Тип проекта: познавательно – игровой.
Продолжительность: краткосрочный (с 7 по 10 ноября 2023 г.)
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Актуальность: Дошкольный возраст - самое благоприятное время для воспитания у ребенка основ двигательной культуры, закаливания, привычки к правильному питанию, соблюдению культурно-гигиенических норм, потребности получения положительных эмоций, т. е. основ здорового образа жизни.
С целью сохранения и укрепления здоровья детей, привлечения их внимания к игровым ситуациям, связанным со здоровьем, развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, создан проект «Я здоровым быть хочу».
Цель проекта: Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. Дать элементарные представления о здоровом образе жизни;
2. Воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.
3. Формировать активность и заинтересованность родителей по вопросам укрепления здоровья детей.
4. Привлекать родителей к участию в проекте.
Реализация проекта:
1 этап – подготовительный.
1.Постановка цели и задач, подбор наглядно-иллюстративного материала по теме.
2.Подборка игр, бесед, художественной литературы, песен, загадок в соответствии с возрастом детей.
3.Создание необходимых условий для реализации проекта.
4. Перспективное планирование проекта.
5.Выбор форм и основных мероприятий с детьми и родителями.
2 этап – основной (практический).
Работа с детьми: игры, упражнения; чтение стихов и рассказов, сказок; проведение бесед.
Беседы: «Правила личной гигиены», «Полезные продукты: фрукты и овощи»
Цель: дать элементарные представления, как нужно заботиться о своём здоровье (питание, режим дня, занятия спортом, закаливание)
Рассматривание картинок, иллюстраций:
- «Правила личной гигиены»
- «Занимаемся физкультурой»
- Иллюстрации с изображением профессии врача.
Чтение художественной литературы:
- К.Чуковский («Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе»);
- А. Барто «Девочка чумазая»
Закаливающие процедуры: хождение по массажным коврикам, бодрящая гимнастика, прогулки на свежем воздухе, воздушные ванны.
Гимнастика после сна «Мы хотим быть здоровыми»
Пальчиковая гимнастика: «У меня есть голова», «Вкусные овощи», «Шарик»
Дыхательные упражнения: «Султанчики», «Летят бабочки», «Надуй шарик», «Самолёты»
Подвижные игры: «По ровненькой дорожке», «Попади в цель», «Воробышки и автомобиль», «Паровоз», «Догони меня», «Карусель»
Совместная и самостоятельная деятельность: проведение совместных дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр, самостоятельная двигательная активность, проведение различного вида гимнастик, художественно - изобразительное творчество.
Сюжетно-ролевая игра:
- «Доктор Айболит»,
- «Собираемся на прогулку»
Дидактические игры и упражнения, направленные на привитие культурно-гигиенических навыков, здорового образа жизни:
- «Оденем куклу на прогулку»;
- «Накормим куклу»;
- «Вымой руки»;
- «Я скажу, а ты покажи»
Работа с родителями: проведение индивидуальных консультаций, папки-передвижки, брошюры-памятки.
1.Консультация «Режим дня и его значение для здоровья ребенка».
2.Консультация «Здоровый образ жизни семьи».
3.Папка-передвижка «Как сохранить здоровье осенью».
4. Памятка «В каких продуктах живут витамины.»
3 этап – заключительный.
Оформление фотоотчёта по теме проекта.
Предполагаемый результат.
- У детей сформированы элементарные знания о здоровом образе жизни.
- Сформированы культурно-гигиенические навыки, знают элементарные правила личной гигиены.
- Сформируется активность и заинтересованность родителей по вопросам укрепления здоровья детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Беседа: «Правила личной гигиены».
Цель: формировать представление о гигиене – основе безопасности жизнедеятельности.
Интеграция образовательных областей
« Познавательное развитие»
1) Развивать умение самостоятельно определять необходимость мытья рук
2) Развивать речевую активность
3) Прививать навыки бережного отношения к своему здоровью
Планируемый результат
Сформировать представление о личной гигиене
Предварительная работа
Чтение Чуковского «Мойдодыр», беседа о личной гигиене, рассматривание иллюстраций; заучивание отрывков стихов.
Средства
Словестный : обьяснение, беседа, вопросы
Наглядный:
Рассматривание иллюстрации
Индивидуальный-дифференцированный подход
Задавать наводящие вопросы
Ход беседы
Вос-ль. Ребята мы сегодня поговорим о соблюдение личной гигиены.
Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Какие правила гигиены надо
соблюдать?
Дети. Надо умываться ,чистить зубы, мыть руки, быть опрятным, расчёсываться.
Стук в дверь.
