СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя музыки в формировании звукопроизношения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и учителя музыки, способствующие формированию правильного произношения.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя музыки в формировании звукопроизношения»»

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя музыки в формировании звукопроизношения Если говорить вам сложно –  музыка всегда поможет!

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя музыки в формировании звукопроизношения

Если говорить вам сложно –

музыка всегда поможет!

 Выбор проблемы и обоснование ее актуальности  У детей логопедической группы по результатам обследования установлено:  нарушение общей разборчивости речи, “смазанность” звукопроизношения (многочисленные выраженные искажения во многих фонетических группах), отсутствие голосовых модуляций , о граничено движение мышц языка, наблюдается нарушение произвольного глотания. Парез губных мышц является причиной гиперсаливации.

Выбор проблемы и обоснование ее актуальности

У детей логопедической группы по результатам обследования установлено: нарушение общей разборчивости речи, “смазанность” звукопроизношения (многочисленные выраженные искажения во многих фонетических группах), отсутствие голосовых модуляций , о граничено движение мышц языка, наблюдается нарушение произвольного глотания. Парез губных мышц является причиной гиперсаливации.

 В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и учителя музыки, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

  • В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и учителя музыки, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

   Музыка в коррекционном процессе логопедических занятий занимает особое место. Прежде всего, это объясняется тем, что восприятие и речи, и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому есть предположение о том, что недостатки одной системы восприятия (речевой) можно компенсировать с помощью элементов другой (музыкальной).

Музыка в коррекционном процессе логопедических занятий занимает особое место.

Прежде всего, это объясняется тем, что восприятие и речи, и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому есть предположение о том, что недостатки одной системы восприятия (речевой) можно компенсировать с помощью элементов другой (музыкальной).

           Анализ  литературы по данной теме показал, что в основном разработаны программы по проведению логоритмических занятий. Направление работы по коррекции звукопроизношения на музыкальных занятиях не систематизированы ни в одном литературном источнике.

Анализ  литературы по данной теме показал, что в основном разработаны программы по проведению логоритмических занятий. Направление работы по коррекции звукопроизношения на музыкальных занятиях не систематизированы ни в одном литературном источнике.

   Цель проекта:   повышение эффективности  работы по коррекции звукопроизношения используя закон безусловной активности детей в познавательной деятельности.

Цель проекта:

повышение эффективности  работы по коррекции звукопроизношения используя закон безусловной активности детей в познавательной деятельности.

Учитель-логопед: постановка диафрагмально-речевого дыхания; коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; совершенствование лексико-грамматической стороны речи; обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии; совершенствование мелкой моторики. развитие темпа и ритма дыхания, речи и фонематического слуха.

Учитель-логопед:

  • постановка диафрагмально-речевого дыхания;
  • коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
  • развитие фонематического восприятия, анализа

и синтеза;

  • совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  • обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
  • совершенствование мелкой моторики.
  • развитие темпа и ритма дыхания, речи

и фонематического слуха.

Учитель-музыки: Развитие и формирование: слухового внимания и слуховой памяти; оптико-пространственных представлений; зрительной ориентировки на собеседника; координации движений; умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

Учитель-музыки:

Развитие и формирование:

  • слухового внимания и слуховой памяти;
  • оптико-пространственных представлений;
  • зрительной ориентировки на собеседника;
  • координации движений;
  • умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

  Задача:   поиск наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.

Задача:

  • поиск наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.
Оздоровительные Образовательно-воспитательные Укреплять костно-мышечный аппарат.  Развивать дыхание.  Развивать координацию движений и моторные функции.  Формировать правильную осанку. Коррекционные Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.  Формировать способность восприятия музыкальных образов.  Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. Развивать речевое дыхание.  Развивать артикуляционный аппарат.  Формировать просодические компоненты речи.  Развивать фонематическое восприятие.  Развивать грамматический строй и связную речь.

Оздоровительные

Образовательно-воспитательные

Укреплять костно-мышечный аппарат.

Развивать дыхание.

Развивать координацию движений и моторные функции.

Формировать правильную осанку.

Коррекционные

Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.

