СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект в младшей группе с учетом регионального компонента на тему: «Волшебный мир народных сказок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект в младшей группе с учетом регионального компонента на тему: «Волшебный мир народных сказок» Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского и адыгского характера, присущие ему нравственные ценности. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Проект в младшей группе с учетом регионального компонента на тему: «Волшебный мир народных сказок»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 49

«ЗАГАДКА»












Проект в младшей группе с учетом регионального компонента на тему: «Волшебный мир народных сказок»













Подготовила:

воспитатель

Виноградова Е.П.













Майкоп, 2019

Проект в младшей группе с учетом регионального компонента на тему: «Волшебный мир народных сказок»


Актуальность проекта: Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского и адыгского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей со сказками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственно-этическим ценностям. Благодаря этому, сказка является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

Тип проекта:

Познавательно-игровой.

Срок реализации проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Цель проекта: Закрепление и систематизация знаний детей о сказках.

Развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу.

Задачи:

  • Формировать представление младших дошкольников о культурных ценностях и народных традициях средствами сказок и народных игр.

  • Познакомить детей с адыгейской сказкой, помочь им понять ее. Дать элементарные представления о самобытности адыгейского языка средствами знакомых мультфильмов, озвученных на адыгейском языке.

  • Расширить и активизировать словарь детей.

  • Воспитывать любовь к родному краю, к людям, к традициям и фольклору.

  • Дать родителям знания о влиянии сказок на всесторонне развитие ребенка.


ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА


I. Подготовительный этап:

  • Планирование реализации проекта

  • Подбор методического материала

  • Подбор игрового материала

  • Подбор анимационного материала

  • Изготовление памятки, рекомендаций и папки – передвижки для родителей о значении сказки в жизни ребенка.


II. Основной этап:

Реализация проекта:

Взаимодействие педагогов, детей и родителей:

  • Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Воспитание сказкой»;

  • Консультация на тему: «Влияние сказок на речь ребенка»;

  • Памятка для родителей на тему: «Как и какие сказки читать детям»

  • Изготовление шапочек к сказке «Репка»

  • Проведение серии тематических дней с детьми:

«День любимых сказок»;

«День русской народной сказки»;

«День адыгейской народной сказки»;

«День анимационной сказки»;

«День театрализованной сказки»


III. Заключительный этап:

  • Итоговое мероприятие – Викторина « Сундучок сказок»

  • Выставка детского творчества.



Предполагаемые результаты:

  • Дети хорошо знают сказки: «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Репка», «Колобок», «Кто сильнее» и др.

  • В процессе ознакомления со сказками активизируется словарь, развивается связная речь

  • Ознакомление со сказками способствует развитию продуктивной деятельности.

  • У детей появится интерес к играм, драматизациям.

  • Родители принимают активное участие в проектной деятельности, маски с изображением героев сказок; дидактическую игру «Найди героев сказки»; пальчиковый театр; кукольный театр, подборка раскрасок «Герои сказок»

  • Родители ознакомлены с влиянием сказок на речь ребенка.





II. Основной этап

День недели

Тема

Мероприятия с детьми

Взаимодействие с

Родителями

Понедельник

День любимых сказок

I половина дня

Беседа о сказках по вопросам

- Любите ли вы слушать сказки?

-Какие сказки вы знаете?

- Какую сказку вы больше всего любите слушать?

Д/и.: «Сложи картинку и определи сказку»

Цель: развивать мелкую моторику рук, логическое мышление.

Прогулка: П/и «Зайцы и волк» Цель: закрепить слова, учить играть по правилам. Приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом. Учить ориентироваться в пространстве.

П/и «У медведя во бору» Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга.

II половина дня

Прослушивание аудиозаписи сказки «Три медведя» Цель: закрепить знания детей содержания русской народной сказки, побуждать проговаривать текст.

Беседа по сказке по вопросам

-Эта история о Маше могла быть на самом деле, или это выдумка?

-Почему вы думаете, что это выдумка?

- Какие медведи в сказке?

-Расскажите, с чего всё началось?

- Что произошло с Машей в конце сказки?


Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Воспитание сказкой»

Вторник

День

русской народной сказки

I половина дня

Беседа по вопросам: «Много ли книг у вас дома? Кто тебе читает дома?»

Рассматривание иллюстраций в книгах.

Цель: дать элементарное представление о работе художника- иллюстратора; обратить внимание, как художник передает внутреннее состояние своих героев.

Прогулка: Д/и «Угадай сказочного героя по реплике»

П/и: «Гуси-гуси» Цель. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; убегать, услышав последние слова текста.

II половина дня

Показ пальчикового театра «Репка» Цель: вызвать интерес детей к театрализованной деятельности.

