Проект «Веселое лето»
формирование познавательного развития
и физического воспитания детей в летний период
Продолжительность проекта: 2 месяца (июнь, август).
Тип проекта: познавательно-творческий, оздоровительный.
Участники проекта: дети от 1,5 до 2,5 лет, педагоги.
Вид проекта: межгрупповой, индивидуально-подгрупповой.
Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и тепло.
По дорожке прямиком
Ходят ножки босиком.
Актуальность
Лето – это самое благоприятное время для укрепления здоровья детей. В летний период дети проводят больше времени на воздухе, чем в помещении. Очень важно, чтобы жизнь детей младшего дошкольного возраста, была содержательной, интересной и познавательной.
Пребывание на свежем воздухе, дает ребенку значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития и повышения иммунитета.
Работа по проекту «Веселое лето», запланирована и организована таким образом, основная детская деятельность проходила на открытом воздухе: наблюдения, беседы, подвижные игры, игры-эксперименты с песком, водой, прогулки, спортивные и музыкальные развлечения, закаливающие процедуры.
Данный проект позволит реализовать систему мероприятий в летний период, направленный на оздоровление, физическое воспитание и познавательное развитие; у детей обогатятся знания новыми впечатлениями, развитию творческих способностей, формированию коммуникативных навыков.
Цель: формирование познавательного развития и физического воспитания детей в летний период.
Задачи проекта:
Оздоровительные:
- формировать у детей потребность к здоровому образу жизни;
-расширять представление детей о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур;
- создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепления здоровья детей через использование природных факторов: воздуха, солнца, воды;
-формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности;
- развивать двигательные умения и навыки и детей, способствующие укреплению здоровья.
Образовательные:
- формировать у детей умения слушать и понимать художественное слово;
-развивать наблюдательность, способность к творчеству, представления об окружающем мире,
- развивать произвольную память и внимание, мышление, речевую активность;
Развивающие:
-расширять знания детей о сезонных изменениях в природе;
-развивать познавательный интерес, формировать навыки экспериментирования (опыты с водой, песком, камешками);
- развивать у детей сенсорные представления;
Воспитательные:
- воспитывать интерес и бережное отношение к природе;
-прививать детям культуру безопасного поведения.
Проект «Веселое лето!» разработан с учетом реализации интеграции образовательных областей: «Социально-коммуникативое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Формы и методы работы:
-Словесные методы: беседы, чтение стихов, сказок, рассказов, скороговорок на тему лето;
-Наглядные методы: наблюдение на участке за живой и неживой природой; рассматривание иллюстраций, картин, просмотр мультфильмов по темам проекта;
-Практические методы: творческая деятельность детей, подвижные игры, опыты, развлечения;
Ожидаемый результат:
Для детей:
-Сформируется потребность здорового образа жизни воспитанников;
-Снизится уровень заболеваемости и повысится потребность к двигательной активности;
-Дети приобретут новые знания и впечатления об окружающем мире.
Для педагогов:
-Повысится компетентность педагога по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
Содержание работы по проекту «Веселое лето»
План реализации.
1 этап – подготовительный.
- Разработка проекта;
- Подбор литературы;
- Разработка методических пособий, дидактического материала, сюжетных,
пальчиковых, подвижных игр;
- Подготовка и изготовление оборудования, материалов, игрушек, атрибутов.
Комплексы утренней гимнастики на летний период:
«Мы проснулись-улыбнулись», «Наши ножки ходят по дорожке», «Мишка по лесу идет», «Птички», «Зайки», «Просыпаются котята», «Спортивная прогулка», «Лесные жители», «Веселый огород», «Вместе с солнышком встаем».
2 этап- основной «Тематические недели».
июль
1 неделя «По тропинкам в гости к лету»
- Игры в песочнице «Куличики для куклы Маши»;
- «Мы рисуем на песке»;
- Опыты с водой, с песком «Тонет, не тонет»;
- Развлечение «Найди клад»;
- Подвижные игры: «Не разлей воду», «Кто быстрей»
- чтение сказок, беседа, рассматривание иллюстраций:
«Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок».
2 неделя «Что нам лето подарило»
- Рисование «Рисунки на асфальте».
- Отгадывание загадок, чтение потешек, стихотворений о временах года, о явлениях природы.
-Беседы, наблюдения: «Какого цвета лето»;
-Подвижные игры: «Дождик, дождик», «Ручеек», «Карусели»;
-Развлечение «В гости к солнышку»,
-Пальчиковая гимнастика «Насекомые», «Улитка рогатая…», «Паучок», «Бабочка», «Колокольчики», «Дождик», «Жук»;
- прослушивание аудиозаписи «Голоса леса»;
- отгадывание загадок о природе, чтение художественной литературы,
рассматривание картинок на тему: «Ягоды», «Грибы», «Деревья».
