Проект «В гостях у книжки»
Продолжительность проекта - краткосрочный (весенние каникулы с 20 по 24 марта 2021года)
Тип проекта - Познавательный, творческий
Участники проекта - воспитатели, дети подготовительной группы, родители. Внешние связи: сотрудники детской библиотеки.
Возраст детей - 6 - 7 лет (подготовительная к школе группа)
Актуальность проекта -В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. У нас, некогда самой читающей нации в мире, чтение перестаёт быть безусловной национальной ценностью. С каждым днем в нашей жизни все большее место в качестве источников информации и развлечения занимают телевидение и компьютерные технологии. Современный человек активно осваивает аудиовизуальную культуру. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления.
Книга за долгие тысячелетия доказала свою необходимость во всех сферах деятельности общества. С давних пор она всегда была рядом с человеком: хранила знания, знакомила с ними новые поколения, учила читать, помогала в трудную минуту, дарила радость общения.
Значение хорошей книги в жизни человека сложно переоценить. Она помогает нам разбираться в сложных обстоятельствах жизни, учит нас уважать человека и правильно оценивать самих себя. Чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую, образованную личность. Читающий человек - мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге начиная с дошкольного возраста. Ведь книга способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект -
Низкая заинтересованность детей детской художественной литературой; засилие современными книгами с мультипликационными героями разных стран, не имеющие нравственного стержня.
Игровая мотивация: восстановить древнюю книгу Старика-Хоттабыча, страницы которой были утрачены.
Цель проекта - Повышение эффективности работку по приобщению старших дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей; развитие
познавательных, творческих способностей детей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.
Задачи проекта: для детей:
Развивать поисково-познавательную деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор; находить разные способы решения проблемных ситуаций.
Воспитание ценностного отношения к книге как к произведению искусства.
в Углубление индивидуальных литературных предпочтений детей, эстетического вкуса.
Развитие познавательной, творческой и эмоциональной активности в процессе приобщения дошкольников к литературе.
в Расширение кругозора детей, обогащение и активизация словарного запаса (обложка, переплет, иллюстрация, типография, шрифт, рукопись, пергамент, папирус, береста, энциклопедия, словарь и т.д.)
Развитие элементарных дизайнерских и творческих способностей детей путем привлечения их к оформлению книжного уголка, к созданию книг - самоделок; к выражению своих впечатления в различных видах продуктивной деятельности.
Воспитание у детей навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.
для педагогов:
организации работы с книгами и литературными произведениями.
Разработка методических материалов «Работа в книжном уголке» (картотека игр, методы и приемы работы с литературными произведениями, конспекты занятий, досугов и других мероприятий).
Внедрение в педагогическую практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями для развития
познавательной, творческой и эмоциональной активности детей.
для родителей:
Трансляция педагогического опыта родителям, внедрение
разнообразных методов работы с книгой в практику семейного воспитания.
Привлечение родителей к созданию условий для развития интереса детей к книгам дома и в детском саду. л
Поддержка и стимулирование творческой самореализации семьи по приобщению детей к чтению.
Форма проведения итогового мероприятия проекта - Театрализованное представление, выставка работ детского творчества.
Продукты проекта: для детей и родителей:
Театрализованное представление, выставка творческих работ (рисунки, поделки, книжки-малышки, отреставрированные книги), для педагогов
Картотека дидактических игр, конспекты занятий, досугов. Театрализованное представление, выставка творческих работ (рисунки, поделки, книжки- малышки, отреставрированные книги).
Ожидаемые результаты по проекту: для детей:
Имеют представление о назначении библиотеки, о принципе её работы, о её разных видах (детская, электронная, групповая, домашняя и т.д.).
о Называют любимые произведения и их авторов, различают основные литературные жанры.
® Могут пересказывать небольшие тексты, сочиняют сказки, выразительно читают стихотворения.
» Умеют правильно и бережно общаться с книгами: ремонтировать их пользоваться закладками, для педагогов:
» Подведение итогов проектной деятельности в форме презентации «В гостях у книжки».
