Министерство образования и науки Республики Дагестан Республиканский конкурс исследовательских проектов младших школьников «Первоцвет»
«За чистоту русского языка»
Секция: «Исследуем словом»
Выполнила: Мажидова Саида.
ученица 4 «А» класса
МКОУ «Новомехельтинская СОШ»
Руководитель:
Пахрудинова Зарема Сайпудиновна.
учитель начальных классов
МКОУ «Новомехельтинская СОШ»
Махачкала 2017г
Введение.
1. Актуальность.
2. Цель исследования.
3. Задачи.
4. Гипотеза.
5. Предмет и объект исследования.
6. Основная часть.
7. Заключение.
8.Список литературы.
9. Приложение.
Актуальность.
Я часто слышу как старшеклассники, взрослые говорят друг-другу «Тормози, да!?», «Как там? Чё там?», «Братан», «Предки», «Сеструха», «А чо стала». Считают это нормой общения. Меня заинтересовала причина возникновения этих слов. И я решила исследовать этот вопрос потому, что я не согласна с такой точкой зрения. В школе и дома меня учат разговаривать правильно, так как чистый, красивый язык это оружие в борьбе за знания. Если каждый из нас будет хорошо владеть русским языком, то мы сможем чётко и точно излагать свои мысли.
Цель исследования.
1. Повысить общую языковую культуру школьников;
2. Побудить учащихся к бережному, обдуманному владению собственным словом.
3. Изготовить памятку «За чистоту русского языка».
Задачи.
1. Узнать значение слов: жаргон, сленг, вульгарная речь;
2. Провести наблюдение за учащимися до уроков и на переменах.
3. Провести анкетирование учеников.
4. Составить словарь подобных слов.
5. Взять интервью у учителя русского языка по данному вопросу.
6.Провести акцию «Произносите правильно».
7. Подобрать стихотворение на тему проекта.
Гипотеза.
Сленговые выражения являются показателем низкой речевой культуры учащихся, они засоряют и огрубляют речь.
Предмет исследования.
Особенности употребления жаргонных слов в речи школьников.
Объект исследования
Устная речь современных школьников.
Основная часть.
Заглянув в словарь и интернет я узнала, что означает слово «Сленг»- это слова и выражения, употребляемые людьми определенных профессий или возрастных групп.
Из этого определения следует, что сленг- разновидность нелитературной речи.
К литературной речи относятся:
1.Книжные слова.
2.Стандартные разговорные слова.
Нелитературная лексика делится:
1.Профессионализмы.
2.Вульгаризмы.
3.Жаргонизмы.
Профессионализмы-это слова, используемые людьми определенных профессий. Например: Камбуз, кок- так говорят моряки.
Вульгаризмы- это грубые слова обычно неупотребляемые, образованными людьми. Например: Морду то подними от тарелки. Как ты жрешь!?
Жаргонизмы- это слова, смысл которых не всегда всем понятен и используются они определенными группами людей. Например: Фиолетово, ящик.
Наблюдения за учениками.
Наблюдая за речью одноклассников и старшеклассников я заметила, что в речи учеников преобладают такие предложения (Вали отсюда, придурок!). Иногда мысль в них остается недосказанной (Да она вообще… тоже мне… подумаешь…).
Анкетирование учеников.
Наблюдая за учениками у меня возник вопрос: почему именно так разговаривают школьники.
И чтоб ответить на этот вопрос, я провела анкетирование учеников 4, 5, 6 классов. Всего в анкетировании приняло участие 55 учеников.
Анкетирование показало, что школьники часто используют жаргон.
Словарь подобных слов.
По результатам опроса был составлен словарик сленговых слов и выражений.
Интервью учителя.
Решила взять интервью у учительницы русского языка Гулиевой Марины Магомедрасуловны. Задала такой вопрос: «Важно ли говорить правильно»?
Со слов Марины Магомедрасуловны я узнала, что общение в жизни играет важную роль. От умения правильно и грамотно выражать свои мысли зависит успешность или не успешность в личной жизни, на работе.
Филологи шутят: «Поговори немного, и я скажу, кто ты». По речи человека можно определить его возраст, профессию, национальность, степень образованности, а главное – уровень воспитанности и культуры.
Чтоб не было неудач в общении, надо постоянно работать над своей речью. Стараться постоянно развивать свою речь и вы непременно добьётесь успехов.
Акция: «Произносите правильно».
Решила провести акцию «Произносите правильно». Я составила список слов в произношении которых дети допускают ошибки. В этих словах я выделила крупным шрифтом букву которую надо выделить голосом. Этот список я раздала детям как памятки.
Стихотворение.
Шум прибоя, шелест трав, кто то лжет, а кто то прав
Радость или огорчения, сожаленье иль терпенье
Нужно всё это толково, передать нам русским словом
Мой друг не оскверняй его, многообразие применяй
Чем больше слов узнаешь ты, тем больше будет красоты
Речевые штампы, бранные слова.
Не должна использовать наша детвора.
