СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект внеклассного мероприятия по распространению знаний о народах России, формированию гражданского патриотизма, укреплению духовных и нравственных ценностей.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема этого проекта: "На подвигах комсомольцев - героев учимся". Его целью является противодействие фальсификации нашей истории, патриотическое воспитание молодежи и чувства гордости за своих сверстников в годы войны, формирование активной гражданской позиции.

Просмотр содержимого документа
«Проект внеклассного мероприятия по распространению знаний о народах России, формированию гражданского патриотизма, укреплению духовных и нравственных ценностей.»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Областной многопрофильный техникум






Проект внеклассного мероприятия по распространению знаний о народах России, формированию гражданского патриотизма, укреплению духовных и нравственных ценностей.



Тема проекта: «На подвигах комсомольцев – героев учимся»












Выполнила: Захарова Наталья Викторовна

педагог - организатор












р.п.Ардатов 2020 г.


Июнь … клонился к вечеру закат

И белой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.


Июнь: тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45-м мая


Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!




Введение


Это был день начала войны: 22 июня 1941года.

Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех войн. Можно сосчитать, сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война.

В этом году наша страна отмечает 72-ю годовщину Победы в ВОВ. 72 года минуло с тех огненных лет. Давно залечены военные раны. Наша страна восстановлена. Она стала ещё прекраснее, ещё величественнее. В честь погибших на войне во многих населённых пунктах установлены памятники и мемориальные доски, горит вечный огонь.


К сожалению, в последнее время на Западе хотят пересмотреть историю, пытаются игнорировать эту знаменательную дату, приглушить ее всемирно-историческое значение. Смотрите, что творится в дружественной когда-то нам Украине, где сейчас идет активная пропаганда фашизма. Как горько осознавать, что память погибших на войне за наше счастье, за мирное небо над нашими головами забывается и оскверняется некоторой частью человечества.

Именно сегодня особенно очевидно, насколько реакционным силам не по душе результаты и последствия второй мировой войны. Они упорно не хотят признать того, что именно Советская держава преградила путь фашизму к мировому господству, привела к полному краху его политическую и военную системы, они призывают «не ворошить прошлое».

Для нас война не прошлое. Она вошла в каждый дом, сожгла в своем пламени миллионы людей, принесла нашему народу огромные разрушения и страдания, которые и поныне остро и скорбно беспокоят нашу память.

Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. Ты видишь, как строят новые дома, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать также просто, как весёлый утренний сон. Ты мирно просыпаешься и улыбаешься своим родителям, так же радостно проснулись дети и в тот роковой день.


Актуальность проекта

Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству», - считал педагог К.Д. Ушинский.

 В настоящее время в учебных заведениях актуальной является проблема подготовки активных, ответственных граждан и формирование гражданственности личности. К основным компонентам гражданственности относится и патриотизм как ценностное отношение к своей стране, который может выражаться как на эмоциональном уровне (неравнодушное отношение к судьбам России), рациональном (размышления на темы своего долга перед страной), так и на деятельностном уровне (готовность к каким – то конкретным делам, мотивированным общественными интересами).

Духовно-нравственное становление детей, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства.


Цель проекта:

Противодействие фальсификации нашей истории, патриотическое воспитание молодежи и чувства гордости за своих сверстников в годы войны, формирования активной гражданской позиции.


Задачи:

1. Напомнить студентам о подвигах героев-комсомольцев, показать их важную роль в приближении Дня Победы.

2. Способствовать воспитанию чувства гордости за подвиг комсомольцев в годы Великой Отечественной войны.

3. Эмоциональное стимулирование патриотических чувств, студентов через приобщение к одной из страниц Великой Отечественной войны.

5. Показать, что ничто не забыто, и никто не забыт. Мы помним и гордимся!


Ожидаемые результаты

1. Повышение интереса к изучению материалов о ВОВ.

2. Духовное развитие личности, проявляющееся в уважении и внимании к истории.

3. Патриотическое воспитание студентов через историко-просветительскую работу.

4. Вовлечение студентов в активную поисковую, творческую деятельность.

5.Формирование бережного отношения к историческому прошлому народу.


Мероприятия:

1. Проведение устного анкетирования «Что вы знаете о комсомольцах-героях?»

2. Выступление студентов с подготовленным материалом о комсомольцах-героях.

3. Почтить память всех погибших минутой молчания.

4. Беседа со студентами на тему: «А если бы сегодня началась война?.. сумели бы вы, современная молодёжь России, защитить свою Родину?»

5. Посещение студентами районного краеведческого музея.






















