СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Влияние физических упражнений на здоровье человека".

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Влияние физических упражнений на здоровье человека".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

Средняя общеобразовательная школа №2 им. И.Г.Петровского г.Севска













Индивидуальный проект

Тема: Влияние физических упражнений на здоровье человека















Выполнил:

ученик 10 класса

Асютин Владислав Иванович


Руководитель проекта: Карасёва А.А





Работа допущена к защите «_____» _______________ 2021 г.


Подпись руководителя проекта __________________ (__________________)




Севск 2021 г.



Оглавление

Введение 3

Глава 1. Анализ литературных источников по теме исследования 7

1. Влияние движения на системы и органы 7

2. Воздействие спорта на растущий организм 9

3. Гиподинамия 10

Глава 2.  Социологическое исследование отношения людей к спорту и своему здоровью. 12

Обоснование проблемы исследования: 12

4. Популяризация спорта 14

Заключение 15

Список используемой литературы 16































Введение



Высокая физическая работоспособность зависит от хорошего состояния здоровья и является необходимым условием сохранения профессиональной активности. Но в условиях развития технического прогресса с появлением компьютеров, смартфонов и прочих «девайсов», облегчающих труд и повседневную жизнь человека, физическая активность людей резко сократилась по сравнению даже с ближайшим прошлым десятилетием. Это ведёт к постепенному снижению функциональных способностей человека, ослаблению его скелетно-мышечного аппарата, изменениям в работе внутренних органов — изменениях, к сожалению, в худшую сторону. Недостаток движения и энергозатрат приводит к сбоям в работе всех систем (мышечной, сосудистой, сердечной, дыхательной) и организма в целом, способствуя возникновению различных заболеваний.

Вот почему столь важным оказывается влияние спорта на здоровье человека. Физкультура и спорт иногда становятся единственными доступными человеку формами двигательной активности, с помощью которых удовлетворяется природная потребность человека к движению и нагрузкам.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

На основании данных медицинских осмотров, проведенных на учащихся школы, на основании данных научной литературы я считаю, необходимо пропагандировать среди подростков значение здорового образа жизни в целом и значение физических упражнений в частности.


Актуальность выбранной мною темы также заключается и в том, что, к сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятия физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно.

В настоящее время обучения в школе, приготовление уроков дома увеличивают нагрузку на организм ребенка, дети совсем мало бывают на воздухе, а выходные дни проводят у телевизора, компьютера или играют в малоподвижные «сидячие» и компьютерные игры. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности, и увеличиваются статические напряжения. Дети, дополнительно занимающиеся музыкой, живописью, свободное время которых сокращено, а статический компонент увеличен, имеют более низкий уровень двигательной активности. Кроме того, возникает необходимость усвоения и переработки информации, а, следовательно, напряжение зрительного аппарата (чтение, письмо, рисование). Недостаточная двигательная активность школьников в повседневной жизни неблагоприятно сказываются на состоянии их здоровья.

Большие умственные и статистические нагрузки в школе отсутствие дополнительной двигательной активности, малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, приводят к тому, что у большинства школьников ухудшается зрение, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, нарушается обмен веществ, уменьшается сопротивляемость организма к различным заболеваниям, что приводит к ухудшению состояния их здоровья.

Как же сохранить своё здоровье, добиться высокой работоспособности, профессионального долголетия?

Наиболее оправданный путь увеличения адаптационных возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой, общественно важной деятельности – занятия физической культурой и спортом.

Сегодня мы вряд ли найдём образованного человека, который отрицал бы великую роль физической культуры и спорта в современном обществе. В спортивных клубах, независимо от возраста, занимаются физической культурой миллионы людей. Спортивные достижения для подавляющего большинства из них перестали быть самоцелью. Физические тренировки «становятся катализатором жизненной активности, инструментом прорыва в область интеллектуального потенциала и долголетия». Технический прогресс, освобождая работников от изнурительных затрат ручного труда, не освободил их от необходимости физической подготовки и профессиональной деятельности, но изменил задачи этой подготовки.

В наши дни все больше видов трудовой деятельности. Вместо грубых физических усилий требуют точно рассчитанных и точно скоординированных мышечных усилий. Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к психологическим возможностям человека, сенсорным возможностям и некоторым другим физическим качествам. Особенно высокие требования предъявляются представителям технических профессий, деятельность которых требует повышенного уровня общей физической подготовленности. Одним из главных условий является высокий уровень общей работоспособности, гармоничное развитие профессиональных, физических качеств. Выделяются четыре основных двигательных качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость. Каждому из этих качеств человека присущи свои структуры и особенности, которые в целом характеризуют его физические способности.

