СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Влияние витаминов на жизнь человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный проект по биологии на тему "Роль витаминов в жизни человека".

Просмотр содержимого документа
«Проект Влияние витаминов на жизнь человека»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Краснозерского района Новосибирской области

Орехологовская средняя общеобразовательная школа









ПРОЕКТ

на тему «Роль витаминов в жизни человека»

(биология)



Ученицы 8 класса

Ф.И.О. Бабенко Екатерины Андреевны





Руководитель проекта: учитель биологии Ф.И.О. Волкова Олеся Геннадьевна









с. Орехов Лог

2022 г.

Введение ……………………………………………………………….3

1. Глава 1. Влияние витаминов на здоровье человека…….................4

1.1. Понятие «Витамины»…………………………………………..4

1.2. Краткая история открытия витаминов………………………...4

2. Глава 2. Классификация витаминов....................................................7

2.1. Синтетические витамины............................................................ 9

3. Глава 3. Потребность человека в витаминах......................................12

3.1. Витаминология ………………………………………………….13

4. Глава 4. Социологический опрос.........................................................15

4.1. Рекомендации……………………………………………………16

5. Глава 5. Выводы и заключение…………………….……...................17

Список источников и литературы……………………………………….18

Приложение 1……………………………………………………………..19

Приложение 2……………………………………………………………..19

Приложение 3……………………………………………………………..20













Введение

Тема моего проекта «Роль витаминов в жизни человека»

Проблема проекта: как влияют витамины на жизнь и здоровье людей?

Цель проекта: узнать о влиянии витаминов на здоровье человека.

Задачи проекта:

- Изучить понятие витамины,

- Познакомиться с группами витаминов,

- Изучить влияние витаминов на здоровье человека,

- Выяснить в каких продуктах содержатся,

- Провести социологическое исследование, касающееся правил здорового питания.

Методы исследования: сбор и анализ информации, анкетирование, опрос, работа со статистическими данными

Каждый человек хочет быть здоровым. Один из важнейших элементов здоровья - это питание. Витамины играют важную роль в продлении здоровой жизни и заменить их ничем нельзя. При отсутствии или недостатке витаминов в пище нарушается здоровье.

В те времена, когда люди не знали о существовании витаминов, невозможно было избавиться от многих заболеваний. В настоящее время виды и влияние витаминов на жизнь и здоровье людей изучены. Каждый из них уникален, обладает своими свойствами и влиянием на организм. О некоторых из них я расскажу в своей работе.





Глава 1. Влияние витаминов на здоровье человека

Любой человек желает быть здоровым. Ведь именно здоровье - это то богатство, которое не купишь ни за какие деньги. Человек сам разрушает или же укрепляет то, что дано ему природой. Питание - это важный элемент. Пища, которую мы едим, состоит из различных веществ, которые необходимы для нормальной работы всех наших органов, способствуют исцелению и укреплению организма. Витамины являются жизненно важными компонентами наряду с жирами, белками и углеводами. Все жизненные процессы, протекающие в организме, происходят при непосредственном участии витаминов. Поддержание иммунитета - одна из важнейших задач витаминов. Именно благодаря витаминам наш организм становится устойчив к болезням. Витамины являются частью нашей пищи.

1.1 Понятие витамины

Витамины (лат. vita — жизнь) — группа низкомолекулярных органических соединений, необходимых для нормального функционирования гетеротрофного организма. К витаминам не относят микроэлементы и незаменимые аминокислоты. 

Витамины - это разнообразные химические соединения, выполняющие важнейшие функции в организме человека, их недостаток вызывает различные заболевания. Основным источником витаминов для человека служит пища.

1.2 Краткая история открытия витаминов

Однако, совсем не многие знают о том, откуда берутся витамины, в каких продуктах какой витамин содержится, для чего он необходим, а также когда и как его принимать и в каком количестве. Без витаминов нормальная работа организма невозможна, важнейшую роль они играют и в продлении полноценной, здоровой жизни. Если в рационе недостаточно витаминов, то организм больше подвержен заболеваниям. (1) Было время, когда люди, не зная о существовании витаминов, не могли определить возникновение различных заболеваний. Не малое удивление было вызвано тем, что при достаточном, но однообразном рационе питания у людей появлялись болезни. Как правило, мореплавателей и путешественников поражала цинга. У них выпадали зубы, появлялись кровоподтеки на лице, сыпь, кровоточили десны, выпадали зубы, они чувствовали слабость, а также иногда возникали и кровоизлияния, бывало даже смертельные. В давние времена дети страдали заболеванием – рахит, при котором непрочными становились кости. Основная пища на Востоке – это рис. Наиболее распространенным заболеванием было «бери-бери», симптомами которого были боли в ногах и руках, изменение чувствительности, ослабление мышц, а также и возникновение паралича (приложение 2). В тех районах, где люди питались кукурузой, наблюдалось такое заболевание как пеллагра – воспаленная шелушащаяся кожа, психические расстройства. Выраженный дефицит витаминов, авитаминоз, - истинная причина всех этих болезней.

