Г ородской округ города Выкса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮТЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад комбинированного вида № 26 «Ласточка»
607060, Нижегородская область, г.Выкса, микрорайон Гоголя, здание №16-«а»
Телефон 8(831)32635, E-Mail: lastochka26doy@yandex.ru
ПРОЕКТ
«Волшебная песочная страна».
Автор и организатор
педагог-психолог
Мысягина Ю.М.
г.о.г. Выкса,2020
Актуальность проекта
В основе данного проекта лежит песочная терапия, способствующая не только эстетическому воспитанию ребенка, но и духовно нравственному становлению личности, воспитанию культуры здоровья ребенка.
Образы художественного творчества детей отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, эмоциональные всплески и переживания. Существует несколько воздействий на эмоциональное состояние детей средствами искусства, наиболее приемлемым в работе с дошкольниками является рисование, и как одно из направлений – арт-терапия.
Одним из методов арт-терапевтической работы является рисование песком, автором которой является Кэролин Лиф. Рисование песком привлекло внимание профессиональных психологов, специализирующихся в области арт-терапии и психологии творчества. Арт-терапевты быстро обнаружили, насколько полезным и эффективным может быть метод рисования песком. О пользе взаимодействия с песком известно еще из психоаналитических идей К. Г. Юнга. Рисование песком часто проводится под музыку, а световые столы излучает не только свет, но и мягкое тепло. Все это позволяет задействовать зрительную, слуховую и тактильную сенсорные системы, быстро погружая человека в творческий процесс. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом — эмоционально, психически и физически. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлечённости, а также для релаксации.
При реализации проекта обеспечивается интеграция таких образовательных областей как художественно-эстетическое развитие (приобщает к эстетической стороне окружающей действительности) познавательное (развивает разнообразные способы познания, развивает конструктивное и пространственное мышление, стимулирует развитие воображения, мышления, воспитывает активное отношение к предметам и объектам окружающего мира), физическое (развивает мелкую моторику рук, координация движений).
Вид проекта: творческий, краткосрочный с_______по___________
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги
Цель: создание условий для психофизического развития детей старшего дошкольного возраста средствами песочной арт-терапии.
Задачи:
1.Обогащать эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями;
2.Развивать фантазию и образное мышление, мелкую моторику, воображение;
3.Способствовать регулированию психоэмоционального состояния дошкольников;
4.Развивать способность передавать форму, строение предмета и его частей, их пропорции на песке;
Ожидаемый результат: способствует проявлению детьми:
1. практических умений и навыков рисования песком (дети имеют представление о технике безопасности при работе на световом столе, отличают приёмы создания фона (наброс и насыпание); отличают приёмы рисования (расчищение, вырезание, линейный, щепотка, видоизменение и преображение); рисуют одновременно двумя руками симметричный предмет (яблоко, ваза); преобразуют одни фигуры на песке в другие, добавляя или убирая детали;
2.инициативности и самостоятельности в выборе темы, техники рисования (дети проявляют исследовательское поведение, экспериментируют в создании художественного образа, придумывают самостоятельно оригинальные способы его исполнения)
3.навыков сохранения здоровья в процессе самостоятельной художественно-творческой деятельности (соблюдение правил безопасности при работе с песком, столом, выполнение физкультминуток).