Объект исследования: учащиеся школы и взрослые в возрасте от 26 лет до 45.

Цель исследования: заставить задуматься учащихся о своём здоровье, о здоровом образе жизни. Разработать и осуществить комплексы физических упражнений, укрепляющих организм школьника.

Задачи исследования:

1.Познакомиться с литературой по данному вопросу.

2.Пропагандировать знания о необходимости занятий физкультурой и спортом.

Методы исследования:

  • Описательный

  • Поисковый

  • Статистический

  • Cравнительный.

Основы здорового образа жизни школьников.

Неправильно организованный труд школьников может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет налаживание рационального образа жизни.



Глава 1. Анализ литературных источников по теме исследования 1. Влияние движения на системы и органы

Движение — это жизнь.

Организм человека принципиально рассчитан на постоянное движение. Именно поэтому движение рассматривается как основной признак жизни, как стержень всей жизнедеятельности и поведения человека, как формирующее начало в его развитии. Существует крылатое выражение И.А. Аршавского: «Человек, двигаясь и развиваясь, сам заводит часы своей жизни».

Развитие, обретаемое в движении, касается не только двигательного аппарата (мышц, костей). Движения способствуют и развитию всех областей головного мозга, влияют на развитие умственных способностей ребенка.

Итак, спорт полезен для здоровья по следующим причинам:

  • У крепляется опорно-двигательный аппарат: увеличивается объём и силовые показатели мускулов, кости скелета становятся более устойчивыми к нагрузкам.

В процессе тренировок в тренажёрном зале или при занятиях бегом, плаванием, велоспортом улучшается кислородное питание мышц, включаются в работу кровеносные капилляры, которые в покое не задействованы — больше того, образуются новые кровеносные сосуды. Под влиянием регулярных тренировок изменяется химический состав мышечных тканей: в них увеличивается содержание энергетических веществ, что приводит к интенсивным обменным процессам, синтезу протеинов и образованию новых мускульных клеток. Систематические занятия спортом препятствует развитию таких заболеваний органов опоры и движения, как грыжи межпозвоночных дисков, артроз, атеросклероз, остеопороз.

  • Укрепляется и развивается нервная система. Это происходит за счёт увеличения ловкости, быстроты и улучшения координации движений. Занятия спортом способствуют постоянному формированию новых условных рефлексов, которые закрепляются и складываются в последовательные ряды. Организм обретает способность приспосабливаться к более сложным нагрузкам и совершать упражнения более эффективным и экономным образом для достижения нужных результатов. Скорость нервных процессов увеличивается: мозг учится быстрее реагировать на раздражители и принимать верные решения.

  • Улучшается работа сердца и сосудов. Влияние спорта на организм человека делает сердце и сосуды более выносливыми. Тренировки заставляют все органы работать в интенсивном режиме. Мышцы при нагрузках нуждаются в повышенном кровоснабжении, что заставляет сосуды и сердце перекачивать больший объём насыщенной кислородом крови за единицу времени. В покое сердце выталкивает в аорту примерно 5 л крови за одну минуту: при тренингах это количество увеличивается до 10 и 20 л. Сердце и сосуды у занимающегося спортом человека быстро привыкают к нагрузкам и так же быстро восстанавливаются после них.

  • Улучшается работа органов дыхания. При физических нагрузках ввиду увеличения потребности тканей и органов в кислороде, дыхание становится более глубоким и интенсивным. Количество воздуха, проходящего через органы дыхания за минуту, увеличивается с 8 л в состоянии покоя до 100 л при беге, плавании, занятиях в тренажёрном зале. Увеличивается и жизненная ёмкость лёгких.

  • Повышаются иммунитет и улучшается состав крови. У регулярно тренирующихся людей количество эритроцитов увеличивает с 5 млн в одном кубическом мм до 6 млн. Повышается также уровень лимфоцитов (белых телец крови), задача которых — нейтрализация вредоносных факторов, поступающих в организм. Это прямое доказательство того, что спорт укрепляет защитные силы — способность противостоять неблагоприятным условиям среды. Физически активные люди болеют реже, и если подвергаются агрессии бактерий или вирусов, то справляются с нею гораздо быстрее.

  • Улучшается метаболизм. Тренированный организм лучше регулирует содержание сахара и прочих веществ в крови.

