СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект в средней группе для детей с ОНР II-III уровня речевого развития. Тема «Зимующие птицы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткосрочный проект «Зимующие птицы» позволит обогатить знания и представления детей среднего дошкольного возраста о птицах родного края, особенностях жизни в зимний период; развить связную речь, творческие способности. 

Просмотр содержимого документа
«Проект в средней группе для детей с ОНР II-III уровня речевого развития. Тема «Зимующие птицы»»

ПРОЕКТ

для детей с ОНР II-III уровня речевого развития

Тема «Зимующие птицы»

СРЕДНЯЯ ГРУППА


Паспорт проекта


Тип проекта: познавательно-творческий.

Образовательные области: познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное развитие; физическое развитие.

По характеру контактов (степени охвата): дети, воспитатели, учитель-логопед и родители воспитанников средней группы.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: краткосрочный (1 неделя).


Актуальность. Дети имеют недостаточные представления о зимующих птицах, особенностях внешнего вида, условиях жизни, повадках. Затрудняются в составлении связного высказывания о предмете, так как не имеют достаточных знаний и словарного запаса, им требуется помощь взрослого в планировании рассказа. Также и проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Участие детей в проекте «Зимующие птицы» позволит обогатить знания и представления о птицах родного края, особенностях жизни в зимний период; развить связную речь, творческие способности. Очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Цель проекта: создать условия для формирования у детей познавательных и творческих способностей, ответственного, бережного, заботливого отношения к птицам. 

Задачи:

– закреплять знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;

– развивать у детей способность делать выводы, устанавливать причинно

следственные связи;

– обогащать и расширять словарный запас детей;

– пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

– способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников;

– привлечение воспитанников и родителей к оказанию помощи птицам в трудных зимних условиях;

– воспитывать заботливое отношение к пернатым.

Продукт проекта: рисунки, поделки, фотографии, кормушки, книжки-малышки «Зимующие птицы».

Итоговое мероприятие: акция «Птичья столовая», выставка книжки-малышки «Зимующие птицы».

Планируемые результаты:

– расширение кругозора детей о зимующих птицах;

– улучшение предметно-развивающей среды;

– развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной и речевой активности, коммуникативных навыков.

–  обогащение родительского опыта приёмами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

– активное участие воспитанников и родителей в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.


Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный.

– Обсуждение цели, задач с воспитателями, детьми и родителями.

– Создание необходимых условий для реализации проекта.

– Перспективное планирование проекта.

– Подбор необходимой литературы по данной теме.

II этап – основной (практический).

Внедрение в воспитательно-образовательный и коррекционный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний воспитанников о зимующих птицах.


Образовательная область

Непосредственно – образовательная деятельность

1

Социально – коммуникативное развитие

Просмотр слайдов по теме.

Дидактические игры:

  1. «Какие птицы прилетают к кормушке?»

  2. «Кто чем любит питаться?»

  3. «Кто как голос подает?»

  4. «Какой (какая) по счету?»

  5. «Угадай по описанию»

  6. «Четвертый лишний»

  7. «Найди по силуэту».

Сюжетно-ролевая игра:

«Птичья столовая».


Пальчиковые игры:

  1. «Кормушка»

  2. «Я зимой кормлю всех птиц»

  3. «Воробьи – воробушки»

  4. «Сорока»

  5. «Снегири»

Разрезные картинки «Зимующие птицы». (Развитие зрительного гнозиса и про­странственного праксиса.)


Настольно-печатные игры:

  • «Лото»

  • «Зимующие птицы»

Обучение правилам поведения в природе.

2

Художественно – эстетическое развитие

Прослушивание записей пения птиц.

Чтение художественной литературы:

«Воробей» В.Звягиной, «Зимние гости» Ю. Никонова, «Покормите птиц» А.Яшина, «Берегите птиц» Т. Евдошенко, «Про птиц» Н.Калининой;

Рисование:

«Как розовые яблоки на ветках снегири».

Аппликация:

  • «Снегири на ветках»

Изготовление птиц из ниток и пряжи.

3

Речевое развитие

Отгадывание загадок про зимующих птиц.

Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц (индивидуально).

Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Какие голоса подают птицы?», «Один-много», «Большой-маленький», «Сосчитай птиц», «Найди тень птиц?», «Кого не стало?», «Угадай по описанию».

Рассматривание картины «У кормушки». Беседа по ней.

Составление пересказа рассказа по тексту и сюжетной картине «Снегири».

4

Познавательное развитие

Наблюдение за птицами на прогулке: внешний вид, строение, питание, повадки.

Беседы:

– «Почему птиц стало меньше?»;

– «Синичка – гостья нашего двора»

– «Как птицы ведут себя зимой?» (по картине);

– «Скачет серый воробей»;

– «Кормушка. Наши пернатые соседи».

Проблемная ситуация: «Как люди могут помочь птицам?».


