СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Внутреннее убранство русской избы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Внутреннее убранство русской избы"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Плодосовхозская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области 307425, п. Каучук, Кореневский район, Курская область, тел. 8(471 47)3-36-30, Email:korenevsk79200@mail.ru







ПРОЕКТ

на тему «Внутреннее убранство русской избы»





ученицы 9 класса

Дородных Арины Александровны















Руководитель проекта: учитель технологии Бочков Николай Петрович











п. Каучук

2018

Содержание

Введение

  1. Семь сакральных мест в русской избе

    1. Дверь

    2. Печь

    3. Красный угол

    4. Стол

    5. Лавки

    6. Матица

    7. Окна

  2. Утварь русской избы

    1. Посуда

    2. Ступа

  3. Сундук

Ⅳ. Люлька

Ⅴ. Лоскутные одеяла

Заключение





















Паспорт проекта

Название проекта: Внутреннее убранство русской избы

Руководитель проекта: Бочков Н. П.

Автор проекта: Дородных Арина, ученица 9 класса

Учебная дисциплина: Технология

Тип проекта: индивидуальный, творческий

Цель работы: Изучить значение избы для человека, особенности внутреннего убранства, об обычаях на Руси

Задачи работы:

  1. Исследовать быт русского народа.

  2. Узнать об особенностях внутреннего убранства русской избы.

  3. Расширить кругозор по истории своей Родины.



Результат проекта (продукт): электронная презентация, макет































Внутреннее убранство русской избы

Изба – в ней мудрость вековая…

Полна загадок и проста!

Она и до сих пор живая,

Народа летопись святая,

Вселенной нашей чистота!



Введение

Внутреннее пространство русской избы издавна ассоциировалось в  народной культуре как пространство женщины – она за ним следила, наводила порядок и уют.

Через порог руки не подавать, окна на ночь закрывать, не стучать по столу – «стол божья ладонь», в огонь (печь) не плевать – эти и многие другие правила задают поведение в доме. Дом – микрокосм в макрокосме, свое, противостоящее чужому.

Человек обустраивает жилище, уподобляя его мироустройству, поэтому каждый угол, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром.

  1. Семь сакральных мест в русской избе

1.1 Дверь

Дверь – одно из семи особенных мест в русской избе. Для крестьянина дверь – не просто вход и выход из дома, это способ преодоления границы между внутренним и внешним мирами. Порог дверного проёма – это граница «своего» и «чужого» пространства. В народных представлениях это было пограничное, а поэтому небезопасное место: «Через порог не здороваются», «Через порог руки не подают». Через порог нельзя и принимать подарки. Гостей встречают за порогом снаружи, потом впускают впереди себя через порог. По высоте дверь была ниже человеческого роста. Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам и шапку снять, а то и шишку на лбу можно набить. А порог, наоборот, был высокий, чтоб меньше дуло. Именно через дверь могут проникнуть в дом и злой человек, и нечисть. «Маленький, пузатенький, весь дом бережёт» – замок должен был уберечь от недоброжелателя. В древности существовало много поверий и разных защитных  ритуалов, связанных с дверью и порогом дома. Помимо затворов, засовов, замков выработана система символических способов, защищающих жилище от «нечистой силы»: кресты, крапива, обломки косы, нож или четверговая свеча, воткнутые в щели порога или косяка. Наверное, недаром, и сейчас многие привешивают на дверь подкову на счастье. Перед дальней дорогой существовал обычай присаживания.

Только закрытая дверь сохраняет жизнь внутри дома: «Не всякому верь, запирай крепче дверь». Именно поэтому люди останавливались перед порогом дома, особенно при входе в чужой дом, эта остановка часто сопровождалась краткой молитвой.

На свадьбе в некоторых местностях молодая жена, входя в дом мужа, не должна была коснуться порога. Именно поэтому её часто вносили на руках. А в других местностях, примета была с точностью до наоборот. Невеста, входя в дом жениха после венчания, обязательно задерживалась на пороге. Это было знаком того, что она теперь своя в роде мужа.

1.2 Печь

Вторым особенным местом в русской избе была печь. Печь располагалась около входа и занимала примерно четверть пространства избы. Печь – один из сакральных центров дома. «Печь в дому – то же, что алтарь в церкви:  в ней печётся хлеб». «Печь нам мать родная», «Дом без печи – нежилой дом».  Печь имела женское начало и находилась в женской половине дома.

