Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №60 «Ромашка» города Смоленска»
Педагогический проект
в 1 младшей группе:
«Мои знакомые - насекомые».
Автор проекта: Жукова Ю.А.
Смоленск, 2023 г.
Методический паспорт проекта.
1. | Тема | Педагогический проект: «Мои знакомые – насекомые» предназначен для реализации в условиях ДОУ общего типа. |
2. | Тип проекта | Информационно- практико-ориентированный. |
3. | Руководитель проекта | Жукова Юлиана Александровна |
4. | Сроки реализации проекта | Краткосрочный, 15. 06.2023 г. |
5. | Участники проекта | Дети 1 младшей группы (2-3 года), воспитатели. |
Пояснительная записка.
В современных жизненных условиях, проблема экологического воспитания детей приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного возраста происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Актуальность проекта.
Лето – прекрасная и удивительная пора! Именно в этот период в режиме дня детского сада предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе. Очень важно, чтобы жизнь детей в этот период была содержательной и интересной. Дети раннего возраста активно начинают изучать окружающий нас мир. Большой интерес они проявляют к насекомым во время прогулки, наблюдая за ними.
В ходе наблюдений и бесед с детьми было выявлено, что малыши очень мало знают о жизни насекомых. Многие боятся безобидных букашек, некоторые ребята от страха убегают или пытаются раздавить мелких жучков...
Считаю, что участие детей 2-3 летнего возраста в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их внешнем виде, образе жизни…
В ходе реализации проекта дети научатся любить природу, начнут понимать, что насекомые - часть природы, без которой не может существовать наша планета.
Гипотеза проекта: если мы реализуем данный проект, то у детей повысится уровень знаний о насекомых, а также начнут формироваться первоначальные представления об экологической культуре.
Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.
Задачи проекта:
Образовательные:
-
Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, божья коровка, паук, муха), их строении, способах передвижения;
Развивающие:
-
Развивать познавательный интерес к жизни насекомых;
-
развивать творческие способности детей;
-
развивать эмоциональную отзывчивость, коммуникативные навыки;
-
развивать зрительную память.
Воспитательные:
Сфера использования проекта: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Практическая значимость проекта.
Рассчитываю на то, что в ходе реализации проекта у детей раннего возраста будут активно развиваться познавательные и творческие способности, дети получат необходимые знания о насекомых, их внешнем виде, образе жизни.
Ожидаемые результаты:
-
Дети знают и называют насекомых;
-
имеют простейшие знания об особенностях внешнего вида, способах передвижения, образе жизни насекомых;
-
знают о значении насекомых в природе;
-
находят сходства и различия между насекомыми.
Педагогические принципы проекта:
-
Доступность – учет возрастных особенностей детей.
-
Систематичность и последовательность.
-
Постепенная подача материала от простого к сложному.
-
Динамичность (интеграция образовательных областей).
-
Принцип развивающего обучения.
Основные методы реализации проекта:
-
Словесные (беседа, рассказ, объяснение);
-
Наглядные (показ картин иллюстраций);
-
Практические (дидактические игры, подвижные игры, ОД).
Материально – технические ресурсы: картины и иллюстрации с изображением насекомых, игрушки – насекомые, изо-материалы для продуктивной деятельности, пазлы «Бабочки».
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный.
Содержание | Ответственный |
1. Составление плана деятельности. | Воспитатель |
2. Подбор методической литературы. | Воспитатель |
3. Выявление первоначальных знаний детей о мире насекомых. | Воспитатель |
4. Подготовка атрибутов, картин, игр для реализации практической деятельности. | Воспитатель |
2. Основной этап.
Содержание | Ответственный |
1. Беседа: «Такие разные насекомые!» | Воспитатель |
2. Рассматривание картин и иллюстраций с изображением разных насекомых | Воспитатель |
3. Наблюдение на прогулке: «Вот какой он, муравьишка»… | Воспитатель |
4. Дидактическая игра «Назови насекомое» | Воспитатель |
5. Подвижная игра: «Поймай комара» | Воспитатель |
6. Игра с пазлами: «Бабочки» | Воспитатель |
7. ОД: «Пестрые бабочки» (рисование ватной палочкой) | Воспитатель |
3. Заключительный этап.