5

Физическое развитие

Подвижные игры:

 «Перелёт птиц», «Снегири», «Летает – не летает».

Дыхательная гимнастика

Упражнение «Птички».

Физкультминутки

«Снегири»;

«Прилетали птички»;

«Птицы».


III этап – заключительный.

– Оформление результата проекта.

– Организация и участие родителей в выставке «Книжки-малышки «Зимующие птицы»», в акции «Птичья столовая».


Методическое обеспечение


1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 4-6лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.

2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012 – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ).

3. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Средняя группа: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М. : ТЦ Сфера, 2008 – 208 с.

Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С.В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.

4. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

5. Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет.



Приложение № 1


Экологические сказки


Сказка 1. «Воробышек»

Жил-был маленький воробьишка. Когда пришла зима, ему труднее стало добывать себе пищу, потому что стало холодно и вся земля покрылась снегом. Воробьишка часто сидел в своём домике, прячась от холода, и ему очень хотелось кушать. Но ребята из детского садика сделали кормушки, в которые детишки постоянно подсыпали зёрнышки. Воробьишка узнал об этом и стал прилетать на кормушки кушать. Зима для него прошла незаметно.

Налимова Полина

Сказка 2. «Семейка Полли»

Жила была семейка простых серых воробьёв. Жили они в гнезде на самой большой сосне в дремучем лесу. Семейка Полли, так их называли лесные обитатели, состояла из мамы Полли, папы Полли и двух маленьких непоседливых воробышков, тоже Полли. Каждое утро мама и папа Полли улетали за червячками для своих детишек. Весь день воробышки ждали их. Под вечер мама и папа прилетали с едой и кормили своих деток. С наступлением ночи все дружно чистили клювы и перья и укладывались спать.

Так шли день за днём до наступления зимы. Воробьям-родителям стало трудно находить еду, они часто стали прилетать с пустыми клювами. Всем было холодно и голодно. Семейка Полли могла погибнуть. Но произошло чудо: как-то воскресным утром мимо их сосны пролетала сорока и увидела замерзающую семейку Полли. Воробышки прижимались к родителям и дрожали. Сороке стало жаль их, и она рассказала им о детском саде, в котором ребята своими руками сделали кормушки для птиц, о том, что дети каждый день насыпают туда корм и ждут крылатых гостей. Также сорока похвасталась, что она уже летала туда и может показать дорогу. И все вместе они полетели к детскому саду. Как же воробьи были рады видеть множество красивых кормушек с вкусной едой. Наевшись досыта, семейка Полли весело чирикала - это она благодарила ребятишек за то, что они не оставили их зимой в беде. Теперь им не страшна зима со своими морозами. Они точно знают: весна придёт!

Кузнецова Вика


Сказка 3. Сказка о зимующих и перелётных птицах


Отцвело, отзвенело птичьими голосами красное лето. Наступила осень. Козявки, букашечки подальше спрятались от холодов. Птенцы выросли и птицы собрались на совет. Как дальше жить?

Доктор лесной – дятел сказал: «У меня клюв крепкий да язык длинный – откуда угодно погубителей деревьев короедов вытащу. Без моего присмотра деревьям нельзя ни зимой, ни летом».

Сова сказала: «Я тоже не могу лететь в тёплые края. Мышей летом много развелось, а если зимой их не уничтожать, то они летом все грибочки и ягодки съедят».

Голубь сказал: «Я хочу остаться, так как привык к людям. На крышах домов тепло и там мои гнёзда. Не хочу бросать свой дом».

Воробей подумал: «Чик-чирик, прыг-скок. Мы воробьи шустрые, быстрые. Люди вешают зимой кормушки, кормят нас и других птиц. Думаю, голода мы испытывать не будем.

Эти птицы стали зимующими.

Остальные птицы – цапля, лебедь, чайка, журавль, утка улетели потому что вода зимой в реках и озёрах замерзает, а они водоплавающие.

Скворцы, ласточки, кукушка и другие птицы которые питались насекомыми, тоже улетели в тёплые края и стали перелётными.

Один грач долго думал, а когда на полях снег закрыл осыпанные зёрна, тоже решил улететь, но обещал вернуться первым.

С тех пор так и повелось: одни птицы улетели в тёплые края, где вода не замерзает и много рыбы и насекомых. Некоторые птицы остаются и кормятся зимой сами. А многие птицы остались на попечение людей воспитывать доброту и чуткость к пернатым друзьям.

Николаева Н. П.




Приложение № 2


БЕСЕДЫ

«Почему птиц стало меньше?»

Цель: Выяснить причину отлёта птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи – пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где ее много, формировать умение различать зимующих и перелётных птиц.

Наглядный материал: картинки с изображением птиц, модели, насекомых.

- Кто это?

- Какие они?

- Они живые?

- Чем они питаются?

(Все птицы любят есть жуков и мошек).

- А как зовут эту птичку (Показ картинок с изображением синицы)

- Чем она питается?