Ход мероприятия:

Проведение устного анкетирования о комсомольцах-героях со студентами (См. приложение)

Война – 4 года,1418 дней…

Огромное количество разрушенных и выжженных городов, сёл, деревень. Миллионы погибших, зверски замученных, угнанных в плен взрослых, стариков и детей.

 Весь мир сошёл с ума!

Воевали не только взрослые, но и Ваши ровесники – комсомольцы. Вот поэтому мне еще раз хотелось донести до вас об их героических подвигах, об их мужестве, патриотизме!

О некоторых из них сейчас пойдет речь.

(выносят на сцену портреты комсомольцев - героев, называют их имена)

       Олег Кошевой           Александр Матросов           Зоя Космодемьянская          Любовь Шевцова    

Их было много, всех не перечесть…

Им было посмертно присвоено звание Герой Советского Союза

А тогда, 72 года назад, молодёжь сделала то, что сейчас нам кажется нереальным. В первых рядах защитников Родины плечом к плечу с коммунистами были комсомольцы. Они знали, что такое Родина. Они могли за родных и страну пожертвовать своей жизнью.

Тысячи юных патриотов покидали родные места и уходили на фронт. Другие юноши и девушки готовились к вооружённой защите Отечества в советском тылу.
В то страшное время фабрики и заводы страны остались без рабочих. В суровые дни войны комсомольцы зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях. 
Время было тяжелым.


Что же о них знаем мы?


В ыступление студента 1-го курса 19 группы Видюкова Михаила


Олег Кошевой

Великая Отечественная война застала Кошевого в 8 классе школы. Шестнадцатилетний Олег сразу же включился в посильную помощь фронту – помогал в уходе за ранеными в госпитале и выпускал для поднятия их настроения сатирическую газету «Крокодил». После того, как его приняли в комсомольцы в 1942 г, Олег Кошевой начал живо интересоваться боевым оружием и сводками с фронта, которые выпускал в виде «молнии» для своих соучеников. «Молния» рассказывала об успехах Красной Армии и подвигах ее бойцов. Когда Краснодонск был захвачен немцами, по воспоминаниям матери героя, помогавшей в составлении правдивой биографии сына, Олег Кошевой тяжело переживал бесчинства, которые фашисты устроили в городе, что и побудило его возглавить подпольную комсомольскую организацию по сопротивлению захватчикам. В свою очередь, входившую туда молодежь, курировало партийное подполье. Созданная организация, прославившаяся затем на всю страну своими подвигами, получила название «Молодая гвардия».



В январе 1943 г, гитлеровцы начали активные поиски подполья, в связи с чем вышестоящий штаб дал всем членам «Молодой гвардии» команду покинуть город и маленькими группами попытаться пробиться к линии фронта. Подчиняясь приказу, Олег Кошевой, вместе с другими членами «Молодой гвардии», Валерией Борц, Ольгой и Ниной Иванцовыми и Сергеем Тюлениным сделал попытки перейти линию фронта, им это не удалось. 11 января 1943, обессиленный комсомолец вернулся обратно в город, а на следующий день отправился в Боково –Антрацит, пытаясь скрыться в новом направлении, где задержан был полевой жандармерией недалеко от г. Ровеньков.

При обыске у Олега Кошевого нашли чистые бланки временных комсомольских удостоверений и печать «Молодой гвардии». Кроме того, в подкладке одежды был найден зашитый комсомольский билет, с которым парень не смог расстаться вопреки всем правилам конспирации. Так как бесстрашный и мужественный Олег Васильевич Кошевой отказался дать какие – либо показания и назвать имена остальных членов «Молодой гвардии», фашисты и нанятые ими палачи стали применять к шестнадцатилетнему парню нечеловеческие пытки. С каждым допросом на его голове появлялась новая седая прядь, свидетельствующая о цене его последнего подвига.

На расстрел, 9 февраля 1943 г, истерзанного, но не сломленного Олега, вели на смерть полностью седого. Казнили Олега Кошевого в Гремучем лесу под Ровеньковым. После освобождения города советскими войсками, тело героя было перезахоронено в братской могиле в центре Ровеньков, в сквере имени «Молодой гвардии». 13 сентября 1943 г Олегу Васильевичу Кошевому было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Его подвиг и биография стали широко известны по всему Советскому Союзу, как символ бесстрашия перед лицом врага и преданности своим идеалам.














Выступление студента 1 го курса 19 группы Молчанова Леонарда


Александр Матросов

Когда началась война, семнадцатилетний юноша несколько раз письменно просил принять его на фронт. Случилось это только в сентябре 1942 года, когда его призвали в ряды Вооруженных Сил и направили на обучение в пехотное училище под Оренбургом.