Оформление выставки книг в книжном уголке


Среда

День адыгейской народной сказки

I половина дня

Беседа об адыгейских сказках. Цель: закреплять знания о том, что мы живем в Адыгее, вызвать интерес детей к адыгейским сказкам, к рассматриванию иллюстраций

Чтение адыгейской народной сказки «Кто сильнее?» (пересказ Ш. X. Хут) с последующей беседой:

- О ком сказка?

- Что случилось зайчиком?

- Кого повстречал зайчик?

- О чем спрашивал он всех?

- Кто же сильнее всех?

Прогулка: адыгейская народная п/и: «Прыжок лягушки» Цель: укрепление костно-мышечного аппарата ног, туловища.


II половина дня

Просмотр мультфильма «Волк и семеро козлят», озвученного на адыгейском языке. Цель: дать элементарные представления об адыгейском языке средствами знакомых мультфильмов.

Прогулка: адыгейская народная п/и: «Всадник» Цель :развитие внимания, умения ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях.

Предложить родителям памятку на тему: «Как и какие сказки читать детям»


Четверг

День анимационной

сказки



I половина дня

Рассматривание выставки книг в книжном уголке.

Д/и « Угадай сказку по иллюстрации»

Прогулка: Рассказывание сказки «Заюшкина избушка», используя рисунки оформления веранды.

П/и: «Лиса и зайцы» Цель: Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, развивать быстроту движений.

После прогулки просмотр адыгейской народной сказки «Охотник и жаворонок» (мультфильм) Цель: продолжать знакомить детей с адыгейскими сказками, их самобытностью и поучительностью.

II половина дня

Просмотр мультфильма «Бычок смоляной бочок»

Цель: познакомить детей с новой сказкой. Учить эмоционально воспринимать сказку, запоминать и выразительно воспроизводить слова текста.

Изготовление шапочек к сказке «Репка»

Пятница

День театрализованной сказки

I половина дня

Д/и «Разложи героев по сказкам» («Репка», «Колобок»)

Цель: Развитие мыслительных способностей. Умение различать принадлежность героев к той или иной сказке.

Инсценировка русской народной сказки «Репка»

Цель: упражнять детей в рассказывании сказки, закреплять умении проговаривать окончания слов, развивать речь детей.

Прогулка: Х/и: «Заинька, пойдем в лес…» Цель. Приучать детей произносить текст и выполнять движения в соответствии с текстом.

П/и: «По ровненькой дорожке» Цель. Приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом. Учить ориентироваться в пространстве

II половина дня

Викторина «Сундучок сказок» Цель: приобщить к коллективному творчеству; развивать память и творческое мышление.

Театрализованное представление «Курочка ряба»

Цель: развивать интерес к театрализованным представлениям.

Прогулка: адыгейская народная п/и «Кто быстрее» Цель: развитие быстроты, ловкости, укрепление мышц ног.

Консультация на тему: «Влияние сказок на речь ребенка»




III. Заключительный этап:

  • Итоговое мероприятие – Викторина « Сундучок сказок»

  • Выставка детского творчества







Приложение 1

Памятка для родителей: «Как и какие сказки читать детям»

  • Не пытайтесь заменить чтение сказки на просмотр мультфильмов. Даже при большой занятости найдите время для чтения в кругу семьи или перед сном. 15 минут в день - это немного для живого, эмоционального отображения сказки вами для вашего ребенка, но это очень важно для психологического ее развития.

  • Перед тем, как читать незнакомую сказку сыну или дочери, быстро пробегите ее глазами. В современных интерпретациях можно встретить, например: «... и разорвал его на тысячу мелких кусочков». Это уже слишком. Поэтому, в таком случае можно заменить эту сказку на другую, или некоторые действия главных героев заменить на более мягкие, которые не отражают проявлений агрессии и различного негативизма, потому что у ребенка может формироваться мнение, что только зло и жестокость может быть сильным и разумным.

  • Не стоит читать грустные сказки ребенку на ночь. Потому что тяжело будет представить, что ребенку может присниться после такой сказки.

  • Дети должны знать и понимать, что в жизни есть, кроме «внешней», «внутренняя» сторона (основной воспитательный смысл сказки). Поговорите об этом с ребенком, тонко, осторожно выбирая момент. Исключительно в познавательных целях, подняв ребенка до того, как правильно он должен поступать в подобных ситуациях. А еще лучше, если ребенок недавно чем-то провинился, то подобрать согласно этой ситуации соответствующую сказку с освещением поучительно-воспитательного момента.


Консультация для родителей «Значение сказок в жизни ребёнка»


«Что за прелесть эти сказки!»- восклицал А.С. Пушкин.