Печь служила одновременно и источником тепла, и местом приготовления пищи, и местом для сна, использовалась при лечении от самых различных заболеваний. На печи сушили одежду, обувь или продукты, в ней сушили грибы и ягоды. В некоторых районах в печи мылись и парились. Печь порою олицетворяла всё жилище, её наличие или отсутствие определяло характер постройки. Основная функция печи – приготовление пищи – осмысливалась не только как хозяйственная, но и как сакральная: сырое, неосвоенное, нечистое превращалось в варёное, освоенное, чистое. А в подпечке даже зимой могли содержать кур. Хотя печь и очень большая, она не «съедает», а, наоборот, расширяет жизненное пространство избы, превращая его многомерное, разновысотное.

В печи обязательно держали заслонку закрытой, если кто-то уехал из дома, чтобы вернулся, и дорога была счастливой, во время грозы (т.к. печь – еще один вход в дом, связь дома с внешним миром).

Недаром есть поговорка «плясать от печки», ведь всё  в русской избе начинается именно с печи. Помните былину про Илью Муромца? Былина нам говорит, что  Илья Муромец «лежал на печи 30 лет и 3 года», то есть не мог ходить. Не на полатях и не на лавках, а на печи!

«Печь нам как мать родная», — говорили раньше люди.  С печью были связаны многие народные лечебные практики и приметы. Например, нельзя в печь плеваться.  И нельзя было ругаться, когда горел в печи огонь.

Новую печь начинали прогревать постепенно и равномерно. Первый день начинали с четырёх полен и постепенно каждый день добавляли по одному полену. чтобы прокалить весь объём печи и чтобы она была без трещин.

Сначала в русских домах были глинобитные печи, которые топились по-чёрному. То есть печь тогда не имела вытяжной трубы для выхода дыма. Дым выпускался через дверь или через специальное отверстие в стене. Иногда думают, что чёрные избы были только у нищих, но это не так. Такие печи были и в богатых хоромах. Чёрная печь давала больше тепла и дольше его хранила, чем белая. Прокопченные стены не боялись сырости или гнили.

Позже печи стали строить белыми – то есть стали делать трубу, через которую выходил дым. Печь находилась всегда в одном из углов дома, который назывался печной, дверной, малый угол.

1.3 Красный угол

В русской избе всегда по диагонали от печи располагался Красный угол, где мы можем увидеть иконы, Библию, молитвенные книги, изображения предков – те объекты, которым придавалась высшая культурная ценность. Красный угол – главное, священное место в доме, что подчёркивается его названием: красный – красивый, торжественный, праздничный. Он освещён солнцем лучше всех других углов в доме. В русской избе, ориентированной по сторонам света, Красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Красный угол принимал первые лучи солнца и как бы олицетворял собой зарю. Здесь на нарядной угловой полке (божнице) устанавливались иконы. Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Таких людей называли «крестьянами» от родственного слова «христианин». Народная пословица «Без Бога — не до порога» связана именно с этим: входя или выходя из комнаты или дома, христианин прежде всего оказывал почести Царю Небесному, а уж потом — хозяину дома.
Красный угол был в каждом доме. К нему относились очень трепетно, с почтением, уважением и кротостью. Над образами теплилась лампадка, которая не только освещала комнату, но и наполняла её особым духом благочестия и смирения. На божницу вешали вышитые и тканые полотенца с узорами. В вербное воскресенье красный угол украшался веточками вербы, в Троицу –берёзовыми ветками, вересом (можжевельником) – в Великий четверг. Перед образами непозволительно было выражаться, злиться, лукавить. 
В воспитательных целях Батя наказывал сыну вставать перед образами и каяться в проступках. У каждого человека перед ликом Божьим был страх, робость и честность. Это страх опозориться, не оправдать надежд, упасть в его глазах, страх разочаровать его. Как жилое помещение православного христианина считается символом православного храма, так и Красный угол рассматривается как аналог алтаря. Некоторые учёные связывали символичность с двоеверием, считая, что красный угол, как символ христианства, является противоположностью печи, как олицетворению языческой Руси. В другой интерпретации, речь идет, напротив, о логичном продолжении  языческих традиций в православной России. Печь, священный очаг, ставилась в «нечистой» северной (т.н. «полуночной») части дома для защиты от злых сил — чтобы те не могли пройти в дом мимо «матушки-печки». Это можно сравнить с костром у входа в пещеру или хижину у первобытных людей. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. 
Обязательными для домашнего иконостаса являются иконы Спасителя и Богородицы. Состав остальных икон выбирает верующий. Обычно в красном углу размещают патрональные (так называемые «именные») иконы членов семьи. Особо почитаем на Руси был Никола Угодник, его икона находилась практически в каждом домашнем иконостасе. Из русских святых чаще всего встречаются изображения преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского; из икон мучеников наиболее распространены иконы Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона.
Иконы в домашнем иконостасе располагаются подобно церковному иконостасу: слева от иконы Христа располагается икона Богородицы, справа — обычно икона святителя Николая. Над иконами Христа и Божией Матери возможно размещение изображений Троицы или Распятия. Обычно стараются придерживаться иерархии и не размещать икон святых, больших по размеру иконы Спаса или Богородицы. 
Также рекомендуется не размещать над образами Спаса и Богородицы икон святых.
Вся жизнь была ориентирована на красный угол. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к Красному углу были обращены изголовья постелей. Здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением, свадьбой, похоронами.
Именно в Красном углу подвешивали щепных птиц счастья, традиционных для Русского Севера. При любой беде или пожаре первой из избы выносилась икона.