Лишь только в XX веке были определены структура и значение витаминов, но, исходя из жизненного опыта, люди стали противодействовать авитаминозу задолго до этого. На востоке в Северной Америке на берег острова Ньюфаундленд в 1535 году были вынуждены высадиться участники экспедиции Жака Картье. Из ста членов экипажа двадцать пять погибли от цинги за время плавания через Атлантику, остальные же тяжело болели. Спасение на берегу им принес индеец, который напоил умирающих отваром хвои. Именно так и узнали европейцы о действии витамина С (аскорбиновая кислота). Джеймс Линд, врач британского флота, сделал вывод, что апельсины и лимоны могут предотвращать цингу, а Канехеро Такаки, японский врач, установил, что болезнь «бери-бери» поражает экипажи тех судов, в рацион которых входит в основном полированный рис. Выходом стало добавление в рацион овощей, мяса и рыбы. Стоит сказать, что витамины в состав клеток и тканей, которые образуют кости, мышцы, внутренние органы, кожу, не входят. Сами по себе они не являются источниками энергии, не заменяют пищу. Также витамины собой не могут заменить и такие питательные вещества как белки. Но при этом поддержание жизни без всех необходимых витаминов является невозможным. Витамины регулируют обменные процессы, то есть они являются биокатализаторами. Именно через систему ферментов и гормонов витамины влияют на обмен веществ. Ферменты, в свою очередь, являются веществами белковой природы, которые находятся в живых клетках и могут запускать химические реакции в организме у человека. Ферменты ускоряют процессы химических реакций, здесь витамины и служат помощниками. Тем самым витамины являются необходимыми для биологически активных соединений – синтез гормонов, которые регулируют различные функции в организме.

В 1880 году советский педиатр Николай Иванович Лунин экспериментально доказал, что "… в молоке, помимо казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания. Представляет большой интерес исследовать эти вещества и изучить их значение для питания». Лунин проводил эксперименты на мышах. 

1912 год — польский химик Казимир Функ ввел термин «витамин». Функ определил химический состав вещества, выделенного из рисовых отрубей, и, обнаружив в нем аминогруппу, назвал его «витамин»: от латинских слов «vita» (жизнь) и «amine» (азот). И хотя не все витамины содержат азот, термин этот сохранился и до нашего времени.









Глава 2. Классификация витаминов

Витамины классифицируются на две группы:

1. Витамины, растворимые в воде: витамины группы В (В1, В6, В12 и так далее) и витамин С.

2. Витамины, которые растворяются в жирах: А, D, Е, К. Водорастворимые витамины следует принимать ежедневно, так как они не накапливаются в организме, жирорастворимые витамины могут накапливаться в жировой ткани и печени. Остановимся немного на каждом из них. (2)

 Витамин А. Хорошо знакомый нам ретинол (Рис. 1), суточная потребность которого 1 мг, просто необходим для поддержания общей молодости организма. Кожа, волосы, ногти, цвет глаз – это лишь внешние цели для витамина А. В тонусе остаются сосуды и нервные окончания, увеличивается сопротивляемость организма окислительными процессам, ведь данный витамин является одним из мощнейших антиоксидантов. Поддерживая оптимальное содержание ретинола в организме, можно избежать таких неприятностей, как шелушение кожи, снижение четкости зрения и тусклость кожных покровов, а также ломкость ногтей и волос.

Рис 1. Ретинол

 Витамин D. Употребление всего 0,01 мг данного вещества в сутки обеспечивает представительницам прекрасного пола красивую осанку, ровные зубки и острые ноготки, ведь именно витамин D является неотъемлемым компонентом для формирования скелета, зубов. Он помогает сохранять красоту волос, заставляет правильно функционировать железы внутренней секреции, такие как щитовидная железа и яичники, нормализуя тем самым гормональный уровень женщины. Иногда витамин D назначается как дополнительная мера стабилизации женских гормонов.