3 неделя «Летние забавы»
- Музыкальная зарядка «Погремушечка, играй»
-Дыхательные упражнения «Перышко», «Одуванчик»
-Речевые физкультминутки
-«Скок – поскок» (игры – забавы)
-Развлечение,
-Чтение потешек, беседы, рассматривание иллюстраций : «Как у наших у ворот», «Еду, еду к бабе к деду», «На птичьем дворе», «Как у нашего кота».
4 неделя «Воздушные путешествия»
- Беседы с использованием иллюстраций, дидактических пособий.
- Наблюдение «На что похожи облака?», «Куда дует ветер?»
-Пальчиковые игры «Тучки, прочь»,
- Игра «Пускание корабликов», «Ветер, ветерок»;
- Развлечение «Путешествие на воздушном шаре»;
- Опытно-экспериментальная деятельность «Что в пакете?», «Игра с соломинкой», «Игры с воздушными шариками и соломинкой», «выдувание мыльных пузырей»;
Подвижные игры: «Бегите ко мне», «Солнышко и дождик»,
- беседы на темы «Осторожно растения», «В гостях у Светофорика», стихи, загадки;
- рисование «Ягоды в траве»;
- лепка «Что в лесу растёт?».
Август
1неделя - 2 неделя «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»
- Утренняя гимнастика «Вместе с солнышком встаем»;
- тематическая беседа «Здравствуй доктор Айболит»;
- чтение произведений, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов «Мойдодыр», «Айболит» К.И.Чуковского;
- сюжетно-ролевые игры «Лечим кукол и зверей». Пополнение уголка «Больница»;
- Спортивные развлечения «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»,
«Малыши в гостях у Бабы Яги»
- Подвижные игры с мячом «Мой весёлый, звонкий мяч»,
- Дидактические и настольные игры: «Назови сказку», «Чей домик?»,
театрализованные игры по сказкам,
- беседы о насекомых, наблюдения на тему «Муравей и его друзья» ;
- целевые прогулки по территории детского дома ;
-Лепка «Гусеница на цветочной полянке ».
- подвижные игры «Пчелки», «Найди свой цветок»; «Догони бабочку», «Кто быстрее соберет».
3 неделя «Мир цветов»
- Беседы с использованием иллюстраций, дидактических пособий,
загадок.
- Рассматривание картин, иллюстрации;
- Дыхательная гимнастика «В цветнике»;
- Пальчиковые игры «Вырос высокий цветок на поляне», «Распускаются цветы»;
- Прогулка к клумбе «Цветочная поляна»,
Хороводные игры: «Мыши водят хоровод», «Колпачок», «Ходит Ваня»;
Подвижные игры: «Крица и цыплята», «Пес Барбос», «Гуси и волк»;
Развлечение «В гостях у бабушки».
4 неделя «До свидания лето!»
Пальчиковая гимнастика: «Пальчики в лесу», «Солнышко яркое в небе сияло…», «Два маленьких кузнечика» , «Выросла малинка» , «Солнышко-ведрышко»;
-Изобразительная деятельность «Укрась дерево…»,
- Развлечение «Дорожная азбука для малышей»;
- Дидактические игры: «На чем поедешь», «Собери машинку»;
- Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Хитрая лиса», «Машины едут-едут - стоп».
Игра «Съедобный не съедобный»
Развлечение: «До свидания Лето!»
Выставка детского творчества.
Использованная литература
1. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» -М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
2. Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности в первой младшей группе» - М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.
3. Глазырина Л.Д. «Физическая культура – дошкольникам». Младший возраст – М.: Владос, 2001. – 272 с.
4. «Детские частушки, шутки, прибаутки» / под ред. Бахметьевой Т.И., Соколовой Г.Т. – Ярославль, 2004. – 224 с.
5. Лаптева Г.В. «Развивающие прогулки для детей 2-3 лет» - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 176 с.
6. Затулина Г.Я. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - М.: Центр педагогического образования, 2007. – 144 с.
7. Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада» - М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 48 с.
8. Соколова Ю.А. «игры с пальчиками» - М.: Эксмо, 2005. – 48 с.
9. Харченко Т.Е. «Утренняя гимнастика в детском саду для детей 2-3 лет» - М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 64 с.
10. Янушко Е.А. « Рисование с детьми раннего возраста 1-3 года» - М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 64 с.
11. Янушко Е.А. 2Лепка с детьми раннего возраста 1-3 года» -М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 80 с.