5.1.Растения луга - Послушайте стихотворение, постарайтесь как моможно больше запомнить растений, растущих на лугу. На лугу растёт ромашка, Лютик едкий, клевер – кашка! Что ещё? Гвоздика. Смолка, Колокольчик, хвощ – как ёлка. А ещё? Кошачьи лапки, Одуванчиковы шапки, Подорожник, васильки, Грамофончики – вьюнки, Ещё много разных травок, У тропинок, у канавок, И красивых, и пушистых, Разноцветных и душистых! - Какие растения растут на лугу? - Что объединяет все эти растения? - Рассмотрите в гербарии растения луга. Вам самим предлагается узнать растения при помощи определителя. (Работа детей). (Проверка…) - Предлагаю подробнее познакомиться с растениями луга. 5.1.1.Кормовые растения - Наверное, нигде нельзя встретить такого разнообразия трав, как на лугу. Среди них мятлик, ежа сборная, тимофеевка… Они являются ценными кормовыми растениями. Эти растения довольно-таки неприхотливы. Почти все они не имеют длинные корневища и растут в виде рыхлого куста. - Легче всего узнать среди них ежу сборную…Соцветие этих растений очень своеобразно - оно состоит точно из отдельных комков. - Характерный облик имеет и тимофеевка луговая... На верхушке стебля мы видим узкое соцветие - султан ( его называют ложным колосом). - Среди кормовых и медоносных растений на лугах выделяются клевер и мышиный горошек… - Кто из животных больше всего любит клевер? - Кто из вас на лугу видел растение - мышиный горошек? Как вы думаете, почему оно так называется? - Луг, на котором растут эти цветы, становится весёлым и радостным… - Следующее растение одуванчик Ещё один красивый цветок растёт на лугах - это купальница… Европейской части страны, Лепестки золотистого цвета сложены шаром и никогда не раскрываются. Цветы у неё оранжевые, и когда они цветут, то кажется, что по всему лугу зажглось много - много ярких огоньков. Это растение занесено в Красную книгу. 5.1.2. Ядовитые растения - Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной. Как вы думаете, почему? - На лугах растут и ядовитые растения (самый ядовитый, лютик едкий…) - По топким берегам рек и озер растёт одно из самых ядовитых растений - вех. Если яд этого растения попадёт в организм, то он действует на мозг, тогда прекращается дыхание. На весеннем лугу растет очень много разных лютиков. Есть тут и лютик едкий, и лютик жгучий, и лютик ядовитый. - За что же эти весёлые цветы получили такие странные имена? Сок у всех лютиков ядовит - попадёт на кожу, и это место будет жечь, щипать, да и само название лютик обозначает жестокий. Иногда лютики называют еще куриной слепотой. (В сумерках куры видят плохо и тычутся из стороны в сторону будто слепые. И поэтому еще до наступления вечера забираются на насест, где проводят ночь. Очень рано “отправляются на покой” и лютики - ещё задолго до наступления сумерек цветочки их закрываются и наклоняются к земле. Отсюда и пошло название цветов — куриная слепота.) 5.1.3. Лекарственные -Многие из растений, растущие на лугах, являются лекарственными… - Растёт лекарство под ногами Прошу вас, убедитесь сами. Кладём на ссадину листочек, И ссадина не кровоточит. И можно снова в путь-дорогу. Ведь их у нас так много! - Что за растение? Подорожник - Попробуйте назвать следующее растение… Ромашка - царица разнотравья. Погляди на зверобой Он на лугу повсюду. Он поможет нам с тобой Вылечить простуду. - А вот ещё некоторые растения, растущие на лугу: Колокольчик Тысячелистник Нивяник Лисохвост Василёк луговой. Лопух Пастушья сумка 5.2.Животные луга Учитель: - С растениями луга мы познакомились. Пришёл черёд познакомиться с обитателями луга. - Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? (Трава и стебли цветов - зелёные, значит легко остаться незамеченными зелёным животным; цветы - разноцветные, пёстрые - значит и животным пёстрым и разноцветным можно спрятаться; на фоне земли могут скрываться животные близких оттенков...). - Как вы думаете, на лугу должны быть хищники? (Должны, чтобы не развелось слишком много животных, питающихся растительной пищей, чтобы не была уничтожена вся растительность...). - Какой основной корм могут найти травоядные животные на лугу? (Пыльца и нектар цветов, листья и корни растений, семена растений...). - Как вы думаете, каких размеров должны быть животные луга? (Не очень большие, маленькие...). - Какие приспособления должны иметь животные, которые питаются нектаром и пыльцой растений? (Они должны иметь крылья, чтобы добраться до цветка и специальный хоботок, при помощи которого нектар добывается...). -Давайте подробнее знакомиться с животными луга. 