 Витамин Е Еще более мощный антиоксидант, он отвечает за транспортировку кислорода, снабжая все органы и системы необходимым для жизни питанием, а также участвуя в процессах обновления клеток и укрепления их сопротивляемости окислению. Суточное употребление витамина Е в количестве 0,0005 мг помогает сохранить молодость клеток, что сразу видно по состоянию кожи, волос и ногтей, по чистоте радужки глаза, а также по общему самочувствию. Множество серьезных заболеваний, в том числе имеющих воспалительный характер, могут просто не коснуться вас, если витамин Е в организме будет в норме. Без него, резко падает способность организма к самозащите, ухудшается мозговая активность, повышается риск развития многочисленных заболеваний, заметно ухудшается состояние кожи. Серьезно страдает при недостатке витамина Е и работа мышц.

 Витамин С. Что было бы с нашей кожей и сосудами, если бы ни это вещество! Его следует употреблять ежедневно в размере 75 мг. За счет быстрого усваивания и малого срока хранения в продуктах, его нестабильности при нагревании, витамин С следует употреблять постоянно, и именно поэтому его так часто дают детям дополнительно в качестве профилактики простудных заболеваний. Устойчивость наших зубов и красота десен также зависит от оптимального содержания в организме витамина С.

Витамин В1. Неотъемлемый участник в углеводно-белково-жировом обмене, функционировании нервной системы, печени и сердца. Без сомнений, данное вещество можно назвать спасателем наших нервов и защитником чистоты нашей крови, а это в свою очередь здоровый цвет лица и спокойный рассудок – две важные черты прекрасной леди! Так что не забывайте включить в суточное употребление от 2 до 2,5 мг тиамина (витамина В1).

2.1 Синтетические витамины

Существуют ещё и синтетические витамины. Натуральные – витамины, которые люди получают с пищей, солнечным светом. Синтетическими витаминами называют те, которые производятся путем химического синтеза. Они являются фармакологическими средствами и продаются в аптеках. Впервые синтетический витамин был произведен в начале 20 века ученым Казимиром Функом. Это был витамин В1. Впоследствии были синтезированы и другие. Изначально их прием рекомендовали только людям, проживающим или работающим в определенных условиях, повышающих риск развития недостатка или дефицита витаминов (подводники, шахтеры, моряки, полярные исследователи, космонавты). В дальнейшем, с публикацией и распространением различных статей и книг, выдвигающих теории о роли витаминов в лечении всевозможных заболеваний, возросла и популярность синтетических витаминов среди масс населения. Убежденность в безоговорочной пользе и безопасности искусственного происхождения подкреплялась деятельностью рекламных компаний и растущим производством большого числа витаминно-минеральных комплексов и пищевых добавок. Так как они не относятся к лекарственным препаратам, для разрешения на их производство не требуется проведения многочисленных клинических исследований, а при выпуске они могут регистрироваться как БАД – биологически активные добавки. Эти факторы способствуют бесконтрольному и неграмотному потреблению всевозможных витаминных комплексов, которые могут не только не оказывать положительного воздействия на организм, но и вызывать побочные эффекты. На первый взгляд витамины не могут принести вреда для человека, так как не являются лекарствами. Но они являются важным компонентом в нормальном функционировании человеческого организма, и их недостаток или переизбыток сказывается на здоровье. Поэтому не следует самостоятельно принимать те или иные добавки или витаминные комплексы. Прежде всего, нужно обратиться к врачу и провести необходимые исследования. Тогда вы будете знать, какие именно вещества вам нужны.

Следует помнить, что алкоголь разрушает Витамины группы B, A, кальций, калий, магний, цинк; никотин разрушает Витамины A, E, C, селен. Кофеин разрушает витамины B и PP и снижает содержание калия, железа, цинка. Антибиотики разрушают витамины группы B, кальций, магний, железо. Снотворные средства препятствуют усвоению витаминов B12, A, E, D, снижают уровень кальция. Аспирин уменьшает содержание калия и кальция, витаминов A, C и группы B.