1.4 Стол

Стол – ему придавалось большое значение в Красном углу дома и в целом в избе. Стол в избе стоял на постоянном месте. Если дом продавали, то его продавали обязательно вместе со столом!

К столу относились с уважением и называли «Божьей ладонью», именно поэтому нельзя было бить по столу, влезать на него детям.
Не разрешалось на обеденном столе располагать посторонние предметы, потому что это место самого Бога. Всегда на столе должен был быть  хлеб – символ достатка и благополучия в доме. Говорили так: «Хлеб на стол – так и стол престол!».

Стол устанавливался обязательно вдоль половиц, т.е. узкая сторона стола была направлена к западной стене избы. Это очень важно, т.к. направлению «продольное – поперечное» в русской культуре придавался особый смысл. Продольное имело «положительный» заряд, а поперечное – «отрицательный». Поэтому все предметы в доме старались уложить в продольном направлении. Также поэтому именно вдоль половиц садились при обрядах (сватовства, например) – чтобы всё удачно прошло.

Места за столом в Красном углу были жёстко закреплены традицией, причём не только во время праздников, но и во время обычных приёмов пищи. Трапеза объединяла род и семью.

  • Место в Красном углу, в центре стола, под иконами, было самым почётным. Здесь сидели хозяин, самые уважаемые гости, священник. Если гость без приглашения хозяина прошёл и сел в Красный угол  — это считалось грубейшим нарушением этикета.

  • Следующая по значимости сторона стола – правая от хозяина и ближайшие к нему места справа и слева. Это «мужская лавка».  Здесь рассаживались по старшинству мужчины семьи вдоль правой стены дома к его выходу. Чем старше мужчина, тем ближе он сидит к хозяину дома.

  • А на «нижнем» конце стола на «женской лавке», идущей вдоль фронтона дома садились женщины  и дети.

  • Хозяйка дома размещалась напротив мужа со стороны печи на приставной скамье. Так было удобнее подавать еду и устраивать обед.

  • Во время свадьбы  новобрачные также сидели под образами в Красном углу.

  • Для гостей была своя – гостевая лавка. Она расположена у окна.

Такое расположение членов семьи за столом показывает модель социальных отношений внутри русской семьи.

Скатерть на столе в русской традиции тоже имела очень глубокий смысл и составляет единое целое со столом. Выражение «стол да скатерть» символизировало гостеприимство, хлебосольство. Иногда скатерть называлась «хлебосолкой» или «самобранкой». Свадебные скатерти хранили как особую реликвию. Скатертью покрывали стол не всегда, а в особых случаях. На свадебный пир скатерть брали особую и стелили её изнанкой вверх  (от порчи). Скатерть могли расстилать на земле во время поминок, ведь скатерть – это «дорога», связь между миром космическим и миром человека, недаром до нас дошло выражение «скатертью – дорога».

За обеденным столом собирались семьей, крестились перед едой и читали молитву. Ели чинно, вставать во время еды было нельзя. Глава семьи – мужчина - начинал трапезу. Он разрезал еду на куски, резал хлеб. Женщина обслуживала всех за столом, подавала еду. Трапеза была длинная, неторопливая, долгая.

