СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока: Природные зоны России. Пустыня. Растительный и животный мир, труд и быт людей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний. Урок - исследование. Используется метод обучения системно - деятельностного подхода, при котором обучающиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебно - познавательной деятельности, практическое исследование в группах . Рассказ учителя с элементами фронтальной, самостоятельной и групповой работы учащихся

Просмотр содержимого документа
«Проект урока: Природные зоны России. Пустыня. Растительный и животный мир, труд и быт людей»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Киятская средняя общеобразовательная школа

Буинского муниципального района РТ»



Проект урока: Природные зоны России. Пустыня.

Растительный и животный мир, труд и быт людей







Подготовила учитель начальных

классов: Нигматуллина С.А









2019-2020 уч.год

Учебный предмет: Окружающий мир

УМК:»Перспектива»

Составители учебника, издательство, год: учебник «Окружающий мир» часть 1, А.А.Плешаков,М.Ю.Новицкая. Просвещение, 2019г.

Тема урока: Природные зоны России.  Пустыня. Растительный и животный мир, труд и быт людей.

Цель и ожидаемый результат: Изучение особенностей  природной зоны пустыни.

Задачи урока:

1.Обобщить знания обучающихся о когда то изученных природных зонах России.

2.Сформировать потребность в знакомстве с природными зонами пустыни.

3.Организовать работу в группах.

4.Показать зависимость климатических условий, растительного и животного сообшеств  от тепла и влаги.

5.Охарактеризовать особенности труда и занятий людей.

6. Воспитать убеждение в необходимости заботливого отношения к природе

7.Организовать самооценивание учащимися своей деятельности на уроке.

Краткая аннотация урока

Урок открытия новых знаний. Урок - исследование. Используется метод обучения системно - деятельностного подхода, при котором обучающиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебно - познавательной деятельности, практическое исследование в группах . Рассказ учителя с элементами фронтальной, самостоятельной и групповой работы учащихся

Используемое оборудование: дополнительная литература по теме «Пустыня» (энциклопедии, гербарий, фотографии животных, атласы ,статьи из интернета и др.); карточки-планы для групп учащихся, интерактивная доска , мобильный класс, экран; презентация, тесты по итогам урока

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Обобщить знания о ранее пройденных природных зонах. Узнать особенности зоны пустынь, научиться находить зону пустынь на географической карте, приводить примеры растений и животных пустыни, научиться объяснять, как они приспособлены к условиям жизни.

Метапредметные:

Познавательные – оценивают свои достижения, отвечают на вопросы, соотносят изученные понятия с примерами;

Коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.

Личностные:

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. воспитать убеждение в необходимости бережного отношения к природе.



Этап урока

Используемые ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Актуализация знаний

обучающихся

Вспомнить изученный ранее материал о природных зонах

5 мин


Придумано кем-то просто и мудро.

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера. Доброе утро, девочки! Доброе утро, мальчики! Пожелаем гостям доброго утра.

- Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона, но прежде  мы должны убедиться, что особенности предыдущих природных зон мы знаем хорошо.  Поработаем в группах.

О какой природной зоне идет речь?

(Детям раздаются тексты с описанием природных зон)

(Карточки с названиями природных зон открываются на доске одновременно с ответами детей)Обдумываем 1 мин .Отвечает №1.

















- Мы изучаем природные зоны в разделе «Родная страна от края до края».

Работа в группах. Обсуждение предложенных текстов и определение природной зоны.

1 группа - «Это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники»; (Тундра)

2 группа - « Это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники» (Лесная зона)

3 группа - «Это природная зона лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники»; (Арктические пустыни)

4 группа «Это природная зона с богатой травянистой растительностью; очень редко встречаются деревья» (Степи)

Познавательные:

Логические - извлекают необходимую информацию из текста

Коммуникативные (работа в группе)

Регулятивные (контроль

2.Целеполагание

Создание проблемной ситуации. Определить тему урока, поставить цель, наметить план учебных действий.Исполь

Зую обучающую структуру КОНЭРС(COPNERS)

8 мин


Игра «Кто где живёт?»

– Продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Сейчас каждая группа получит по карточки с изображением животных. На стенах   5 квадратов. Это условно природные зоны (об этом говорят надписи).Вы в группе обсуждаете и помещаете карточки с изображением животных в той зоне, в какой они обитают

-А теперь найдите себе пару. Объясните друг другу почему вы выбрали эту зону.(1 мин)Начинает отвечать тот кто выше ростом .Теперь другой партнер отвечает.(1 мин)

– Посмотрите, что у нас получилось.

-Всех ли животных расселили. Какие остались? Почему?

-Можем ли их объединить в одной какой либо зоне? Какой?

Теперь вы догадались, природу какой зоны мы будем сегодня исследовать на уроке?

-Какова цель нашего урока?

- Давайте наметим план наших действий по достижению цели

Дети подходят к доске  и расселяют животных по зонам на карте.

(Если учащиеся догадываются, то могут поместить карточки в квадрат без названия).