Витамины играют важнейшую роль в полноценной жизни. Витамины являются жизненно необходимыми соединениями, т.е. без них невозможна нормальная работа организма. Заменить их ничем нельзя. При отсутствии витаминов или их недостатке в рационе обязательно развивается определенное, причем часто повторяющееся, заболевание или нарушается здоровье в целом. Отличие между синтетическими (искусственными) витаминами и натуральными всё же есть: синтетический витамин С - это только аскорбиновая кислота и ничего больше. Натуральный витамин С, извлеченный из плодов шиповника, содержит целый комплекс витаминов С, а также биофлавоноиды (витамин Р). Поэтому натуральный витамин С гораздо более эффективен. Натуральный витамин Е может включать в себя все существующие в природе токоферолы, однако, в производстве синтетического витамина используется только вариант с альфа- токоферолом, поэтому натуральный более эффективен, чем его синтетический аналог. Синтетические витамины, часто вызывают токсические реакции. Натуральные витамины, даже в больших количествах, никаких побочных реакций не вызывают





































Глава 3. Потребность человека в витаминах

Я решила отразить суточную потребность человека в основных витаминах в виде таблицы, чтобы нагляднее продемонстрировать разницу в разных возрастных категориях.

Таблица №1

Давно известно, что у практически здоровых людей суточная потребность в витаминах зависит от интенсивности физической и умственной деятельности, нервно-психического напряжения, от внешних факторов (климатических и других условий). У заболевшего человека, беременных и кормящих женщин эта потребность значительно повышается.

Прием витаминов необходим в следующих случаях:

1. при лечении гипо- и авитаминозов (после проведения соответствующей диагностики их назначает лечащий врач);

2. при лечении различных заболеваний (обычно их рекомендует и/или назначает лечащий врач);

3. для повышения адаптационных возможностей организма в дозах, превышающих суточную потребность в 2-3 раза (как правило, речь идет о монопрепаратах, которые назначаются лечащим врачом);

4. с целью профилактики гиповитаминозов (особенно в зимне-весеннее время года, витамины "назначаются" и выбираются самостоятельно или после консультации с фармацевтическим работником).

Данные о содержании витаминов в продуктах питания я также оформила в виде таблицы (таблица №2, приложение 3).

3.1 Витаминология

Витаминология — медико-биологическая наука, изучающая структуру и механизмы действия витаминов, а также их применение в лечебных и профилактических целях.

В клетке могут происходить процессы свободнорадикального окисления, когда происходит прямое присоединение кислорода к окисляемым веществам. Оно осуществляется без помощи ферментов и носит разрушительный характер. Поэтому организм нуждается в антиоксидантах — веществах, препятствующих свободнорадикальному окислению веществ. Витамины С, Е, Р связывают свободные радикалы, предупреждая образование ядовитых соединений. 

При недостатке или переизбытке в организме какого-либо витамина наступает патологическое состояние, характеризуемое определенным набором симптомов (синдромом).

Гиповитаминоз — патологическое состояние, связанное с недостатком в организме определенного витамина.

Авитаминоз — тяжелое патологическое состояние, связанное с отсутствием в организме определенного витамина.

Гипервитаминоз — патологическое состояние, связанное с избытком в организме определенного витамина.

Наличие некоторых витаминов зависит от их поступления с пищевыми продуктами (незаменимые витамины). Они поступают в готовом виде, либо в виде провитаминов, которые превращаются в витамины в процессе метаболизма.

Я пообщалась с фельдшером нашего ФАПа Резниченко Светланой Ивановной и получила от неё следующие рекомендации: зимой витамин С, весной С и D, в остальное время года комплекс витаминов.



































Глава 4. Социологический опрос

Я провела среди учеников анкетирование «Социологическое исследование, касающиеся соблюдению правил здорового питания» (Приложение 1).

Анализ результатов анкетирования.

1. Вы знаете, что такое витамины?

Рисунок – 1. Распределение учащихся по их знаниям о витаминах, %.

Рисунок – 2. Кратность употребления фруктов в неделю в рационе у учащихся, %.

При этом, 100% учащихся знают, что основными источниками витаминов являются овощи и фрукты.

В целом же, учащиеся знают о пользе витаминов. Так 64% указали, что витамины защищают от болезней, 23% указали, что витамины помогают лучше учиться и запоминать, 14% указали, что витамины помогают расти и заниматься спортом. (рис.3).

Рисунок – 3. Распределение учеников по их знаниям о пользе витаминов, %.

4.1 Рекомендации

1. Учителям: При выявлении недостатков в питании школьников, например, при отказе от полезных продуктов в школьной столовой, побеседовать с учащимся и проинформировать об этом родителей.