5.3. Насекомые Чёрен, да не ворон, Рогат, да не бык, Летит - воет, Сядет - землю роет. (Жук) -На лугу обитают несколько видов жуков: Жук – жужелица … Жук – навозник… Жук – могильщик… - Следующая «жительница» луга: Домовитая хозяйка Полетает над лужком, Похлопочет над цветком - Он поделится медком. (Пчела) - На цветках растений в хорошую погоду кормится множество пчёл и шмелей. Они собирают нектар и цветочную пыльцу, попутно опыляют растения, обеспечивая урожай семян. Особенно велика роль шмеля - опылителя клевера. Только он своим длинным хоботком может добраться до нектара и пыльцы. И цветам хорошо - опыляются, и насекомые голодными не останутся Пчёлы живут семьями по несколько лет. За нектаром и пыльцой им иногда приходится летать за несколько километров. Шмели живут одно лето и прямо на лугу, в земле, могут устроить своё жилище. 5.4.Учитель обозначает экологическая проблему (экологическое равновесие) - А представьте себе, что на этом лугу развелось много мышей, что может случиться со шмелями? (Они могут совсем погибнуть, т.к. мыши уничтожат всех личинок...). - Кто может помочь такому лугу? (Разные хищники...) - Составьте цепь питания (растение - шмель (личинки) - мышь - хищник (ястреб, уж) Продолжение презентации - Следующие обитатели луга….. Разными крыльями Машут красавицы. То поднимаются - То опускаются. Носиком водят По краю ромашки: Мёд или чай В этой беленькой чашке? (Бабочки) - За их красоту люди дали им красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница, павлиний глаз, голубянка и др. Все они являются украшением природы. Бабочки питаются нектаром цветов и опыляют растения. - Но вот гусеницы… многие из них доставляют много хлопот, поедая растения. Гусеницы отличаются большой прожорливостью, а некоторые едят всё подряд. - Вдруг прыжок и на травинке мы увидели кузнечика.. Ноги у него сильные. А захочешь поймать его, схватишь за заднюю ногу, а она у тебя в руке и останется. Это хитрость насекомого, чтобы удрать от врага. Уши у них находятся на ногах. - Дальше заселяем луг: Точка, точка, Два крючочка – Это лапки жука. Два блестящих лепесточка Раздвигаются слегка. Справа – точка, слева – точка, В чёрных крапинках бока. Я подую на жука – Улетай за облака! Словно красный вертолёт, Прямо в небо он уйдет. - Кто это? (Божья коровка)… Нередко на лугах можно заметить небольшие кучки рыхлой земли. Он, как рыба в воде, Разгребает в земле. Сам он чёрный, слепой, Но добытчик какой! Сделал дыру, Вырыл нору, Солнце сияет, А он и не знает. Кто же это? (Крот) - Следующий житель луга - Маленький рост, длинный хвост, Серая шубка, острые зубки. (Мыши)… 5.5. Птицы - Живут ли на лугу птицы? - Где большинство лесных птиц устраивают свои гнёзда? (На деревьях, кустах; выше от земли; дальше от хищников...). - Где устраивают гнёзда птицы луга? - Многие птицы летают над лугом в поисках пищи. Но есть и такие, для которых луг - дом родной. Насекомые луга являются пищей для птиц. Каких же птиц мы встретим на лугу? - Среди травы можно встретить луговую курочку - перепелку… - Название другой птички – коростель… - Трясогузка - Ещё один обитатель луга – Жаворонок 5.6. Другие обитатели - На лугу можно встретить жаб… и ящериц… -В луговой почве много червей.. 5.7.Обобщение Учитель: - Итак, луг богат разнообразием животных и все они связаны друг с другом. Пчёлы собирают пыльцу и в тоже время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. А старые, мёртвые остатки растений и животных перерабатывают разрушители, живущие в почве - дождевые черви, различные почвенные животные, микроорганизмы. - Как поэтому можно назвать луг? ( экосистемой.) - Как живут все обитатели луга? ( Живут сообща. Нет лишних. Все нужны) - Какой из этого можно сделать вывод? (Луг- это природное сообщество.) - Мы пришли к выводу, что луг - это природное сообщество или экосистема, существующая много-много лет и никто и ничто не может уничтожить луг. 5.8.Работа с учебником Правила поведения на лугу… - С помощью рисунка стр. 172-173 учебника ещё раз посмотрите на животных луга. - Каких животных вы узнали и ещё раз попытайтесь узнать и назвать их на экране. Ответы детей. - Что мы можем сделать, чтобы сохранить растения и животных луга? (Соблюдать правила поведения на лугу) - А кто бы мог сам поработать с учебником и выделить из текста эти правила? Обучающиеся моделируют и оценивают различные ситуации поведения в природе (на лугу) Различают допустимые и недопустимые формы поведения и самостоятельно выписывают правила поведения на лугу из учебника. - А теперь сравните их с правилами на экране. |