Пополнение предметно-развивающей среды детского сада дидактическими и методическими материалами по ознакомлению детей с художественной литературой, систематизация материалов.
для родителей
Создание групповой мини-библиотеки и игротеки для детей и родителей.
Помощь в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю.
® Выявление мнения родителей о прошедших мероприятиях «Ваше мнение».
® Подготовка и помощь в проведении экскурсий.
Краткое содержание проекта Виды детской деятельности: в игровая
» восприятие художественной литературы и фольклора
® художественная мастерская ® исследования
дидактические настольные игры « сюжетно-ролевая игра
просмотр презентаций
тематическая выставка « экскурсия
о театрализованная деятельность
Этапы проекта | Действия детей | Действия педагогов | Действи семьи и партнере |
Подготовительный Проблема, планирование | Вхождение в проблему. Вживание в познавательную и игровую ситуации. Принятие задачи. Моделирование ситуации, позволяющей выявить проблему, подвести детей к самостоятельному выводу: надо помочь Старику- Хоттабычу восстановить утраченные страницы Древней книги. Выяснить, откуда пришла современная книга? | формирует цель, задачи, планирует воспитательнообразовательную деятельность по реализации проекта «В гостях у книжки» Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, подбор загадок, пословиц о книге, подбор книг по жанрам: детские сказки, стихи, рассказы, книжки- малышки, энциклопедии, детские журналы. Анкетирование родителей «Семейное чтение» | знакомя' целью, участвуь планиро по проев |
Деятельностный (непосредственная деятельность по проекту оценка) | Выполнение детьми исследования и работа над проектом | организация деятельности детей и родителей по проекту, оказываю им практическую помощь. Организую интеграцию работы специалистов, детей и родителей. | Родител] активное реализаг |
Завершающий(презе нтация продуктов проекта и рефлексия - подведение итогов, оценка, самооценка, размышления над новым знанием или | итоговое мероприятие Театрализованное представление, выставка работ детского творчества. | повыше! педагога уровня направл! родителе |
Занятия (культурная практика) | «Любимые сказки» - познавательное, художественно-эстетичес развитие (аппликация); «Как рождаются книги» - познавательное развитие; «Хорошая книга - лучший друг» - социально-коммуникативь речевое развитие; «Книги и библиотеки» - социально-коммуникативное развитие; |
Познавательно исследовательская | «Из чего изготовливают...»; «Какие бывают книги»; «Зачем нужны библиотеки»; «Что можно сделать из наших рисунков»; «Что делать, если книгу уже нельзя вылечить». Игры - эксперименты с бумагой. Решение проблемных ситуаций. |
Игровая | Дидактические игры: «Из какой я сказки»; «Найди ошибку художника»; «Оживи наши сказки»; «Лови-бросай - сказку называй!». Настольные игры: пазлы «По щучьему веленью»; лото «Репка»; настольно-печатная игра «Конёк - горбунок» кукольный театр «Морозко» Сюжетно-ролевые игры: |
Телепередача «В гостях у сказки»; «Библиотека»; «Книжный магазин»; «Делаем сами - своими руками» (ремонт книг) |
Изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы | «Лягушонка в коробчонке» (миниатюры в спичечном коробке) - ле1 художественно-эстетическое развитие «Чудо - дерево» - аппликация, художественно-эстетическое развитш Составление альбома «Наши любимые сказки» - свободное творчесп художественно-эстетическое развитие создание программки спектакля Спектакль «Репка» по пьесе Л.Поляк - театрализованная деятельност! художественно-эстетическое развитие. |
опытом, темой другого проекта) |
Примерный план деятельности * Список используемой литературы:
Гербова В.В. Программа и методические рекомендации «Приобщение детей к художественной литературе» М. «Мозаика-Синтез» 2010
Максаков А.И. «Развитие правильной речи ребенка в семье» М. «Мозаика - Синтез» 2008
Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович Программа «Театр-творчество-дети» журнал «Дошкольное воспитание» №№ 7-12 2002