Муниципальное общеобразовательное учреждение «Киятская средняя общеобразовательная школа
Буинского муниципального района РТ»
Проект урока: Природные зоны России. Пустыня.
Растительный и животный мир, труд и быт людей
Подготовила учитель начальных
классов: Нигматуллина С.А
2019-2020 уч.год
Учебный предмет: Окружающий мир
УМК:»Перспектива»
Составители учебника, издательство, год: учебник «Окружающий мир» часть 1, А.А.Плешаков,М.Ю.Новицкая. Просвещение, 2019г.
Тема урока: Природные зоны России. Пустыня. Растительный и животный мир, труд и быт людей.
Цель и ожидаемый результат: Изучение особенностей природной зоны пустыни.
Задачи урока:
1.Обобщить знания обучающихся о когда то изученных природных зонах России.
2.Сформировать потребность в знакомстве с природными зонами пустыни.
3.Организовать работу в группах.
4.Показать зависимость климатических условий, растительного и животного сообшеств от тепла и влаги.
5.Охарактеризовать особенности труда и занятий людей.
6. Воспитать убеждение в необходимости заботливого отношения к природе
7.Организовать самооценивание учащимися своей деятельности на уроке.
Краткая аннотация урока
Урок открытия новых знаний. Урок - исследование. Используется метод обучения системно - деятельностного подхода, при котором обучающиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебно - познавательной деятельности, практическое исследование в группах . Рассказ учителя с элементами фронтальной, самостоятельной и групповой работы учащихся
Используемое оборудование: дополнительная литература по теме «Пустыня» (энциклопедии, гербарий, фотографии животных, атласы ,статьи из интернета и др.); карточки-планы для групп учащихся, интерактивная доска , мобильный класс, экран; презентация, тесты по итогам урока
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
Обобщить знания о ранее пройденных природных зонах. Узнать особенности зоны пустынь, научиться находить зону пустынь на географической карте, приводить примеры растений и животных пустыни, научиться объяснять, как они приспособлены к условиям жизни.
Метапредметные:
Познавательные – оценивают свои достижения, отвечают на вопросы, соотносят изученные понятия с примерами;
Коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.
Личностные:
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. воспитать убеждение в необходимости бережного отношения к природе.
Этап урока | Используемые ресурсы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1.Актуализация знаний обучающихся Вспомнить изученный ранее материал о природных зонах 5 мин | | Придумано кем-то просто и мудро. При встрече здороваться: Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, Доброе утро длится до вечера. Доброе утро, девочки! Доброе утро, мальчики! Пожелаем гостям доброго утра. - Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона, но прежде мы должны убедиться, что особенности предыдущих природных зон мы знаем хорошо. Поработаем в группах. О какой природной зоне идет речь? (Детям раздаются тексты с описанием природных зон) (Карточки с названиями природных зон открываются на доске одновременно с ответами детей)Обдумываем 1 мин .Отвечает №1. | - Мы изучаем природные зоны в разделе «Родная страна от края до края». Работа в группах. Обсуждение предложенных текстов и определение природной зоны. 1 группа - «Это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники»; (Тундра) 2 группа - « Это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники» (Лесная зона) 3 группа - «Это природная зона лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники»; (Арктические пустыни) 4 группа «Это природная зона с богатой травянистой растительностью; очень редко встречаются деревья» (Степи) | Познавательные: Логические - извлекают необходимую информацию из текста Коммуникативные (работа в группе) Регулятивные (контроль |
2.Целеполагание Создание проблемной ситуации. Определить тему урока, поставить цель, наметить план учебных действий.Исполь Зую обучающую структуру КОНЭРС(COPNERS) 8 мин | | Игра «Кто где живёт?» – Продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Сейчас каждая группа получит по карточки с изображением животных. На стенах 5 квадратов. Это условно природные зоны (об этом говорят надписи).Вы в группе обсуждаете и помещаете карточки с изображением животных в той зоне, в какой они обитают -А теперь найдите себе пару. Объясните друг другу почему вы выбрали эту зону.(1 мин)Начинает отвечать тот кто выше ростом .Теперь другой партнер отвечает.(1 мин) – Посмотрите, что у нас получилось. -Всех ли животных расселили. Какие остались? Почему? -Можем ли их объединить в одной какой либо зоне? Какой? Теперь вы догадались, природу какой зоны мы будем сегодня исследовать на уроке? -Какова цель нашего урока? - Давайте наметим план наших действий по достижению цели | Дети подходят к доске и расселяют животных по зонам на карте. (Если учащиеся догадываются, то могут поместить карточки в квадрат без названия). - Суслик, сайгак помещены в квадрат без названия. - В пустыне. - Мы будем исследовать природную зону пустынь, растительный, животный мир, труд и быт людей. -Узнать особенности природной зоны пустынь. 1)Природу пустыни будем исследовать по плану: 1.Климат; 2.Растительность; 3.Животный мир; 4.Занятия населения 2)Сделать вывод. 3)Оценить свою работу на уроке. | Коммуникативные (работа в группе, контроль за собственной деятельностью) Личностные (мотивация к новому учебному материалу) Регулятивные (принятие цели ) Регулятивные (постановка задач, планирование действий) |
