СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока русского языка по теме «Представление понятия «части речи» (В какие группы объединили слова)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект урока русского языка по теме «Представление понятия «части речи» (В какие группы объединили слова)»

Просмотр содержимого документа
«Проект урока русского языка по теме «Представление понятия «части речи» (В какие группы объединили слова)»»














Проект урока русского языка по теме:


«Представление понятия «части речи» («В какие группы объединили слова?»)»



Выполнил учитель начальных классов МБОУ Лицей 1 им. А.С. Пушкина

Феклистова Полина Игоревна

ПРОЕКТ УРОКА


Учебный предмет: русский язык

УМК: «Гармония», Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. К тайнам нашего языка.

Класс: 3

Тема: Морфология. Каждое слово – часть речи. Общее знакомство с частями речи.

Тема урока: Урок 1. Представление понятия «части речи». («В какие группы объединили слова?»)

Тип урока: урок открытия нового знания.

Задачи урока: 1) показать разграничение слов не только по вопросу и значению (предмет, признак, количество, действие), но и по особенностям изменения,

2) ввести понятие части речи.

Оборудование: интерактивная доска, электронные образовательные ресурсы.

План урока с хронометражем:
  1. Организационный этап. 2 мин.

  2. Актуализация знаний. 8 мин.

  3. Мотивация учебной деятельности у обучающихся. Постановка учебной задачи. 5 мин.

  4. Решение учебной задачи. 13 мин.

  5. Первичное закрепление 7 мин.

  6. Самостоятельная работа. 7 мин.

  7. Подведение итогов урока, домашнее задание и рефлексия. 3 мин.

ХОД УРОКА




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое

обоснование

Организа- ционный этап.

- Сегодня на уроке мы продолжим

постигать тайны нашего языка и узнаем много нового и интересного.













Познавательное УУД: формирование

действия анализа.

Актуализация знаний и

фиксация индивидуальных затруднений.

- Записываем под диктовку в столбик

слова: хвостик, хвостище, бесхвостые, длиннохвостые.

Дети пишут с «окошками»: хвостик, хвостищ…,

бе…хвостые, дли…хвостые.


- Объясните орфограммы.


Дети обсуждают орфограммы.



- Какие из слов называют предметы, а какие – признаки? Устно подберите к названиям признаков по одному

подходящему по смыслу названию



предмета.

  • Что объединяет все записанные

слова? Какое следует приписать, чтобы стало ясным их значение? Допишите это слово и выделите часть, хранящую общее значение. Выделите и другие

части основы, вносящие свои значения.

  • Могут ли быть разные слова с

совершенно одинаковыми основами и их значениями?











- Нет, тогда это будут одни и те же слова, может быть, их

изменения.


Познавательное УУД: формирование

действия

классификации, анализа.

Учебник №95

- Прочитаем и устно закончим предожения.

- Слов в нашем языке очень много. И все они разные, у каждого свое значение.

Главное значение, общее для слов семьи, хранится в КОРНЕ. Его

могут дополнять, уточнять значения других частей слова: ПРИСТАВКИ, СУФФИКСА.

Полное значение слова передает

Познавательное УУД: формирование умения делать умозаключения.




его основа. Ученые называют это

значение лексическим, а мы – ЗНАЧЕНИЕМ ОСНОВЫ.


  • Чем же различаются все слова языка?




  • Какое еще значение, кроме значения основы, есть у слов-названий? Какая часть слова о нем сообщает?

- Все слова отличаются

лексическим значением, или значением основы.

-У слов названий есть ещё и

грамматическое значение,

о нём сообщает окончание.

Мотивация учебной

деятельности.

  • Наш гость, второклассник Антон, задает вопрос: «Я понял, что значение основы у каждого слова свое. А значение окончания?»

Можем ли мы сейчас точно ответить на этот вопрос?

-У кого есть какие предположения?

Учебник №96.

  • Чтобы ответить Антону, сравним слова.




Регулятивные УУД: формирование

действия

целеполагания.


Тетрадь-задачник №96.

  • Какое слово лишнее?

  • А что общего у всех других?

  • На какие вопросы отвечают?

  • Что обозначают?

  • Выдели часть, которая делает слова похожими.

  • Теперь измените слова: поставьте их в другое число. Где можно, впишите изменения, выделяя изменяемую часть.

Учитель открывает обратную сторону доски с правильно выполненным упражнением.

  • Похожи ли слова тем, как они изменяются?

  • Может ли быть одинаковым значение окончания у разных слов?


Слова Другое число конфетА конфетЫ машинА машинЫ

кошкА кошкИ

книгА книгИ три





Дети проверяют правильность своих записей.





Дети совершают «открытие»: значение окончания

(грамматическое) может быть

одинаковым у разных слов.















Регулятивное УУД: формирование

действия контроля и коррекция на основе

сравнения с эталоном.



Учебник №97.

Дети читают правило в учебнике:

Регулятивное УУД:

- Проверим свои выводы.

«Если значение основы у каждого

формирование


слова свое, то значение

действия контроля на


окончания бывает одинаковым у

основе сравнения с


целых групп слов».

эталоном.


  • Какие группы слов-названий ты знаешь?


  • Чем они друг от друга отличаются?