Произнесите эти волшебные слова: «Почитаем сказку….», и ребенок тут же подбежит к вам и приготовится слушать Вас.

В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Просто задавайте ребенку вопросы и вместе ищите ответ. Можно поиграть в игру «Полезные сказочные советы». Берете какую-то сказку, и — кто больше советов найдет? Берете какой-то полезный совет, и кто больше сказок назовет, где он встречается?

Одна мама рассказывала, как ее дочка воспользовалась подсказкой из сказки. В дворовой песочнице ее девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у нее то совочек, то ведерко. И тут мама купила сказки «Кот, петух и лиса» и «Заюшкина избушка». Прочитала, обсудили, даже поиграли. Мама старалась беседовать по сказке и строить игру так, чтобы дочка научилась звать на помощь, постоять за себя.

Когда малышка снова оказалась в песочнице и ее снова стали толкать, она завизжала прямо в уши обидчикам изо всех сил. Больше на нее не нападали. Вот так сказка помогла.

Читать сказку нужно так, чтобы ребенок сопереживал поступкам героев, с восторгом воспринимал добро и всей душой противился злу.

Сказка помогает формировать речь ребенка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию мира, развивает воображение и фантазию. Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям.

Если рядом Сказка, то ребенок стремится стать лучше, учится понимать и любить все живое, познает окружающий мир, пробует сочинять свои собственные сказки, знакомится с трудными правилами и понятиями, съедает «волшебное лекарство», с радостью и без капризов укладывается спать.

Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращенные к сердцу, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма воспитания этих понятий для взрослого не является образной. Детям необходима игра воображения. Детское понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, доброй волшебницы или феи, которые всегда могут прийти на помощь. В сказках повествуется о чувствах героев, а не о внешних событиях, и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности. Ребенок, услышав и представив сказочные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в себе

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как приятное, доступное детям занятие. С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному эгоистичному ребенку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому – «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей.

Постарайтесь понять эмоциональную проблему Вашего малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие черты). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему. Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.

Рассказывая малышу сказку. Обязательно придумайте хороший финал. Сочиняйте только те сказки, которые близки и понятны именно Вашему ребенку.

Приложение 2

Пальчиковая игра

«Как мы репку посадили»

Выглянуло солнышко.

Солнышко, свети — свети!

Зернышко, расти — расти!

Появляются листочки,

Распускаются цветочки.



Физкультминутка

«Репка»

Вот мы репку посадили наклониться

И водой её полили имитация движения

А теперь её потянем имитация движения

И из репы кашу сварим имитация движения

И будем от репки здоровые и крепкие показать силу




«Посадили репку в огороде»

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом ходьба

Перед нами огород руки вытянуть вперед

Дед на помощь нас зовет махи руками

Вот мы репку посадили наклониться

И водой её полили имитация движения

Вырастала репка хороша и крепка развести руки в стороны

А теперь её потянем имитация движения

И из репы кашу сварим имитация движения

И будем от репки здоровые и крепкие показать силу

Быстро справится сумели

И на место тихо сели.



Бодрящая гимнастика «В огороде Репка».

В огород мы пойдем дети идут по кругу и изображают

Овощей наберем как будут набирать овощи

В огороде нашем

Нет нашей репки краше! поглаживают руками лицо

Круглый бок, повороты в стороны

Желтый бок наклоны в стороны

Сидит на грядке колобок дети приседают

Врос он в землю крепко

Потянем его, детки! наклоны вперед

Тянем - потянем

Вот и вытащили репку! руки поднимают вверх

А она сочна, кругла, большая, руки в стороны

Одним словом удалась – дети закрывают глаза,

Желтым солнышком зажглась! жмурятся; руки поднимают вверх


Приложение 3



Викторина «Сундучок сказок».

Цель: закрепить знание русских народных сказок.

Задачи:

. формировать связную речь, обогащать словарь детей.

- развивать внимание, мышление, память, слуховое и зрительное внимание.

- развивать навыки коллективной работы.

- воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.

Оборудование: презентация по сказкам

Ведущий.

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

Итак, мы начинаем нашу викторину.

Итак, начнём….

Первое задание «Из какой сказки отрывок

1. Жили - были дед и баба, и была у них (Курочка-Ряба)

2. Не садись на пенек, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке! (Маша и медведь)

3. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле, и положила на окошечко постудить. (Колобок)

4. Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, да торопился, а курочка знай себе да приговаривает: - Петя, не торопись. Петя, не торопись. (Петушок и бобовое зёрнышко)

5. - Я, мышка-норушка!

-Я, лягушка-квакушка!

-А ты кто?

- А я зайчик – побегайчик!