1.5 Лавки

Вдоль стола, вдоль стен тянутся лавки. Для мужчин долгие «мужские» лавки, для женщин и детей лицевые, расположенные под окном. Лавки соединяли «центры» (печной угол, красный угол) и «периферию» дома. В том или ином обряде они олицетворяли путь, дорогу. Когда девочке, ранее считавшейся ребенком и носившей одну нижнюю рубаху, исполнялось 12 лет, родители заставляли её пройти по лавке взад и вперед, после чего, перекрестившись, девушка должна была спрыгнуть с лавки в новый сарафан, сшитый специально для такого случая. С этого момента начинался девический возраст, и девушке разрешалось ходить на хороводы и считаться невестой. Была в доме так называемая «нищая» лавка, расположенная у двери. Получила такое название потому, что на неё мог садиться нищий и любой другой, кто вошёл в избу без разрешения хозяев. Ещё эта лавка имела другое название – «конник».

Здесь мужчины осенними и зимними вечерами занимались ремонтом обуви, мастерили, чинили конскую упряжь. Лавки служили не только местом для сидения, но и местом для сна. Под голову при сне на лавке подкладывался подголовник.

Так же в избе имелись и скамьи. Скамьи отличались от лавок тем, что лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.

Под потолком укрепляли полавочники с утварью, а у печи устраивали деревянные настилы – полати, на них спали. А во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе.


1.6 Матица

Если встать на середину избы и посмотреть наверх, то можно увидеть брус, служащий основанием для потолка, – матицу. Считалось, что матка является опорой верха жилища, поэтому процесс укладки матицы – один из ключевых моментов строительства дома, сопровождавшийся осыпанием хлебных зёрен и хмеля, молитвой, угощением плотников. Матице приписывалась роль символической границы между внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом. Гость, войдя в дом, садился на лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, отправляясь в путь, следовало подержаться за матицу, чтобы дорога счастливой была, а чтобы уберечь избу от клопов, тараканов и блох, под матицу подтыкали найденный от бороны зуб.

1.7 Окна

Окно – ещё один вход в дом. Окно – слово очень древнее, в летописях впервые упоминается в 11 году и встречается у всех славянских народов. В народных поверьях запрещалось через окно плеваться, выбрасывать мусор, что-то выливать из дома, так как под ним «стоит ангел Господень». «В окно подать  (нищему) – Богу подать». Окна считались глазами дома. Человек смотрит через окно на солнце, а солнце смотрит на него через окно (глаза избы). Именно поэтому на наличниках часто вырезали знаки солнца. В загадках русского народа говорится так: «Красная девушка в окошечко глядит» (солнце). Окна в доме традиционно в русской культуре всегда старались ориентировать «на лето» — то есть на восток и юг. Самые большие окна дома всегда смотрели на улицу и на реку, их называли «красными» или «косящатыми».

Существовало поверье, что если в окно залетит птица – быть беде. Именно через окно нужно было передать младенца, если рождённые в семье дети умирали. Считалось, что так можно спасти ребёнка и обеспечить ему долгую жизнь. Сидя у окна, поджидали вести. Место у окна в красном углу – место почётное, для самых почётных гостей, в том числе и сватов.

Окна располагались высоко, и поэтому взгляд из окна не натыкался на соседние строения, и вид из окна был красивым.

При строительстве между брусом окна и бревном стены дома оставляли свободное пространство (осадочный паз). Его закрывали доской, которая всем нам хорошо известна и называется наличником («на лице дома» = наличник). Наличники украшались орнаментом для защиты дома: круги как символы солнца, птицы, кони, львы, рыба, ласка  (животное, считавшееся хранительницей скота – считали, что если изобразить хищника, то он не будет вредить домашним животным), растительный орнамент, можжевельник,  рябину. Снаружи окна закрывались ставнями. Ставни выполняли еще одну функцию. С улицы каждый мог видеть: открыты ставни – значит хозяева уже встали, а закрыты – значит ещё спят или куда-то ушли.

  1. Утварь русской избы

2. 1 Посуда

Посуда для приготовления еды хранилась в печке и у печки. Это котлы, чугунки для каш, супов, глиняные латки для запекания рыбы, чугунные сковородки. Красивую фарфоровую посуду хранили так, чтобы её всем было видно. Она была символом достатка в семье. Праздничную посуду хранили в горнице, в шкафу – заблюднике выставлялись тарелки. Повседневную посуду держали в навесных шкафчиках. Обеденная посуда состояла из большой миски из глины или дерева, деревянных ложек, берестяной или медной солонки, чашек с квасом.

