Проект урока на тему: «Понятие о падежной системе имен существительных».
Цель урока: формирование коммуникативных умений учащихся, изучение грамматических, а также лексических и речевых структур.
Формируемые УУД:
Личностные: способствовать формированию мотивации изучения иностранных языков и стремления к самосовершенствованию в данной области; способствовать формированию мотивации и интереса к новому учебному материалу;
Регулятивные: развитие умения постановки и определения целей действий, развитие способности организовывать свою деятельность; продолжить формирование самоконтроля и прогнозирования; рефлексия деятельности по овладению иностранным языком; осуществление самоконтроля, самооценки в процессе обучения.
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; умение находить ответы на вопросы, используя учебник и полученную на уроке информацию; умения выражать свои мысли на иностранном языке в соответствии с обозначенной темой занятия или коммуникативной ситуацией.
Коммуникативные: способствование формированию понимания на слух иноязычной речи учителя и одноклассников, умения распознавать и использовать в речи изученные лексические единицы; способствование формированию умений построения речевых высказываний, понятные для слушающих; выработка умения слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать на них.
Перед преподавателем стоят следующие задачи:
способствовать формированию речевой и языковой компетенции по теме «Понятие о падежной системе имен существительных»; закрепление изученного лексического и грамматического языкового материала (понятие падежной системы имен существительных, понятие о субъекте, выраженном именем существительным в именительном падеже; использование предложного падежа в значении места; использование предлогов «в» и «на» и их значение)
создать условия для формирования и отработки навыков и умений в чтении (на основе текста «На Арбате»); говорении, грамматике, в восприятии речи на слух (на основе текста «Диалог по телефону»);
развить кругозор, память, внимание учащихся; их логическое мышление;
способствовать воспитанию уважения к культуре других людей;
создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к различным культурам;
способствовать формированию мотивации изучения иностранных языков и стремления к самосовершенствованию в данной области;
способствовать формированию понимания на слух иноязычной речи и совершенствованию фонетических навыков;
способствовать формированию умений построения речевых высказываний.
Оборудование: доска, компьютер, учебник (Дорога в Россию. Учебник русского языка (элементарный уровень). В.Е. Антонова, М.М. Нахабина, М.В. Сафронова, А.А. Толстых. М.: ЦМО МГУ, Санкт-Петербург: Изд-во «Златоуст», 2010), раздаточный материал.
Данное занятие было разработано для студентов, изучающих русский язык как иностранным на начальном этапе.
Ход занятия
Организационный этап (5 мин)
Преподаватель: Здравствуйте! Как ваши дела? Кто сегодня отсутствует? А давайте посчитаем, сколько сейчас человек находится в классе.
Учащиеся: Здороваются, отвечают на вопросы. Студенты считают количество присутствующих, тем самым повторяя имена числительные.
Лексико-фонетическая разминка (5 мин)
Преподаватель: Молодцы! Нас двенадцать человек. А скажите, пожалуйста, какой сложный звук встретился нам в этом числе? (Если в числительном нет буквы «ц», то следует связать с пройденным материалом – именами числительными и вспомнить, какой звук вызывал трудности при произношении и не у всех получался).
Учащиеся: называют [ц]. (Если учащиеся называют несколько звуков, то следует акцентировать внимание на звуке [ц]. Если студенты затрудняются ответить, то можно с ними посчитать до 20 и обратить внимание на [ц]).
Преподаватель: Правильно это звук [ц]. А вы помните, какие звуки помогают нам произносить его?
Учащиеся: [т] и [с].
Преподаватель: Все верно. Помним, что мы должны произносить их очень быстро. Давайте попробуем вместе. Сначала медленно, а потом с каждым разом быстрее. Все готовы?
Учащиеся: вместе с преподавателем начинают произносить звук [тс]; с каждым разом преподаватель ускоряет темп, чтобы в итоге произносился звук [ц].
Преподаватель: У всех получилось? А теперь повторим с вами скороговорки, которые вы тренировали дома.
В цветнике цветут цветы.
Цыпленок и курица пьют водицу на улице.
Учащиеся: повторяют скороговорки за преподавателем.
