок, в красных гроздьях рябины. А в лесу осень ещё не заметна. Разве только в птичьем хор… прибавилось голосов.




16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!