П одвиг, совершенный Александром Матросовым

В январе 1943 года, вместе с другими курсантами – добровольцами маршевой роты отправился на фронт. С 25 февраля 1943 г, проходил службу во 2-ом отдельном стрелковом батальоне 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады им. В.И. Сталина.

Свой, прогремевший на всю стран подвиг, он совершил 27 февраля 1943 г, когда  батальон пошел в атаку на опорный пункт недалеко от деревни Черемушки Псковской области. Выходя из леса на опушку, наши солдаты попали под пулеметный огонь, источником которого были три дзота немцев, прикрывавших подступы к деревне. На уничтожение огневых точек противника были посланы штурмовые группы по 2 человека.
Две точки были подавлены быстро, а третьему пулемет удавалось довольно долго простреливать всю лощину, расположенную перед деревней. В очередной попытке заставить пулемет замолчать, в сторону врага поползли рядовые Александр Матросов и Петр Огурцов. Когда Огурцов получил ранение, Матросов решил довести дело до конца самостоятельно, бросил на дзот две гранаты, и тот затих. Но вскоре фашисты вновь открыли огонь по советским солдатам. Тогда Александр резко бросился к амбразуре пулемета и закрыл ее своим телом. Этот подвиг стоил ему жизни, благодаря этому, батальон смог выполнить свою боевую задачу – так гласит официальная версия биографии отважного героя.

У деревни Чернушки закрыл амбразуру вражеского дзота комсомолец Александр Матросов, рядовой 254-го стрелкового полка. Это ему посвящены строки: «Бывают минуты, в которых выражены вся сила, весь благородный порыв души человека. Минуты, стоящие долгой и большой жизни. Боевое товарищество, сознание долга перед Отчизной, жгучая ненависть к врагу – вот что рождает высокое чувство, когда человек, пренебрегая смертельной опасностью, идёт на самопожертвование». На комсомольском билете А.Матросова написано: «Лёг на боевую точку противника и заглушил её, проявил геройство».


19.06.1943 года, красноармеец Матросов Александр Матвеевич посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза. В целях подъема боевого духа в действующих войсках его подвиг был поставлен в пример и необходимую модель поведения всех бойцов Красной Армии.













В ыступление студентки 2 курса 15 группы Дороховой Яны

Зоя Космодемьянская


Когда началась Великая Отечественная война, девушка среди 2000 молодых комсомольцев пришла к кинотеатру «Колизей» в качестве добровольца, готового пойти на фронт. Оттуда ее направили в диверсионную школу, где после небольшого курса обучения она стала разведчиком – диверсантом. Вскоре она была отправлена на первое задание – минирование дороги в районе Волоколамска.

Тем временем, 17 ноября 1941 года вышел приказ Ставки Верховного Главнокомандования об обязанности диверсионных групп лишать гитлеровцев всякой возможности располагаться на зиму в оккупированных селах, для чего было необходимо сжигать и разрушать дотла все населенные пункты в тылу врага (отрывок документа приводится в Википедии).

Именно для исполнения этого приказа, 18 или 20 ноября командиры диверсионных отрядов, Б. С. Крайнов и П.С. Проворов (Зоя Анатольевна  входила в группу Проворова) должны были сжечь в течение недели десять населенных пунктов, среди которых находилась деревня Петрищево Верейского (сейчас Рузаевского) района. При выполнении задания, обе группы попали под обстрел, а те из них, кто остался в живых, объединились под командованием Б. Крайнова.

Двадцать седьмого ноября уцелевшим Зое Космодемьянской, Борису Крайнову и Василию Клубкову удалось поджечь три жилых дома в д. Петрищево.

Во время выполнения задания В. Клубков был схвачен, Б. Крайнов, ничего не зная об этом, ждал их всех троих в условленном месте, но не дождался и вернулся в отряд. Зоя Космодемьянская также не нашла своих товарищей и поэтому решила вернуться в село, чтобы уничтожить еще хотя бы один дом с фашистами. Схваченный Клубков позднее, уже на допросе советскими военными, сознался, что выдал гитлеровцам Зою Космодемьянскую из страха и трусости. Как бы там ни было, немцы уже знали, что в деревне действуют диверсанты, поэтому ее быстро обнаружили и схватили. Всю дальнейшую правду о подвиге партизанки рассказали очевидцы этого события – местные жители, которых поразили мужество и стойкость Зои Космодемьянской, не покорившейся врагу даже после жестоких пыток.