3.Открытие новых знаний 1)Определить зависимость климатических условий от, тепла и влаги. 2)Узнать особенности растительного и животного мира. 3)Выяснить особенности труда и быта людей 18 мин | Пустыня России.Видио Ролик. | Вот как она описывается в стихотворении. Закройте глаза и попытайтесь её себе представить: Солнечный, жаркий Жёлтый поток Льётся в пустыне На жёлтый песок. В воздухе жёлтом и плотном, как мёд. Жёлтая птица неслышно плывёт. Начнем исследование природной зоны пустыни, будем работать в группах. Исследуя предложенные источники найдите нужную информацию. Учитель координирует работу в группах, при необходимости оказывает помощь в нахождении необходимой информации. 1)гр. Определить зависимость климатических условий, от солнечного света, тепла и влаги. 2)гр. Узнать особенности растительного мира 3)гр. Узнать особенности животного мира. 4)гр. Узнать о занятиях населения -Какие чувства вы испытываете, глядя на иллюстрацию в учебнике? Просмотр видеосюжета о пустыне. Вывод об особенностях растений и животных пустынь. Итог: - Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина - солнце и ветер? -Пустыня… Слово-то какое! Произошло от слова «пусто». Можно ли сказать, что там пусто? Обоснуйте свой ответ. | Дети с закрытыми глазами слушают стихотворение и представляют образы услышанного. -Учебником, рабочей тетрадью, атласом, картами, словарем, энциклопедиями,интернет, своими знаниями. Работа в группах, используя имеющиеся в классе источники информации Растения пустыни очень интересны! Например, верблюжья колючка, ее корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду. Корни колосняка и джузгуна хорошо закрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра. -Животные пустыни могут подолгу находиться без воды. А некоторые совсем не пьют. Им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения. -Солнце - хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует. -Нет. Самая главная особенность пустынь - недостаток влаги и жара. Но растения и животные приспособились к жизни в таких условиях. | Регулятивные (удержание цели урока) Коммуникативные (высказывания детей, сотрудничество в группе) Познавательные (поиск информации, преобразование информации, логические, вывод, причинно- следственные связи) Личностные (выражение своего отношения к фильму) |
4.Формирование первичных умений на основе самоконтроля Учиться узнавать характерные признаки пустыни на основе самоконтроля 3 мин | онлайн тест | Учитель читает высказывания 1.Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. 2.Зона пустынь сменяет зону степей. 3.Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности. 4.Верблюд не может долгое время обходиться без воды. 5.Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу. Организует выполнение онлайн теста. онлайн тест | Учащиеся слушают задание, если согласны – поднимают зеленый сигнал, если слышат хоть небольшое несоответствие – поднимают красный сигнал Выполняют тест. | Регулятивные (контроль) |
6.Рефлексия Учиться оценивать свою работу на уроке. 6 мин | | -Все ли учебные задачи решены на уроке? – Что нового вы узнали? – Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися? – Закончилось наше исследование пустыни. Мы дома, а пустыня всё так же далеко. Где-то за горизонтом. Эта жёлтая страна ждёт своих новых исследователей. – Что бы вам хотелось сказать на прощание пустыне, её обитателям? Оцените себя по критериям: -я знаю особенности природной зоны пустыни; - я знаю особенности природной зоны пустыни и могу объяснить причины; -я знаю особенности природной зоны пустыни, могу объяснить причины и научить другого; Домашнее задание. Приведите пример растений, животных, которые не смогут жить в пустыне. Свой ответ обоснуйте | Ответы детей. Учащиеся отмечают результаты в листе самооценки | Регулятивные (удержание цели) Коммуникативные (высказывания детей) Личностные (самооценка) |
Использованные ресурсы
Использованая литература:
1. Учебник А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова Окружающий мир. 4 класс. Москва. Просвещение 2014 г.
2 . Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д Окружающий мир: Тесты 4 класс. – М.: Просвещение, 2014.
3. Электронное приложение к учебнику
4. «Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, М.: Просвещение, 2007
5. В.В. Петров "Растительный мир нашей Родины" М. Просвещение 1991 г.
" Вако" 2014 г.
6. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова Атлас - определитель " От земли до неба" Москва. Просвещение 2014 г.