МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 49
«ЗАГАДКА»
Проект в младшей группе с учетом регионального компонента на тему: «Волшебный мир народных сказок»
Подготовила:
воспитатель
Виноградова Е.П.
Майкоп, 2019
Проект в младшей группе с учетом регионального компонента на тему: «Волшебный мир народных сказок»
Актуальность проекта: Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского и адыгского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей со сказками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственно-этическим ценностям. Благодаря этому, сказка является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Тип проекта:
Познавательно-игровой.
Срок реализации проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Цель проекта: Закрепление и систематизация знаний детей о сказках.
Развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу.
Задачи:
Формировать представление младших дошкольников о культурных ценностях и народных традициях средствами сказок и народных игр.
Познакомить детей с адыгейской сказкой, помочь им понять ее. Дать элементарные представления о самобытности адыгейского языка средствами знакомых мультфильмов, озвученных на адыгейском языке.
Расширить и активизировать словарь детей.
Воспитывать любовь к родному краю, к людям, к традициям и фольклору.
Дать родителям знания о влиянии сказок на всесторонне развитие ребенка.
ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА
I. Подготовительный этап:
Планирование реализации проекта
Подбор методического материала
Подбор игрового материала
Подбор анимационного материала
Изготовление памятки, рекомендаций и папки – передвижки для родителей о значении сказки в жизни ребенка.
II. Основной этап:
Реализация проекта:
Взаимодействие педагогов, детей и родителей:
Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Воспитание сказкой»;
Консультация на тему: «Влияние сказок на речь ребенка»;
Памятка для родителей на тему: «Как и какие сказки читать детям»
Изготовление шапочек к сказке «Репка»
Проведение серии тематических дней с детьми:
«День любимых сказок»;
«День русской народной сказки»;
«День адыгейской народной сказки»;
«День анимационной сказки»;
«День театрализованной сказки»
III. Заключительный этап:
Предполагаемые результаты:
Дети хорошо знают сказки: «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Репка», «Колобок», «Кто сильнее» и др.
В процессе ознакомления со сказками активизируется словарь, развивается связная речь
Ознакомление со сказками способствует развитию продуктивной деятельности.
У детей появится интерес к играм, драматизациям.
Родители принимают активное участие в проектной деятельности, маски с изображением героев сказок; дидактическую игру «Найди героев сказки»; пальчиковый театр; кукольный театр, подборка раскрасок «Герои сказок»
Родители ознакомлены с влиянием сказок на речь ребенка.
II. Основной этап
День недели | Тема | Мероприятия с детьми | Взаимодействие с Родителями |
Понедельник | День любимых сказок | I половина дня Беседа о сказках по вопросам - Любите ли вы слушать сказки? -Какие сказки вы знаете? - Какую сказку вы больше всего любите слушать? Д/и.: «Сложи картинку и определи сказку» Цель: развивать мелкую моторику рук, логическое мышление. Прогулка: П/и «Зайцы и волк» Цель: закрепить слова, учить играть по правилам. Приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом. Учить ориентироваться в пространстве. П/и «У медведя во бору» Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга. II половина дня Прослушивание аудиозаписи сказки «Три медведя» Цель: закрепить знания детей содержания русской народной сказки, побуждать проговаривать текст. Беседа по сказке по вопросам -Эта история о Маше могла быть на самом деле, или это выдумка? -Почему вы думаете, что это выдумка? - Какие медведи в сказке? -Расскажите, с чего всё началось? - Что произошло с Машей в конце сказки? | Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Воспитание сказкой» |
Вторник | День русской народной сказки | I половина дня Беседа по вопросам: «Много ли книг у вас дома? Кто тебе читает дома?» Рассматривание иллюстраций в книгах. Цель: дать элементарное представление о работе художника- иллюстратора; обратить внимание, как художник передает внутреннее состояние своих героев. Прогулка: Д/и «Угадай сказочного героя по реплике» П/и: «Гуси-гуси» Цель. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; убегать, услышав последние слова текста. II половина дня Показ пальчикового театра «Репка» Цель: вызвать интерес детей к театрализованной деятельности. | Оформление выставки книг в книжном уголке |