Преподаватель: Хорошая работа! Поднимите руки, у кого уже получается лучше произносить звук [ц]? А теперь посмотрите на картинки и скажите, какая скороговорка подходит для каждой (на слайде демонстрируются по очереди картинки, иллюстрирующие скороговорки).
Учащиеся: соотносят картинки и скороговорки и снова их повторяют. (Преподаватель может спросить нескольких студентов)
В цветнике цветут цветы.
Цыпленок и курица пью водицу на улице.
Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности (5 мин)
Преподаватель: Давайте снова посмотрим на слайд и прочитаем, что там написано.
Какой красивый город!
Я живу в большом городе.
Здесь нет парка.
Рональд идет по парку.
Надин любит брата.
Надин живет с братом.
Это стол.
Кошка сидит на столе.
Учащиеся: читают предложения со слайда.
Преподаватель: Как вы думаете, почему в предложениях выделены слова? Заметили, что изменяется? В чем разница между словами в каждой паре предложений? (Преподаватель может еще раз произнести и разобрать каждую пару предложений, делая акцент на выделенных словах.
Учащиеся: высказывают свои предположения. (Преподаватель направляет таким образом, чтобы учащиеся дошли до ответа, связанного с разными окончаниями слов в каждой паре предложений).
Преподаватель: Вы совершенно точно заметили, что у слов меняется окончания, например стол – на столе, брата – братом. А вы знаете, почему так происходит? Именно это мы и узнаем сегодня на занятии.
Усвоение новых знаний. Введение нового грамматического материала (25 мин)
Преподаватель: В русском языке имена существительные – мы с вами помним, что это названия предметов, людей и явлений – могут изменяться. Изменяются они по падежам. В русском языке существует 6 падежей, которые вы видите на слайде: первый падеж – именительный, второй – родительный, третий – дательный, четвертый – винительный, пятый – творительный и шестой – предложный. У каждого падежа есть свои вопросы. Давайте посмотрим, как в разных падежах изменяются слова, и какие вопросы задает каждый падеж.
Итак, первый падеж – именительный. Он задает вопросы Кто? Что? Давайте рассмотрим примеры. Это брат. Это парк. Это сестра. Это улица. Это общежитие.
Учащиеся: повторяют за предложения.
Преподаватель: Вопросы второго падежа (родительного) – Кого? Чего? Прочитайте, пожалуйста, теперь примеры сами. Кто-нибудь желает начать?
Учащиеся: Здесь нет брата. Здесь нет парка. Здесь нет сестры. Здесь нет улицы. Здесь нет общежития.
Преподаватель: Третий падеж (дательный) – Кому? Чему? Кому звонит Анна?
Учащиеся: Анна звонит брату. Анна звонит сестре.
Преподаватель: По чему идет Анна?
Учащиеся: Анна идет по парку. Анна идет по улице. Анна идет по общежитию.
Преподаватель: Молодцы! Четвертый падеж (винительный) задает вопросы – Кого? Что? Давайте посмотрим, кого любит Анна?
Учащиеся: Анна любит брата. Анна любит сестру.
Преподаватель: А что еще Анна любит?
Учащиеся: Анна любит парк. Анна любит улицу. Анна любит общежитие.
Преподаватель: Если мы захотим сказать, с кем или рядом с чем живет Анна, то в этом нам поможет пятый падеж (творительный). С кем живет Анна?
Учащиеся: Анна живет с братом. Анна живет с сестрой.
Преподаватель: А рядом с чем живет Анна?
Учащиеся: Анна живет рядом с парком. Анна живет рядом с улицей. Анна живет рядом с общежитием.
Преподаватель: Отлично! И вот мы с вами дошли до последнего шестого падежа (предложного). О ком или о чем думает Анна?
Учащиеся: Анна думает о брате/о сестре.
Преподаватель: А где была Анна?
Учащиеся: Анна была в парке/на улице/в общежитии.
Преподаватель: Молодцы! Заметили, как у нас изменялись слова в каждом падеже? Что именно изменялось каждый раз?
Учащиеся: В каждом падеже у слов изменяются окончания.
Преподаватель: Верно! Когда мы склоняем имена существительные по падежам, то у них меняются окончания. Сегодня мы уделим больше внимания первому и шестому падежам. Как вы думаете, почему первый падеж называется именительным? На какое слово похоже его название?
