ПРОЕКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
«САМ СЕБЕ Я ПОМОГУ, Я ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГУ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная школа бьет тревогу о сбережении здоровья детей. На сегодняшний день существует множество технологий сберегающих здоровье. Так же как и существует множество мероприятий, направленных на сбережение здоровья и воспитания культуры здоровья.
Результативность возможна при целенаправленном воспитании культуры здоровья учащихся, их потребностей, способностей и умений заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии.
Проведение возможно как внеклассное мероприятие в 1, 2, 3, 4 четверти на протяжении всего обучения в школе.
ЦЕЛЬ:
Создать условия для возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у учащегося необходимые ЗУНы по ЗОЖ, научить использовать полученные знания в повседневной жизни и выявить тенденции развития ЗОЖ у младших школьников.
ЗАДАЧИ:
Расширять элементарные знания сохранения здоровья.
Повышать уровень культуры здоровья учащихся.
Способствовать формированию наблюдательности, анализу.
Способствовать принятию детьми личной ответственности за свои поступки, здоровье, деятельность, жизнь.
Развивать самосознание, образ «Я», адекватный полу и возрасту, позитивное самоотношение; самооценка, соответствующая возрасту.
Привлекать к участию в проектной деятельности во внеурочное время.
ПРИМЕРЫ МЕРОПРИЯТИЙ:
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Цель: создать условия для осознания необходимости личной гигиены и применения полученных знаний в жизни.
Задачи:
1. выделить ключевые моменты по данной проблеме
2. учить детей анализировать, исследовать и делать выводы на примере сказочных героев
3.воспитывать у детей культуру здорового образа жизни.
Режим дня «Скажи нет потерянному времени».
Цель: создать условия для определения каждым ребенком собственного режима, учитывая условия САНПИНов.
Задачи:
Познакомить детей с содержанием «Сказки о потерянном времени», проанализировать причины случившегося.
Поставить проблему исследования использования собственного времени и самочувствия.
Провести наблюдения деятельности, состояния здоровья без создания режима дня
Составить индивидуальный режим дня с помощью родителей на каждый день.
Провести наблюдения деятельности и состояния самочувствия соблюдая режим дня.
Сделать вывод.
Методическое пособие для учителя
Текст сказки или фильм Е. Шварца «Сказка о потерянном времени»
Беседа с родителями на родительском собрании «Режим дня школьника» с использованием нормативов САНПИНов.
Заготовить для каждого ребенка листы наблюдения в двух экземплярах.
В период «Введения в школьную жизнь» ознакомить детей с произведением и подвести к необходимости рационально использовать свое время. Далее детям предлагается вести наблюдение в течении недели за самочувствием. Отмечать свои наблюдения дети будут с помощью цветных карандашей: красный- очень устал, хочется спать, желтый- устал, хочу погулять, синий- состояние вялое , зеленый- приподнятое настроение, хочется еще что-нибудь делать.
Пометки делать в таблице:
| понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | воскресение |
7-00 | | | | | | | |
8-00 | | | | | | | |
9-00 | | | | | | | |
10-00 | | | | | | | |
11-00 | | | | | | | |
12-00 | | | | | | | |
13-00 | | | | | | | |
14-00 | | | | | | | |
15-00 | | | | | | | |
16-00 | | | | | | | |
17-00 | | | | | | | |
18-00 | | | | | | | |
19-00 | | | | | | | |
20-00 | | | | | | | |
21-00 | | | | | | | |
После полученных рекомендаций на родительском собрании, Родители вместе с детьми составляют индивидуальные режимы дня. Необходимо подвести родителей к осознанию необходимости работы над здоровьесбережением детей
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ВРЕМЕНИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ РЕЖИМА ДНЯ.
Подъем 7.00
Наиболее благоприятное время подъема ребенка после ночного сна — 7—7.30 ч утра, (таким образом, общая продолжительность ночного сна младшего школьника —10,5—11 ч)
Гигиенические процедуры, утренняя гимнастика 7.00-7.30
Начинать свой день младшему школьнику следует с утренней гимнастики. Она не должна занимать много времени. Утренняя гимнастика позволяет организму перейти от сна к бодрствованию, она улучшает кровоснабжение головного мозга, укрепляет нервную систему, создаёт бодрое, хорошее настроение. После зарядки желательно принять душ. После этого одеться, убрать постель и позавтракать.
Завтрак 7-30-7.45
Для правильного развития организма, сохранения высокой работоспособности детям необходимо соблюдение режима питания. Изменения интервалов между едой часто приводит к нарушению аппетита у детей. Приём пищи без аппетита вызывает расстройство работы органов пищеварения, способствует развитию хронических заболеваний желудочно- кишечного тракта.