Для хранения хлеба в русской избе использовались расписные короба, ярко раскрашенные, солнечные, радостные. Роспись короба выделяла его среди других вещей как вещь значимую, важную.Чай пили из самовара. 

Сито использовалось и для просеивания муки, и как символ богатства и плодородия, уподоблялось небесному своду (загадка «Сито вито, решетом покрыто», отгадка – небо и земля).

Соль  — это не только еда, но и оберег. Поэтому и  подавали гостям хлеб с солью как приветствие, символ гостеприимства.

Самой распространенной была глиняная посуда - горшок. В горшках приготовляли кашу и щи. Щи в горшке хорошо упревали и становились намного вкуснее и наваристее. Для хозяйственных нужд в доме использовались бочки, кадки, лукошки. Жарили пищу на сковородах, как и сейчас. Замешивали тесто в деревянных корытах и чанах. Воду носили в ведрах, кувшинах.

У хороших хозяев сразу же после приёма пищи вся посуда мылась дочиста, вытиралась и ставилась опрокинутой на полках.

Чтобы поставить посуду в печь и достать из печи нужны были ухваты. Для загребания углей использовалась кочерга.

2.2 Ступа

В каждом доме была ступа с пестом, да не одна. У каждой хозяйки в доме, было несколько ступ с пестами, и каждая из них использовалась по-своему, хотя все они предназначались для толчения: волокон, холста (ступа высотой до 80см.), зерна (от 60 – до 70 см.) картофеля (высотой 70 см.), соли (высотой 25 см.), конопляного и льняного семени (высотой 37 см.), и для растирания табака (единственная мужская ступа) ведь раньше зёрна не мололись, а толклись.

В ступу помещали небольшое количество зерна, начинали толочь. Толочь зерно в ступе процесс нудный, однообразный и требует терпения. Начинать нужно медленно, постепенно, чтобы не разбросать зерно вокруг ступы. После того, как крупы натолкли достаточное количество, ступу переворачивали вверх дном, и с пестом ставили в угол.

Ступы были в каждом сельском доме, выдалбливались они из крепкого дерева: дуба, берёзы иногда осины, в основном это нижняя часть ствола без сучков, высота достигала 80см, глубина — 50см, диаметр — 40см. Устойчивость ей придавала расширенная и утолщенная платформа. Ступа имела две ручки, выдолбленные из того же ствола дерева, которые служили для перестановки ступы с места на место. Если ручки отсутствовали, то обычно делали удобный перехват посредине тулова. Обязательное условие - ступа должна быть изначально из цельного куска дерева, а не из частей, склеить, скрепить хотя бы из двух деталей её было нельзя: нагрузка велика, могли образоваться щели.

Ступы были тяжёлыми, массивными, устойчивыми. Чаще встречались одинарные ступы, т.е. обладавшие только одной рабочей ёмкостью, выдолбленной в их верхней части. В некоторых деревнях делали двойные ступы, у которых снизу имелась еще одна рабочая ёмкость. Для её использования ступу необходимо было перевернуть. Такие ступы в хозяйстве служили для получения крупы и для мятья конопли, льна. Верхняя часть ступы использовалась только для мятья волокнистой части растений, а нижняя — для очистки зерна. Необходимой принадлежностью ступы был пест. Изготавливался он до 100см длины при диаметре около 7см, для удобства пест делали с перехватом посередине. Конец песта нередко обивали железом, чтобы утяжелить его и предохранить от раскалывания.

Бытовое использование ступы и песта регламентировалось многочисленными правилами и запретами. По поверьям, не следует оставлять на ночь пест в ступе, иначе ночью им будет толочь нечистая сила болезнь – а потом рассевать по народу; не оставляли ступу открытой, иначе перед смертью рта не закроешь.

Домашняя ступа считалась не просто хозяйственной утварью. В частности, ей приписывали целительские свойства: в ступе пытались истолочь болезнь как у взрослых и детей, так и у домашней скотины, под ней «морили» лихорадку. Особенно ярко проявлялись ступа и пест в шутках. До сих пор неповоротливую женщину называют в русских деревнях ступой, а нерасторопного застенчивого мужика — пестом. Ещё чаще ступа упоминается в русских народных пословицах и поговорках: «Её и в ступе не утолчёшь» (упряма), «Его толочь заставь, так он в ступке дно прошибёт» (дурак), «Не ест ступа толокна, а мир кормит», «Дурака, хоть в ступе толки», «Его ведьма в ступе высидела» и т. д. «Толки глупого в ступе пестом вместе с зерном, не отделится от него глупость его».

