ГДОУ ЛНР «Брянковский ясли-сад №1 «Звёздочка»
Проект
в группе раннего возраста
«Пестушки-говорушки»
Подготовила:
воспитатель
Матюхина Л.В.
2023 г
Руководитель проекта: Матюхина Любовь Владимировна
Место проведения: ГДОУ ЛНР «Брянковский ясли-сад №1 «Звёздочка»
Вид проекта: педагогический, групповой, творческий, познавательный.
Продолжительность проекта: долгосрочный (с 02.10.2023 по 31.01.2024 г).
Участники проекта: дети группы раннего возраста, родители, педагоги.
Возраст детей: 2-3 года.
Предмет исследования: устное народное творчество как средство развития речи детей раннего возраста.
Проблема: развитие речи детей раннего возраста.
Продукты проекта:
Папки-передвижки «Роль сказки в развитии речи детей», «Роль фольклора в развитии детей»; семинар-практикум для родителей «Развиваем речь детей через колыбельную песню»; мастер-класс для родителей «Мнемоколечки для детей»
Актуальность проекта
Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнём знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитие речи детей раннего возраста необходимо включать чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, вводя их в повседневный разговор.
Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности с детьми.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, который предопределит успешность его адаптации и общего развития в ранний дошкольный период.
С помощью народных песенок, потешек у малышей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причёсыванию, приёму пищи, одеванию и т. д. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада. Это помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии.
Цель проекта: Создать оптимальные условия для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм.
Задачи проекта:
Объединять усилия воспитателей и родителей в вопросах речевого развития средствами фольклора.
Систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества для формирования у малышей речевой активности.
Подобрать и составить картотеку произведений русского фольклора в соответствии с ФОП ДО.
Составить перспективный план, интегрируя произведения малого фольклорного жанра в образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей:
сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
разовьется способность воспитанников к целостному восприятию произведений разных жанров, к усвоению содержания произведений устного народного творчества и к эмоциональной отзывчивости на него;
активизируется словарь детей, разовьются слуховое внимание, звукоподражание, понимание фольклорной речи.
Для родителей:
повысится заинтересованность родителей в вопросе использования малых фольклорных форм в речевом развитии детей в домашних условиях;
повысится уровень педагогической грамотности родителей через проведение консультаций, семинаров и мастер-классов.
Для педагога:
установятся доверительные отношения между ребенком и педагогом;
будет разработана система работы по ознакомлению детей раннего возраста с фольклором.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап (02.10.23 г- 13.10.23 г)
• Изучение методической литературы: Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. «Народная педагогика в воспитании дошкольника» (М., 1995); Яковлева Н.Н. «Использование фольклора в развитии дошкольника» (СПб, «Детство-Пресс», 2011. - 128 с)
Подбор произведений русского фольклора для использования в режимных моментах, занятиях, на прогулках в соответствии с ФОП ДО. Оформление картотеки;
Создание картотеки потешек для работы с детьми в соответствии с ФОП ДО.
Оформление информационного стенда в родительском уголке на тему: «Как формировать активный словарь детей в ходе знакомства их с произведениями малого фольклора»;
Изготовление папок-передвижек «Роль сказки в развитии речи детей», «Роль фольклора в развитии детей»;
Организация развивающей среды в группе (центр музыки, центр книги и театрализации, центр сенсорного развития);
Основной этап (16.10.23 г – 26.01.24 г)
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Методическая работа |
Октябрь | Использование потешек в режимных моментах. Разучивание и проговаривание потешек «Водичка, водичка» (с помощью мнемотаблицы), «Расти коса до пояса» Сюжетно-ролевая игра «Кукла Маша купается» Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных Организация подвижной игры «Вышла курочка гулять» Проведение занятия по рисованию «Как у нашего кота» Пальчиковая гимнастика «Сорока-белобока» Показ интерактивного спектакля «Колобок» | Консультация «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Мастер-класс «Мнемоколечки для детей» | Изготовление мнемотаблиц и мнемоколечек Подготовка и проведение мастер-класса для родителей |
Ноябрь | Использование потешек в режимных моментах; Разучивание и проговаривание потешек «Идёт коза рогатая», «Бежала лесочком лиса с кузовочком» (с помощью мнемотаблиц) Инсценирование сказки «Теремок» Проведение занятия по развитию речи «Цыплёнок и его семья» Организация подвижной игры «Карусели» Пальчиковая гимнастика «Сидит белочка в тележке» Показ интерактивного спектакля «Рукавичка» Дидактическая игра «Разрезные картинки. Герои потешек» | Консультация «Почитай мне мама сказку» Папка-передвижка «Роль фольклора в развитии речи детей» | Коллективный просмотр занятия по развитию речи «Цыплёнок и его семья» |
Декабрь | Использование потешек в режимных моментах; Разучивание и проговаривание потешки «Наши уточки с утра» (с помощью мнемоколечек). Организация подвижной игры «Зайка серенький сидит» Проведение занятия по конструированию «Тили-бом, тили-бом» Показ интерактивного спектакля «Сказки Снегурочки» Организация подвижной игры «Кот и мыши» Пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик» Дидактическая игра «Из какой мы сказки?» | Папка-передвижка «Роль сказки в развитии речи детей» Консультация «Русские народные сказки развивают речь детей» | Оформление книжной выставки «Зимние сказки» |
Январь | Использование потешек в режимных моментах; Разучивание колыбельной «Котя, котенька, коток» Сюжетно-ролевая игра «Уложим кукол спать» Проведение занятия по лепке «Ладушки, ладушки, испечём оладушки» Инсценирование сказки «Репка» Показ интерактивного спектакля «Заюшкина избушка» Организация подвижной игры «Еду, еду, к бабе, к деду» Пальчиковая гимнастика «Улитка, улитка» Дидактическая игра «Бизиборд» «Заюшкина избушка» | Семинар-практикум «Развиваем речь детей через колыбельную песню» Папка-передвижка «Покажите мне спектакль» | Подготовка и проведение семинара-практикума «Развиваем речь детей через колыбельную песню» |
Заключительный этап (29.01.24 г-31.01.24 г)
Изготовление альбома на липучках «Мои любимые потешки», 3-D альбома «Мирилки»;
Проведение развлечения для детей «В гостях у Василисы»;
Оформление фотовыставки для родителей «Фольклор в жизни детей»
Методическая литература:
Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской культуры»
(Учебно - методическое пособие 2-е изд., перераб. и доп.сПб,. 2008)
Кокоуева Л.В. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа» (Аркти, М. 2005)
Усова А.П. «Русское народное творчество в детском саду» (М: Просвещение, 2000)