Проект урока русского языка
Тема: Правописание н/нн в прилагательных и причастиях
Тип урока: Урок систематизации знаний
Цель: обобщение и систематизация сведений о правописании -Н- и -НН- в суффиксах прилагательных и причастий
Этапы урока (методы, приемы) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Самоопределение. Прием «да-нетка» | Диктует утверждения (в слове «…» пишется одна Н/НН) | Запись ответов «да/нет» Проверка по ключу |
Актуализация знаний и фиксирование затруднений | Осуществляет фронтальный опрос Предлагает сформулировать тему урока. | Комментируют – отвечают на вопросы, предложенные учителем Записывают тему урока |
Постановка учебной задачи, целей урока. | В чем состоит цель учебной ситуации? (С учётом того, что тема изучается в программе 6-7 классов) | Формулируют задачи с опорой на ключевые слова: обобщить, систематизировать, закрепить, выработать умение |
Составление плана, стратегии по разрешению затруднения. | Определите план работы: как (что) вы будете делать, чтобы достичь цели? | Выполнить задания Озвучить выводы Построить алгоритм действий |
Реализация выбранного проекта. | 4 группы (определяются произвольно или дифференцированно) Выдаёт листы с заданиями: Прилагательные с Н Прилагательные с НН Причастия с Н Причастия с НН Знакомит с планом выполнения заданий | Выполняют задания в группах по плану: Запишите словосочетания данные на карточке в тетрадь Определите часть речи (прилагательное / причастие, используя подсказку) От чего образовано слово (от глагола/не от глагола, напишите слово) Выделите корень и суффикс (для 1 и 2 группы) Определите вид глагола от которого образовано слово, используя подсказку и определите есть ли пояснительное слово к слову с заданной орфограммой (для 3 и 4 группы) |
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. | 1.Знакомит с эталоном – образцом выполнения заданий 2. Корректирует по мере необходимости работу обучающихся (использование презентации) | 1.Выполняют задания в тетради |
| 1. Предлагает прокомментировать каждой группе выполненное задание и заполнить фрейм 2. Учащимся предлагает набор действий для выбора Н/НН 3.Составление алгоритма действий ( метод «Конструктор») используются заранее приготовленные таблички. 4. Предлагает выполнить задание с использованием алгоритма (работа с текстом или тестом) | 1.Представитель группы комментирует выполнение 2. Выводы: заполняют фрейм 3. Составляют алгоритм действий (фронтальная работа) – записывают алгоритм в тетради или на листы (формат А-4) 4.выполняют задание с использованием алгоритма |
Этап проектирования дальнейшей работы по теме | 1.Как вы думаете, Н/НН встречаются только в прилагательных и причастиях? 2. Кроме полной формы у прилаг. и причастий есть … 3. Какие ещё условия следует учитывать при выборе Н/НН? 4. Определите дальнейший ход работы над орфограммой. | Отвечают на вопросы учителя Наречия (пишется столько НН, сколько в прилагательном, от которого образовано) медленный - медленно Краткая форма, определение части речи (прилагательное или причастие) Следует рассмотреть условия правописания Н/НН в кратких формах |
Этап рефлексии деятельности. | Предлагает обучающимся оценить работу на уроке с использованием метода « Пять пальцев» | Заполняют контуры «руки» Какие знания я получил? Что я делал, чтобы достичь цели Каким было настроение в процессе урока? Чем я помогал другим участникам? Как я себя чувствовал физически? |
Проект урока русского языка в 10 классе
Тема: Правописание н/нн в прилагательных и причастиях
Тип урока: Урок систематизации знаний
Цель: обобщение и систематизация сведений о правописании -Н- и -НН- в суффиксах прилагательных и причастий
Этапы урока (методы, приемы) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Самоопределение. Прием «да-нетка» | Диктует утверждения (в слове «…» пишется одна Н/НН) Прием «данетка»: словарный диктант кожаный, гусиный, хоженый, серебряный, буквенный, растерянный, станционный, жареный, прочитанная | Запись ответов «да/нет» Проверка по ключу |
Актуализация знаний и фиксирование затруднений | Осуществляет фронтальный опрос Над какой орфограммой вам предлагалось поработать? В каких частях речи вам предлагалось выбрать правописание Н/НН? Что общего и различного между прилагательными и причастиями? (слайд 2) В чем сложность? Предлагает сформулировать тему урока. | Комментируют – отвечают Записывают тему урока |
Постановка учебной задачи, целей урока. | В чем состоит цель учебной ситуации? (С учётом того, что тема изучается в программе 6-7 классов) | Систематизировать знания относительно выбора условий правописания Н/НН в прилагательных и причастиях |