  • Мы знаем слова-названия предметов, признаков, действий, количества.

  • Они отличаются тем, что

обозначают и на какие вопросы отвечают.


Постановка

учебной задачи.




Решение

учебной задачи.

  • Как вы думаете, только ли эти две особенности отличают слова разных групп? Можем ли мы сейчас ответить на этот вопрос?

  • Раз мы хотим получить ответ на

вопрос, давайте понаблюдаем за словами.


Регулятивное УУД: формирование

действия

целеполагания. Познавательное УУД: постановка и решение

проблем.

(Опытная работа

Учебник №98, тетрадь-задачник №98.




в парах.)

На интерактивной доске появляется

слайд №1 (таблица).

-Работаем в парах: попробуйте изменить каждое из слов так, как

указано. Получится – ставьте «+», нет – ставьте «-».





  • Слово собака изменяется по

числам и по команде вопросов о ком? о чём?, не изменяется по

команде слова-указателя он или

оно.

  • Слово большая изменяется по числам, по команде слова-

указателя он или оно и по

команде вопросов (о) какой?

  • Слово бежит изменяется только по числам.

  • Слово три изменяется только по

команде вопросов (о) скольки?


Коммуникативные УУД: совместное выполнение задания в паре, владение

диалогической формой речи, управление

своим поведением и поведением партнёра.


  • Как вам удалось изменить слова- названия предметов, признаков, действий, количества?

  • Одинаково ли умеют изменяться эти



Дети делают «открытие»: слова разных групп по-разному



группы слов?

«умеют» изменяться.


Учебник №99.

- Прочитаем сведения в учебнике и проверим себя.

Выделите новые для вас сведения.

- Изучая слова нашего языка, учёные заметили, что названия

предметов, признаков, действий, количества имеют свои особенности.

Эти слова не только на разные вопросы отвечают и разное обозначают, но и по-разному

изменяются.





Познавательное УУД: формирование

действия анализа на основе выделения новых сведений.












Учебник №100.

Тогда учёные по трём

особенностям слов: 1) на какой вопоос отвечают,

  1. что обозначают,

  2. как изменяются, -

Объединили их в большие группы. Этим группам слов дали название: части речи.

- Так каждое слово стало












Познавательное УУД:



- Прочитаем вывод, договаривая слова.

относиться к какой-то группе, к какой-то части речи. Названия предметов – одна часть речи, названия признаков – другая, названия действий – третья, названия количества

четвёртая.

формирование умения делать умозаключения.

  • Кроме этих, есть и ещё части речи. Названия одних вы скоро узнаете, а с другими познакомитесь позже.

  • Обобщите, чем части речи (группы слов) отличаются друг от друга.




Учебник №101.

Попробуйте сказать, что такое части речи.





-Разные части речи отвечают на разные вопросы, разное

обозначают и по-разному изменяются.


- Части речи – это группы слов, которые отличаются друг от друга тремя особенностями:

1) … ,





Познавательное УУД: формирование умения делать обобщение.




Коммуникативное УУД: владение

монологической

формой речи.















Первичное закрепление

(усвоение нового способа

действия с проговариванием во внешней

речи).





Учебник №102.

  • Перечитаем второй заголовок темы урока («В какие группы объединили слова?») и ответим на вопрос.

После ответов детей на интерактивной доске появляется слайд №2: «Каждое слово – часть речи».

-Для усвоения нового способа действия начнем выполнять № 103 коллективно, чтобы показать образец работы.

Учебник №103.

  • Рассмотрим картинку. Для рассказа по ней подберём и запишем четыре группы слов – в каждой несколько слов одной части речи. Будем подбирать их,

определяя:

2) … ,

3) … .




- Слова объединили в группы по частям речи.













Дети по предложенной картинке пока только подбирают слова,

чтобы закрепить мысль: слова

способны лишь называть. Позже

Познавательное УУД: формирование умения подводить под

понятие, осознанное и произвольное

построение речевого высказывания.











Познавательное УУД: формирование

действия

классификации объектов по





Самостоятельная работа (закрепление

способа действия).











Домашнее задание.

  1. на какой вопрос они отвечают,

  2. что обозначают.

Учебник №104.

  • А сейчас вы поработаете самостоятельно: решите

орфографические задачи и запишете слова в четыре группы.

Тетрадь-задачник №104.

  • С помощью словаря вставь буквы. О каком секрете корней нужно помнить?

  • Объедините слова по частям речи и запишите каждое в свой столбик.




  • Дома вы закончите упражнение, выполнив следующее задание – к названиям признаков, количества,

действий подберите подходящие им по

смыслу названия предметов.

ученики вернутся к картинке для составления предложений и текстов.











- Можно найти не заданные слова, а их «родственников».

выделенным признакам.


Предметные результаты.






Познавательное общеучебное УУД: умение осуществлять информационный поиск – работа со

словарём.


Рефлексия учебной

деятельности.

  • Чему мы сегодня учились на уроке?

  • Что вам было интересно?

  • Всё ли у нас получилось?

  • За что вы можете похвалить себя и одноклассников?

  • Что вам оказалось важным?

  • Какой этап урока вызвал наибольшие трудности?



Регулятивное УУД: оценка.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!