  • Меняется отношение к жизни. Физически активные люди более жизнерадостны, менее подвержены резким сменам настроения, раздражительности, депрессиям и неврозам.


2. Воздействие спорта на растущий организм

О том, как связаны спорт и здоровье детей, свидетельствует медицинская статистика. По сведениям врачей, 70% часто болеющих детей и подростков не занимаются спортом и часто пропускают уроки физкультуры. Умственные нагрузки в школе, постоянное сидение за компьютером или перед телевизором дома ведут к тому, что организм не получает физической разрядки.

Это способствует функциональным нарушениям и превращает школьников или студентов в «молодых старичков», подверженных самым различным заболеваниям, которые ранее чаще диагностировались у людей более старшего возраста (патологии костной системы, сосудистые и сердечные недуги).

Влияние занятий физкультурой и спортом на организм школьников и студентов вузов неоценимо — именно молодым и растущим людям необходимы постоянные нагрузки и движение. Малоподвижный образ жизни современных детей вызывает крайнюю озабоченность у врачей и педагогов.


3. Гиподинамия

К числу факторов риска, представляющих серьезную опасность для здоровья человека, относится малая двигательная активность, именуемая гипокинезией, которой поражены очень многие люди. Про таких людей обычно говорят: на работе образ жизни сидячий, дома — лежачий.

В наше время большинство людей малоподвижны. Они ходят пешком только от автостоянки или автобусной остановки до своего учреждения, от рабочего стола до буфета. На протяжении миллионов лет эволюции организм человека был приспособлен к интенсивной мышечной деятельности. Резко изменившиеся условия жизни в высокоразвитых странах привели к тому, что этот абсолютно необходимый организму фактор в последнее время стал фактически сходить на нет.

Как указывает К. Купер, в течение многих тысячелетий человек формировал себя в физической работе. Сейчас с драматической внезапностью ломается модель, созданная эволюцией.

Многие ученые справедливо считают, что одним из факторов, способствующих высокой заболеваемости сердечно-сосудистыми болезнями, является не тренированность человеческого организма, утрата им приспособленности к интенсивным физическим нагрузкам.

Функциональные нарушения, обусловленные повседневным снижением уровня мышечной деятельности, представляют собой болезненное физическое состояние. Для гипокинетической болезни характерно повышение нервно- мышечного напряжения в покое, увеличение массы тела, учащение сердечного ритма, снижение адренокортикального резерва, силы и растяжимости мышц, уменьшение жизненной емкости легких, снижение работоспособности и раннее старение организма человека.

Гипокинезия быстро разрушает организм, вызывает тяжелые изменения в ряде внутренних органов, часто сочетаясь с избыточным весом (ожирением). Гипокинезия — одна из основных причин развития желчекаменной и мочекаменной болезни, атонии кишечника (запоров), геморроя и аденомы предстательной железы.

Малая подвижность, избыточное питание и вредные привычки в современном обществе привели к росту частоты таких заболеваний, как атеросклероз, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, создав предпосылки к сокращению потенциала жизни в связи со снижением его физических возможностей.

На сегодня в нашей стране более половины населения страдает заболеваниями сердечнососудистой системы.
















Глава 2.  Социологическое исследование отношения людей к спорту и своему здоровью.



В рамках проектно-исследовательской работы мною проведено социологическое исследование об отношении людей к спорту и физическим упражнениям. Данное исследование направлено на изучение отношения подростковой молодежи и взрослых к здоровому образу жизни, а также об отношении к спорту и желании заниматься физической культурой и спортом.

Полученные сведения позволили мне выявить направления и пути преодоления гиподинамии среди людей различного возраста.

Обоснование проблемы исследования:

В рамках здорового образа жизни и профилактики заболеваний, связанных с малоподвижным образом жизни и выявления причин, влияющих на здоровье человека, было проведено данное исследование.

В исследовании участвовало 40 респондентов, в возрасте от 16 до 45 лет.

1.Что такое, на Ваш взгляд, «здоровый образ жизни» (по ранжированию)?


Респонденты

Возраста 16-25 лет


Респонденты

Возраста 26-45 лет


Занятие спортом

14

18

Вести осмысленную жизнь

5

4

Не пить алкоголь

9

6

Не курить

9

12

Не употреблять наркотики

5

5

Полноценно и правильно питаться

7

8

Другое

7

8


2. Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?