Составление плана, стратегии по разрешению затруднения. | Определите план работы: как (что) вы будете делать, чтобы достичь цели? | Рассмотреть примеры слов Выполнить задания Озвучить выводы Построить алгоритм действий |
Реализация выбранного проекта. | 4 группы (определяются произвольно или дифференцированно) Выдаёт листы с заданиями: Прилагательные с Н Прилагательные с НН Причастия с Н Причастия с НН Знакомит с планом выполнения заданий Подсказка Прилагательное = прилагательное = КАКОЙ? Причастие = который + глагол = КАКОЙ? | Выполняют задания в группах по плану: Запишите словосочетания данные на карточке в тетрадь Определите часть речи (прилагательное / причастие, используя подсказку) От чего образовано слово (от глагола/не от глагола, напишите слово) Выделите корень и суффикс (для 1 и 2 группы) Определите вид глагола от которого образовано слово, используя подсказку и определите есть ли пояснительное слово к слову с заданной орфограммой (для 3 и 4 группы) |
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. | 1.Знакомит с эталоном – образцом выполнения заданий 2. Корректирует по мере необходимости работу обучающихся | 1.Выполняют задания в тетради |
Этап проверки и корректировки | 1.Предлагает прокомментировать каждой группе выполненное задание и заполнить фрейм 2.Предлагает сделать выводы и разобраться со спорным случаем КОШЕ…АЯ ТРАВА КОШЕ…АЯ БРАТОМ ТРАВА 3. Учащимся предлагает набор действий для выбора Н/НН 4.Составление алгоритма действий (метод «Конструктор») используются заранее приготовленные таблички. Действия для составления алгоритма-схемы Смотри вид и наличие пояснительного слова. От глагола. Не от глагола. Смотри состав слова. Совершенный вид основа на Н + суффикс Н ^ -ан-, -ян-, -ин- Несовершенный вид Есть пояснительное слово ^ -енн-, -ённ-, -онн- Нет пояснительного слова От чего образовано 4. Предлагает выполнить задание (тест или работа с текстом) с использованием алгоритма | 1.Представитель группы комментирует выполнение 2. Выводы: в каких случаях пишется Н/НН? (вывод каждой группы записывается на листе (заполняют фрейм) 3 Составляют алгоритм действий (фронтальная работа) – записывают алгоритм в тетради Сдают на проверку тетради |
Этап проектирования дальнейшей работы по теме | 1. Как вы думаете, Н/НН встречаются только в прилагательных и причастиях? 2. Кроме полной формы у прилаг. и причастий есть … покрашенный - покрашен 3. Какие ещё условия следует учитывать при выборе Н/НН? 4. Определите дальнейший ход работы над орфограммой (над чем еще нам предстоит поработать?) | Отвечают на вопросы учителя Наречия (пишется столько НН, сколько в прилагательном, от которого образовано) медленно – медленный Краткая форма, определение части речи (прилагательное или причастие) |
Этап рефлексии деятельности. | Предлагает обучающимся оценить работу на уроке с использованием метода « Пять пальцев» | Заполняют контуры «руки» Какие знания я получил? Что я делал, чтобы достичь цели Каким было настроение в процессе урока? Чем я помогал другим участникам? Как я себя чувствовал физически? |
Слова для запоминания
Ветреный (= с ветром) день, человек, но: обветренный, безветренный.
Ветряной (= приводимый в движение ветром) двигатель.
Масленый (-ая, -ые) (= пропитанный маслом) блин, каша, руки,
но: замасленная ткань.
Приданое - бесприданница
Масляный (-ая) (= на масле) насос, двигатель, лампа.
желанный, деланный, невиданный,
неслыханный, нечаянный, священный,
нежданный, негаданный, жеманный,
долгожданный, недреманный, окаянный,
Приложение № 1
1группа
Выполните задания в группах по плану:
Прочитайте словосочетания данные на карточке
Определите часть речи, выделенного слова (прилагательное / причастие, используя подсказку)
Запишите слово в тетрадь
От чего образовано слово (от глагола/не от глагола, запишите по образцу)
Выделите корень, основу слова и суффикс
Образец: интересная - интерес (не от глагола/от сущест.)
Подсказка
Прилагательное = прилагательное = КАКОЙ? (интересный = занимательный)
Причастие = который + глагол = КАКОЙ? (прочитанный = который прочитали)
прочитали - что сделали? – совершенный вид;
клееная– клеить – что делать? – несовершенный вид
Словосочетания для работы: кожаная куртка, серебряная брошь, гусиный паштет, румяных лиц
2 группа
Выполните задания в группах по плану:
Прочитайте словосочетания данные на карточке
Запишите слово в тетрадь
От чего образовано слово (от глагола/не от глагола, запишите по образцу)
Выделите корень и суффикс, основу слова
Образец: интересная - интерес (не от глагола/от сущест.)