Речь должна ведь быть лучистой. И конечно, дети чистой!
Разговорный стиль, научный, деловой, выбирает их народ.
Как учитель говорит, как и что TV твердит.
Ждет того успех, известность кто использует уместность.
Правильность произношения, постановка ударенья.
Русских слов правописанье.
С книгой надо всем дружить, вслух читай, стихи учи.
Наблюдай как стих иной, звуковой поёт строкой.
Старайся грамотно звучать, культуру речи развивать!
Заключение.
По итогам исследования можно сделать вывод: Чем старше ученики тем чаще они используют сленг. Основная причина употребления сленга –выделиться среди сверстников, а также погоня за модой. Чаще всего жаргонные слова используют мальчики.
Использование жаргонизмов делает речь небрежной, неточной и это можно назвать болезнью. Заразившись этим вирусом в детстве, очень трудно вылечиться от него в зрелом возрасте. Важно знать язык, уметь владеть его богатством, так как в речи человека отражается его культура, воспитанность. Поэтому я составила памятку.
«За чистоту русского языка».
Список литературы.
1.Ожегов С.И.- Толковый словарь русского языка.
2.Толковый словарь живого великорусского языка, В. И. Даль.
3. Михайлов К. Школьный сленг.
4.Лихачёв Д.С. Экология культуры// Д.С.Лихачёв. Прошлое – будущему. – Л., 1985.
5.Журнал «Русский язык в школе». - №4, 2005.
6. Интернет- ресурсы.
Приложение 1.
Результаты анкетирования учеников.
Чья речь является для вас эталоном?
1. Друзей – 23 уч.
2. Учителя – 10 уч.
3. Телеведущих – 4 уч.
4. Родителей – 8 уч.
5. Ничья – 0 уч.
Соблюдаете ли вы правила русского языка при общении?
1. Да – 16 уч.
2. Не всегда – 23 уч.
3. Нет – 16 уч.
Где вы слышите жаргонные слова?
1. На улице – 13 уч.
2. С экрана телевизоров – 20 уч.
3. В речи друзей – 32 уч.
С какой целью вы их употребляете?
1. Это модно, современно – 14 уч.
2. Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи – 13 уч.
3. Делают речь понятнее для друзей – 11 уч.
4. Помогают самоутвердиться – 17 уч.
Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?
1. Да – 18 уч.
2. Нет – 16 уч.
3. Не думал об этом – 21 уч.
Стараетесь ли вы обойтись без них?
1. Да- 14 уч.
2. Нет – 19 уч.
3. Не думал об этом – 22 уч.
Когда вы вырастите, будете ли вы употреблять сленг?
1. Да – 17 уч.
2. Нет – 20 уч.
3. Не думал об этом -28 уч.
Приложение 3.
Словарь сленговых слов и выражений.
Алгеброид- учитель алгебры. Барцуха- борец.
Врубился- понял.
Грач- таксист.
Домашка- домашнее задание.
Железно- гарантированно.
Зашиваться- не успевать.
Клёвый- интересный, веселый.
Лыжи- ноги.
Мелочь- ученик младших классов.
Наезжать- идти на конфликт.
Облом- неудача.
Предки- родители.
Разрулил- разобрался с ситуацией.
Сеструха- сестра.
Тачка- машина.
Улёт- удовольствие.
Фары- глаза.
Хахмач-клоун.
Чайник- голова.
Штука- тысяча рублей.
Тормози, да?!- остановись.
Вещи делай, жи есть!- проявляй активность.
Оставь да э-э-э- пожалуйста успокойся.
В душе не волоку- не знаю.
А чо стала?- а в чем, собственно, дело?
Такой он чёрт, жи есть…- нехороший человек.
За родные слова отвечаю!- клянусь.
Приложение2.
Памятка «За чистоту русского языка»
Итак, речь должна быть:
1.Разнообразной- не повторяющей без необходимости одно и тоже слово или выражение.
2.Выразительной- использующей образные средства языка:
Фразеологизмы и крылатые слова, пословицы и поговорки.
3.Точной – употребляемые слова и выражения должны называть именно то,
о чем мы действительно хотим сказать.
4.Краткой- экономной, не содержащей ничего лишнего.
5.Ясной- четко формулирующей передаваемую мысль.
6.Доступной- выраженной в понятной форме, известными словами.
Приложение 4. «Произноси правильно»
КрасИвее
КаталОг
ТОрты
ЖалюзИ
ЗвонИшь
ЗвонИт
ЗвонИть
ПортфЕль
СантимЕтр
КиломЕтр
ВорОта
БАнты
АлфавИт
ДокумЕнт
СвЁкла
БаловАть
СирОты
ЩавЕль
СрЕдства
Приложение5. Фото.
Работа с интернетом и со словарями.
Наблюдения за учениками.
Анкетирование учеников.
Интервью учителя.
Интервью учителя
а
варапрапр
л
ААкция: «Произносите правильно»
пр
парпо
парапрапрап