2. Родителям и школьникам: Повышать знания в вопросах здорового питания. Контроль родителей за детьми в вопросах соблюдения правильного питания в домашних условиях.



















Глава 5. Выводы и заключение

В заключении я хочу сказать, что цель моей работы достигнута. Я выяснила как влияют витамины на жизнь и здоровье людей. В процессе исследования я решила все поставленные мной задачи.

Подводя итог, можно сказать, что витамины играют очень важную роль в жизни человека. Не употребляя их в пищу, мы можем очень сильно заболеть. Поэтому нужно питаться правильно и постоянно есть свежие фрукты, овощи и другие продукты, содержащие большое количество полезных веществ.

Для детей витамины – одна из главных составляющих их здоровья, энергичности и быстрого, гармоничного развития. Организм ребёнка нуждается в витаминах для сбалансированной работы всех внутренних органов, формирования скелета и правильной организации всей нервной системы. Питание школьников должно быть разнообразным и включать различные продукты, богатые витаминами. Только в этом случае, школьник не будет болеть, сможет лучше запоминать информацию, лучше учиться, а также активно заниматься спортом.

Витамины разносторонне и существенно влияют на всю деятельность организма. При этом дозы витаминов, необходимых человеку, ничтожно малы по сравнению с другими составными органическими частями пищи (белками, жирами, углеводами) и выражаются в миллиграммах, а некоторых витаминов в микрограммах (1/1000 доля миллиграмма).

В настоящее время представление о значении витаминов для человека изменилось. Если раньше считали, что они только предохраняют человека от тяжелых, иногда смертельных заболеваний, то теперь известно, что роль витаминов в организме человека значительно шире и существеннее.





Список источников и литературы


  1. www.vitamini.ru

  2. www.vitaminov.net

  3. http://priroda.clow.ru

  4. http://www.brainmed.ru

  5. Павлоцкая Л.Ф. Физиология питания. М., “Высшая школа”., 1991

  6. Петровский К.С. Гигиена питания М., 1984

  7. Припутина Л.С. Пищевые продукты в питании человека. Киев, 1991

  8. Смолянский Б.Л. Справочник по лечебному питанию М., 1996

  9. Скурихин И.М. Как правильно питаться М., 1985

  10. Смолянский Б.Л. Справочник по лечебному питанию М., 1996
































Приложение 1

Ф.И.

Класс:

Возраст:

Анкета

Ребята, просим Вас принять участие в опросе и ответить на вопросы!

Выберите один или несколько правильных ответов!

1. Ты знаешь, что такое витамины? Выбери один ответ.

- Да

- Нет

- Знаю, но мало

2. Сколько раз в неделю ты кушаешь фрукты? Выбери один ответ.

- 1-2 раза

- 3-5 раз

- Каждый день

3. В каких продуктах содержится больше витаминов? Выбери один или несколько ответов.

- Торты и пирожные

- Фрукты и овощи

- Колбаса, сосиски

- Мороженое

4. Какое значение имеют витамины для здоровья детей? Выбери один или несколько ответов.

- Не имеют значения

- Помогают расти и заниматься спортом

- Помогают лучше учиться и запоминать

- Защищают от болезней


Приложение 2


Краткие комментарии к названиям заболеваний.

Бери-бери — слабость, потеря веса, атрофия мышц, нарушения интеллекта, расстройства со стороны пищеварительной и сердечно-сосудистой системы, развитие парезов и параличей.

Куриная слепота — расстройство сумеречного зрения.

Цинга — нарушение синтеза коллагена — потеря прочности соединительной ткани — кровотечения (в т. ч. кровоточивость десен, носовые).

Пеллагра — заболевание, вызванное недостатком витамина РР, сопровождаемое дерматитом, диареей, деменцией (слабоумием).

Остеопороз — заболевание, связанное с нарушением образования костной ткани и увеличением хрупкости костей; может быть связано с недостатком витамина D.



Приложение 3

Таблица № 2

Витамин

Значение витамина в организме человека

Продукты с наибольшим содержанием данного витамина

Норма потребления витамина

(мг/сут.)

