Педагогический проект во второй младшей группе
«Аккуратные ребята»
Автор проекта:
Воспитатели группы №4(7)
Лесникова Н.В., Колпакова Е.А.
Актуальность
Выбор проекта связан с необходимостью решать проблему воспитания культурно – гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Педагоги и родители должны помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете от знания и выполнения правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Именно поэтому воспитание культурно - гигиенических навыков является неотъемлемой частью работы детских учреждений и семьи по воспитанию здорового образа жизни детей и взрослых.
Формирование навыков личной гигиены предполагает и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.
Цель проекта: Развитие культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности, объединение родителей и детей в единой познавательно-исследовательской деятельности по формированию привычки к здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
1. Развивать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.
2. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.
4. Познакомить детей с литературными произведениями: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», фольклорными произведениями про умывание, причесывание, подготовку к обеду, обед.
5. Развивать умение читать наизусть потешки и небольшие авторские стихотворения; развивать речь, память, внимание.
6. Укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Тип проекта: педагогический, творческий.
Вид проекта: групповой, среднесрочный (март – май)
Участники проекта: Педагоги, родители, дети второй младшей группы.
В начале проекта мы использовали анкетирование родителей на тему «Навыки самообслуживания у детей младшего возраста»
Цель анкетирования: выяснить у родителей, насколько самостоятельны дети в быту.
Критерии самообслуживания | Самостоятельно | С помощью взрослого |
Следит за собой (опрятность) | 20% | 80% |
Старается быть аккуратным в быту | 27% | 73% |
Может пользоваться носовым платком | 47% | 53% |
Может раздеваться | 73% | 27% |
Может одеться | 30% | 70% |
Складывает свои вещи | 20% | 80% |
Может убрать за собой игрушки | 33% | 67% |
Моет и вытирает руки | 72% | 28% |
Просит ли помощи, если что-то не получается? | 82% | 18% |
Проведя анкетирование родителей, мы выяснили, что в основном у детей сформированы такие навыки как: умеет раздеваться (73%), моет и вытирает руки (72%) и просит помощи, если что-то не получается (82%). Остальные навыки (опрятность, аккуратность в быту, пользование носовым платком, одевание, складывание своих вещей, уборка за собой игрушек) в наименьшем процентном соотношении сформированы, судя по ответам родителей.
Далее нами была проведена диагностика детей младшей дошкольной группы по сформированности культурно-гигиенических навыков.
Цель диагностики: выявить уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на начальном этапе.
Диагностика проводилась с использованием как индивидуальных, так и групповых форм образовательной деятельности.
«Умывание» | «Одевание- раздевание» | «Культура еды» | «Уход за собой» |
- мыть лицо, руки; закатывать рукава; намыливать руки до появления пены и смывать ее; насухо вытирать руки, аккуратно вешать полотенце в свою ячейку; | - одевает и снимает обувь; -застегивает и расстегивает пуговицы, кнопки, молнии; - складывает вещи в шкаф | - правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; - не крошить хлеб; - пережевывать пищу с закрытым ртом; - не разговаривать с полным ртом; - тихо выходить по окончании еды из-за стола; - благодарить. | - расстегивать пуговицы, замок; - снимать платье (рубашку, шорты); - аккуратно вешать одежду; - снимать обувь; - одеваться в обратной последовательности. - пользоваться расческой; - пользоваться носовым платком. |
На основе данных групп были выделены критерии сформированности культурно - гигиеничесих навыков дошкольников.
У 35% детей культурно-гигиенические навыки находятся на низком уровне, 41% - на среднем, и лишь 24% детей с высоким уровнем сформированности.
Таким образом, выявленные показатели диагностики предопределили необходимость создания системы работы, направленной на повышение уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей.
План реализации проекта.
Работа с детьми планируется по 4 направлениям: Гигиена, Опрятность, Прием пищи и Бережное отношение к окружающим предметам.
«Гигиена»
НОД: «Доктор Айболит», «Чистота и здоровье»;
Беседы: «Доброе утро расческа»,» Когда надо мыть руки», «От чего болит зуб»;
Рассматривание альбомов: «Чистюля»
Чтение художественных произведений: А.Барто «Ах, ты девочка чумазая»; потешки «Водичка, водичка»,
Д/ игры: «Научим мишку умываться», «Расскажи зайке про здоровые зубки», «Научи Машу пользоваться платочком»
Обыгрывание проблемных ситуаций: Почему у кукол грязное полотенце», «Почему у Хрюши заболел живот»
С/р. Игра «Семья»- сюжет «Помоем дочку»
Научное шоу "Микроб и другие вредители"
«Опрятность»
Нод: «Оденем кукол на праздник», «Как нужно ухаживать за собой»
Беседа: «Как выглядеть опрятно»
Рассматривание альбомов «Красивые прически», «Нарядные платья»
Чтение потешек: «Уж я косу заплету», «Одевали малыша», «Замарашка»
Пальчиковые игры: «Где мой пальчик»
Дид.игры: «Зеркало», «Соберём куклу на прогулку», «Весёлые шнурочки», игра «Парикмахерская»
«Прием пищи»
НОД: «Полезная и вредная еда»,
Беседы: «Почему надо мыть овощи и фрукты», «Питьевая вода»
Рассматривание картины «Семья обедает»
Дид. игры «Здоровье из корзинки»
Чтение худ. литературы: Мошковская «Маша и каша», Токмакова «Ай да суп»
Игровые ситуации «Покормим куклу»
«Бережное отношение к вещам и игрушкам»
НОД: «Вот что мы умеем», «Где живут игрушки»
Беседы: «Научим Степу аккуратно складывать вещи», « Почему плачут игрушки»
Алгоритм «Сложи вещи в шкафчик», «Оденься на прогулку»
Дид.игры: «Оденем куклу на прогулку», «Машины на ремонте»
Чтение худ. произведений: М.Александрова «Что взяла – клади на место»; «Танечка – хозяйка»; «Я сама»
С.р.игры: «Мастерская», «Наведем порядок в доме»
Игровые упражнения: «Научим Машу – растеряшу убирать свои вещи на место».
Работа с родителями:
с раннего детства?»
Стендовая информация: памятка для родителей по воспитанию культурно-гигиенических навыков
Анкеты – вопросники
Выставка литературы (художественной, методической)
Создание стенгазеты – «Чистота – залог здоровья»
Родительское собрание в форме мастер-класса «Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»
Цель:
-формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, воспитание у детей КГН (а именно: опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды как неотъемлемой части культуры поведения и т. д.);
-воспитание самостоятельности у детей младшего возраста;
-педагогическое просвещение родителей по теме собрания.
Ожидаемый результат
Дети:
Устойчивая потребность в соблюдение навыков личной гигиены и опрятности в повседневной жизни;
Проявление умений правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, следить за своим внешним видом:
Обеспечение максимально свободного эмоционального контакта детей друг с другом и педагогом их взаимного доверия, эмоциональной раскованности.
Родители:
Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
Повышение компетентности родителей в развитие навыков личной гигиены;
Повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.