ПРОЕКТ
для детей с ОНР II-III уровня речевого развития
Тема «Зимующие птицы»
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Паспорт проекта
Тип проекта: познавательно-творческий.
Образовательные области: познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное развитие; физическое развитие.
По характеру контактов (степени охвата): дети, воспитатели, учитель-логопед и родители воспитанников средней группы.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: краткосрочный (1 неделя).
Актуальность. Дети имеют недостаточные представления о зимующих птицах, особенностях внешнего вида, условиях жизни, повадках. Затрудняются в составлении связного высказывания о предмете, так как не имеют достаточных знаний и словарного запаса, им требуется помощь взрослого в планировании рассказа. Также и проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Участие детей в проекте «Зимующие птицы» позволит обогатить знания и представления о птицах родного края, особенностях жизни в зимний период; развить связную речь, творческие способности. Очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Цель проекта: создать условия для формирования у детей познавательных и творческих способностей, ответственного, бережного, заботливого отношения к птицам.
Задачи:
– закреплять знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;
– развивать у детей способность делать выводы, устанавливать причинно
следственные связи;
– обогащать и расширять словарный запас детей;
– пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
– способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников;
– привлечение воспитанников и родителей к оказанию помощи птицам в трудных зимних условиях;
– воспитывать заботливое отношение к пернатым.
Продукт проекта: рисунки, поделки, фотографии, кормушки, книжки-малышки «Зимующие птицы».
Итоговое мероприятие: акция «Птичья столовая», выставка книжки-малышки «Зимующие птицы».
Планируемые результаты:
– расширение кругозора детей о зимующих птицах;
– улучшение предметно-развивающей среды;
– развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной и речевой активности, коммуникативных навыков.
– обогащение родительского опыта приёмами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
– активное участие воспитанников и родителей в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный.
– Обсуждение цели, задач с воспитателями, детьми и родителями.
– Создание необходимых условий для реализации проекта.
– Перспективное планирование проекта.
– Подбор необходимой литературы по данной теме.
II этап – основной (практический).
Внедрение в воспитательно-образовательный и коррекционный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний воспитанников о зимующих птицах.
№ | Образовательная область | Непосредственно – образовательная деятельность |
1 | Социально – коммуникативное развитие | Просмотр слайдов по теме. Дидактические игры: «Какие птицы прилетают к кормушке?» «Кто чем любит питаться?» «Кто как голос подает?» «Какой (какая) по счету?» «Угадай по описанию» «Четвертый лишний» «Найди по силуэту». Сюжетно-ролевая игра: «Птичья столовая». Пальчиковые игры: «Кормушка» «Я зимой кормлю всех птиц» «Воробьи – воробушки» «Сорока» «Снегири» Разрезные картинки «Зимующие птицы». (Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса.) Настольно-печатные игры: Обучение правилам поведения в природе. |
2 | Художественно – эстетическое развитие | Прослушивание записей пения птиц. Чтение художественной литературы: «Воробей» В.Звягиной, «Зимние гости» Ю. Никонова, «Покормите птиц» А.Яшина, «Берегите птиц» Т. Евдошенко, «Про птиц» Н.Калининой; Рисование: «Как розовые яблоки на ветках снегири». Аппликация: Изготовление птиц из ниток и пряжи. |
3 | Речевое развитие | Отгадывание загадок про зимующих птиц. Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц (индивидуально). Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Какие голоса подают птицы?», «Один-много», «Большой-маленький», «Сосчитай птиц», «Найди тень птиц?», «Кого не стало?», «Угадай по описанию». Рассматривание картины «У кормушки». Беседа по ней. Составление пересказа рассказа по тексту и сюжетной картине «Снегири». |
4 | Познавательное развитие | Наблюдение за птицами на прогулке: внешний вид, строение, питание, повадки. Беседы: – «Почему птиц стало меньше?»; – «Синичка – гостья нашего двора» – «Как птицы ведут себя зимой?» (по картине); – «Скачет серый воробей»; – «Кормушка. Наши пернатые соседи». Проблемная ситуация: «Как люди могут помочь птицам?». | |
5 | Физическое развитие | Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Снегири», «Летает – не летает». Дыхательная гимнастика Упражнение «Птички». Физкультминутки «Снегири»; «Прилетали птички»; «Птицы». |
III этап – заключительный.
– Оформление результата проекта.
– Организация и участие родителей в выставке «Книжки-малышки «Зимующие птицы»», в акции «Птичья столовая».
Методическое обеспечение
1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 4-6лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.
2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012 – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ).
3. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Средняя группа: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М. : ТЦ Сфера, 2008 – 208 с.
Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С.В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
4. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
5. Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет.
Приложение № 1
Экологические сказки
Сказка 1. «Воробышек»
Жил-был маленький воробьишка. Когда пришла зима, ему труднее стало добывать себе пищу, потому что стало холодно и вся земля покрылась снегом. Воробьишка часто сидел в своём домике, прячась от холода, и ему очень хотелось кушать. Но ребята из детского садика сделали кормушки, в которые детишки постоянно подсыпали зёрнышки. Воробьишка узнал об этом и стал прилетать на кормушки кушать. Зима для него прошла незаметно.
Налимова Полина
Сказка 2. «Семейка Полли»
Жила была семейка простых серых воробьёв. Жили они в гнезде на самой большой сосне в дремучем лесу. Семейка Полли, так их называли лесные обитатели, состояла из мамы Полли, папы Полли и двух маленьких непоседливых воробышков, тоже Полли. Каждое утро мама и папа Полли улетали за червячками для своих детишек. Весь день воробышки ждали их. Под вечер мама и папа прилетали с едой и кормили своих деток. С наступлением ночи все дружно чистили клювы и перья и укладывались спать.
Так шли день за днём до наступления зимы. Воробьям-родителям стало трудно находить еду, они часто стали прилетать с пустыми клювами. Всем было холодно и голодно. Семейка Полли могла погибнуть. Но произошло чудо: как-то воскресным утром мимо их сосны пролетала сорока и увидела замерзающую семейку Полли. Воробышки прижимались к родителям и дрожали. Сороке стало жаль их, и она рассказала им о детском саде, в котором ребята своими руками сделали кормушки для птиц, о том, что дети каждый день насыпают туда корм и ждут крылатых гостей. Также сорока похвасталась, что она уже летала туда и может показать дорогу. И все вместе они полетели к детскому саду. Как же воробьи были рады видеть множество красивых кормушек с вкусной едой. Наевшись досыта, семейка Полли весело чирикала - это она благодарила ребятишек за то, что они не оставили их зимой в беде. Теперь им не страшна зима со своими морозами. Они точно знают: весна придёт!
Кузнецова Вика
Сказка 3. Сказка о зимующих и перелётных птицах
Отцвело, отзвенело птичьими голосами красное лето. Наступила осень. Козявки, букашечки подальше спрятались от холодов. Птенцы выросли и птицы собрались на совет. Как дальше жить?
Доктор лесной – дятел сказал: «У меня клюв крепкий да язык длинный – откуда угодно погубителей деревьев короедов вытащу. Без моего присмотра деревьям нельзя ни зимой, ни летом».
Сова сказала: «Я тоже не могу лететь в тёплые края. Мышей летом много развелось, а если зимой их не уничтожать, то они летом все грибочки и ягодки съедят».
Голубь сказал: «Я хочу остаться, так как привык к людям. На крышах домов тепло и там мои гнёзда. Не хочу бросать свой дом».
Воробей подумал: «Чик-чирик, прыг-скок. Мы воробьи шустрые, быстрые. Люди вешают зимой кормушки, кормят нас и других птиц. Думаю, голода мы испытывать не будем.
Эти птицы стали зимующими.
Остальные птицы – цапля, лебедь, чайка, журавль, утка улетели потому что вода зимой в реках и озёрах замерзает, а они водоплавающие.
Скворцы, ласточки, кукушка и другие птицы которые питались насекомыми, тоже улетели в тёплые края и стали перелётными.
Один грач долго думал, а когда на полях снег закрыл осыпанные зёрна, тоже решил улететь, но обещал вернуться первым.
С тех пор так и повелось: одни птицы улетели в тёплые края, где вода не замерзает и много рыбы и насекомых. Некоторые птицы остаются и кормятся зимой сами. А многие птицы остались на попечение людей воспитывать доброту и чуткость к пернатым друзьям.
Николаева Н. П.
Приложение № 2
БЕСЕДЫ
«Почему птиц стало меньше?»
Цель: Выяснить причину отлёта птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи – пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где ее много, формировать умение различать зимующих и перелётных птиц.
Наглядный материал: картинки с изображением птиц, модели, насекомых.
- Кто это?
- Какие они?
- Они живые?
- Чем они питаются?
(Все птицы любят есть жуков и мошек).
- А как зовут эту птичку (Показ картинок с изображением синицы)
- Чем она питается?
- Много ли сейчас насекомых?
- Зачем надо подкармливать птиц?
(Стало холодно, насекомых нет, будем подкармливать птиц крошками).
- Какие птицы улетают?
- Как их называют?
- Почему они улетают?