. Стратегия проекта
Этап реализации | Содержание | результативность |
детей | родителей |
1 этап подготови- тельный | Анализ семейного воспитания по данному вопросу. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме проекта (воспитатель). | Модель трёх вопросов Заполнение паутинки. | индивидуальные беседы и анкетирование родителей |
2 этап Организационно- методический | Познавательное развитие: Показ презентация для детей: «Художники которые рисуют песком». -Опытно-экспериментальная деятельность с песком. Добро пожаловать в волшебный мир песка. Задачи: ознакомить детей со способом рисования песком - Занятие «Палка, палка, огуречик…» Задачи: показать способы рисования одним пальцем, ознакомить с основными приёмами рисования песком (точки, линии, круги). «Песочное волшебство». (песочная анимация) Создать условия для самостоятельной игры «Какое это дерево?» Д/И «Что под песком?» Д/И «Дорисуй картину» Просмотр мультфильмов, созданных при помощи песочной анимации. Социально-коммуникативное, речевое развитие -Мимическая гимнастика «Покажи свое настроение» -игры-имитации основных чувств человека -игра с песком «Нарисуй свое настроение» -Разучивание стихотворений о песке. -Артикуляционные гимнастики с помощью песочного стола: «Лошадка», «Качели», и т.д. Художественно-эстетическое развитие -Совместные конкурсы поделок из песка (“Песочный город”, “Песочное угощение”). -Рисование на песке по теме недели | Создать ситуацию для самостоятельной игры «Волшебным песком» показ песочной анимации. атрибуты к игре | Консультация «Песочная терапия». Изготовление атрибутов к игре. Подборка видеотеки Подбор иллюстраций, фотографий с эмоциями. Подбор стихотворений по заданной теме Изготовление фотоальбома: «Мы рисуем песком» |
3 этап Заключи- тельный | Презентация проекта «Песочная арт-терапия как средство психофизического развития детей старшего дошкольного возраста» Обобщить полученные детьми знания. Активизировать участников проекта к практическому применению полученных знаний по теме проекта. | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для родителей «Песочная терапия»
Уважаемые родители!
Подчеркните или обведите нужную цифру и впишите ответ на приведенные ниже вопросы.
1.Знаете ли вы, что такое песочная терапия?
-да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
2. Как часто ваш ребенок играет в домашней песочнице?
- часто;
- редко (по желанию);
- не проявляет интерес к песку.
3. Как у вас с ребенком проходят игры с песком в домашних условиях?
- ребенок играет самостоятельно?
- играем совместно с ребенком?
- не играем в игры с песком.
4. Считаете ли вы, что игровой песок, как универсальный материал можно использовать в воспитании и обучении для развития ребенка.
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
5. Как вы считаете, оказывает ли положительно влияние песочная терапия на эмоциональное поведение ребенка (агрессивность, вспыльчивость, импульсивность, пассивность, гиперактивность и т.д.).
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
6. Как вы считаете, нужна ли песочная терапия в детском саду?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
Благодарю Вас за участие в нашем анкетировании.
ПРОЛОЖЕНИЕ 2
Консультация для родителей
«Песочная терапия»
Как сделать отдых ребенка не только интересным, но и полезным для его развития? Чем увлечь малыша и развлечь его в компании друзей? Как сделать досуг своего чада безопасным, увлекательным и креативным?
Есть ответ на этот вопрос – рисование песком!
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой
Игрушек маленький набор
Возьмем в игру…Подобно богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.
Огромное разнообразие видов игр и занятий с этим материалом делает его идеальным развлечением для детей разного возраста.
Одним из самых популярных устройств для рисования песком является световой стол.
Все мы знаем о том, что игры с песком - самое любимое занятие детей дошкольного возраста. Игра с песком как способ развития ребенка, известна с давних времен, это естественная и доступная каждому малышу форма деятельности.
Песочная терапия поможет в развитии внимания, восприятия, памяти, мышления. Песок идеально подходит для формирования перцептивных ощущений, сенсорного воспитания, мелкой моторики.
Рисование песком на световом столе стимулирует ускоренное развитие мышления и речи ребенка, так как, пересыпая песок из ладошки в ладошку, захватывая песок в кулачок, выравнивая песок на стекле - все эти движения непроизвольно влияют на развитие мелкой моторики, и соответственно, на развитие речи ребенка.
Знаете ли вы, что благодаря таким играм существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно; гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
Упражнения при играх с песком
1) скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.), выполнить те же движения, поставив ладонь ребром; "пройтись" ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
2) создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.);
3) "пройтись" по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после — двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом — средними, затем — безымянными, большими, и наконец — мизинчиками);
4) "поиграть" пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола;
5) сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы. (Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?) имеют колоссальное значение для развития психики ребенка.
Способы работы с песком:
1) Способы засыпания рабочего стола:
Просеивание (сквозь пальцы) расхлопывание ладошкой дождик (сыпем из кулачка) торнадо (сыпем из двух кулачков) волна.
2) Техника рисования песком (основные приёмы):
Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев; Втирание: пальцем, несколькими пальцами, симметрично двумя руками, ребром ладони, ладонью, кулачком, ребром большого пальца, рисование мизинцем; Процарапывание: палочкой, картоном, кистью; Отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней.
3) Особенности в работе с песком на световых столах:
Рисование отличается простотой Песочное рисование это – КРАСИВО! Пластичность, уменьшение стресса, воздействие светом, цветом, музыкой
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста
Песочное волшебство.
(песочная анимация)
Цель: стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной техники.
Задачи:
1.стабилизация эмоционального фона воспитанников с помощью песочной техники;
2.формирование навыка экспериментирования с песком;
3.обогащение тактильного опыта у воспитанников.
4.развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
5.развитие речевой активности в процессе познавательной деятельности и игре.
6.воспитывать аккуратность;
Оборудование:
Стол с песком и стул;
кисточки для рисования на песке;
цветной песок;
мелкие предметы (макароны, бусины, фасоль и др);
вода и салфетки для мытья рук.
Педагог- «волшебник»: Проходите, ребята, я очень рада вас видеть! Вы, наверное, меня узнали? Для хорошего настроения подарю вам и нашим гостям фокусы. Вы готовы? Начинаем….
Появляется баночка с песком.
Вводная часть
Песок, море, так хочется лето. Ребята, скажите, а какое сейчас время года? (Осень). А в какое время играют снегом? (Зимой). А когда же наступит лето? (ответы детей). Снега ждать осталось недолго, а вот до лета далеко.
Ребята, я знаю такую волшебную страну, где круглый год лето, светит солнышко и согревает всё вокруг своими лучиками. В этой стране совсем нет снега, там много песка, с которым можно играть, строить замки. Хотите туда отправиться? (Ответы детей).
Давайте пофантазируем. Возьмитесь за руки, закройте глаза, а я произнесу волшебные слова:
Полетим, полетим,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвратимся, сделав круг.
Лишь коснёмся мы земли,
Быть по нашему вели!
Хочу оказаться в стране Песочное волшебство.
Дети открывают глаза и подходят к столу с песком.
Педагог: Посмотрите ребята, что это? (Песок). Да, это настоящий песок. Так и хочется его потрогать, поиграть с ним. Но прежде чем мы начнём играть, давайте вспомним правила игры с песком:
Нельзя брать песок в рот — можешь подавиться!
При игре с песком всегда должны быть чистые руки и носы.
Нельзя бросать песок в лицо — можешь повредить глаза!
Нельзя вдыхать песок — будет трудно дышать!
После игры с песком помой руки!
Педагог- волшебник: Молодцы! Все правила запомнили! Давайте опустим ладошки в песочек, погладим его, переберём пальчиками. Какой он на ощупь? (Тёплый, сыпучий, интересный, мокрый, холодный). Давайте аккуратно пересыплем песочек из одной ладошки в другую и почувствуем, как приятно стало нашим ладошкам. А теперь давайте представим, что наши пальчики, как ножки, пойдут гулять по тёплому песочку от края стола к центру и затем обратно.
Основная часть
Пошли пальчики гулять,
Долго, долго шли пешком,
А затем бегом, бегом,
Немного поскакали
И в конце пути упали.
Игра «Необыкновенные следы».
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Оборудование: Песочница.
Ход игры:
«Идёт медведь»: ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
Мишка косолапый
По лесу идёт,
Топ-топ-топ.
«Прыгают зайцы»: кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!
Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.
«Ползёт змея»: ребёнок расслабленными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
Змея очковая в песке
Очки вдруг потеряла.
Ползёт она в большой тоске,
Ползёт куда попало.
«Бежит сороконожка»: ребёнок двигает всеми пальцами, имитируя движения сороконожки.
У сороконожки заболели ножки.
Видишь на дорожке снятые сапожки?
Педагог- волшебник: Посмотрите, какие получились интересные следы. А теперь я прошу вас подойти к столам и сесть на стулья. Посмотрите, ребята, у вас на столах приготовлены подносы с песком. Скажите, какие геометрические фигуры вы знаете? (Ответыдетей).Молодцы!
Упражнение «Геометрические фигуры».
Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.
Оборудование: подносы с песком, кисточки для рисования на песке.
Педагог-волшебник: Посмотрите, какие геометрические фигуры спрятал художник? (Круг, квадрат, треугольник). А теперь нарисуйте эти геометрические фигуры, можете все, а можно одну. (Рисуют). Ребята, посмотрите, солнышко. А оно похоже на какую геометрическую фигуру? Как оно ярко светит, так и хочется понежиться под его лучами. Ярко светит солнце, наши глазки не привыкли к такому яркому свету, давайте зажмурим глазки сильно-сильно, откроем. Уже легче смотреть на солнце. Ещё раз зажмурим, сильно-сильно, откроем. Поморгаем. Привыкли глаза.
Игра-упражнение «Песочное солнце».
Цель: создание мандалы на песке с использованием разноцветного песка методом посыпания и мелких предметов (макаронных изделий, бусин, фасоли).
Ребёнок на песке с помощью трафарета рисует круг, посыпает цветным песком, украшает лучики солнца различными предметами.
Педагог-волшебник:Нарисуем жёлтый круг, (Дети засыпают цветным песком круг солнца)
После лучики вокруг — (Дети засыпают лучи солнца)
Пусть на белом свете
Ярче солнце светит!
А теперь давайте украсим лучики (дети украшают лучи солнца макаронами, бусинами и т. П.).
Я рисую на песке
Носик и глаза в кружке.
Это солнце яркое!
Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились. Молодцы! Все справились с заданием. Наши солнышки нам улыбаются, давайте мы тоже улыбнёмся им.
Устали? А теперь немножко отдохнём.
Упражнение «Релаксация».
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Педагог-волшебник: проходите на коврик, ложитесь рядом друг с другом, закройте глаза. (Звучит релаксационная музыка).
Впереди у нас волшебный сон,
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Наши ручки отдыхают,
Наши ножки отдыхают,
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются.
Итоговая часть
Педагог-волшебник: открываем глазки, просыпаемся, потягиваемся, аккуратно встаём.
Но мы забыли выполнить последнее правило: после игры с песком помой руки! Проходите к лейке.
А теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад. Вставайте в круг, возьмитесь за руки, закройте глаза, а я произнесу волшебные слова.
Полетим, полетим,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвратимся, сделав круг.
Лишь коснёмся мы земли,
Быть по нашему вели!
Хочу оказаться в детском саду!
Итоговая часть
Рефлексия:
В какой стране мы с вами сегодня побывали? (Песочное волшебство)
Чем вам запомнилась эта страна?
Чем мы занимались в этой стране?
Давайте вспомним, какой песок на ощупь?
Ребята, вам понравились игры с песком?
Педагог-волшебник: на моей тарелочке лежат смайлики зелёного и жёлтого цвета. Если вам сегодня всё понравилось и у вас всё получалось, возьмите зелёный смайлик. Если вам не понравилось что-то и было трудно, то возьмите жёлтый смайлик.
Ребята, спасибо вам за работу!
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Игры с песком:
Игра «Угадаем следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения. Вместе проделываем на песке : «Идут медвежата»- кулачками надавливаем на песок, «прыгают зайцы»-кончиками пальцев ударяем по поверхности песка, «ползут змейки»- волнистые линии пальцами рук и т. д.