Респонденты

Возраста 16-25 лет


Респонденты

Возраста 26-45 лет


Да

10

12

Частично

8

7

Это проблема меня пока не волнует

2

1

Нет

0

0


3. Занимаетесь ли Вы спортом?


Респонденты

Возраста 16-25 лет


Респонденты

Возраста 26-45 лет


Да

13

11

Нет

9

7



По первому вопросу большинство респондентов считают «здоровым образом жизни» прежде всего:

- занятие спортом;

- не пить;

- не курить;

- полноценно и правильно питаться

- не употреблять наркотики и.т.д.

По второму вопросу и те и другие, считают, что необходимо придерживаться принципов здорового образа жизни.

Из этого можно сделать вывод, что люди более старшего возраста, более осознано подходят к своему здоровью и следят за ним. Но необходимо следить за своим здоровьем с более раннего возраста, в целях профилактики заболеваний.

4. Популяризация спорта

Проблема физической культуры и спорта призвана сегодня рассматриваться как одна из приоритетных, имеющая жизненно важное значение. Это обусловлено объективными процессами.

Научно-технический прогресс, порождающий дефицит двигательной активности человека, решительно требует выработки механизма восполнения этого дефицита, угрожающего здоровью, благополучию и самой жизни миллионов людей. А восполнение этого дефицита может дать только физическая культура как одно из наиболее эффективных и общедоступных средств воспитания, укрепления здоровья, сохранения общей и творческой работоспособности и долголетия.

Мода на здоровый образ жизни началась еще в конце 90-х годов, именно тогда началась массовая продажа спортивных тренажеров и открылось много современных спорткомплексов и фитнес-центров.

В нашем городе Прохладном, также есть спортивные заведения, в которых можно заниматься спортом, это четыре фитнес клуба, одна спортивная школа и множество различных секций, плавательный бассейн в г. Майском.

Однако, некоторые люди хотят не только, чтобы их мышцы находились в тонусе на занятиях в спортивном зале, но и, следуя своему «инстинкту охотника и воина», любят иногда выбраться на природу для того, чтобы поохотиться на разную дичь, охота и рыбалка - это тоже своеобразный вид спорта.



Заключение

Для человека, который ведет здоровый образ жизни, наличие интересного хобби является сильной поддержкой для психического здоровья, а также сохранения гармонии с окружающим миром. Отсюда можно сделать вывод о том, что влияние физических упражнений очень многообразно. Оно хорошо сказывается на работе практически всех органов, а также систем организма человека. Однако самым важным действием считается влияние на сердечно-сосудистую систему. Поэтому, ведя здоровый образ жизни, правильно питаясь и делая различные физические упражнения, мы тем самым продлеваем свою жизнь.

Результат проведенных мною исследований показывает большое значение регулярных занятий физическими упражнениями на организм и здоровье подростков.

У ребят, которые регулярно занимаются спортом наблюдается высокая работоспособность на уроках, большая активность, меньшая утомляемость, чем у тех ребят, которые совсем не занимаются физическими упражнениями. Особенно полезными для подростков являются занятия плавание в бассейне - за все время наблюдения у этих детей не наблюдается простудных заболеваний.

Мои наблюдения показали, что занятия физическими упражнениями вызывают положительные эмоции и бодрость. Многие из ребят и взрослых, кто приступил к занятиям, отметили улучшение работы пищеварительной  и кровеносной систем.  Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде, поэтому увеличивается «жизненная ёмкость» лёгких, возрастает сопротивляемость организма к вирусным инфекциям. При правильном распределении физических упражнений происходит гармоничное развитие всех отделов ЦНС. Также после занятий физическими упражнениями все отмечают улучшение настроения



Список используемой литературы



1. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа - вуз»: автореф. докт. дис., Барнаул, 2004. - 48 с.

2. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. - М.: ФК и С., 2005. - 176 с.

3. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. - М.: ФК и С, перераб., доп. изд-е, 2001 - .63 с.

4. Айзман Р.Ц. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования, 2005,27 с.

5. Баладанов О.Ю., Козловский И.З., Бахтинов О.П. Актуальные проблемы сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников. // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь: Изд - во СГУ, 2002. - с. 172 - 174.

6. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры, 2002, №4, - C.2 - 7.

7. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М., 2002,207 с.

8. Быховская И.М., Лубышева Л.И. Столяров В.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физической культуры. -2005. - №5. - С. 11 - 15.

9. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 2003, 269 с.

10. Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота / Под ред. Петленко В.П. СПб, 1997, Т.5.



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя