Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа
«Центр развития ребенка – Детский сад № 70 «Радуга»
Проект в группе № 1 «Карапузики»
Тема: «Патриотическое воспитание младших дошкольников посредством народной игрушки «Матрешки»
Выполнили: воспитатели Улыбина В. В.,
Шайхутдинова Г. Ю.
Полевской 2022 г.
Актуальность:
«Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни» - говорил замечательный актер Е. Леонов.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.
Воспитание чувства патриотизма у младших дошкольников – процесс сложный и длительный. Воспитание духовно – нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. Дошкольные учреждения вместе с семьей призваны формировать у ребёнка первые представления и отношения к окружающему миру, закладывать основы любви к своему дому и Отечеству.
Приобщение дошкольников к истокам народной культуры можно осуществлять через знакомство с народной игрушкой. Игрушка – это не просто забава. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. В наше время достаточно всяких игрушек и наших детей трудно чем - либо удивить. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрешкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребенка сведения – это значит приобщить детей к прекрасному.
Таким образом, проблема использования игрушек для воспитания патриотических чувств у детей раннего возраста в настоящее время является актуальной.
Проблема:
В последнее время современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать. И мы решили с помощью осуществления данного проекта, вызвать познавательный интерес через национальную игрушку - русскую матрёшку.
Тип проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность проекта: среднесрочный.
Срок реализации проекта: с 01. 02. 2022 по 28.02. 2022 г.
Участники проекта: дети группы раннего возраста, родители воспитанников, воспитатели.
Цель:
Воспитание патриотических чувств у детей раннего возраста через знакомство с народной игрушкой - матрешкой.
Задачи:
- формировать представления о русской народной игрушке;
- вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке; воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней;
- познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности;
- развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук.
Этапы реализации проекта.
1 этап. Подготовительный.
Подбор методической литературы по теме;
Подбор материала, дидактических, пальчиковых и подвижных игр.
2 этап. Основной.
Чтение художественной литературы.
Стихи З. Медведева «Матрешка», С. Маршак «Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных…», В. Приходько «Матрешка на окошке», А. Кулешова «Кукла славная – матрешка», потешки «Матрешкины потешки».
Беседы, рассматривание игрушек: «Русская матрешка», «Из чего сделана матрешка».
Дидактические игры: «Собери матрешку» (объемные игрушки), «Собери картинку» (разрезные картинки).
Пальчиковые игры: «Матрешки», «Матрешка»
Рисование: «Сарафан для матрешки», «Валенки для матрешки»
Лепка «Украсим матрешку»
Познавательное развитие «Матрешка – деревянная игрушка».
Игры на участке вокруг матрешки.
3 тап. Заключительный
Музыкально – коммуникативные игры: «Мы матрешки, вот такие крошки», «Мы веселые матрешки», «Танец с платочками», «В гости к нам пришла матрешка»
Работа с родителями:
Помощь в оформлении участка по теме «Матрешка».
Консультации для родителей «О пользе матрешки», «Матрешка – самая известная русская игрушка».
В результате проведенной работы было отмечено:
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности, (игровую, познавательную, художественную, речевую, музыкально-игровую);
Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей;
На знакомство с разными видами матрешек, дети проявляли интерес и желание играть с ними;
Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - дети –родители;
70% родителей принимали активное участие в реализации проекта.
Приложения к проекту:
Консультации для родителей «О пользе матрешки», «Матрешка – самая известная русская игрушка».
Пальчиковые игры на тему «Матрешки».
Потешки «Матрешкины потешки».
Использованные ресурсы: интернет – ресурсы.
Консультации для родителей «О пользе матрешки»
Одной из самых известных традиционных деревянных игрушек является матрешка. Все дети без исключения любят играть с ней. И это не удивительно – матрешка – одна из первых развивающих игрушек. Самым распространенным на Руси именем была Матрёна, если ласково, то Матрёшка. Так и назвали деревянную барышню. Со временем имя Матрёшка стало нарицательным.
О пользе матрёшки
Матрёшка – это народная дидактическая игрушка. Дидактическая – означает «обучающая». Чему же она обучает и что развивает у маленьких детей?