Игра «Волшебные дорожки»
Цель — развитие зрительно-моторной координации, обобщения. Лучше проводить на мокром песке. Например по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а по узкой тропинке бегут лесные животные. Ребенок выбирает фигуру и ставит их на указанную дорожку.
Упражнение «Времена года»
Цель- усвоение признаков времен года. Попросить ребенка нарисовать картину любого времени года, учитывая признаки погоды, изменения природы, одежду и атрибуты этого времени.
Упражнение «Узоры на песке»
Цель- развитие межполушарных связей, мелкой моторики руки. Берем в руки две кисточки. Рисуем двумя кисточками одновременно на песке разные узоры- дождик, солнце, тучи и т. д.
Упражнение «Изобрази настроение»
Цель — развитие эмоциональной сферы. На песке нарисовать лицо человека в радости, грусти, страхе, злости и обиде. Обратить внимание на выражение глаз рта, бровей разных эмоций. Нарисовать свое настроение в данный момент.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Техника | Описание |
Техника закидывания | Используется для создания темного фона на большей части рабочей поверхности. Делается несколькими быстрыми движениями. Ребром ладони как бы сбрасываем верхушку с песка, лежащего вдоль края стекла, к центру или противоположному краю стекла. От амплитуды движения будет зависеть, насколько далеко песок распространяется по поверхности. При закидывании получаются причудливые песочные разводы. С помощью данной техники удобно изображать небо, землю, море. |
Техника засыпания | Используется для создания затемненных поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную поверхность в нужном месте .От продолжительности процедуры засыпания песка будет зависеть степень темноты данного участка рисунка. При использовании данной техники получаются поверхности с разными контурами |
Техника насыпания | Взяв песок в кулак, сжимаем его и держим вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему. Рукой, находящийся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти они напоминают штрихование карандашом. |
Техника вытирания | Данный вид техники применяется для создания светлых участков на рисунке. Вытирая лишний песок с поверхности, рисуем нужный силуэт из оставшегося песка. Положив ладонь на поверхность, и немного нажимая на нее, двигаем кистью по стеклу в нужном направлении. Для получения небольших светлых пятен используем боковую поверхность большого пальца |
Техника процарапывания | Итог процарапывания – создание светлого контура, схожего со следом карандаша или фломастера. Для рисования используем подушечку пальца или ноготь |
Техника отпечатка | Помогает добиваться имитации различных фигур и материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки все ладони, пальцев, ребра ладони. Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти, картонку |
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Стихотворение для детей «Рисуем песком»
Кто-то рисует гуашью,
А кто-то карандашом.
Я предлагаю тебе, дружок,
Рисунок создать песком.
Это совсем не сложно,
А все даже очень просто
И что, в общем-то, замечательно,
Песком рисовать увлекательно.
Песок засыпаешь ты на стекло,
Что снизу светом освещено.
И, включая воображение,
Рисуешь картины на удивление.
Плавно пальцами волну начерти,
И поплывут на картине ручьи.
Пальцы большие навстречу веди
И ель на картине изобрази.
Если песок струей насыпать,
Ствол дерева сможешь ты показать.
А если сверху песок распылять,
То дереву крону ты сможешь придать.
Чтоб показать облака в небесах,
Пальцы свои сожми в кулачках.
И по стеклу кулачками кружа,
Ты нарисуешь вверху облака.
Я рассказала тебе лишь крупицу,
Как фантазия может развиться.
Стоит лишь только начать рисовать
И идеи уже не унять.
Сможешь даже, легко и шутя,
Фильм динамичный создать из песка.
Артикуляционная гимнастика с помощью песочного стола
«Лошадка»- щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично в такт щёлкать (скакать) по песку.
«Качели»- языком ритмично двигать вверх- вниз, указательным пальцем ведущей руки или двух рук в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
«Горка»- улыбнуться, открыть рот и установить язык «Горкой», в это время под счёт набираем в кулачки песочек и насыпаем горку.
«Лопатка» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10, в этот момент под счёт производим ладонью ведущей руки «копательные» движения в песке.