Формировать способность восприятия музыкальных образов.

Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

Развивать речевое дыхание.

Развивать артикуляционный аппарат.

Формировать просодические компоненты речи.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать грамматический строй и связную речь.

    Этапы проекта:   1 Подготовительный (анализ литературы, теоретическое обоснование, подбор стимульного материала)  1 Подготовительный (анализ литературы, теоретическое обоснование, подбор стимульного материала) 2 Технологический этап (Основной этап реализации проекта (практический):  3 Заключительный этап (Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации).  Проект продолжительностью обучения детей в начальной школе 2013-2015г.г.

Этапы проекта:

1 Подготовительный (анализ литературы, теоретическое обоснование, подбор стимульного материала)

  • 1 Подготовительный (анализ литературы, теоретическое обоснование, подбор стимульного материала)
  • 2 Технологический этап (Основной этап реализации проекта (практический): 
  • 3 Заключительный этап (Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации). 
  • Проект продолжительностью обучения детей в начальной школе 2013-2015г.г.
    Ресурсы:  Кабинеты: логопедический, кабинет музыки Кадры: учитель-логопед, учитель музыки Дидактический и раздаточный материал Развивающий материал : логопедические распевки, предметные и сюжетные картинки, атрибуты для театрализации и подвижных игр.

Ресурсы:

  • Кабинеты: логопедический, кабинет музыки
  • Кадры: учитель-логопед, учитель музыки
  • Дидактический и раздаточный материал
  • Развивающий материал : логопедические распевки, предметные и сюжетные картинки, атрибуты для театрализации и подвижных игр.
  Исполнители:

Исполнители:

    Формы и виды взаимодействия учителя-логопеда  с учителем музыки:  План взаимодействия учителя-логопеда с учителем музыки на учебный год. Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара. Участие учителя-логопеда в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий. Составление картотеки речевых и музыкальных игр, игр со словами, и т.д.

Формы и виды взаимодействия учителя-логопеда с учителем музыки:

  • План взаимодействия учителя-логопеда с учителем музыки на учебный год.
  • Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
  • Участие учителя-логопеда в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
  • Составление картотеки речевых и музыкальных игр, игр со словами, и т.д.
          Предполагаемый результат    - Улучшение произношения, обогащение словаря, развитие речи обучающихся.  -Изготовление и систематизация дидактического материала для проведения совместных уроков.  -Написание статьи

Предполагаемый результат - Улучшение произношения, обогащение словаря, развитие речи обучающихся. -Изготовление и систематизация дидактического материала для проведения совместных уроков. -Написание статьи

    Выводы:    С помощью особых приемов и «технологий» на музыкальных занятиях можно воспитывать не только эстетическое чувство и приобщать ребенка к культуре и искусству, но, и развивать голос, чувство ритма, интонацию и выразительность речи, что является специфичным для детей с нарушениями речевого развития.

Выводы:

С помощью особых приемов и «технологий» на музыкальных занятиях можно воспитывать не только эстетическое чувство и приобщать ребенка к культуре и искусству, но, и развивать голос, чувство ритма, интонацию и выразительность речи, что является специфичным для детей с нарушениями речевого развития.

Занятие по проекту

Занятие по проекту

        Литература:   -А.С.Соболев «Музыкальное воспитание во вспомогательной школе» Издательство  «Просвещение», Москва 1968  - Волкова Г.А. Логорпедическая ритмика – Москва, 1985.  -Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 5-7 лет (2 книги) – Москва, 2005.  -Рычкова Н.А Логопедическая ритмика – Москва, 1998.  -Гавришева Л. Б., Нищеева Н. В. “Логопедические распевки”- СПб Детсво-пресс 2005
  • Литература: -А.С.Соболев «Музыкальное воспитание во вспомогательной школе» Издательство «Просвещение», Москва 1968 - Волкова Г.А. Логорпедическая ритмика – Москва, 1985. -Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 5-7 лет (2 книги) – Москва, 2005. -Рычкова Н.А Логопедическая ритмика – Москва, 1998. -Гавришева Л. Б., Нищеева Н. В. “Логопедические распевки”- СПб Детсво-пресс 2005