Среда | День адыгейской народной сказки | I половина дня Беседа об адыгейских сказках. Цель: закреплять знания о том, что мы живем в Адыгее, вызвать интерес детей к адыгейским сказкам, к рассматриванию иллюстраций Чтение адыгейской народной сказки «Кто сильнее?» (пересказ Ш. X. Хут) с последующей беседой: - О ком сказка? - Что случилось зайчиком? - Кого повстречал зайчик? - О чем спрашивал он всех? - Кто же сильнее всех? Прогулка: адыгейская народная п/и: «Прыжок лягушки» Цель: укрепление костно-мышечного аппарата ног, туловища. II половина дня Просмотр мультфильма «Волк и семеро козлят», озвученного на адыгейском языке. Цель: дать элементарные представления об адыгейском языке средствами знакомых мультфильмов. Прогулка: адыгейская народная п/и: «Всадник» Цель :развитие внимания, умения ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях. | Предложить родителям памятку на тему: «Как и какие сказки читать детям» |
Четверг | День анимационной сказки | I половина дня Рассматривание выставки книг в книжном уголке. Д/и « Угадай сказку по иллюстрации» Прогулка: Рассказывание сказки «Заюшкина избушка», используя рисунки оформления веранды. П/и: «Лиса и зайцы» Цель: Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, развивать быстроту движений. После прогулки просмотр адыгейской народной сказки «Охотник и жаворонок» (мультфильм) Цель: продолжать знакомить детей с адыгейскими сказками, их самобытностью и поучительностью. II половина дня Просмотр мультфильма «Бычок смоляной бочок» Цель: познакомить детей с новой сказкой. Учить эмоционально воспринимать сказку, запоминать и выразительно воспроизводить слова текста. | Изготовление шапочек к сказке «Репка» |
Пятница | День театрализованной сказки | I половина дня Д/и «Разложи героев по сказкам» («Репка», «Колобок») Цель: Развитие мыслительных способностей. Умение различать принадлежность героев к той или иной сказке. Инсценировка русской народной сказки «Репка» Цель: упражнять детей в рассказывании сказки, закреплять умении проговаривать окончания слов, развивать речь детей. Прогулка: Х/и: «Заинька, пойдем в лес…» Цель. Приучать детей произносить текст и выполнять движения в соответствии с текстом. П/и: «По ровненькой дорожке» Цель. Приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом. Учить ориентироваться в пространстве II половина дня Викторина «Сундучок сказок» Цель: приобщить к коллективному творчеству; развивать память и творческое мышление. Театрализованное представление «Курочка ряба» Цель: развивать интерес к театрализованным представлениям. Прогулка: адыгейская народная п/и «Кто быстрее» Цель: развитие быстроты, ловкости, укрепление мышц ног. | Консультация на тему: «Влияние сказок на речь ребенка» |
III. Заключительный этап:
Приложение 1
Памятка для родителей: «Как и какие сказки читать детям»
Не пытайтесь заменить чтение сказки на просмотр мультфильмов. Даже при большой занятости найдите время для чтения в кругу семьи или перед сном. 15 минут в день - это немного для живого, эмоционального отображения сказки вами для вашего ребенка, но это очень важно для психологического ее развития.
Перед тем, как читать незнакомую сказку сыну или дочери, быстро пробегите ее глазами. В современных интерпретациях можно встретить, например: «... и разорвал его на тысячу мелких кусочков». Это уже слишком. Поэтому, в таком случае можно заменить эту сказку на другую, или некоторые действия главных героев заменить на более мягкие, которые не отражают проявлений агрессии и различного негативизма, потому что у ребенка может формироваться мнение, что только зло и жестокость может быть сильным и разумным.
Не стоит читать грустные сказки ребенку на ночь. Потому что тяжело будет представить, что ребенку может присниться после такой сказки.
Дети должны знать и понимать, что в жизни есть, кроме «внешней», «внутренняя» сторона (основной воспитательный смысл сказки). Поговорите об этом с ребенком, тонко, осторожно выбирая момент. Исключительно в познавательных целях, подняв ребенка до того, как правильно он должен поступать в подобных ситуациях. А еще лучше, если ребенок недавно чем-то провинился, то подобрать согласно этой ситуации соответствующую сказку с освещением поучительно-воспитательного момента.
Консультация для родителей «Значение сказок в жизни ребёнка»
«Что за прелесть эти сказки!»- восклицал А.С. Пушкин.
Произнесите эти волшебные слова: «Почитаем сказку….», и ребенок тут же подбежит к вам и приготовится слушать Вас.
В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Просто задавайте ребенку вопросы и вместе ищите ответ. Можно поиграть в игру «Полезные сказочные советы». Берете какую-то сказку, и — кто больше советов найдет? Берете какой-то полезный совет, и кто больше сказок назовет, где он встречается?