Гиповитаминоз/авитаминоз*

 А

рост и развитие, восстановление эпителия, зрение;

синтез половых гормонов;

иммунитет (синтез интерферонов,  иммуноглобулина, лизоцима); антиоксидант

печень, сливочное масло, яичный желток, желто-оранжевые овощи и фрукты;

может синтезироваться в организме из провитаминов — каротиноидов 

 700 мкг/сут. (для женщин), 900 мкг/сут. (для мужчин)

куриная слепота 

В1(тиамин)

обмен жиров и углеводов, рост и развитие; работа сердца, нервной и пищеварительной системы; участвует в энергетическом обмене (поставщик НАД)

 пшеничный хлеб из муки грубого помола, соя, фасоль, горох, шпинат, мясо, дрожжи 

 1,1 — 1,2 мг/сут.

бери-бери

 В2

(рибофлавин)

образование эритроцитов, антител, регуляция роста и репродуктивных функций; функции щитовидной железы, здоровье кожи и ее производных

печень, почки, дрожжи, яйца, миндаль, капуста, грибы, молоко

 1,8 — 2,0 мг/сут.

трещины слизистой оболочки губ, языка, дерматит век, ушей, носа

/РР

(никотиновая кислота)

энергетический обмен; синтез белков и жиров

ржаной хлеб, ананас, свекла, гречка, фасоль, мясо и субпродукты, грибы и др. белковая пища;

может синтезироваться в организме из триптофана. Синтезируется бактериальными симбионтами в толстом кишечнике

 15 — 19 мг/сут

пеллагра;

куриная слепота

 В4

(холин)

синтез ацетилхолина, синтез инсулина, обмен жиров; работа нервной системы, память

яичный желток, мозг, печень, почки, сердце; капуста, шпинат, соя, грибы

 450 — 550 мг/сут.

болезни печени и нервной системы

  В5(пантотеновая кислота)

входит в состав кофермента А, участвующего в пластическом обмене; регулирует работу надпочечников, участвует в синтезе антител

дрожжи, икра рыб, орехи, яичный желток, зеленые части растений, молоко, морковь, капуста, субпродукты 

 5 — 10

мг/сут.

боли в суставах, выпадение волос, судороги конечностей, параличи, ослабление зрения и памяти

 В6

(пиридоксин)

стимулятор обмена веществ, белковый обмен; участвует в производстве гемоглобина; снабжение клеток глюкозой

зерновые, бобовые, рыба, печень, пшеница, мясные и молочные продукты, яйца. 

Синтезируется кишечной микрофлорой. 

1,1 — 1,5

мг/сут. 

повышенная утомляемость; депрессивное состояние; выпадение волос; трещины в уголках рта; нарушение кровообращения; онемение конечностей; артрит; мышечная слабость

В7/Н

(биотин)

регулирует обмен веществ (в т. ч. уровень сахара в крови);

является источником серы, которая принимает участие в синтезе коллагена

 в печени, почках, дрожжах, бобовых (соя, арахис), цветной капусте, орехах;

здоровая микрофлора кишечника синтезирует биотин в достаточном для организма количестве

50 мкг/сутки

поражение кожи, волос;анемия, депрессия, слабость, высокий уровень холестерина и сахара в крови

 С (аскорбиновая кислота)

антиоксидант, синтез нейромедиаторов (серотонина), гормонов щитовидной железы, коллагена, стимулирует синтез интерферона и энергетический обмен

шиповник, киви, капуста, сырой картофель, красный перец, смородина, клюква, цитрусовые

до 90

мг/сут. 

 цинга

 D

регуляция обмена фосфора и кальция

 образуется в коже человека под действием ультрафиолетового света,

 поступает с пищей (печень, рыба, яйца, сливочное масло, сыр, дрожжи)

 15 мкг/сут.

рахит, остеопороз

 Е

размножение млекопитающих, иммуномодулятор и антиоксидант

 растительные масла

 20 — 30

мг/сут.

мышечная дистрофия, бесплодие, разрушение печени и мозга

 К

свертывание крови, обмен веществ в костной и соединительной ткани, работа почек

зеленые листовые овощи, капуста, отруби, авокадо, киви, мясо-молочные продукты.

Синтезируется бактериальными симбионтами в толстом кишечнике.

 90 мкг/сут.

внутренние кровотечения, деформация костей

 Р (рутин)

повышает вязкость крови, в сочетании с витамином С увеличивают прочность сосудистых стенок 

шиповник, цитрусовые, незрелые грецкие орехи, смородина, рябина, зеленый чай, гречка

 60 мг/сут.

кровоизлияния, быстрая утомляемость, мышечные боли, выпадение волос, синюшный оттенок кожи, угревая сыпь




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!