Индивидуальный творческий проект получателя гранта
«Наш новый учитель» 2017 г. Шарановой Д.Н.
Название: «Научно-исследовательская и фондовая работа в музее «Лицей в истории города».
Пояснительная записка.
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование культурной и исторической памяти. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории школы, города, музейного дела воспитанники приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.
Проект предполагает организацию деятельности воспитанников от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Проект предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. При реализации проекта расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д. В условиях партнерского общения воспитанников и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.
Актуальность
Ведущей идеей проекта является педагогическая помощь воспитанникам на занятиях музейным делом и подготовка к активной жизни, что очень актуально на данный момент. Проект стимулирует познавательную деятельность воспитанников, способствует формированию всесторонне развитой личности, социально-активной личности.
Цель проекта
Организация и ведение научно-исследовательской и фондовой работы музея «Лицей в истории города» в рамках деятельности кружка «Музейное дело».
Задачи:
Образовательные
-формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей;
Развивающие
-формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;
Воспитательные
- создание условий для гражданского и патриотического воспитания ребят посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность;
-сформировать научные и профессиональные интересы.
Сроки реализации проекта, краткое содержание работ
Проект рассчитан на 3 учебных года (по 9 месяцев каждый, с сентября по май). Каждый год соответствует определённому этапу.
Первый этап:
1.Организовать кружок «Музейное дело» для учащихся на базе МБОУ «Лицей №35».
2.Под руководством администрации образовательного учреждения создать музей «Лицей в истории города»
3.Организовать поиск экспонатов и ценных материалов для фонда музея «Лицей в истории города».
4.Организовать научно-исследовательскую работу с учащимися с использованием материалов музея.
На первом этапе регулярные занятия проводились по два часа один раз в неделю с группой (что соответствует требованию проведения кружковой работы, кружок музейного дела). В рамках программы дополнительного образования «Музейное дело» обучающиеся знакомились с поисковой деятельностью, фондовой работой музея, научно-исследовательской деятельностью. С помощью администрации лицея был создан музей «Лицей в истории города», в котором представлены следующие стенды: история создания лицея, первые директора, деятельность Молодцова С.С., вклад учителей для лицея, олимпиадники лицея, а также о тех, кто окончил лицей, и трудится на благо нашего города. По-прежнему ведется поиск и сбор экспонатов. В рамках кружковой работы ученики приняли участие в муниципальном конкурсе «Равнение на героев труда», посвященного почетным гражданам города, в конкурсе «Династии России» где были удостоены дипломами участника. Была отправлена работа на всероссийский конкурс среди активистов школьного музейного движения в номинации «Учитель от Бога». На республиканском семинаре для учителей физики и информатики была проведена экскурсия в музее.
На втором этапе планируются:
1.Работа кружка «Музейное дело» на базе МБОУ «Лицей №35».
2.Создание и организация работы экскурсоводов в музее «Лицей в истории города».
3.Организация выставок, тематических экспозиций и экскурсий во время лицейских и муниципальных мероприятий в музее «Лицей в истории города».
4.Участие в муниципальном конкурсе «Улицы моего города», в рамках которого необходимо подготовить научно-исследовательскую работу, экскурсии, тематические выставки и экспозиции.
5.Сбор экспонатов и подготовка документов для получения паспорта музея.
На третьем этапе планируются:
1.Работа кружка «Музейное дело» на базе МБОУ «Лицей №35».
2.Организация выставок, тематических экспозиций и экскурсий во время лицейских и муниципальных мероприятий, например, «День открытых дверей», научно-практическая конференция им. С.С. Молодцова, «Вечер встречи» и т.д. в музее «Лицей в истории города».
3.Организация сетевого взаимодействия музея «Лицей в истории города» с профильными музеями города, обмен информацией, организация экскурсий и выставок музея на лицейских и городских мероприятиях.
4.Подготовка научно-исследовательских работ и участие в конкурсах учащимися кружка «Музейного дела» муниципального, республиканского и всероссийского уровня.
По завершении третьего этапа проект переходит к заключительному этапу: в последующие годы проект может продолжаться как самостоятельное направление внеурочной деятельности учащихся (в случае успешности реализации первых трёх этапов).
Ожидаемые результаты и критерии оценки
Раскрытие творческого потенциала участников проекта, их творческая самореализация. Критерий оценки – участие в создании фонда музея.
Формирование самоуправления среди школьников среднего звена. Критерий оценки – активное участие в создании музея, самостоятельная работа над материалами, поиск, обработка информации.
Сплочение коллектива. Критерий оценки – активность участия коллектива в экскурсиях и выставках.
Контингент участников проекта, сроки реализации
Данный проект планируется реализовать на базе МБОУ «Лицей №35» города Нижнекамска.
Для участия в проекте на первом этапе привлекаются учащиеся 12-15 лет (6-9 классы МБОУ «Лицея №35»).