Одна мама рассказывала, как ее дочка воспользовалась подсказкой из сказки. В дворовой песочнице ее девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у нее то совочек, то ведерко. И тут мама купила сказки «Кот, петух и лиса» и «Заюшкина избушка». Прочитала, обсудили, даже поиграли. Мама старалась беседовать по сказке и строить игру так, чтобы дочка научилась звать на помощь, постоять за себя.
Когда малышка снова оказалась в песочнице и ее снова стали толкать, она завизжала прямо в уши обидчикам изо всех сил. Больше на нее не нападали. Вот так сказка помогла.
Читать сказку нужно так, чтобы ребенок сопереживал поступкам героев, с восторгом воспринимал добро и всей душой противился злу.
Сказка помогает формировать речь ребенка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию мира, развивает воображение и фантазию. Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям.
Если рядом Сказка, то ребенок стремится стать лучше, учится понимать и любить все живое, познает окружающий мир, пробует сочинять свои собственные сказки, знакомится с трудными правилами и понятиями, съедает «волшебное лекарство», с радостью и без капризов укладывается спать.
Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращенные к сердцу, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма воспитания этих понятий для взрослого не является образной. Детям необходима игра воображения. Детское понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, доброй волшебницы или феи, которые всегда могут прийти на помощь. В сказках повествуется о чувствах героев, а не о внешних событиях, и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности. Ребенок, услышав и представив сказочные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в себе
Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как приятное, доступное детям занятие. С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному эгоистичному ребенку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому – «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей.
Постарайтесь понять эмоциональную проблему Вашего малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие черты). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему. Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.
Рассказывая малышу сказку. Обязательно придумайте хороший финал. Сочиняйте только те сказки, которые близки и понятны именно Вашему ребенку.
Приложение 2
Пальчиковая игра
«Как мы репку посадили»
Выглянуло солнышко.
Солнышко, свети — свети!
Зернышко, расти — расти!
Появляются листочки,
Распускаются цветочки.
Физкультминутка
«Репка»
Вот мы репку посадили наклониться
И водой её полили имитация движения
А теперь её потянем имитация движения
И из репы кашу сварим имитация движения
И будем от репки здоровые и крепкие показать силу
«Посадили репку в огороде»
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом ходьба
Перед нами огород руки вытянуть вперед
Дед на помощь нас зовет махи руками
Вот мы репку посадили наклониться
И водой её полили имитация движения
Вырастала репка хороша и крепка развести руки в стороны
А теперь её потянем имитация движения
И из репы кашу сварим имитация движения
И будем от репки здоровые и крепкие показать силу
Быстро справится сумели
И на место тихо сели.
Бодрящая гимнастика «В огороде Репка».
В огород мы пойдем дети идут по кругу и изображают
Овощей наберем как будут набирать овощи
В огороде нашем
Нет нашей репки краше! поглаживают руками лицо
Круглый бок, повороты в стороны
Желтый бок наклоны в стороны
Сидит на грядке колобок дети приседают
Врос он в землю крепко
Потянем его, детки! наклоны вперед
Тянем - потянем
Вот и вытащили репку! руки поднимают вверх
А она сочна, кругла, большая, руки в стороны
Одним словом удалась – дети закрывают глаза,
Желтым солнышком зажглась! жмурятся; руки поднимают вверх
Приложение 3
Викторина «Сундучок сказок».
Цель: закрепить знание русских народных сказок.
Задачи:
. формировать связную речь, обогащать словарь детей.
- развивать внимание, мышление, память, слуховое и зрительное внимание.
- развивать навыки коллективной работы.
- воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.
Оборудование: презентация по сказкам
Ведущий.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
Итак, мы начинаем нашу викторину.
Итак, начнём….
Первое задание «Из какой сказки отрывок?»
1. Жили - были дед и баба, и была у них (Курочка-Ряба)
2. Не садись на пенек, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке! (Маша и медведь)
3. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле, и положила на окошечко постудить. (Колобок)
4. Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, да торопился, а курочка знай себе да приговаривает: - Петя, не торопись. Петя, не торопись. (Петушок и бобовое зёрнышко)
5. - Я, мышка-норушка!
-Я, лягушка-квакушка!
-А ты кто?
- А я зайчик – побегайчик!
- Иди к нам жить! (Теремок)
Второе задание «Подскажи словечко»
1. Какую песенку пел Колобок?