Пребывание в школе (урочное время) 8.30-13.05
Очень полезно перед началом занятий совершить прогулку в течение 20 – 30 мин, это повышает умственную работоспособность и обеспечивает продуктивность усвоения учебного материала.
В школу ученик должен приходить за 10—15 мин. До начала занятий и готовиться к уроку. Это позволит сконцентрировать внимание на материале предстоящей учебной деятельности.
Целесообразно проводить прогулки до обеда, длительностью 30 мин. 13.05-13.30
Пребывание на открытом воздухе – наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий организм после утомительных занятий, повышающий его работоспособность до уровня, необходимого для полноценного приготовления домашних заданий. Во время прогулок повышение крови кислородом, улучшаются обменные процессы. Пребывание на воздухе способствует закаливанию организма, профилактике ультрафиолетовой недостаточности и гиподинамии.
Обед 13.30-14.00
Для учащихся начальной школы образовательных учреждений предусматривается организация двухразового питания. Оно предполагает организацию обеда и полдника (обязательно для групп продлённого дня).7.
Сон для учащихся первых классов и детей с ослабленным здоровьем 14.00-15.00
Детям с ослабленным здоровьем, быстро утомляющиеся, с повышенной возбудимостью нервной системы необходим также дневной сон продолжительностью 1—1,5 ч. Дневной сон вообще показан всем первоклассникам.
Подвижные игры, развлечения на открытом воздухе 14.00-15.45
Продолжительность (общая) пребывания на открытом воздухе должна составлять для учащихся младших классов – 3- 3,5 ч.
Полдник 15.45-16.00
Самостоятельные учебные занятия 16.00-18.00
Самоподготовку учащимся рекомендуется начинать с заданий средней трудности, затем переходить к наиболее сложному и трудному материалу, а завершать работу выполнением самых легких заданий. Такой порядок приготовления уроков способствует постепенному вхождению в работу, максимально сложные задания будут выполняться на фоне высокой работоспособности, а легкие — во время спада продуктивности деятельности. Вначале следует выполнять письменные задания, а затем переходить к устным..
Свободное время, работа кружков, занятия по интересам 18.00-19.00
В режиме дня ученика предусматривается время, которое он использует сообразно индивидуальным склонностям, желаниям, интересам, так называемое свободное время. Оно следует за самоподготовкой и составляет в режиме дня младшего школьника 1-1,5 ч.
Ужин 19.00-19.30
В первую половину дня следует использовать продукты, богатые животным белком. А на ужин – молочно – растительные продукты.
Работа по дому 19.30-20.00
В свободное время дети должны оказывать посильную помощь семье, выполняя определенную работу по дому. Младшие школьники привлекаются к уборке комнаты, мытью посуды, уходу за комнатными растениями и домашними животными и т. п. Подобный труд способствует не только правильному воспитанию ребенка, но и его физическому развитию, укреплению здоровья.
Вечерняя прогулка 20.00-20.30
В вечернее время дети также могут играть на открытом воздухе. Особенно полезна прогулка после ужина, перед сном, продолжительностью около 30 мин. Она снимает утомление, накапливающееся к концу дня, снижает возбуждение нервной системы, способствует быстрому засыпанию в дальнейшем. В общей сложности дети младшего школьного возраста должны проводить на свежем воздухе 3—3,5 ч в день. К сожалению, в современных условиях у детей нередко нарушается именно этот очень важный компонент режима дня, что отрицательно сказывается на их здоровье и работоспособности.15.
Гигиенические процедуры, приготовления ко сну 20.30-21.00
В режиме дня школьника достаточное время предусматривается для гигиенических процедур. Личная гигиена включает в себя утренний и вечерний туалет, утреннюю гимнастику с последующими водными процедурами, переодевание после школы и прогулок.
Ночной сон 21.00
Общая продолжительность ночного сна младшего школьника —10,5—11 ч.
Памятка для родителей
1. Вместе с ребенком составьте режим дня, договоритесь о постоянных трудовых поручениях.
2. Первые две-три недели помогайте ребенку освоиться с режимом, учите его контролировать себя во время прогулки, напоминайте ему о трудовых обязанностях.
3. Поощряйте старание, прилежание и упорство ребенка.
4. Показывайте свое неудовлетворение срывом или невыполнением режима дня.
5. Будьте во всем ребенку примером.
Личный пример – великая воспитательная сила!
Итогом работы над режимом дня может стать внеклассное мероприятие на котором дети вместе с родителями представят свой «Режим дня»
УРОКИ МОЙДОДЫРА.
Цель: создать условия для осознания необходимости соблюдения личной гигиены и выработки соответствующих навыков.
Задачи:
уточнить и расширить представления детей о личной гигиене.
Создать правила личной гигиены.
Разучить с детьми конкретные действия , обеспечивающие соблюдения правил личной гигиены.