Учащиеся: На слово «имя».
Преподаватель: Правильно, этот падеж называется именительным, потому что, когда мы используем слова в этом падеже, мы называем предметы, людей, явления и события по имени. Например: это стол; это ручка; студент пишет, кот сидит. Кроме того, именительный падеж – это начальная форма слова. Кто-нибудь помнит, какие вопросы задает нам именительный падеж?
Учащиеся: Кто? Что?
Преподаватель: Как вы думаете, почему он задает два вопроса? Кто? Студент, учитель, кот. Что? Книга, ручка, улица.
Учащиеся: Вопрос «кто?» относится к одушевленным предметам, а вопрос «что?» к неодушевленным.
Преподаватель: Совершенно верно. Давайте назовем еще несколько предметов для каждого вопроса. Кто? Что?
Учащиеся: отвечают на вопрос «Кто?»: собака, мама, сестра, брат; отвечают на вопрос «Что?»: карандаш, стол, дверь, университет, общежитие.
Преподаватель: Хорошо. А теперь давайте посмотрим на слайд и прочитаем предложения.
Студент читает.
Мама готовит булет.
Это кот.
Это стол.
Это Смоленск.
Какой красивый парк!
Учащиеся: читают предложения.
Преподаватель: Субъект в русском языке часто стоит в именительном падеже. А что такое субъект? Давайте вместе вспомним. Как вы думаете, где субъект в предложениях, которые мы с вами сейчас прочитали? Кто может быть субъектом.
Учащиеся: субъекты в предложениях – выделенные слова (студент, мама, кот, стол, Смоленск, парк). Субъект – это тот, кто выполняет действие; это человек, предмет, явление.
Преподаватель: Вы совершенно правы. Например, студент говорит по-русски. Я иду в университет. Посмотрите, кто вошел в класс? Студент вошел в класс. (Преподаватель может попросить одного из студентов выйти из аудитории и зайти обратно. Далее преподаватель задает вопросы «Кто это?», «Что это?», указывая на предметы в аудитории или на слайде, учащиеся называют предметы). Кто это? Что наступило?
Учащиеся: Это кот. Кот сидит на столе. Ночь наступила.
Преподаватель: Молодцы. Это у нас был первый падеж – именительный. А теперь познакомимся с шестым падежом. Давайте сравним слова в этих двух падежах:
1 | Это парк. | Какая красивая улица! | Это общежитие. |
6 | Анна гуляет в парке | Анна была на улице. | Я живу в общежитии. |
Чем шестой падеж отличается от первого? Какие еще изменения вы заметили в словах?
Учащиеся: В шестом падеже в словах изменяются окончания.
Преподаватель: Молодцы, что заметили это. Посмотрите внимательно на таблицу, было ли хотя бы одно слово использовано без предлога? Как вы думаете почему? А вы помните, какой название у шестого падежа?
Учащиеся: отвечают на вопросы, делают предположения о связи названия предложного падежа с использованием предлогов.
Преподаватель: Верно, шестой падеж и назвали предложным, потому что без предлога слова в этом падеже не используются. А с именительным падежом использовались предлоги? Это стол. Кот сидит. Студент пишет.
Учащиеся: В именительном падеже нет предлогов.
Преподаватель: Верно. Давайте рассмотрим следующие таблицы. Что мы с вами здесь видим?
Учащиеся: В таблице даны слова в именительном и предложном падеже, а так же показано, как изменяются окончания в предложном падеже. (Преподаватель направляет учащихся таким образом, чтобы они пришли к такому примерному ответу).
Преподаватель: Хорошо, а вы заметили, как изменяются окончания в словах? Какие окончания появляются в предложном падеже? Давайте разберем примеры из таблицы.
Учащиеся: записывают материал в тетради, проговаривают примеры из таблицы, обращают внимание на то, какие окончания переходят в окончание -е, а какие в окончание -и.
Преподаватель: Главные окончания предложного падежа – это окончания -е и -и, однако если мы обратим внимание на следующую таблицу, то мы увидим, что есть слова, которые в предложном падеже будут заканчиваться на какую букву? Правильно, на -у. Давайте разберемся, что это за слова.