Матрёшка – это экологически чистая, безопасная игрушка, так как изготавливается из древесины. Так что вы можете быть спокойны, давая её своему ребенку. Известно, что деревянные игрушки помогают в развитии тактильных ощущений. Матрёшка может служить полем для творчества, если выбрать нераскрашенные экземпляры. Так малыш сможет сделать свой собственный шедевр.
Матрёшка – это народная дидактическая игрушка. Дидактическая – означает «обучающая». Чему же она обучает и что развивает у маленьких детей? Игры с матрешками развивают мелкую моторику пальцев рук, ручную умелость малышей.
Дети на занятиях с матрешками осваивают представления о величине предметов и о действиях с ними (большую матрешку невозможно вложить в меньшую по размеру), развивается восприятие (нужно соединить рисунок на двух половинках матрешки так, чтобы он совпал).
Малыши осваивают прямые и обратные действия (разобрать – собрать), учатся делать действия в определенной последовательности, что развивает память (им нужно запомнить последовательность действий, а затем повторить действия взрослого).
Малыш также учится доводить дело до конца и достигать результата (собранная матрешка). Очень важно, что в игре с матрешками результат нагляден – если собрать игрушку неправильно, то останется «лишняя» матрешка.
Покупая матрешку, проверьте, чтобы все детали игрушки можно было достаточно легко снять и надеть (бывает, что верхняя часть матрешки слишком «туго» надевается на ее нижнюю часть, что вызовет затруднения у малыша). Можно купить многоместную матрешку, но не давать ребенку все ее детали сразу.
Кроме мелкой моторики руки, ребёнок учится сравнивать фигуры по высоте, размеру, объёму, развивая мышление и логику. После того, как игрушка появилась в вашем доме, научите ребёнка играть с ней.
С чего следует начать? Конечно со знакомства. Очень важен момент первого знакомства с матрёшкой, открытие её главного секрета. Этот момент вы должны сделать радостным и сюрпризным.
Когда ребёнок находится в хорошем настроении, возьмите матрёшку и скажите: "Смотри, кто к нам пришёл! Это матрёшка!". Пусть игрушка поговорит с ребёнком, спросит его имя. Дайте ребенку возможность рассмотреть игрушку, погладить ее, подержать в руках. Полюбовавшись матрешкой, вы берете ее в руки и удивленно говорите: «Что-то наша матрешка тяжелая, может быть, у нее внутри что-нибудь есть?» Потрясите матрешку: «Давайте посмотрим, что там гремит?» Открывая матрешку, произносите слова: «Матрешка-матрешка, откройся немножко!» Процесс открывания матрешки можно слегка растянуть, чтобы усилить ожидание и любопытство ребенка. Предложите ему повторять просьбу вместе с вами. Открыв большую матрешку и обнаружив в ней другую матрешку, вы удивляетесь: «Ой, здесь еще одна матрешка!» Поставьте две матрешки рядом и обратите внимание детей на то, что одна матрешка большая, а другая поменьше. Затем предложите посмотреть, не спрятался ли в меньшей матрешке еще кто-нибудь. Так разберите матрешку до конца. Выстроив их в ряд по росту, обратите внимание ребенка на то, что каждая матрешка одета по-своему и что каждая следующая меньше предыдущей на целую голову.
Спросите, какая выше, а какая ниже, какой платочек у маленькой, какого цвета фартук у большой. Теперь покажите детям, как все матрешки прячутся одна в другую, и снова остается одна большая матрешка. После того как дети научатся разбирать и собирать матрешку, можно организовать разнообразные игры с ней:
МАТРЕШКИ ПЕРЕПУТАЛИСЬ.
Расставьте матрешки в ряд не по порядку – они перепутались. Ребенку нужно расставить матрешек в ряд от самой большой к самой маленькой.
МАТРЕШКИ ПОКУПАЮТ ПЛАТОЧКИ.
Возьмите три матрешки разного размера – большую, среднюю и маленькую. Скажите, что матрешки пошли в магазин за новыми красивыми платочками. Предложите ребенку выбрать платочек для каждой матрешки. Здесь может быть два варианта заданий для ребенка. Можно выбирать платочек по размеру (для большой матрешки – большой платочек, для средней – средний, для маленькой – маленький), а можно по цвету. Например, если у матрешки синий фартучек – то ей подойдет синий платочек, для матрешки в красном фартучке – красный.
ЧАЕПИТИЕ.