Подсказка
Прилагательное = прилагательное = КАКОЙ? (интересный = занимательный)
Причастие = который + глагол = КАКОЙ? (прочитанный = который прочитали)
прочитали - что сделали? – совершенный вид;
клееная– клеить – что делать? – несовершенный вид
Словосочетания для работы: каменный дом, буквенный диктант, станционный смотритель, рискованное дело
4 группа
Выполните задания в группах по плану:
Прочитайте словосочетания данные на карточке
Запишите словосочетания данные на карточке в тетрадь
От чего образовано слово с заданной орфограммой (от глагола/не от глагола, напишите слово)
Определите вид глагола, от которого образовано слово, используя подсказку
Определите, есть ли пояснительное слово к слову с заданной орфограммой
Подсказка
Прилагательное = прилагательное = КАКОЙ? (интересный = занимательный)
Причастие = который + глагол = КАКОЙ? (прочитанный = который прочитали)
прочитали - что сделали? – совершенный вид;
клееная– клеить – что делать? – несовершенный вид
Образец: прочитанный - прочитать (от глагола сов. вида)
Словосочетания для работы: кошенная братом трава, скошенная трава, покрашенная вчера дверь
3 группа
Выполните задания в группах по плану:
Прочитайте словосочетания данные на карточке
Запишите словосочетания данные на карточке в тетрадь
От чего образовано слово с заданной орфограммой (от глагола/не от глагола, напишите слово)
Определите вид глагола, от которого образовано слово, используя подсказку
Определите, есть ли пояснительное слово к слову с заданной орфограммой
Подсказка
Прилагательное = прилагательное = КАКОЙ? (интересный = занимательный)
Причастие = который + глагол = КАКОЙ? (прочитанный = который прочитали)
прочитали - что сделали? – совершенный вид;
клееная– клеить – что делать? – несовершенный вид
Образец: прочитанный - прочитать (от глагола)
Словосочетания для работы: кошеная трава; кошеная, зеленая трава; крашеная дверь
Тест «Н/НН в прилагательных и причастиях» 1.Выпишите словосочетание прил.+сущ. серебряное ведро сброшенный вниз прочно спаянная 2. Выпишите словосочетание прич. + сущ. экскурсионное бюро мороженая рыба сильно замороженный 3. Найди лишнее змеи..ый яд; обеде..ый час; масля..ые краски 4. Найди лишнее варс.ый картофель сваре..ый картофель варсый в печи 5. В каком примере на месте пропуска пишется нн неноше..ый костюм прочита..ые книги лебеди..ый пух 6. В каком примере на месте пропуска пишется НН песча..ый бархан взволнова..ый посетитель плете..ая корзина 7. В каком примере на месте пропуска пишется Н пусты..ая местность ветря..ая мельница отправле..ое письмо; 8.В каком слове допущена ошибка вязанный свитер связанный мною быстро связаные 9.В каком слове допущена ошибка былиный герой каменная громада взволнованный слухами 10. В каком ряду все слова пишутся с НН? 1) недокраше…ый, испуга…ый, купле…ый, сгуще…ый 2) незва…ый, невида…ый, журавли…ый, запута…ый 3) неуста…ый, труже…ик, горта…ый, реше…ый 4) недоклее…ый, жасми…ый, реше…ый, вяза…ый | Тест «Н/НН в прилагательных и причастиях» 1.Выпишите словосочетание прил.+сущ. серебряное ведро сброшенный вниз прочно спаянная 2. Выпишите словосочетание прич. + сущ. экскурсионное бюро мороженая рыба сильно замороженный 3. Найди лишнее змеи..ый яд; обеде..ый час; масля..ые краски 4. Найди лишнее варс.ый картофель сваре..ый картофель варсый в печи 5. В каком примере на месте пропуска пишется нн неноше..ый костюм прочита..ые книги лебеди..ый пух 6. В каком примере на месте пропуска пишется НН песча..ый бархан взволнова..ый посетитель плете..ая корзина 7. В каком примере на месте пропуска пишется Н пусты..ая местность ветря..ая мельница отправле..ое письмо; 8.В каком слове допущена ошибка вязанный свитер связанный мною быстро связаные 9.В каком слове допущена ошибка былиный герой каменная громада взволнованный слухами 10. В каком ряду все слова пишутся с НН? 1) недокраше…ый, испуга…ый, купле…ый, сгуще…ый 2) незва…ый, невида…ый, журавли…ый, запута…ый 3) неуста…ый, труже…ик, горта…ый, реше…ый 4) недоклее…ый, жасми…ый, реше…ый, вяза…ый |
Дополнительный материал
Мошенник
Племянник
Труженик
Ставленник
Данник
штопаная – перештопаная (гимнастерка)
стираное – перестираное (белье)
Словарный диктант.
Жёваный, кованый, ветреный (человек, день), ветряной (двигатель, оспа, мельница), серебряный, деревянный, стеклянный, оловянный, приданое (невесты), приданное значение, посаженный в тюрьму, посажёный отец, желанный, жеманный, данный, нечаянный, отчаянный, священный, невиданный, неслыханный, бешеный, диковинный, старинный, бездонный, бессонница, брошенный, смышлёный, мороженый, племянник, именинник, раненый, тканый.
Словарный диктант. Н и НН в разных частях речи (продолжение)
Стреноженный, шерстяной, совершеннолетие, поклонник, путаник, пунктуационный, рьяный, рас-считанный, хоженый, езженый, эмалированный, искусственный, гривенник, дискуссионный, квалифицированный, классифицированный, нежданно-негаданно, мошенник, труженик, вышеизложенный, балованный, злоумышленник, оккупированный, зажжённый, длина, длинный, дарёный, отъявленный, неписаный, непрошеный.