- Много ли сейчас насекомых?

- Зачем надо подкармливать птиц?

(Стало холодно, насекомых нет, будем подкармливать птиц крошками).

- Какие птицы улетают?

- Как их называют?

- Почему они улетают?

(Ласточки, жаворонки и соловьи улетели туда, где много тепла и насекомых).

- Почему синички, голубь, воробей, ворона остаются зимовать с нами?

- Так какие же птицы бывают?

«Синичка – гостья нашего двора»

Цель: формировать умение узнавать и называть синицу, расширять знания о зимующих птицах.

Наглядный материал:

Игровой персонаж мишка, модели, картинки с изображением синицы и жуков.

Воспитатель: Мишка говорит, что видел на дереве много жуков. Они большие и жёлтые, с черными головками. (Показать модели). Кто это?

Дети: Синичка.

Воспитатель: А Мишка говорит, что это жук – он жёлтый и у него есть крылья. Давайте докажем, что это синичка.

Дети: У жуков шесть лапок, а у синички – две, у жуков нет клюва, а у птиц есть. Синичка – это птица.

Воспитатель: Что есть у птиц? (дети отвечают с использованием моделей)

Какого цвета у синички пёрышки на грудке, головке, хвостике?

Чем она питается? (Когда нет насекомых, любит клевать сало).

Воспитатель. Так почему же синичка – птичка? (ответы детей).


«Как птицы ведут себя зимой?» (по картине)

Цель: уточнить и расширить знания о поведении птиц зимой.

Воспитатель задаёт вопросы детям:

- Что девочки положили в кормушку?

- Какие гости к ним прилетели?

- Почему прилетели птицы?

- Что за красные рубашки у снегирей?

- Какую птицу вы видите в первый раз?

- Могут ли птицы прожить без корма?

- Так почему же надо о них заботиться?



«Скачет серый воробей»

Цель: закрепить знания о птицах, их строении, образе жизни.

Наглядный материал: картинка, модель воробья, игровой персонаж Мишка.

Воспитатель: Отгадайте, дети, о ком я вам хочу рассказать: прыгает, летает, крошки собирает. Мишка говорит, что это кошка. Вы согласны с ним?

– А кошка умеет прыгать?

– А летать?

– Так про кого я рассказала?

Дети: Про воробья.

Воспитатель: Докажите Мишке, что это птица, а не кошка (дети отвечают с помощью моделей).

Дети: воробей – птица.

Воспитатель:

– Почему воробей – птица?

– Что есть у птицы? (показать модель)

– Какого цвета грудка?

– Чем покрыто тело?

– Какого цвета пёрышки?

– Какого цвета шапочка?

– Что это? (показать клюв)

– Какой клюв?

– Зачем он нужен?

– Что воробей клюёт?

– Зачем нужен хвост?

– Зачем воробью глазки?

– Кто у него враги?

– Могут ли птицы прожить без еды?

Становится холодно. Улетают птицы, которые едят только мошек, мух и гусениц. А воробей клюёт зерна и крошки, летит к домам, где живут люди, чтобы найти там какой-нибудь корм. Так кто же такой воробей? (ответы детей).


«Кормушка. Наши пернатые соседи»

Цель: подвести к понятию о том, что зимой птицам не хватает корма, их нужно подкармливать.

Наглядный материал: кормушки для птиц.

Воспитатель:

- Что это?

- Зачем нужна кормушка?

- Для кого они нужны?

Ребята, давайте помогать птицам, которые остались зимовать. Повесим кормушку, посыплем туда крошек, зёрен, положим каши, кусочек сала, зёрен и посмотрим, кто прилетит полакомиться.

- Что ест голубь, воробей, синичка?

- Так зачем подкармливать птиц зимой?

Давайте вспомним правила подкормки.


«Птицы - наши пернатые друзья» (по рассказу)

Цель: дополнить знания о птицах, помощи им зимой.

Наглядный материал: картинки с изображением птиц у кормушки

Худ. слово: В. Чаплина «Пернатые друзья»

Воспитатель читает детям рассказ, задаёт вопросы:

- Могут ли птицы находить себе корм?

- А почему же все птицы прилетают к нам?

- Кто первый прилетает к кормушке?

- Какие из птиц прилетают чаще всего? Почему?

- Почему в морозные дни птиц надо кормить чаще?

- Какую пользу приносят птицы людям.


«Помощь пернатым в зимнее время года»

Цель: уточнить знания о птицах и изменениях в их жизни зимой.

Худ.слово. Рассказ Л. Воронковой «Помощь птицам».

Воспитатель читает детям рассказ, задаёт вопросы:

- Куда вышли дети?

- Для кого они несли зерно?

- Куда они насыпали зерно? Зачем?

- Почему прилетели птицы?

- Кому насыпали семечки?

- Птицы были рады?

- Так почему же надо подкармливать птиц?