(Ласточки, жаворонки и соловьи улетели туда, где много тепла и насекомых).
- Почему синички, голубь, воробей, ворона остаются зимовать с нами?
- Так какие же птицы бывают?
«Синичка – гостья нашего двора»
Цель: формировать умение узнавать и называть синицу, расширять знания о зимующих птицах.
Наглядный материал:
Игровой персонаж мишка, модели, картинки с изображением синицы и жуков.
Воспитатель: Мишка говорит, что видел на дереве много жуков. Они большие и жёлтые, с черными головками. (Показать модели). Кто это?
Дети: Синичка.
Воспитатель: А Мишка говорит, что это жук – он жёлтый и у него есть крылья. Давайте докажем, что это синичка.
Дети: У жуков шесть лапок, а у синички – две, у жуков нет клюва, а у птиц есть. Синичка – это птица.
Воспитатель: Что есть у птиц? (дети отвечают с использованием моделей)
Какого цвета у синички пёрышки на грудке, головке, хвостике?
Чем она питается? (Когда нет насекомых, любит клевать сало).
Воспитатель. Так почему же синичка – птичка? (ответы детей).
«Как птицы ведут себя зимой?» (по картине)
Цель: уточнить и расширить знания о поведении птиц зимой.
Воспитатель задаёт вопросы детям:
- Что девочки положили в кормушку?
- Какие гости к ним прилетели?
- Почему прилетели птицы?
- Что за красные рубашки у снегирей?
- Какую птицу вы видите в первый раз?
- Могут ли птицы прожить без корма?
- Так почему же надо о них заботиться?
«Скачет серый воробей»
Цель: закрепить знания о птицах, их строении, образе жизни.
Наглядный материал: картинка, модель воробья, игровой персонаж Мишка.
Воспитатель: Отгадайте, дети, о ком я вам хочу рассказать: прыгает, летает, крошки собирает. Мишка говорит, что это кошка. Вы согласны с ним?
– А кошка умеет прыгать?
– А летать?
– Так про кого я рассказала?
Дети: Про воробья.
Воспитатель: Докажите Мишке, что это птица, а не кошка (дети отвечают с помощью моделей).
Дети: воробей – птица.
Воспитатель:
– Почему воробей – птица?
– Что есть у птицы? (показать модель)
– Какого цвета грудка?
– Чем покрыто тело?
– Какого цвета пёрышки?
– Какого цвета шапочка?
– Что это? (показать клюв)
– Какой клюв?
– Зачем он нужен?
– Что воробей клюёт?
– Зачем нужен хвост?
– Зачем воробью глазки?
– Кто у него враги?
– Могут ли птицы прожить без еды?
Становится холодно. Улетают птицы, которые едят только мошек, мух и гусениц. А воробей клюёт зерна и крошки, летит к домам, где живут люди, чтобы найти там какой-нибудь корм. Так кто же такой воробей? (ответы детей).
«Кормушка. Наши пернатые соседи»
Цель: подвести к понятию о том, что зимой птицам не хватает корма, их нужно подкармливать.
Наглядный материал: кормушки для птиц.
Воспитатель:
- Что это?
- Зачем нужна кормушка?
- Для кого они нужны?
Ребята, давайте помогать птицам, которые остались зимовать. Повесим кормушку, посыплем туда крошек, зёрен, положим каши, кусочек сала, зёрен и посмотрим, кто прилетит полакомиться.
- Что ест голубь, воробей, синичка?
- Так зачем подкармливать птиц зимой?
Давайте вспомним правила подкормки.
«Птицы - наши пернатые друзья» (по рассказу)
Цель: дополнить знания о птицах, помощи им зимой.
Наглядный материал: картинки с изображением птиц у кормушки
Худ. слово: В. Чаплина «Пернатые друзья»
Воспитатель читает детям рассказ, задаёт вопросы:
- Могут ли птицы находить себе корм?
- А почему же все птицы прилетают к нам?
- Кто первый прилетает к кормушке?
- Какие из птиц прилетают чаще всего? Почему?
- Почему в морозные дни птиц надо кормить чаще?
- Какую пользу приносят птицы людям.
«Помощь пернатым в зимнее время года»
Цель: уточнить знания о птицах и изменениях в их жизни зимой.
Худ.слово. Рассказ Л. Воронковой «Помощь птицам».
Воспитатель читает детям рассказ, задаёт вопросы:
- Куда вышли дети?
- Для кого они несли зерно?
- Куда они насыпали зерно? Зачем?
- Почему прилетели птицы?
- Кому насыпали семечки?
- Птицы были рады?
- Так почему же надо подкармливать птиц?