1. Выставка детских работ: «Пестрый ковер» (коллективная работа) | Воспитатель |
Эффективность реализации проекта.
В ходе реализации проекта «Мои знакомые - насекомые», предполагаемые результаты были достигнуты:
- дети стали различать и уверенно называть насекомых, их особенности и различия; способы передвижения;
- дети проявляют заботу о насекомых;
- активно участвуют в наблюдениях и беседуют о природе.
Список литературы:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией: Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст». М. ТЦ «Сфера», 2007г.
Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.
Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики». Изд.: Санкт – Петербург Детство – Пресс 2010 г.
Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками». Изд.: Москва Рипол Классик Дом 21 век 2010 г.
Приложение № 1
1. Беседа: «Такие разные насекомые».
Цель: формировать у детей представления о мире насекомых.
Задачи:
Образовательные: уточнить знания детей о внешнем виде насекомых, особенностях их поведения;
Развивающие: развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми; способствовать развитию двигательной активности.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: картины, игрушки насекомые, цветы.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме, беседы о насекомых, чтение художественной литературы.
Ход беседы:
- Я сегодня в садик шла, чудо - сундучок нашла. Сундучок не открывается, он у нас волшебный.
- А я знаю волшебные слова: «Раз, два, три… сундучок – откройся ты!». Скажем эти слова вместе.
- Ура! Сундучок открылся!
- В сундучке у нас картинки. Какие они красивые.
- Что это на картинке? Кого мы видим здесь? (рассматривание картинок с насекомыми)
- У всех насекомых есть общие черты: голова, туловище, лапки, усики и крылышки. Куда бы мы ни пошли - в сад, на луг или в лес, всюду нас окружают насекомые. Ползет в траве жук, вьются над цветами пчелы и бабочки, стрекочут кузнечики, шуршат крыльями стрекозы.
- А вы знаете, где живут бабочки? Какие они красивые! (рассматривание изображения бабочки)
Пальчиковая гимнастика.
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, муха, (поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)
Это жук с зелёным брюхом.
Это кто же тут звенит? (вращают мизинцем)
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь! (прячут руки за спину)
- Ребята, а вы видели муравья? Какой он? Где живут муравьи?
- Муравьи строят себе жилище, оно называется – муравейник. Муравей – самый сильный на земле! Муравьи уничтожают вредных насекомых и гусениц. Не зря их называют санитарами леса. Но и очень часто спасают лес от пожаров. Лучше понаблюдайте за муравьями – одним из чудес природы. И вы увидите, какие они труженики.
- А пчёлы какие? Что они дают людям?
- Молодцы, ребята!
-Дети, а как назвать бабочку, муравья, пчелу одним словом? (насекомые). Правильно, насекомые.
-Ребята, а в сундуке я еще что-то нашла. Что это? (угощение).
Поощрение и похвала детей.
2. Наблюдение: «Вот какой он, муравьишка»…
Цель: дать детям знания об особенностях внешнего вида муравьев; вызывать интерес к окружающему миру, желание наблюдать за насекомыми.
Ход наблюдения
- Ребята сегодня мы с вами пойдем в гости к маленькому, но сильному насекомому. Но сначала отгадайте загадку:
Любит он работать
Он очень работящий.
И в лесу густом –
Из хвоинок строить дом.
(Ответ детей)
- Молодцы. Правильно это муравей.
Ну-ка, дружно подойдите –
и сюда все посмотрите…
Муравей несет травинку.
(Дети рассматривают муравьев, как они работают)
- Смотрите он ползет за остальными муравьями и никуда не сворачивает.
- Внимательно посмотрите на него, какой он труженик!
- А муравей живет в муравейнике – это дом муравьев. Посмотрите, как их много. Муравьи очень маленькие и подвижные. Они очень чистоплотные. Они усердно наводят чистоту внутри гнезда и вокруг муравейника. Они большие труженики, и работают от восхода до заката, укрепляют свой домик.