Учащиеся: преподаватель читает слово сначала в именительном падеже, затем в предложном падеже; студенты повторяют за ним и делают записи в тетрадях.
Преподаватель: (Для ввода предлогов «в» и «на» преподаватель делает вид, что ищет свою ручку/книгу/другую вещь, а после находит ее на столе/в сумке) Где моя ручка? Вы не видели мою ручку? Где ручка? Ручка на столе. А где книга? Где? Вы не видели мою книгу? Книга лежит в сумке. Скажите, а что такое «в» и «на»? Мы сегодня уже встречались с ними? Когда?
Учащиеся: «в» и «на» – это предлоги, которые используются в предложном падеже. Кот сидит на столе. Анна гуляет в парке.
Преподаватель: А вы заметили, какой вопрос задает предложный падеж?
Учащиеся: Где?
Преподаватель: Правильно. Давайте с вами прочитаем еще примеры. На вопрос «где?» мы можем с вами отвечать, называя только примерное место, например, тут, здесь, рядом, дома. Однако шестой падеж помогает нам назвать конкретное место: на столе, в доме, в конверте, на конверте.
Преподаватель: Как вы думаете, а что обозначают предлоги «в» и «на»? Послушайте и внимательно посмотрите на меня. Ручка на столе. Ручка в столе. Ручка на книге. Ручка в сумке. (Преподаватель проговаривает предложения и в это же время перемещает ручку, таким образом показывая, что «в» обозначает нахождение внутри чего-то, а «на» – на поверхности предмета).
Учащиеся: «На столе» значит на поверхности стола, сверху, а «в сумке» значит внутри сумки.
Преподаватель: Молодцы. Давай посмотрим на картинку и ответим на вопросы: где книга? Где собака? Где кошка?
Учащиеся: отвечают на вопросы.
Преподаватель: Давайте с вами разберемся, когда же мы еще можем использовать предлоги «в» и «на»:
1) для обозначения места действия (где? в чем? на чем?):
Сестра учится в школе. Кошка на столе. Я живу в Смоленске.
2) для обозначения времени (когда? в каком году/месяце? на какой неделе?):
Он приехал в этом году. Мы ходили на экскурсию на прошлой неделе.
3) для обозначения средства передвижения:
Он прилетел в Москву на самолете. Она приехала в Смоленск на поезде.
Учащиеся: Предложный падеж помогает нам указать место, время и средство передвижения, на чем мы ехали куда-то.
Преподаватель: Все верно. Предложный падеж так же помогает нам сказать, где мы работаем, учимся, гуляем, кушаем. Сейчас мы с вами прочитаем слова, и нам нужно запомнить, с какими предлогами они используются.
Преподаватель: Кроме того, мы можем сказать, где мы живем.
Преподаватель: Кто-нибудь заметил, что предлог «в» иногда произносится по-разному? Сравните: в университете – в школе. Как вы думаете, почему? Подсказка, это связано со звуками.
Учащиеся: Предлог «в» может произноситься как [ф], если слово начинается на глухой звук, а если на звонкий или гласный, то как [в].
Преподаватель: Правильно. Если слово начинается на глухой звук, то и предлог «в» становится глухим [ф]. прочитайте следующие слова.
Закрепление нового грамматического материала(20 мин)
Преподаватель: Посмотрите на слайд. Давайте ответим на эти вопросы.
Где вы сейчас живете?
На какой улице вы живете?
Где живет ваша семья?
Где вы учитесь?
Где вы сейчас находитесь.
Учащиеся: Я живу в Смоленске. Я живу на улице Ленина. Я живу на улице Гагарина. Моя семья живет в Гаити. Я учусь в университете. Я сейчас нахожусь на уроке. Я сейчас нахожусь в классе. Я сейчас нахожусь в университете.
Преподаватель: Теперь мы с вами может еще больше рассказать о себе. А теперь посмотрите на картинку, что вы видите? Кто это?
Учащиеся: Я вижу класс. Это класс. Это мальчик.
Преподаватель: Скажите, где мальчик? Где тетрадь? Где книга? Где телевизор? Где ручка? Что лежит на столе учителя?
Учащиеся: Мальчик в классе. Тетрадь на столе. Книга на столе. Телевизор на стене. Книга лежит на столе учителя. Ручка лежит на столе.