Предложите малышу напоить трех матрешек чаем. Большую матрешку нужно посадить на большой стул, среднюю – на средний, маленькую – на маленький (стулья строим сами из конструктора, используя кубики трех размеров). Чашки можно вылепить заранее – для большой матрешки большую, для средней – среднюю, для маленькой – маленькую. Малыш определяет, кому какую чашку дать. Также раздаем матрешкам тарелки (круги трех размеров). Матрешки говорят ребенку «спасибо», хвалят за чай и угощения.
ПРЯТКИ.
Где матрешка? Найди! Спрячьте матрешку в комнате и вместе с малышом ищите ее. Комментируйте свои действия: «Где матрешка? На столе? Нет, на столе нет. Под столом? И под столом нет! На стуле? На стуле нет! Где же она? На полке!
ЧЬЯ ЮБОЧКА?
После того, как ребенок научился открывать-закрывать матрешки, предложите ему составлять половинки. Например, пора идти на прогулку, а матрешки-модницы раскидали свои юбочки. Помогите им одеться, подбирая каждой матрешке подходящую нижнюю половинку.
В ДАЛЬНИЙ ПУТЬ.
Матрешек можно возить в кузове машины или на поезде. Это увлекательное занятие подойдет как для мальчиков, так и для девочек. Например, их можно развозить по своим домикам, в магазины или кафе.
СДЕЛАЙ ТО, ЧТО Я СКАЖУ.
Взрослый строит лесенку из кубиков. У ее основания и на верхней ступени ставит по матрешке.
Затем взрослый просит ребенка: «Помоги матрешке спуститься с лесенки!» Если ребенок все делает правильно, его хвалят и просят рассказать, как матрешка спускалась с лесенки (прыг-прыг-прыг).
Ребенку предлагаются следующие задания:
помоги матрешке подняться по лесенке (взрослый учит ребенка сопровождать подъем матрешки словами: вверх, вверх... и наверху);
матрешку, которая стоит на лесенке, покатай на машине (ребенок катает и приговаривает: «Вперед — назад, вперед — назад».
Как видите, матрешка – это целый мир! Неспроста она полюбилась и «прижилась» в русской культуре. Экологичная, яркая, раскрывающая множество возможностей для игры, матрешка обязательно станет одной из любимых игрушек для вашего ребенка.
Матрешкины потешки.
Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам придем.
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.
Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.
Шла по ягоду Матрешка,
Позабыла взять лукошко.
«И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружки, класть?»
Пальчиковые игры Матрёшки Мы — красавицы матрёшки, (Разжимаем кулачки.)
Разноцветные одёжки, (Шевелим пальчиками.)
Раз — Матрёна, два — Малаша, (Загибаем поочерёдно пальцы.)
Мила — три, четыре — Маша, Маргарита — это пять.
Нас нетрудно сосчитать. (Сжимаем и разжимаем кулачки 2 раза.)
«МЫ МАТРЕШКИ, ВОТ ТАКИЕ КРОШКИ»
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас розовые щечки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас чистые ладошки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас модные прически.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас пестрые платочки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас красные
Стихи про матрешку
На столе стоит матрешка –
Глазки расписные.
В ней живет еще немножко –
Чудо, как красивые.
***
Эх, матрешечка-матрешка,
Красота, на загляденье.
Только стоит разобрать,
Красоты уже штук пять.
***
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются-матрёшки.
А. Гришин
***
Ах, матрешечка — матрешка.
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В нашем садике играть.
Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики.
***
— Ой ты барышня-матрёшка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!
Ой ты барышня-матрёшка,
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!
С. Иванов
***
В матрешке — матрешка.
В матрешке — матрешка.
А самая маленькая,
Как крошка.
Люблю я с матрешками
Часто играть,
Сперва разбирать их,
Потом собирать.
Собрать их недолго:
Минута, вторая —
И вырастет сразу матрешка большая.
Орлов В.
***
Кукла славная — матрешка,
Где-же ручки,
Где-же ножки?
Ах, какие щечки,
Красные, румяные,
На фартучке цветочки
И на сарафане.
Вот матрешка — мама,
Вот матрешки — дочки,
Ротик — будто ягодки,
Глазки — будто точки!
Мама песенку поет,
Дочки водят хоровод,
маме хочется в покой,
Прячутся одна в другой!
А. Кулешова