2 .Что пела коза своим козлятам?
3. Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
4. Что говорила курочка Ряба деду и бабе?
5. Кого унесли Гуси – Лебеди?
6. Что спрашивали звери в сказке «Теремок» прежде чем войти туда?
7. Кто в сказке «Репка» был между внучкой и кошкой?
Третье задание «Лучший знаток сказок»
Ведущая. Я буду задавать каждой вопросы, а вы должны дать ответ на вопрос.
1. Какое яичко снесла курочка Ряба? (золотое)
2. Кто разбил яичко курочки Рябы? (мышка)
3. Какой овощ не мог вытащить из земли дед и вся его дружная семья? (репка)
4. Кто помог внучке вытащить репку? (Жучка)
5. Сколько было деток у мамы-козы? (семь)
6. Куда спрятался самый маленький козлёнок, чтобы его не съел злой волк? (в печь)
7. Какой герой был такой круглый, что укатился и от бабы и от деда? (Колобок)
8. Кто съел Колобка? (лиса)
9. Кто жил в теремке? (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк и медведь)
Ну, вот мы и побывали в стране сказок. Но мы с ними не прощаемся – мы будем читать все новые и новые сказки!
Приложение 4
Адыгейские народные подвижные игры
«Прыжок лягушки»
Цель игры: укрепление костно-мышечного аппарата ног, туловища.
На игровой площадке отмечается линия старта. Право первым начать игру определяется жребием. Игрок, получивший право на выполнение задания, выходит на линию старта и принимает позу лягушки (становится на четвереньки с опорой на кисти и подошвы ног), затем прыгает вперед три раза. Последнее место приземления отмечается. Затем, то же самое выполняют следующие игроки.
Правила игры:
нельзя переступать через линию старта и отрывать ладошки от земли до начала прыжка. Нарушивший правило проигрывает; выигрывает тот, кто прыгнет дальше всех.
Развивает: опорно-двигательный аппарат
«Всадник»
Цель игры: развитие внимания, умения ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях.
Играющие распределяются по парам: один — «конь», другой — «наездник». Игрок - «конь» вытягивает руки назад-вниз, игрок -«наездник» берет его за руки. По команде в таком положении пары должны добежать до финиша. Победитель пары затем соревнуется с победителем другой пары.
Правила игры: побеждает пара, которая ни разу не проиграла заезд.
Развивает: умение ориентироваться в пространстве.
Приложение 4
Кто сильнее
Адыгейская сказка
Пересказ Ш. X. Хут
Бежал заяц через замёрзшую реку, поскользнулся и упал на лёд. Лежит и думает:
«Я могу быстро бегать, значит, я сильный. Но лёд свалил меня так, что я даже не заметил, как он это сделал. Выходит, что лёд сильнее меня».
Вскочил заяц и спросил у льда:
- Лёд, а лёд, ты очень сильный?
Ответил ему лёд:
- Нет. Был бы сильным - не таял бы от солнца?
- Солнце, солнце, а ты сильное? - спросил заяц.
- Что ты! - ответило солнце.- Будь я сильным, туча не могла бы меня заслонить.
- Ну а ты, туча? - спросил заяц.- Ты очень сильна?
- Мало у меня силы: не могу удержать дождь.
- Дождь, а дождь, а ты очень сильный?
- Какая же во мне сила, если меня выпивает трава?
- Трава, ну а ты сильна?
- Ты что, шутишь, заяц? Меня же всю съедает корова!
- Значит, ты, корова, очень сильна!
- Нет. Если нападёт волк, ничего я не смогу сделать - зарежет меня и съест.
- Тогда ты, волк, наверно, очень сильный?
- Ошибаешься. Какая же это сила, если охотник может меня убить?
- Охотник, охотник, ну уж ты, наверное, очень силён!
- Ты так думаешь? А вон смотри: мышь перегрызла ремень моего ружья.
- Мышь, но ты-то сильна?
- Нет, заяц! Ничего не стоит кошке поймать меня и съесть.
Заглянул тогда заяц во двор сакли, где лежала и грелась на солнце кошка.
- Кошка, а кошка,- спросил заяц,- скажи, ты очень сильна?
Поднялась кошка, важно расправила усы, выгнула спину и сказала:
- Да, я очень сильна!
Но тут во двор прибежал щенок и залаял на кошку. Она испугалась, зашипела и поскорей вскочила на крышу сакли.
