СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока по теме: «Жизнь луга. Луг – природное сообщество»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление знаний о формах земной поверхности, полезных ископаемых, видах растений и животных; определение сущности понятия "природное сообщество".

Просмотр содержимого документа
«Проект урока по теме: «Жизнь луга. Луг – природное сообщество»»

МБОУ » Школа № 115»

Проект урока по теме: «Жизнь луга. Луг – при-
родное сообщество»


Выполнила учитель начальных классов

МБОУ «Школа № 115» Московского района

ФИО: Неверовская Лилия Владимировна

Квалификационная категория: первая

Стаж работы учителем начальных классов: 34 года



Н.Новгород

2018 год


Проект урока

  • Учебный предмет: окружающий мир

  • УМК: «Школа России»

  • Тема урока: «Луг. Природное сообщество»

  • Тип урока: объяснение нового материала

  • Задачи урока:

1.Учить умению оценивать состояние взаимодействующих компонентов луга с точки зрения их экологического благополучия, умение и стремление действовать в природе так, чтобы не принести ей ущерба, развитие определенного отношения к природному сообществу, связанного с осознанием их неповторимости, ценности и стремлением их оберегать;

2.Развивать речь, логическое мышление, память, внимание, любознательность через создание мультимедийной презентации; интерес к исследовательской деятельности и умение презентовать свои работы.

3.Воспитывать добрые чувства через любовь и гуманное отношение к природе, к своему краю. Воспитывать любовь и интерес к предмету.


Ожидаемые результаты

Предметные:
1) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
2) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
3) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
4) осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдение правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;




Метапредметные:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
3) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
4) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
5) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Личностные:

1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
2) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
3) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
4) выпускники получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде презентаций.


Оборудование:

- учебники А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 4 класс,

- рабочие тетради А.А.Плешаков «Окружающий мир»,

- мультимедийная презентация для учителя «Луг. Природное сообщество»

- физическая карта России, карта Нижегородской области,

- мультимедийный проектор,

- экран, гербарии растений луга, программа Роwer Point



  • Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

на данном этапе обучающиеся умеют работать с презентациями; знают понятие «сообщество»

  • Этапы урока и хронометраж

№ п/п

Название этапов урока

Хронометраж

Организационный момент

1

Проверка домашнего задания

3

Актуализация

3

Формирование темы и постанавка цели урока

3

Знакомство с новым материалом

25

Рефлексия учебной деятельности

5

Обобщение и систематизация знаний

3

Домашнее задание

2





Содержание урока

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя и обучающихся

Теоретическое обоснование


Организационный этап

- Мне приятно вас видеть, давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.


Коммуникативные УУД


Проверка домашнего задания

Учитель:

- Послушайте стихотворение и скажите о чём идёт речь.

Шуми, шуми, зелёный дом!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой… И. Никитин

- Что это за дом? (Лес)

- Сколько в нём этажей?

- Что важно для лесного сообщества?



Ученики: вспоминают домашнее задание, обобщают информацию, полученную на предыдущих уроках.

Коммуникативные УУД

формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Личностные УУД

способность к самооценке.



3.

Актуализация знаний










Создание проблемной ситуации.

Учитель:

Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да травы по колено.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты.

- Как вы думаете, почему я начала наш урок этим стихотворением?

Ученики определяют для себя о чём говорится в стихотворении и называют тему урока – «ЛУГ».



Познавательные УУД

уметь ориентироваться в системе знаний ; осуществлять анализ объектов.






Регулятивные УУД

уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей


4.

Формирование темы и постановка цели











Создание проблемной ситуации.

Учитель:

- Тема урока «Жизнь луга. Луг – природное сообщество»

- Какие цели поставим перед собой?

- Что изображено на слайде?

- Почему вы считаете, что на слайде изображён именно луг? (Мы видим траву, цветы, нет деревьев, кустарников...)

- Верно ли утверждение, что луга можно встретить только на равнинах?


Познавательные УУД






Приём яркого пятна


5.

Знакомство с новым материалом

5.1.Растения луга

- Послушайте стихотворение, постарайтесь как моможно больше запомнить растений, растущих на лугу.

На лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер – кашка!
Что ещё? Гвоздика. Смолка,
Колокольчик, хвощ – как ёлка.
А ещё? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Грамофончики – вьюнки,
Ещё много разных травок,
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!

- Какие растения растут на лугу?

- Что объединяет все эти растения?

- Рассмотрите в гербарии растения луга. Вам самим предлагается узнать растения при помощи определителя. (Работа детей).

(Проверка…)

- Предлагаю подробнее познакомиться с растениями луга.

5.1.1.Кормовые растения

- Наверное, нигде нельзя встретить такого разнообразия трав, как на лугу. Среди них мятлик, ежа сборная, тимофеевка… Они являются ценными кормовыми растениями.

Эти растения довольно-таки неприхотливы. Почти все они не имеют длинные корневища и растут в виде рыхлого куста.

- Легче всего узнать среди них ежу сборную…Соцветие этих растений очень своеобразно - оно состоит точно из отдельных комков.

- Характерный облик имеет и тимофеевка луговая... На верхушке стебля мы видим узкое соцветие - султан ( его называют ложным колосом).

- Среди кормовых и медоносных растений на лугах выделяются клевер и мышиный горошек

- Кто из животных больше всего любит клевер?

- Кто из вас на лугу видел растение - мышиный горошек? Как вы думаете, почему оно так называется?

- Луг, на котором растут эти цветы, становится весёлым и радостным…

- Следующее растение одуванчик

Ещё один красивый цветок растёт на лугах - это купальница… Европейской части страны, Лепестки золотистого цвета сложены шаром и никогда не раскрываются. Цветы у неё оранжевые, и когда они цветут, то кажется, что по всему лугу зажглось много - много ярких огоньков. Это растение занесено в Красную книгу.

5.1.2. Ядовитые растения

- Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной. Как вы думаете, почему?

- На лугах растут и ядовитые растения (самый ядовитый, лютик едкий)

- По топким берегам рек и озер растёт одно из самых ядовитых растений - вех. Если яд этого растения попадёт в организм, то он действует на мозг, тогда прекращается дыхание.

На весеннем лугу растет очень много разных лютиков. Есть тут и лютик едкий, и лютик жгучий, и лютик ядовитый.

- За что же эти весёлые цветы получили такие странные имена? Сок у всех лютиков ядовит - попадёт на кожу, и это место будет жечь, щипать, да и само название лютик обозначает жестокий. Иногда лютики называют еще куриной слепотой.

(В сумерках куры видят плохо и тычутся из стороны в сторону будто слепые. И поэтому еще до наступления вечера забираются на насест, где проводят ночь. Очень рано “отправляются на покой” и лютики - ещё задолго до наступления сумерек цветочки их закрываются и наклоняются к земле. Отсюда и пошло название цветов — куриная слепота.)

5.1.3. Лекарственные

-Многие из растений, растущие на лугах, являются лекарственными…

- Растёт лекарство под ногами
Прошу вас, убедитесь сами.
Кладём на ссадину листочек,
И ссадина не кровоточит.
И можно снова в путь-дорогу.
Ведь их у нас так много!

- Что за растение? Подорожник

- Попробуйте назвать следующее растение…

Ромашка - царица разнотравья.

Погляди на зверобой
Он на лугу повсюду.
Он поможет нам с тобой
Вылечить простуду.

- А вот ещё некоторые растения, растущие на лугу:

  1. Колокольчик

  2. Тысячелистник

  3. Нивяник

  4. Лисохвост

  5. Василёк луговой.

  6. Лопух

  7. Пастушья сумка

5.2.Животные луга

Учитель:

- С растениями луга мы познакомились. Пришёл черёд познакомиться с обитателями луга.

- Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? (Трава и стебли цветов - зелёные, значит легко остаться незамеченными зелёным животным; цветы - разноцветные, пёстрые - значит и животным пёстрым и разноцветным можно спрятаться; на фоне земли могут скрываться животные близких оттенков...).