На допросе она назвала себя Таней и отказывалась сообщать какую-либо информацию или называть другие имена. Чтобы заставить ее говорить, гитлеровцы раздели Зою донага и били резиновыми палками. Затем они водили ее раздетой и босой по морозу, где девушка подверглась издевательствам и со стороны местных жительниц, дома которых она подожгла.

Утром следующего дня ее вывели на улицу к возведенной для казни виселице. На грудь ей повели таблицу «Поджигатель домов». По свидетельствам местных жителей, Зоя Космодемьянская держалась гордо и с достоинством, до последнего момента она призывала людей бороться с фашистами, а самим немцам предлагала сдаться в плен. Взбешенные палачи выбили табуретку из-под ног непокоренной, не дав ей закончить свою пламенную речь.

Тело Зои Анатольевны Космодемьянской провисело на виселице около месяца, подвергаемое неоднократным надругательствам со стороны фашистов, в конце - концов, она была похоронена жителями Петрищево. 

В мае 1942 года прах Зои Космодемьянской с воинскими почестями были перенесены из Петрищево в Москву на Новодевичье кладбище. В 1954 году на ее могиле был установлен памятник в виде поясной скульптуры на цилиндрическом постаменте. Зоя была изображена в образе партизанки с напряженно-волевыми чертами лица. Ее родственники находили удивительное портретное сходство памятника с Зоей. Во второй половине 80-х этот памятник сменили на другой, более пафосный. В этом образе она стоит, запрокинув голову и отведя руку в сторону. Вся ее фигура символизирует боль и страдание.

16 февраля 1942 года ей, первой из женщин времен ВОВ, было присвоено звание Героя Советского Союза, а ее образ навсегда стал эталоном мужества, стойкости и верности своим идеалам советской молодежи в годы войны.

Из всего советского пантеона комсомольцев-героев Зоя Космодемьянская стала самой известной. После войны по всей стране и за ее пределами в честь Зои назывались улицы, открывались ее музеи, ставились памятники. Первый из них появился в Киеве в 1945 году. Всего в Советском Союзе Зое Космодемьянской было установлено более 50 памятников и бюстов. Также, существуют не менее двух десятков художественных произведений, посвященных подвигу Космодемьянской. Кроме того, в честь нее было названо множество объектов, как в Советском Союзе, так и за его пределами – школ, пионерских лагерей, кораблей, поездов и прочих. Ее имя носил танковый полк Национальной народной армии ГДР.















В ыступление студентки 2 курса 15 группы Кузнецовой Елизаветы

Любовь Шевцова

В начале 1942 года, когда гитлеровцы уже подступали к её родному городу, Любовь Шевцова вступила в ВЛКСМ. По рекомендации местного обкома комсомола, девушку направили учиться для получения специальности радистки в Ворошиловоград в школу подготовки разведчиков. После оккупации города осталась в нём для осуществления подпольной деятельности. Её обязанностью была передача разведданных центру. В связи с угрозой ареста, Шевцова была вынуждена уехать в родной Краснодон. Здесь она смогла самостоятельно выйти на действующих подпольщиков. С этого времени Люба Шевцова стала активным участником организации, которая вошла в историю как «Молодая гвардия».

Подвиг Любови Шевцовой. "Молодая гвардия"


Шевцова распространяла листовки, собирала и передавала сведения другим подпольным организациям, помогала держать связь, несколько раз ездила в Ворошиловоград и другие населённые пункты, устанавливая контакты с партизанами. Девушка лично вместе с двумя другими молодогвардейцами Сергеем Тюлениным и Виктором Лукьянченко принимала участие в поджоге трудовой биржи, через которую немцы организовывали угон местной молодёжи на принудительные работы в Германию.

И в тоже время, по воспоминаниям очевидцев, Люба – красивая, яркая, хорошо одетая и весёлая, позволяла немецким офицерам провожать себя домой и ходила по улицам городка под руку с фашистами, провожаемая презрительными взглядами своих земляков. И никогда, даже наедине со своим самым близким человеком – мамой, Любочка-артистка не позволяла себе выйти из роли, которую играла для большинства жителей оккупированного города.

Уже начались аресты молодогвардейцев, а Любовь Шевцова выехала в Ворошиловоград и всё ещё пыталась связаться с руководством Красной Армии, чтобы сообщить о случившемся предательстве и просить помощи.