Преподаватель: Молодцы! Мы теперь с вами можем рассказать, где находятся разные предметы. А теперь посмотрите вокруг себя и скажите, что и где вы видите, используя предлоги «в» и «на».
Учащиеся: Книга на столе. Цветок на полу. Ручка в книге. Лист в тетради. Доска на стене (Учащиеся осматривают аудиторию и называют предметы, которые видят вокруг себя и могут назвать. Если возникают трудности, то преподаватель можешь спросить о предмете, например, «Где фотография?», указав на него, таким образом знакомя студентов с новой лексикой).
Преподаватель: Теперь давайте внимательно прочитаем следующее задание.
Преподаватель: Давайте еще раз вспомним, какой вопрос задает именительный падеж? Какой вопрос задает предложный падеж? В чем главное отличие именительного падежа от предложного?
Учащиеся: Именительный падеж – Кто? Что? Предложный падеж – Где? Предложный падеж всегда употребляется с предлогами, например, «в» и «на».
Преподаватель: Верно. Сейчас с вами будем читать предложения и к выделенным словам задавать вопросы. Обратите внимание на предлоги. Всем понятно задание? Кто хочет начать?
Учащиеся: На столе – где?; учебники, тетради, ручки – что?; в классе – где?; на окне – где?; цветы – что? и так далее. (Студенты по очереди читают предложения. Если в предложении есть выделенные слова, то студенты ставят к ним вопросы.)
Преподаватель: Запомнили, какие вопросы задает каждый падеж? А теперь давайте вспомним, как меняются окончания в предложном падеже. Посмотрите на следующее упражнение и прочитайте задание. Справа вам даны слова в именительном падеже, а вам нужно поставить их в предложном. Как мы с вами это сделаем? Правильно, изменим окончание в каждом слове. Задание всем понятно? Внимательно слушаем друг друга! Если вы заметили ошибку, то поднимайте руку, и мы вместе будем разбираться, что не так.
Учащиеся: читают предложения, ставя слова в правильную форму. Если кто-то делает ошибку, и студенты никак не реагируют, то преподаватель может задать наводящие вопросы, например, «Все согласны? А вот мне кажется, что что-то не так в этом предложении».
Преподаватель: Скажите, а где можно увидеть много самолетов?
Учащиеся: В аэропорту.
Преподаватель: Верно! Помните слова, у которых окончание в предложном падеже менялось на -у? Давайте сделаем следующее упражнение, чтобы мы точно запомнили.
Актуализация речевых навыков и навыков аудирования (10 мин)
Преподаватель: Скажите, вы разговариваете по телефону? А какое первое слово мы произносим, при разговоре по телефону?
Учащиеся: Алло.
Преподаватель: Правильно. А какие еще слова мы можем использовать во время разговора по телефону? Сейчас мы послушаем разговор двух друзей по телефону. В диалоге, который вы будете слушать, вы встретите следующие слова. Давайте прочитаем и разберем, что они значат.
Что? Находится где?
Театр находится в центре.
Вы знаете, где находится Кремль?
Преподаватель: Откройте учебник на странице 142.
Преподаватель: Все нашли диалог? Сейчас вы будете слушать и следить за диалогом по учебнику. Всем понятно задание? Вопросы есть? (Преподаватель включает запись диалога).
Учащиеся: слушают диалог.
Преподаватель: Теперь давайте поработаем в парах. На слайде вы видите вопросы, ответы на которые вам нужно найти. Вы должны задать друг другу эти вопросы и ответить на них. Всем понятно задание? Вопросы есть? Приступаем. Если кому-то нужно, то можете еще раз прочитать диалог.
Учащиеся: задают друг другу данные вопрос и пробуют ответить.
Преподаватель: У всех получается? Давайте теперь проверим, правильно ли вы ответили на вопросы. Сейчас кто-то будет читать вопрос и выбирать человека, который будет на него отвечать. Если вы не знаете, как ответить, или кто-то допустил ошибку, поднимайте руку, и мы с вами вместе будем искать ответ на этот вопрос.
Учащиеся: читают вопросы, отвечают на них, слушают ответы других студентов и исправляют ошибки, если они допускаются.
