СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока русского языка в 3 классе. Тема: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект урока в 3 классе составлен по учебнику УМК " Начальная школа XXI века".

Просмотр содержимого документа
«Проект урока русского языка в 3 классе. Тема: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных"»

МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»















Проект урока русского языка в 3 классе

Тема: «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих»



УМК «Начальная школа XXI века»



Марченкова Любовь Александровна,

учитель начальных классов

















п. Шумячи

2018 г.

Проект урока русского языка в 3 классе

УМК «Начальная школа XXI века»

Авторы учебника: С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»

Оборудование: учебник «Русский язык», 3 класс, (автор С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.) М., Вентана – Граф,2012.,

Тип урока: открытие новых знаний
Цели урока: систематизировать изученное о роли мягкого знака, ввести понятие новой функции мягкого знака, раскрыть понятие новой функции мягкого знака; доказать новую роль мягкого знака, как показателя женского рода имён существительных, развивать мышление, внимание, память; способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, анализировать, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; воспитывать у учащихся терпимость, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать чётко свою точку зрения.


















Ход урока

  1. Организационный момент урока.

Внимание!

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ли на месте?

Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо, под рукой!

- Проверим готовность к уроку.

Вы уже многое знаете и умеете и сможете применять свои знания на уроке.

Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

II.Чистописание.

- Какая буква в ряду лишняя Ш, Ж, К, Ч, Щ? (К)

- Почему? ( Ш, Ж, Ш, Щ, Ч-шипящие звуки)

Запишите эти буквы парами: Шш, Жж, Щщ, Чч

- Что нужно делать, если они встретятся на конце слова? (подобрать проверочное слово)

Словарно-орфографическая работа

Слово багаж - багажи, багажный (вагон), багажник.

-Вспомните, какие орфограммы ещё связаны с этими буквами? (жи-ши, ча-ща, чу-щу)

III. Систематизация изученного материала, необходимого для работы по теме урока.

На доске слова: ручьи, пеньки, король, восемь, воробьи, ночь.

- Прочитайте данные слова. Что общего в данных словах? (в данных словах пишется мягкий знак).

-Назовите лишнее слово (Восемь - числительное)

-Назовите имена существительные (ручьи, пеньки, король, воробьи, ночь)

- Что вы можете сказать о существительном, как части речи?

- На какие две группы можно разделить эти слова?

-Запишите слова в два столбика. (На доске – ученик)

Самопроверка с работой на доске

-Что общего у этих слов. ( В каждом есть Ь)

Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

- Эта буква будет главной на нашем уроке.

IV. Создание проблемной ситуации. Постановка целей урока.

- В какую группу вы записали слово ночь? Почему?

-Для чего в нём пишется Ь знак? Наблюдение.

-На какой звук оканчивается слово? ([ч’]- мягкий, непарный)

- Если убрать мягкий знак, слово произнесётся так же, как и с ь знаком? (да)

-Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [ч’]? (нет)

- Значит, в первую группу не входит, во вторую тоже.

- Считаете ли вы, что это какая то новая функция ь знака? (да)

На доске написаны слова: меч, клич, душ, борщ, врач, печь, речь, мышь.

Какой частью речи являются эти слова? (имена сущ.)

- На какой звук оканчиваются слова? (на конце слов слышится согласный шипящий звук)

Почему в написании одних слов есть ь знак, а в записи других – нет?

Сформулируйте тему урока. « Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

- Определите цели урока исходя из темы урока.

V. Открытие понятия новой функции мягкого знака.

- Где найдем информацию о новой функции ь знака? (в учебнике).

Я думаю, что мы можем ответить на этот вопрос самостоятельно.

Работа в парах.

Распределите имена существительные на группы.

меч, клич, душ, борщ, врач, печь, речь, мышь.

меч

печь

клич

речь

душ

мышь

борщ


врач


Сделайте вывод: ь знак пишется у существительных ж.р.

ь знак не пишется у имен существительных м.р.

Сформулируйте правило.

Прочитайте правило с . 170. Верны ли наши выводы.

-Какую же ещё работу выполняет Ь знак в русском языке? (мягкий знак в именах существительных после шипящих показывает, что это существительное женского рода)

VI. Физминутка.

Ж.р.- приседаем рожь, дичь, мелочь

М.р.- подпрыгиваем грач, шалаш, скрипач

VII. Закрепление и применение новых знаний.

Работа в паре.

К каждому слову подберите синоним существительное с шипящим звуком на конце. Запишите.

Неправда - , соревнование - , ерунда- , команда- , сила- , призыв- , здоровье- .

Если возникнут трудности в подборе синонима, воспользуйтесь подсказкой: клич(?), лож(?), экипаж(?), матч(?), мощ(?), чуш(?), крепыш(?).

Как будете действовать для того, чтобы правильно написать слова?

Алгоритм (записываем на доске )

  1. Произношу слово.

  2. Определяю часть речи.

  3. Если есть шипящий звук на конце, определяю род имени существительного.

  4. Если существительное м.р. Ь не пишу

Если существительное ж.р. Ь - пишу

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

С. 170 учебника «Русский язык», упр. 2

Девочки записывают слова с мягким знаком, мальчики без мягкого знака.

VIII. Итог урока.

Тест.

1.На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак

А) пишется Б) не пишется

2.На конце существительных женского рода после шипящих мягкий знак

А) пишется Б) не пишется

3.Мягкий знак на конце существительных после шипящих показывает, что

это имена существительные

А) мужского рода Б) женского рода

4. В какой строчке во всех существительных надо поставить ь знак?

А) ключ(?), камыш(?), сторож(?), плащ(?)

Б) калач(?), мелоч(?), багаж(?), печ(?)

В) ноч(?), помощ(?), вещ(?), лож(?)

5. В каких словах допущены ошибки?

А) моржь Б) молодеж В) кирпич Г)брошь Д) чертежь

Ответы: 1)-Б, 2)- А, 3)-Б, 4)-В, 5)- А Б Д (сверить с образцом и оценить)

Так запомним – род мужской

Гонит Мягкий Знак метлой.

Женский род – наоборот,

Мягкий знак в друзья берёт.

IX. Рефлексия.

Формирование умений соотносить цель и результат.

Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

- Мы с вами хорошо потрудились.

- Понравился ли вам урок?

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Какие задания вы выполняли с удовольствием?

- При выполнении каких заданий вы испытывали трудности?

Продолжите предложения.

- Я понял, что…

- Было интересно…

- Было трудно…

- У меня получилось…

X.Домашнее задание. Выучить правило с. 170. Записать по 5 слов на это правило.

Спасибо за работу!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!