- Суслик, сайгак помещены в квадрат без названия.

- В пустыне.

- Мы будем исследовать природную зону пустынь, растительный, животный мир, труд и быт людей.

-Узнать особенности природной зоны пустынь.

1)Природу пустыни будем исследовать по плану:

1.Климат;

2.Растительность;

3.Животный мир;

4.Занятия населения

2)Сделать вывод.

3)Оценить свою работу на уроке.

Коммуникативные

(работа в группе, контроль за собственной деятельностью)

Личностные (мотивация к новому учебному материалу)

Регулятивные (принятие цели )

Регулятивные (постановка задач, планирование действий)

3.Открытие новых знаний

1)Определить зависимость климатических условий от, тепла и влаги.

2)Узнать особенности растительного и животного мира.

3)Выяснить особенности труда и быта  людей

18 мин



























Пустыня России.Видио

Ролик.








Вот как она описывается в стихотворении. Закройте глаза и попытайтесь её себе представить:

Солнечный, жаркий 
Жёлтый поток 
Льётся в пустыне 
На жёлтый песок. 
В воздухе жёлтом и плотном, как мёд.
Жёлтая птица неслышно плывёт.

Начнем исследование природной зоны пустыни, будем работать в группах.

Исследуя предложенные источники найдите нужную информацию.

Учитель координирует работу в группах, при необходимости оказывает помощь в нахождении необходимой информации.

1)гр. Определить зависимость климатических условий, от солнечного света, тепла и влаги.

2)гр. Узнать особенности растительного мира

3)гр. Узнать особенности животного мира.

4)гр. Узнать о занятиях населения

-Какие чувства вы испытываете, глядя на иллюстрацию в учебнике?

Просмотр видеосюжета о пустыне.

Вывод об особенностях растений и животных пустынь.

Итог: - Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина - солнце и ветер?

-Пустыня… Слово-то какое! Произошло от слова «пусто». Можно ли сказать, что там пусто? Обоснуйте свой ответ.



Дети с закрытыми глазами слушают стихотворение и представляют образы услышанного.


-Учебником, рабочей тетрадью, атласом, картами, словарем, энциклопедиями,интернет, своими знаниями.

Работа в группах, используя имеющиеся в классе источники информации






Растения пустыни очень интересны! Например, верблюжья колючка, ее корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду.

Корни колосняка и джузгуна хорошо закрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра.

-Животные пустыни могут подолгу находиться без воды. А некоторые совсем не пьют. Им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения.

-Солнце - хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.

-Нет. Самая главная особенность пустынь - недостаток влаги и жара. Но растения и животные приспособились к жизни в таких условиях.















Регулятивные (удержание цели урока)

Коммуникативные (высказывания детей, сотрудничество в группе)

Познавательные (поиск информации, преобразование информации, логические, вывод, причинно- следственные связи)

Личностные (выражение своего отношения к фильму)

4.Формирование первичных умений на основе самоконтроля

Учиться узнавать характерные признаки пустыни на основе самоконтроля

3 мин














онлайн тест


Учитель читает высказывания

1.Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды.

2.Зона пустынь сменяет зону степей.

3.Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности.

4.Верблюд не может долгое время обходиться без воды.

5.Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу.

Организует выполнение онлайн теста.

онлайн тест


Учащиеся слушают задание, если согласны – поднимают зеленый сигнал, если слышат хоть небольшое несоответствие – поднимают красный сигнал









Выполняют тест.

Регулятивные (контроль)

6.Рефлексия

Учиться оценивать свою работу на уроке.

6 мин


-Все ли учебные задачи решены на уроке?

– Что нового вы узнали?

– Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися?

– Закончилось наше исследование пустыни. Мы дома, а пустыня всё так же далеко. Где-то за горизонтом. Эта жёлтая страна ждёт своих новых исследователей.

– Что бы вам хотелось сказать на прощание пустыне, её обитателям?

Оцените себя по критериям:

-я знаю особенности природной зоны пустыни;

- я знаю особенности природной зоны пустыни и могу объяснить причины;

-я знаю особенности природной зоны пустыни, могу объяснить причины и научить другого;

Домашнее задание. Приведите пример растений, животных, которые не смогут жить в пустыне. Свой ответ обоснуйте

Ответы детей.

Учащиеся отмечают результаты в листе самооценки

Регулятивные (удержание цели)

Коммуникативные (высказывания детей)

Личностные (самооценка)



Использованные ресурсы



Использованая литература:


1. Учебник А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова Окружающий мир. 4  класс. Москва. Просвещение 2014 г.

         2 . Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д Окружающий мир: Тесты 4 класс. – М.: Просвещение, 2014.

          3. Электронное приложение к учебнику

          4. «Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, М.: Просвещение, 2007

          5. В.В. Петров "Растительный мир нашей Родины" М. Просвещение 1991 г.

          " Вако" 2014 г.

          6. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова Атлас - определитель " От земли  до неба" Москва. Просвещение 2014 г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!