  1. Сундук

Мебели в   русской избе почти не было. Мебель появилась намного позже, не так давно. Никаких гардеробов или комодов. Одежду и обувь и другие вещи хранили не в избе. Самое ценное в крестьянском доме – парадную утварь, праздничную одежду, деньги – хранили в сундуках.  Так же в сундуки собирали приданое дочерей. Сколько дочерей на выданье – столько и сундуков. Сундуки бывали разных размеров. Маленькие сундучки, не предназначенные для сидения, назывались ларями. Большие же сундуки для прочности обивали железными полосами, часто делали скобу для замка. Их украшали резьбой, кованными металлическими узорами, рисунками. Оформление сундука могло поведать о зажиточности его хозяина.

Люлька

Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.


Лоскутные одеяла

Увлекательное рукоделие, шитьё из лоскутов, появилось на Руси в незапамятные времена. Однако особую популярность оно приобрело во второй половине ХIX века. Во многих отечественных городах в это время наладился выпуск замечательных тканей: узорных ситцев, ярких сатинов, бязей, миткалей весьма доступных рядовым покупателям. Купцы торговали материей даже в самых отдалённых северных уголках. Да и крестьяне всё чаще отправлялись в город за покупкой отреза для желанной обновы.

По возвращении домой хозяйки долго рассматривали, приглядывались, примерялись, чтобы ладно раскроить купленную ткань, а оставшиеся лоскутки тоже в дело пустить. Так, почти в каждом доме появились весёлые разноцветные одеяла, задорные наволочки для подушек, яркие половики и множество других предметов обихода, не только полезных, но и красивых, радующих глаз.

Согласно своему вкусу, фантазии и настроению выкладывали рукодельницы лоскутные узоры, подобно древним мастерам мозаики. Каждому лоскутику находили своё место в узоре, любовно подчёркивая его красоту и своеобразие. Словно калейдоскоп можно было рассматривать готовое изделие. Квадраты, треугольники то собирались в строгие геометрические орнаменты, то разбегались по полю в красочном многоголосии, перекликаясь с вышитыми и ткаными, резными и расписными самоделками.

Лоскутные изделия, столь полюбившиеся народу, впитали в себя особый дух и непосредственность, присущие традиционным многовековым произведениям национального искусства. Сегодня изделия народных мастериц по праву хранятся в коллекциях музеев, а ремесло продолжает жить и привлекать всё большее количество поклонников. Не только домашние рукодельницы, но профессиональные художники создают в этой технике панно, ковры, модели одежды.

Чем же так привлекательна лоскутная мозаика? Прежде всего, своей доступностью и бесконечным разнообразием. Материал берётся самый обычный: лоскуты, которые найдутся в любом доме. Да и инструменты нехитрые: ножницы, нитка, иголка. И ещё необходима фантазия и желание, дающие уникальную возможность почувствовать себя творцом, способным создать действительно рукотворную вещь, которая будет излучать особый свет тепло и доброту, так недостающие нам в сегодняшнее стремительное и суетное время.

Заключение

Проведя эту исследовательскую работу я убедилась в правоте своей гипотезы. Русская изба – действительно удивительное творение рук человека. Эта работа помогла узнать интересные факты из исторической жизни нашего народа, зародила желание познать свой край, свою Родину.



































Список использованных источников

  1. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. – Л.: Наука, 1983 (Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо – Маклая)

  2. Бузин В.С. Этнография русских. – СПб.: Издательство Санкт- Петербургского университета, 2007

  3. Пермиловская А.Б. Крестьянский дом в культуре Русского Севера. – Архангельск, 2005.

  4. Русские. Серия «Народы и культуры». – М.: Наука, 2005. (Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо – Маклая РАН)

  5. Соболев А.А. Мудрость предков. Русские двор, дом, сад. – Архангельск, 2005.

  6. Суханова М. А. Дом как модель мира// Дом человека. Материалы межвузовской конференции– СПб., 1998.

  7. Александрова Л. Деревянное зодчество Руси. – М.: Белый город, 2004.

  8. Заручевская Е. Б. Про крестьянские хоромы. Книга для детей. – М., 2014.
































10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!