Учить наблюдать , анализировать и делать выводы.
Методические рекомендации учителю.
Произведение К.И . Чуковского «Мойдодыр»
Комплекс упражнений для глаз, дыхания, осанки (их достаточно в продаже и в интернете)
Лист наблюдений за внешним видом .
Работа начинается с чтения и обсуждения произведения К.И Чуковского «Мойдодыр», после чего в классе выбираются 2-3 человека «помощники Мойдодыра», которые ежедневно в течение недели наблюдают за внешним видом (одежда, руки, обувь, прическа и на усмотрение учителя -зубы)одноклассников и отмечают на лист наблюдений. Как правило, даже после бесед, не все дети берут на вооружение советы и правила.(Можно пригласить школьного медика для проведения беседы)
Все наблюдения заносятся в виде наклеек – смайликов или значков без указания фамилий и имен, получается разноцветное поле по количеству детей (красний цвет- все отлично, зеленый - есть маленькие замечания, коричневый - приведи себя в порядок)
понедельник | вторник | среда | четверг | пчтница | суббота |
Дружи с водой
Даем детям задание проанализировать вместе с учителем результат за неделю. Где они вместе приходят к выводу о том, что не все соблюдают личную гигиену. Уточняется, что входит в понятие «личная гигиена».
Все видели, как умываются животные(дети с удовольствием об этом расскажут), но зачем они это делают? А сможет ли кошка незаметно подкрасться к мышке, если сама она будет сильно пахнуть? (Детям можно показать фильм или иллюстрации о том, как умываются разные животные)
А зачем моется человек? Как правильно умываться? Какие части тела нужно мыть каждый день, какие в течение дня несколько раз и почему? Что может случиться с грязнулей? ( С детьми не только находим ответы на вопросы, но и показываем на примере, как это надо делать)
Чтобы глаза видели.
Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Кошки тоже хорошо видят в темноте, а вот крот совсем не видит.
А как видит человек? У человека именно такие глаза, какие нужны именно ему. Только ценит человек свои глаза недостаточно, не всегда хорошо о них заботится. Поэтому очень часто это приводит к снижению зрения. (Детям можно продемонстрировать, как устроен глаз и объяснить механизм восприятия окружающего мира)
Что может повредить нашему зрению?
Что нужно делать, чтобы сохранить его?
Разучивание гимнастики для глаз(пример упражнений, можно взять любые другие, предложенные в соответствующих методиках)
Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори 4-6 раз.
Делай круговые движения глазами в одну, а потом в другую сторону, повторяй упражнение 10 раз.
Вытяни руку вперед. Следи взглядом за пальцем, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигай обратно. Повтори 5-6 раз.
Посмотри в окно, найди самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд в течение 1 минуты.
А если ты уже носишь очки, важно правильно их хранить и за ними ухаживать.
А уши чтобы слышали.
Уши и слух есть почти у всех животных. Они помогают им охотиться, спасаться от врага, найти друг друга. И даже если у животных нет ушей: рыбы, насекомые, лягушки, птицы- они все равно хорошо слышат. А вот человек по слуху далеко не чемпион. Но слух-это огромная ценность для него. Это же целый мир звуков: журчание ручейка, шелест листьев, музыка , речь , и т. П.
А как устроен у человека слуховой аппарат, вернее ухо (можно продемонстрировать иллюстрацию и объяснить механизм движения звука.)
Что может навредить нашим ушам? (громкая музыка, использование наушников, отсутствие гигиены, посторонние предметы, которые по неосторожности дети засовывают в ухо)
Как за ними правильно ухаживать? Провести эксперимент или игру «На приему у ЛОРа», дети слушают то одним ухом, то другим и делают соответствующие выводы.
Крепкие зубы.
Зубы есть у очень многих животных и они разные. У хищников – острые, как кинжалы. Самые страшные- у акулы, они растут в несколько рядов. Но все животные стараются сохранить свои зубы здоровыми, ухаживают за ними, ведь у них нет стоматологов. И им это удается. Хищники до конца своих дней питаются своей добычей.
А все ли о своих зубах знаете вы?
Зубы покрыты эмалью. Она очень твердая. Но если за зубами неправильно ухаживать или совсем не ухаживать, даже это прочный материал разрушается. В зубах появляются дырки- кариес.
Большие дырки- это больно, а кроме того, гнилые зубы вредят другим органам-желудку, почкам, сердцу и даже глазам.
Что может навредить нашим зубам? Как правильно чистить зубы?
У детей перед собой личная зубная щетка. Учитель на примере одного ученика демонстрирует правильные движения щеткой, а дети упражняются.
Как выбрать зубную пасту? Как правильно ухаживать за щеткой?
Пожалей свою бедную одежду и обувь.