- Как вы думаете, на лугу должны быть хищники? (Должны, чтобы не развелось слишком много животных, питающихся растительной пищей, чтобы не была уничтожена вся растительность...).

- Какой основной корм могут найти травоядные животные на лугу? (Пыльца и нектар цветов, листья и корни растений, семена растений...).

- Как вы думаете, каких размеров должны быть животные луга? (Не очень большие, маленькие...).

- Какие приспособления должны иметь животные, которые питаются нектаром и пыльцой растений? (Они должны иметь крылья, чтобы добраться до цветка и специальный хоботок, при помощи которого нектар добывается...).

-Давайте подробнее знакомиться с животными луга.

5.3. Насекомые

Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Летит - воет,
Сядет - землю роет. (Жук)

-На лугу обитают несколько видов жуков:

Жук – жужелица …
Жук – навозник…
Жук – могильщик…

- Следующая «жительница» луга:

Домовитая хозяйка
Полетает над лужком,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком. (Пчела)

- На цветках растений в хорошую погоду кормится множество пчёл и шмелей. Они собирают нектар и цветочную пыльцу, попутно опыляют растения, обеспечивая урожай семян. Особенно велика роль шмеля - опылителя клевера. Только он своим длинным хоботком может добраться до нектара и пыльцы.

И цветам хорошо - опыляются, и насекомые голодными не останутся

Пчёлы живут семьями по несколько лет. За нектаром и пыльцой им иногда приходится летать за несколько километров. Шмели живут одно лето и прямо на лугу, в земле, могут устроить своё жилище.


5.4.Учитель обозначает экологическая проблему (экологическое равновесие)

- А представьте себе, что на этом лугу развелось много мышей, что может случиться со шмелями? (Они могут совсем погибнуть, т.к. мыши уничтожат всех личинок...).

- Кто может помочь такому лугу? (Разные хищники...)

- Составьте цепь питания (растение - шмель (личинки) - мышь - хищник (ястреб, уж)

Продолжение презентации

- Следующие обитатели луга…..

Разными крыльями
Машут красавицы.
То поднимаются -
То опускаются.
Носиком водят
По краю ромашки:
Мёд или чай
В этой беленькой чашке? (Бабочки)

- За их красоту люди дали им красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница, павлиний глаз, голубянка и др. Все они являются украшением природы. Бабочки питаются нектаром цветов и опыляют растения.

- Но вот гусеницы многие из них доставляют много хлопот, поедая растения. Гусеницы отличаются большой прожорливостью, а некоторые едят всё подряд.

- Вдруг прыжок и на травинке мы увидели кузнечика.. Ноги у него сильные. А захочешь поймать его, схватишь за заднюю ногу, а она у тебя в руке и останется. Это хитрость насекомого, чтобы удрать от врага. Уши у них находятся на ногах.

- Дальше заселяем луг:

Точка, точка,
Два крючочка –
Это лапки жука.
Два блестящих лепесточка
Раздвигаются слегка.
Справа – точка, слева – точка,
В чёрных крапинках бока.
Я подую на жука –
Улетай за облака!
Словно красный вертолёт,
Прямо в небо он уйдет.

- Кто это? (Божья коровка)…

Нередко на лугах можно заметить небольшие кучки рыхлой земли.

Он, как рыба в воде,
Разгребает в земле.
Сам он чёрный, слепой,
Но добытчик какой!
Сделал дыру,
Вырыл нору,
Солнце сияет,
А он и не знает.


Кто же это? (Крот)

- Следующий житель луга -

Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки. (Мыши)…

5.5. Птицы

- Живут ли на лугу птицы?

- Где большинство лесных птиц устраивают свои гнёзда? (На деревьях, кустах; выше от земли; дальше от хищников...).

- Где устраивают гнёзда птицы луга?

- Многие птицы летают над лугом в поисках пищи. Но есть и такие, для которых луг - дом родной. Насекомые луга являются пищей для птиц. Каких же птиц мы встретим на лугу?

- Среди травы можно встретить луговую курочку - перепелку

- Название другой птички – коростель

- Трясогузка

- Ещё один обитатель луга – Жаворонок

5.6. Другие обитатели

- На лугу можно встретить жаб… и ящериц

-В луговой почве много червей..