Заходят гости Принцесса «Чистюля», «Зубная Щетка», «Расческа»
Принцесса: Здравствуйте, ребята меня зовут Принцесса «чистюля», а это мои верные спутники расческа и зубная щетка.
Принцесса «Чистюля» читает стихотворение:
Дорогие мои дети
Нужно мыться непременно
Утром, днем, и вечером
Все равно какой водой
Кипяченой, ключевой
Или просто дождевой
Тритесь губкой и мочалкой
Потерпите - не беда!
И чернила, и варенье
Смоют мыло и вода
Мойтесь чище, мойтесь чаще
Я грязнуль не выношу,
И сама я моюсь часто
Потому что я Принцесса «Чистюля»
Принцесса: Ребята, а среди Вас есть грязнули тот кто не моет руки,не чистит зубы, всегда не опрятно выглядит?
Дети: Нет
Вос-ль: Нет Принцесса у нас ребята аккуратные, соблюдают правила гигиены.
Принцесса: Ребята, когда у Вас растрепались волосы, что Вы делаете?
Дети: Мы берем расческу и расчесываем волосы.
Принцесса: Правильно, моя спутница «Расческа» прочитает сейчас стихотворение.
Расчёска: Распрекрасно две сестрички!
Ах, как мило, погляди!
Слева, справа – по косичке,
Челка вьется впереди…
Ежик сделаю Сережке
Светку гладко причешу;
Как приятно быть расческой!
А неряхам не служу
Принцесса: Ребята, а когда у Вас грязные зубки, что вы делаете?
Дети: Мы берем зубную щетку, зубную пасту и чистим зубы.
Принцесса: Правильно, моя спутница «Зубная щетка» Вам прочитает стихотворение.
Зубная щетка:
Меня упругой сделали
Чтоб зубы были белые
Чтоб стали как картинки
От ровненькой щетинки
Это я, зубная щетка
Белоснежная молодка
Вос-ль: Я сейчас Вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать.
Загадки: Ускользает, как живое, но не выпущу его я.
Белой пеной пенится, руки мыть не ленится(мыло)
Ам, где губка не осилит,
Не домоет, не домылит,
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю. ( мочалка )
Вафельное и полосатое,
Ворсистое и мохнатое,
Всегда под рукою-
Что это такое? (полотенце )
Принцесса: Молодцы, мы рады, что Вы знаете все о личной гигиене, вот и пришло время прощаться. До свидание! (гости уходят)
Рефлексия: О чём мы сегодня говорили
Дети: О правилах личной гигиены
Вос-ль: Вот и наша беседа подошла к концу, вы сегодня узнали, что такое правила личной гигиены. Молодцы.
Беседа «Полезные фрукты и овощи»
Воспитатель:
Вчера Кукла – мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Её дети их очень любят. Витамины вкусные, красивые.
- А вы, ребята, пробовали витамины?
- Витамины бывают не только в таблетках.
- А в каких продуктах есть витамины?
Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.
А сейчас послушайте в каких продуктах они содержатся и для чего нужны.
Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).
Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы мне будете говорить, что на них изображено, и мы с вами узнаем в чем же содержится большое количество витаминов!
( Показываю по очереди изображение овощей и фруктов, а дети называют не только само название , но и отвечают на вопросы: какой (цвет, форма, вкус)),
Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;
Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;
Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;
Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;
Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;
Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий.
И так далее.
Физминутка «Садовник»
Мы вчера в саду гуляли, Идут по кругу, взявшись за руки.
Мы смородину сажали. «Выкапывают» яму и «сажают» в нее куст.
Яблони белили мы известью, белилами. Движения правой рукой вверх, вниз.
Починили мы забор, «Ударяют» молотком.
Завели мы разговор: В круг выходит один ребенок.
– Ты скажи, садовник наш,
Что ты нам в награду дашь?
- Дам в награду слив лиловых, Загибают по одному пальцу.
Груш медовых, самых крупных,
Спелых яблок, вишен целый килограмм.
Вот что вам в награду дам!
Воспитатель: Ой,. К нам кто-то идет! Кто это ребята? (Открывается дверь , в гости к ребятам пришла кукла Аленка).
Кукла Аленка: Ребята, здравствуйте! Я слышала, что вы часто болеете? А вот я нет! А знаете почему? Вот послушайте!
Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, Б, С.
Очень важно спозаранку,
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.
Помни истину простую
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пьёт.
От простуды и ангины помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон
Хоть и очень кислый он.
Игра :»Правильно-неправильно!»
Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!»
- А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.
1.Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь очень строен и высок.
2.Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить
Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.
3.Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.
4.Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.
И Сереже и Ирине всем полезны витамины.
5.Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.
6.Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.
- Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.