Проект урока
23. 01. 2013г. Шенина Александра Сергеевна
Русский язык учитель русского языка и литературы
Класс 5 «б»
Тема урока: «Путешествие в созвездие Существительных»
Характеристика класса:
в 5 «б» классе обучается 28 человек: 9 мальчиков и 19 девочек, уровень обученности – средний, уровень воспитанности – хороший, уровень сформированности ОУУН -достаточный.
Характеристика темы урока:
Данный урок – итоговый урок по теме «Имя существительное в языке и речи» в разделе «Знаменательные (самостоятельные) слова».
Тип урока: закрепление ранее изученного материала
Цель урока: обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное», научить ребят применять свои знания в необычной учебной ситуации.
Задачи урока:
образовательная задача – создать условия для повышения познавательной активности учащихся, их интеллектуального и творческого потенциала; закрепить знания, используя ранее изученный материал по теме «Имя существительное».
развивающая задача – создать условия для развития логического мышления, орфографической зоркости, грамотной речи.
воспитательная задача – создать условия для формирования коммуникативной культуры обучающихся: умение работать в группах, выслушивать и уважать мнения других; планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном режиме.
Форма урока: чередование фронтальной работы с классом, индивидуальной работы, групповой, самостоятельной работы.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.
Средства обучения: наглядный материал, карточки для работы в группах, толковый словарь, применение ИКТ.
Контроль: сочетание самоконтроля, взаимоконтроля и контроля учителя.
ОУУН:
Организационные-
научная организация труда;
мотивация;
быстрое включение в познавательный процесс;
нацеливать себя на выполнение поставленной задачи.
Учебно-интеллектуальные-
уметь перерабатывать информацию;
формировать собственное мнение, уметь его излагать.
Учебно-информационные-
Учебно-коммуникативные-
уметь выслушивать других, понимать и принимать позицию другого человека;
уметь донести свою точку зрения до других.
Структура урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный этап | Приветствует обучающихся, желает всем хорошего дня и рабочего настроения, проверяет готовность обучающихся к уроку. | Приветствуют учителей, демонстрируют готовность к уроку. |
2. Подготовительный этап (мотивация обучающихся, актуализация знаний, целеполагание) | Учитель помогает учащимся определить тему урока, его цели, повторить основные моменты в форме блиц-опроса. | Определяют тему и приходят к постановке цели урока в процессе обсуждения пройденного материала. |
3.Применение полученных знаний по теме «Имя существительное» | Учитель даёт различные задания, предварительно повторяет с обучающимися материал и помогает применять знания в необычной учебной ситуации. | Обучающиеся обсуждают и анализируют задание в группе, вырабатывают способ решения данного задания. |
4. Подведение итогов | Учитель подводит итоги урока, стимулирует обучающихся для успешного изучения новой темы по русскому языку. | Консультанты сдают оценочные листы. Обучающиеся сдают тетради на проверку. |
5. Домашнее задание | Учитель задает домашнее задание на выбор: написать сочинение-миниатюру « Путешествие в космос», используя как можно больше существительных или упр.460 | Обучающиеся записывают домашнее задание, задают вопросы. |
6. Рефлексия | Учитель предлагает нарисовать на смайликах настроение после урока. | Обучающиеся рисуют своё настроение на смайликах. |
Приложение
Посмотрите!!! И используйте к своему проекту в рамках темы открытого мероприятия!
«Системно - деятельностный подход в обучении - как фактор развития личности в условиях подготовки и начального этапа реализации ФГОС»
Этап урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Актуализация знаний | Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы; развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся | Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к приобретению новых знаний | Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения |
Целеполагание | Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием; познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения | Предоставляет «конфликтный» материал, создает готовность к предстоящей деятельности | Проявляют познавательную инициативу, обнаружив возникшие интеллектуальные затруднения, противоречия, дефицит знаний. Осознают цель предстоящей деятельности |
III. Планирование | Формирование способности анализировать, сравнивать, определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; воспитание культуры делового общения, формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах | Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, явления, составления плана действий по изучению объекта, открытию «нового» знания | Работают в группах. Обобщают результаты наблюдений, составляют план предстоящей деятельности, выбирают средства, необходимые для открытия «нового» знания |
IV. Открытие нового знания | Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом; высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; воспитание культуры делового общения, умения оказывать и принимать помощь | Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в учебно-поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы, например: «Выполнение каких действий приведет нас к решению учебной задачи?» Демонстрирует коллективно составленный алгоритм. | Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий. Фиксируют на бумаге, доске свое «открытие». Представители от групп сообщают о результатах коллективной работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. Вносят изменения в алгоритмы |
V. Отработка учебных действий | Развитие общеучебных умений и навыков; способности к комментированию, обоснованию своих действий, соотнесению своих действий с планом – способности осуществлять самоконтроль, корректировку действий | Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества – работы в парах, группах; ситуации успеха для каждого. Осуществляет индивидуальную работу по устранению ошибок. Стимулирует доброжелательное взаимодействие учащихся. | Проговаривают алгоритм действий в ходе выполнения типовых заданий. Отрабатывают действия, соответствующие мыслительным операциям анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Осуществляют работу в малых группах. |
VI. Рефлексия | Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей | Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Предлагает назвать наиболее понравившиеся вопросы, ответы учеников. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. |
Формирование познавательных интересов через систему взаимоотношений учитель-ученик, ученик-ученик
Создание благоприятного психологического климата, обстановки жизнерадостности, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов.
Создание ситуации успешности каждого ученика.
Формирование у учащихся положительного отношения к коллективным формам работы.
Формирование отношений сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса. Не навязывать ребенку единственное решение той или иной ситуации, а давать ему самому пробовать, находясь не «над ним», а «рядом с ним». Общаясь с детьми, раскрывать им своё мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, и делать это искренне.
Характеристика урока
Тема урока: «Путешествие в созвездие Существительных»
Итоговый урок по теме «Имя существительное в языке и речи» в разделе «Знаменательные (самостоятельные) слова».
Тип урока: закрепление ранее изученного материала
Цель урока: обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное», научить ребят применять свои знания в необычной учебной ситуации.
Задачи урока:
образовательная задача – создать условия для повышения познавательной активности учащихся, их интеллектуального и творческого потенциала; закрепить знания, используя ранее изученный материал по теме «Имя существительное».
развивающая задача – создать условия для развития логического мышления, орфографической зоркости, грамотной речи.
воспитательная задача – создать условия для формирования коммуникативной культуры обучающихся: умение работать в группах, выслушивать и уважать мнения других; планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном режиме.
Форма урока: чередование фронтальной работы с классом, индивидуальной работы, групповой, самостоятельной работы.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.
Средства обучения: наглядный материал, карточки для работы в группах, толковый словарь, применение ИКТ.
Контроль: сочетание самоконтроля, взаимоконтроля и контроля учителя.
ОУУН:
Организационные-
научная организация труда;
мотивация;
быстрое включение в познавательный процесс;
нацеливать себя на выполнение поставленной задачи.
Учебно-интеллектуальные-
уметь перерабатывать информацию;
формировать собственное мнение, уметь его излагать.
Учебно-информационные-
Учебно-коммуникативные-
уметь выслушивать других, понимать и принимать позицию другого человека;
уметь донести свою точку зрения до других.