Почему одежда бедная? Потому что если умываться вы умываетесь, то одежду , если мама не даст чистую и выглаженную, вы ее не поменяете. А зачем одежда должна быть всегда чистой и глаженой? Почему обувь должна быть чистой и зачем в школе нужна вторая обувь?
Беседу можно построить на основе произведений К. И Чуковского «Федорино горе» и «Мойдодыр». В ходе беседы дети сами могут обозначить проблемы главных героев и придумать советы для этих героев, как правильно ухаживать за одеждой, как содержать свою комнату в порядке и т.д.
У детей к этому занятию приготовлены одежные щетки, кто то из детей сам может продемонстрировать, как правильно чистить одежду, а остальные упражняются, приводя в порядок свою одежду. Если есть возможность, детей можно сводить в кабинет труда, где оборудованы утюги и продемонстрировать, как правильно пользоваться утюгом, соблюдая правила техники безопасности.
ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ШКОЛЬНИКА
(эти правила могут быть оформлены в виде презентации и являются результатом работы)
1. Умывайтесь утром и вечером, используйте средства личной гигиены.
2. Чистите зубы не менее 3 минут. Ваша зубная щетка не должна быть слишком мягкой.
3. Всегда мойте руки перед едой, после прогулки и туалета.
4. Имейте всегда чистый носовой платок или одноразовые салфетки.
5. Для еды пользуйтесь только своей посудой, не берите грязных тарелок, ложек, чашек.
6. Для питья воды используйте одноразовые стаканчики. Не оставляйте использованные стаканчики, выбрасывайте их в мусорное ведро.
7. Следите за чистотой своей одежды, обуви.
8. Не ходите в одной и той же обуви на улице, в школе и дома. Дома носите мягкую домашнюю обувь, для спортивных занятий используйте спортивную обувь.
9. Помогайте учителю и дежурным в поддержании порядка в классе, помогайте родным в домашней уборке.
10. Соблюдайте режим дня!
После наблюдений сравнивается первый лист и второй. Дети получают похвалу и решают, будут ли «Помощники Мойдодыра » дальше наблюдать или нет. Детям нравится это делать, особенно если «Помощников» каждую неделю менять.
Заключение
Проведя теоретический литературный обзор, касающийся основ реализации здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе в начальной школе, мы можем сделать следующие выводы:
воспитание у детей младшего школьного возраста культуры здорового образа жизни помогает расширить их представления о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботится о нем, помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков, расширить знания школьников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей.
Условиями эффективной реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе являются:
создание оптимальных санитарно-гигиенических условий на уроке с учетом вопросов здоровье сбережения;
обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей;
- установление межпредметных связей;
логичность и эмоциональность всех этапов учебной деятельности;
эффективное использование на уроках физкультминуток, подвижных игр;
формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье;
тщательная диагностика, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.
Проследив динамику процесса формирования ЗОЖ учащихся класса при помощи анализа выше приведенных результатов анкетирования, а также при помощи распределения учащихся по выделенным нами уровням, можно сделать следующие выводы:
валеологизация обучения и воспитания в исследуемом нами классе способствовала улучшению общего состояния здоровья детей. (валеология – это научная концепция формирования, сохранения и укрепления здоровья детей в ходе обучения и воспитания)
Результаты исследования уровня соответствия индивидуального стиля учащихся класса ЗОЖ свидетельствует о возросшем количестве детей, придерживающихся ведущих принципов ЗОЖ (режим, дня, рациональное питание, оптимальный двигательный режим и др.). Позитивные привычки доминируют у большинства учащихся класса, осознаются негативные и ведется работа по их устранению.
Проделанная нами работа показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим здоровье -сберегающие технологии, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Используемые ресурсы:
www.saripkro.ru/konf_psi/p20aal.html 21
2007-2009 ГУЗ ТО «Тульский областной медицинский информационно-аналитический центр»
И.В Козлицкая, В.Т. Ульман, МОУ «СОШ 10 поселка Каменский Красноармейского района Саратовской области»
Обеспечение здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса как профилактика пропусков уроков учащимися в начальной школе. И.А. Мокрушина, учитель начальных классов / festival. 1 september.ru/articles/534442/
Примерная схема режима дня младших школьников: www.couo.ru/document_print.asp? document_id=161495
Г.Зайцев. Уроки Мойдодыра. С - Петербург 1994
Правильное питание основа здорового образа жизни в младшем школьном возрасте/составители Т.Г Самойленко, З.И. Смородинова, О.А Коромыслова, Е.А.Медведева. Пермь, ПОИПКРО,2003
И.В Кошмин. Я берегу. Москва. УЦ Перспектива 2003
Растим здоровых, умных, добрых./ Составитель Л.В Ковинько. Москва, Академ А 1996