8 января 1943 года немцы пришли и за Любой. Изначально они знали, что она – советская радистка и рассчитывали узнать от неё интересующую информацию - о явках, шифрах, местонахождении передатчика и прочем. Любовь Шевцову мучили и пытали целый месяц, больше, чем любого другого молодогвардейца. Но ничего от отважной девушки они не добились, кроме категорического: «Изверги». Она смеялась мучителям в лицо, пела песни, её били, она поднималась, и продолжала смеяться и петь. Избитую, измученную девушку приносили и бросали в камеру. И так каждый день, целый месяц. Дважды её забирали из камеры, говоря, что ведут на расстрел и возвращали. Ничто не смогло сломать гордую Любу. Так она и пошла на казнь 9 февраля 1943 года с высокомерно поднятой головой. На окраине Ровеньков в лесу Гремучем, Любовь Шевцова была расстреляна вместе с тремя другими молодогвардейцами. А уже 16 февраля её родная краснодонская земля была освобождена от фашистов.

Покоится Любовь Шевцова в Ровеньках в братской могиле жертв фашизма. В сентябре 1943 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил посмертно участнице «Молодой гвардии» Любови Шевцовой звание Героя Советского Союза.



Беседа со студентами..

Педагог – организатор: А если бы сегодня началась война?.. сумели бы вы, современная молодёжь России, защитить свою Родину?

Ответы студентов…


В этой войне ваши ровесники совершили подвиг, в котором слиты воедино, величайшее мужество, отвага, преданность Родине.


Люди, победившие войну!!! Всё меньше остаётся в живых тех, кто сражался за Родину. Мы с вами никогда не должны забывать тех, кто сохранил для нас мир на земле.

Подвиги героев-комсомольцев Великой Отечественной войны являются одним из средств воспитания молодежи в духе советского патриотизма и пролетарского интернационализма. Ведь справедливо в народе говорится: герои не умирают, они оживают в потомстве.


Педагог-организатор: в память о павших воинах в Великой Отечественной войне прошу всех встать.  Склоним голову перед величием подвига победителей. Почтим память всех погибших минутой молчания.

МИНУТА   МОЛЧАНИЯ!











Выводы: Социальный проект «На подвигах комсомольцев – героев учимся», имеет большое значение в нравственном и патриотическом воспитании студентов, противодействует фальсификации истории Великой Отечественной войны. Таким образом, одной из важнейших задач по воспитанию подрастающего поколения является нравственное и военно-патриотическое воспитание. Осуществление этой задачи возможно на примерах жизни комсомольцев - героев и участников Великой Отечественной войны, которых в трудные годы войны объединяло общее – высокий патриотизм, беззаветная готовность отдать жизнь за Родину.

Подвиги, совершённые ими, войдут в века, будут всегда служить образцом несгибаемой воли, стойкости и храбрости.

На основе примеров героических страниц Великой Отечественной войны мы стремимся воспитать в студентах чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, воспитать патриотов Отечества, способных встать на защиту государственных интересов страны.

Результаты:

1. Соприкасаясь с прошлым, студенты испытали гордость за героические поступки комсомольцев, познакомились с материалами, испытали боль и чувство сожаления за тех, кто не вернулся с войны.

2.Студенты, работающие с подготовкой материала о комсомольцах-героях, почувствовали большую ответственность перед своими сверстниками, узнали много новой и интересной информации о подвигах героев.

3. Ребята вспомнили, а кто-то из них вновь узнали, о подвигах некоторых комсомольцев-героев во время Великой Отечественной войны, поняли, что Никто не забыт и ичто не забыто.

4. Не смотря на попытки западных политиков переписать вехи истории и представить нашу страну агрессором, студенты прекрасно ориентировались в том, что именно Советский Союз освободил Европу от фашистских захватчиков.

5. При посещении районного музея, студенты окунулись в атмосферу тех лет, а работники музея, благодаря своим интересным рассказам о героях и их подвигах, позволили ребятам прикоснуться к истории, заглянуть в ее тайные уголки.

Рекомендации: провести это мероприятие во всех группах, использовать материалы для проведения уроков мужества.


Используемая литература:

Интернет ресурсы:

1.cvetgizni.blogspot.ru/2013/05/blog-post_8512.html

2. Комсомольцы в годы Великой Отечественной войны

74215s002.edusite.ru›DswMedia/komsomolci.doc



























Приложение

Устная анкета.

1. Знаете ли Вы, кого называют комсомольцами – героями ВОв?

1) Да

2) Нет

2. Назовите комсомольцев - героев Вов, которых вы знаете?

1. Количество героев

2. Никого не называют

3. Хотели бы вы расширить свои знания о комсомольцах - героях

1) Да

2) Нет