Просмотр содержимого документа
«Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя музыки в формировании звукопроизношения»»
Взаимодействие учителя-логопеда и учителя музыки в формировании звукопроизношения
Если говорить вам сложно –
музыка всегда поможет!
Выбор проблемы и обоснование ее актуальности
У детей логопедической группы по результатам обследования установлено: нарушение общей разборчивости речи, “смазанность” звукопроизношения (многочисленные выраженные искажения во многих фонетических группах), отсутствие голосовых модуляций , о граничено движение мышц языка, наблюдается нарушение произвольного глотания. Парез губных мышц является причиной гиперсаливации.
- В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и учителя музыки, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Музыка в коррекционном процессе логопедических занятий занимает особое место.
Прежде всего, это объясняется тем, что восприятие и речи, и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому есть предположение о том, что недостатки одной системы восприятия (речевой) можно компенсировать с помощью элементов другой (музыкальной).
Анализ литературы по данной теме показал, что в основном разработаны программы по проведению логоритмических занятий. Направление работы по коррекции звукопроизношения на музыкальных занятиях не систематизированы ни в одном литературном источнике.
Цель проекта:
повышение эффективности работы по коррекции звукопроизношения используя закон безусловной активности детей в познавательной деятельности.
Учитель-логопед:
- постановка диафрагмально-речевого дыхания;
- коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
- развитие фонематического восприятия, анализа
и синтеза;
- совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
- обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
- совершенствование мелкой моторики.
- развитие темпа и ритма дыхания, речи
и фонематического слуха.
Учитель-музыки:
Развитие и формирование:
- слухового внимания и слуховой памяти;
- оптико-пространственных представлений;
- зрительной ориентировки на собеседника;
- координации движений;
- умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
Задача:
- поиск наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.
Оздоровительные
Образовательно-воспитательные
Укреплять костно-мышечный аппарат.
Развивать дыхание.
Развивать координацию движений и моторные функции.
Формировать правильную осанку.
Коррекционные
Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
Формировать способность восприятия музыкальных образов.
Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.
Развивать речевое дыхание.
Развивать артикуляционный аппарат.
Формировать просодические компоненты речи.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать грамматический строй и связную речь.
Этапы проекта:
1 Подготовительный (анализ литературы, теоретическое обоснование, подбор стимульного материала)
- 1 Подготовительный (анализ литературы, теоретическое обоснование, подбор стимульного материала)
- 2 Технологический этап (Основной этап реализации проекта (практический):
- 3 Заключительный этап (Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации).
- Проект продолжительностью обучения детей в начальной школе 2013-2015г.г.
Ресурсы:
- Кабинеты: логопедический, кабинет музыки
- Кадры: учитель-логопед, учитель музыки
- Дидактический и раздаточный материал
- Развивающий материал : логопедические распевки, предметные и сюжетные картинки, атрибуты для театрализации и подвижных игр.
Исполнители:
Формы и виды взаимодействия учителя-логопеда с учителем музыки:
- План взаимодействия учителя-логопеда с учителем музыки на учебный год.
- Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
- Участие учителя-логопеда в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
- Составление картотеки речевых и музыкальных игр, игр со словами, и т.д.
Предполагаемый результат - Улучшение произношения, обогащение словаря, развитие речи обучающихся. -Изготовление и систематизация дидактического материала для проведения совместных уроков. -Написание статьи
Выводы:
С помощью особых приемов и «технологий» на музыкальных занятиях можно воспитывать не только эстетическое чувство и приобщать ребенка к культуре и искусству, но, и развивать голос, чувство ритма, интонацию и выразительность речи, что является специфичным для детей с нарушениями речевого развития.
Занятие по проекту
- Литература: -А.С.Соболев «Музыкальное воспитание во вспомогательной школе» Издательство «Просвещение», Москва 1968 - Волкова Г.А. Логорпедическая ритмика – Москва, 1985. -Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 5-7 лет (2 книги) – Москва, 2005. -Рычкова Н.А Логопедическая ритмика – Москва, 1998. -Гавришева Л. Б., Нищеева Н. В. “Логопедические распевки”- СПб Детсво-пресс 2005