(Рассмотреть с детьми муравьиную тропинку, как муравьи переносят травинки. Обратить внимание на размер муравьев и пояснить, что нельзя разорять муравейники, так как муравьям очень тяжело их строить. Рассказать детям о важности муравьев).
Итог наблюдения:
- Ребята, с каким насекомым мы сегодня с вами познакомились? Что вы узнали о муравьях? Какие они?...
Проводится похвала и поощрение детей.
3. Дидактическая игра: «Назови насекомое».
Цель: сформировать у детей понятие «насекомое», учить узнавать и называть представителей насекомых: муха, бабочка, пчела, паук и т. д.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям игрушки насекомых. Дети называют их.
4. Подвижная игра: «Поймай комара».
Цель: упражнять детей выполнять прыжки вверх с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка.
Ход игры: Дети стоят по кругу лицом к центру на расстоянии вытянутых рук. Воспитатель находится в середине круга. В руках у него прут (длина 1—1,5 м) с привязанным на шнуре комаром из бумаги или материи. Воспитатель кружит шнур немного выше голов играющих. Когда комар пролетает над головой, дети подпрыгивают, стараясь поймать его обеими руками. Тот, кто поймает комара, говорит: «Я поймал!». Надо следить, чтобы дети не уменьшали круг во время подпрыгиваний. Вращая прут с комаром, воспитатель то опускает, то приподнимает его.
5. ОД: «Бабочки». (рисование ватными палочками).
Цель: закрепить умение рисовать ватными палочками.
Задачи:
- развивать чувство ритма и формы;
- расширять знания детей о бабочках;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением бабочек, чтение стихотворений, отгадывание загадок про насекомых.
Демонстрационный материал: Различные иллюстрации бабочек, игрушка бабочка, сюрпризный момент – цветы.
Материалы: Ватные палочки, гуашь основных цветов, изображения бабочек.
Ход ОД.
- Ребята, посмотрите, какая необычная бабочка к нам прилетела! (дети рассматривают бабочку).
- Потрогайте её крылышки, погладьте их. А что есть у бабочки еще? (ответы детей).
- А давайте посмотрим глазками, где еще есть в группе бабочки? Какие они? (ответы детей). Сколько их? (ответы детей)
- Какие вы молодцы! Но наша бабочка загрустила. Наверное, хочет, поиграть с ребятами, давайте мы поиграем с бабочкой.
Подвижная игра «Бабочки на цветочках».
Наши бабочки летали (дети бегают, машут руками)
И немножечко устали (приседают)
На цветочки сели отдохнуть,
Чтоб опять пуститься в путь! (бегают, машут руками)
- Ребята наша бабочка все еще грустная. А как вы думаете, почему она все грустная? (ответы детей)
- Наверное, потому что она одна. Ей не с кем летать и веселиться. Как можно ей помочь и развеселить её? (ответы детей)
- Можно сделать еще красивых бабочек. Давайте поможем нашей бабочке: сделаем для неё красивых, ярких бабочек-подружек? (ответы детей)
- А что для это нам понадобиться? (ответы детей)
- Вместо кисточки дети у нас сегодня будут волшебные палочки - ватные палочки. Нужно правильно взять палочку, обмакнуть кончик в краску, которая вам понравилась, а потом аккуратно нанести точки на крылышки бабочек.
Точки можно ставить близко друг к другу или далеко друг от друга. Точки могут быть разного цвета или одного цвета. А также, большие и маленькие.
Но сначала, давайте, подготовим наши ручки и пальчики к рисованию.
Пальчиковая гимнастика «Бабочка».
Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы. Махи кистями рук, изображая крылышки бабочки.
Ах, красавица, какая-
Эта бабочка большая!
Над цветами полетала-
И мгновенно вдруг пропала.
(Упражнение повторить 2 раза)
- Вот теперь ваши руки и пальцы готовы к рисованию, и теперь садимся за столы и начинаем рисовать.
Дети приступают к работе.
- Молодцы, ребята. Наша бабочка хочет сказать спасибо вам. Теперь у нее много друзей. И все они такие необычные, яркие, красочные…
Итог ОД (поощрение и похвала детей).