Преподаватель: Мы с вами ответили на все вопросы? Вот сколько всего мы узнали об Иване, Анне и Антоне из разговора по телефону. Подскажите, а что мы с вами говорим в конце разговора? А что сказали ребята?
Учащиеся: До свидания. До встречи.
Преподаватель: Верно! Мы должны не забывать не только здороваться в начале разговора, но и прощаться в конце.
Актуализация навыков чтения (10 мин)
Преподаватель: Давно мы с вами не читали, правда? Давайте откроем учебник на странице 140 и найдем текст, который называется «На Арбате». Вы знаете, что такое Арбат? Как вы думаете, что такое Арбат?
Учащиеся: высказывают свои предположения.
Преподаватель: А давайте мы с вами прочитаем текст и проверим, правильно вы догадались или нет.
Преподаватель: Теперь вы можете ответить, что такое Арбат?
Учащиеся: Это очень старая красивая московская улица.
Преподаватель: Правильно! Если вы посмотрите на слайд, то увидите изображение Арбата. Подскажите, где находится Арбат? В Москве или Петербурге? А как вы это поняли?
Учащиеся: Арбат в Москве, потому что это московская улица.
Преподаватель: Кто гуляет на Арбате? А кто такие москвичи, как вы думаете? Скажите, вы когда-нибудь были в Москве? Вы были на Арбате?
Учащиеся: Москвичи и иностранные туристы гуляют на Арбате. Москвичи – это люди которые живут в Москве (отвечают на вопросы о посещении Москвы и Арбата).
Преподаватель: Кто каждый день работает на Арбате?
Учащиеся: Художники.
Преподаватель: Верно! Вы бы хотели гулять на Арбате?
Учащиеся: Да, потому это красивая улица.
Рефлексия (5 мин)
Преподаватель: Сегодня мы с вами узнали много всего нового, правда? Давайте посмотрим на слайд, и попробуем с вами вспомнить, что мы сегодня узнали. Есть ли у вас вопросы? Что было для вас трудным? Что для вас показалось легких? Что понравилось вам на занятии сегодня?
Учащиеся: изучают таблицы, вспоминают материал и отвечают на вопросы преподавателя.
Домашнее задание (5 мин)
Преподаватель: Давайте посмотрим на ваше домашнее задание. В первом задании изображены разные предметы в разных местах. Вам нужно спросить, где они находят. Давайте прочитаем образец. (Студенты читают образец). Всем все ясно?
Задание 1. Спросите, какие вещи где находятся?
Преподаватель: Во втором задании вам нужно ответить на вопросы, а для этого посмотрите на картинку и скажите, где находят предметы. Под таблицей вам даны слова, которые помогут вам это сделать. Посмотрите на слова, всем понятны слова? (Так как могут возникнуть трудности с понимаем слов, преподаватель выводит данное изображение на слайд, и если возникают трудности понимания каких-то слов, он может указать на предмет и назвать его).
Задание 2. Ответьте на вопросы.
Образец: Где карандаш? Карандаш на столе.
1. Где стулья? | |
2. Где книги? | |
3. Где кубики? | |
4. Где мяч? | |
5. Где коробка? | |
6. Где столик? | |
7. Где карандаши? | |
8. Где стакан? | |
9. Где фотография? | |
Слова: стол, пол, стакан, полка, шкаф, тумбочка.
Преподаватель: В задании 3 вам нужно написать, где живут эти люди.
Задание 3. Скажите, где живут эти люди.
Преподаватель: В последнем задании вам нужно будет написать 10-15 предложений о вашей комнате. Расскажите, что и где находится в вашей комнате, напиши ваше любимое место в комнате. Посчитайте, сколько предметов находится в вашей комнате. Например, давайте посчитаем, сколько предметов у нас в классе. Всем понятно задание?
Задание 4. Расскажите о вашей комнате. Напишите несколько предложений, а том, что и где находится в вашей комнате, ваше любимое место в комнате. Посчитайте, сколько предметов находится в вашей комнате.
Учащиеся: записывают домашнее задание, задают вопросы.
Преподаватель: Остались еще вопросы? Если вопросов нет, то занятие закончено. До свидания.
Учащиеся: До свидания.