5.7.Обобщение

Учитель:

- Итак, луг богат разнообразием животных и все они связаны друг с другом. Пчёлы собирают пыльцу и в тоже время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. А старые, мёртвые остатки растений и животных перерабатывают разрушители, живущие в почве - дождевые черви, различные почвенные животные, микроорганизмы.

- Как поэтому можно назвать луг? ( экосистемой.)

- Как живут все обитатели луга? ( Живут сообща. Нет лишних. Все нужны)

- Какой из этого можно сделать вывод? (Луг- это природное сообщество.)

- Мы пришли к выводу, что луг - это природное сообщество или экосистема, существующая много-много лет и никто и ничто не может уничтожить луг.

5.8.Работа с учебником

Правила поведения на лугу…

- С помощью рисунка стр. 172-173 учебника ещё раз посмотрите на животных луга.

- Каких животных вы узнали и ещё раз попытайтесь узнать и назвать их на экране. Ответы детей.

- Что мы можем сделать, чтобы сохранить растения и животных луга? (Соблюдать правила поведения на лугу)

- А кто бы мог сам поработать с учебником и выделить из текста эти правила?

Обучающиеся моделируют и оценивают различные ситуации поведения в природе (на лугу)
Различают допустимые и недопустимые формы поведения и самостоятельно выписывают правила поведения на лугу из учебника.

- А теперь сравните их с правилами на экране.



Личностные УУД

ценностно-смысловая ориентация обучающихся;

выполняется действие смыслообразования


Коммуникативные УУД

ценностно-смысловая ориентация учащихся,

действие смыслообразования,

нравственно-этическое оценивание;


Познавательные универсальные действия:

Общеучебные УУД:

использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания;

находить в тексте учебника ответы на вопросы;

выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.







Логические УУД:

сравнивать и группировать растения, животных и их части по заданному признаку;




























Логические УУД:

сравнивать и группировать растения, животных и их части по заданному признаку;























Логические УУД:

сравнивать и группировать растения, животных и их части по заданному признаку;























Логические УУД:

сравнивать и группировать растения, животных и их части по заданному признаку;




























































Регулятивные УУД

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;


выдвигать предположения и доказывать их ;

целеполагание

















































































РегулятивныеУУД
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;



Личностные УУД

ценностно-смысловая ориентация учащихся,

действие смыслообразования









Коммуникативные УУД

работать в группе



РегулятивныеУУД
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном.



6.

Рефлексия учебной деятельности

Тест: «Найди лишнее»

  1. Лекарственные растения

А)Подорожник

Б)Ромашка

В)Лютик

2. Насекомые луга

А)Бабочка

Б)Водомерка

В)Шмель

3. Животные луга

А)Мышь

Б)Крот

В)Бобр

4. Правила поведения на лугу. Нельзя…

А)Ловить бабочек

Б)Разорять гнёзда

В)Бережно относиться к обитателям луга




Регулятивное УУД

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке;

осуществлять самопроверку;

оценка



7.

Обобщение и систематизация знаний

-А я в свою очередь хочу вам сказать, ребята, что вы молодцы, спасибо за активную работу на уроке, за ваш интерес и улыбки.

-А закончить урок мне хотелось бы вот таким стихотворением:

Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Можешь ты помочь живому,
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить, а речкам течь.
Ты на свете самый главный.
Значит должен всех беречь!


Личностные УУД

ценностно-смысловая ориентация учащихся;

действие смыслообразования;

нравственно-этическое оценивание



8.

Домашнее задание

Стр. 170-177 , выполнить задания 1, 2, 3

Личностные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности







Литература


1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Москва «Просвещение» 2011

2.Планируемые результаты начального общего образования

Москва «Просвещение» 2011

3.Программа Окружающий мир А.А.Плешаков

Москва «Просвещение» 2014

4. «Мир вокруг нас» А.Плешаков 4 класс учебник

Москва «Просвещение, 2016

5.Атлас-определитель «От земли до неба»


20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!