- Иди к нам жить! (Теремок)

Второе задание «Подскажи словечко»

1. Какую песенку пел Колобок?

2 .Что пела коза своим козлятам?

3. Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?

4. Что говорила курочка Ряба деду и бабе?

5. Кого унесли Гуси – Лебеди?

6. Что спрашивали звери в сказке «Теремок» прежде чем войти туда?

7. Кто в сказке «Репка» был между внучкой и кошкой?

Третье задание «Лучший знаток сказок»

Ведущая. Я буду задавать каждой вопросы, а вы должны дать ответ на вопрос.

1. Какое яичко снесла курочка Ряба? (золотое)

2. Кто разбил яичко курочки Рябы? (мышка)

3. Какой овощ не мог вытащить из земли дед и вся его дружная семья? (репка)

4. Кто помог внучке вытащить репку? (Жучка)

5. Сколько было деток у мамы-козы? (семь)

6. Куда спрятался самый маленький козлёнок, чтобы его не съел злой волк? (в печь)

7. Какой герой был такой круглый, что укатился и от бабы и от деда? (Колобок)

8. Кто съел Колобка? (лиса)

9. Кто жил в теремке? (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк и медведь)

Ну, вот мы и побывали в стране сказок. Но мы с ними не прощаемся – мы будем читать все новые и новые сказки!


Приложение 4

Адыгейские народные подвижные игры

«Прыжок лягушки»

Цель игры: укрепление костно-мышечного аппарата ног, туловища.

На игровой площадке отмечается линия старта. Право первым начать игру определяется жребием. Игрок, получивший право на выполнение задания, выходит на линию старта и принимает позу лягушки (становится на четвереньки с опорой на кисти и подошвы ног), затем прыгает вперед три раза. Последнее место приземления отмечается. Затем, то же самое выполняют следующие игроки.

Правила игры:

нельзя переступать через линию старта и отрывать ладошки от земли до начала прыжка. Нарушивший правило проигрывает; выигрывает тот, кто прыгнет дальше всех.

Развивает: опорно-двигательный аппарат

«Всадник»

Цель игры: развитие внимания, умения ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях.

Играющие распределяются по парам: один — «конь», другой — «наездник». Игрок - «конь» вытягивает руки назад-вниз, игрок -«наездник» берет его за руки. По команде в таком положении пары должны добежать до финиша. Победитель пары затем соревнуется с победителем другой пары.

Правила игры: побеждает пара, которая ни разу не проиграла заезд.

Развивает: умение ориентироваться в пространстве.

Приложение 4

Кто сильнее

Адыгейская сказка 
Пересказ Ш. X. Хут

Бежал заяц через замёрзшую реку, поскользнулся и упал на лёд. Лежит и думает:

   «Я могу быстро бегать, значит, я сильный. Но лёд свалил меня так, что я даже не заметил, как он это сделал. Выходит, что лёд сильнее меня».

Вскочил заяц и спросил у льда:

-     Лёд, а лёд, ты очень сильный?

Ответил ему лёд:

   -  Нет.  Был бы сильным - не  таял бы от солнца?

   - Солнце,   солнце,   а   ты   сильное? - спросил заяц.

   - Что ты! - ответило солнце.- Будь я сильным, туча не могла бы меня заслонить.

   - Ну   а   ты,   туча? - спросил   заяц.- Ты очень сильна?

   - Мало у меня силы:   не могу удержать дождь.

   - Дождь,  а дождь,  а ты очень сильный?

   - Какая же  во  мне сила,  если  меня выпивает трава?

- Трава, ну а ты сильна?

   - Ты что, шутишь, заяц? Меня же всю съедает корова!

- Значит,  ты,   корова,   очень  сильна!

   - Нет.   Если   нападёт  волк,   ничего   я не смогу сделать - зарежет меня и съест.

   - Тогда    ты,    волк,    наверно,    очень сильный?

   - Ошибаешься.   Какая   же   это   сила, если охотник может меня убить?

   - Охотник,   охотник,   ну   уж   ты,   наверное, очень силён!

   - Ты   так   думаешь?   А   вон   смотри: мышь  перегрызла  ремень  моего  ружья.

- Мышь, но ты-то сильна?

   - Нет,  заяц!  Ничего  не стоит  кошке поймать меня и съесть.

   Заглянул тогда заяц во двор сакли, где лежала и грелась на солнце кошка.

   -  Кошка, а кошка,- спросил заяц,- скажи, ты очень сильна?

   Поднялась кошка, важно расправила усы, выгнула спину и сказала:

-     Да, я очень сильна!

   Но тут во двор прибежал щенок и залаял на кошку. Она испугалась, зашипела и поскорей вскочила на крышу сакли.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!