СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Зачем сольфеджио, если есть компьютер?»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главной целью  проекта является сочинение мелодии с помощью компьютерных приложений. Человек может не владеть теорией музыки, но быть очень музыкальным и творческим.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Зачем сольфеджио, если есть компьютер?»»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Агалатовский центр образования»











ЗАЧЕМ СОЛЬФЕДЖИО, ЕСЛИ ЕСТЬ КОМПЬЮТЕР?















Автор проекта:

Протасова Оксана Дмитриевна

ученица 9 «В» класса

Руководитель проекта:

Никитина Лариса Петровна

учитель музыки



д. Агалатово

2021





Паспорт проекта

Название проекта

«Зачем сольфеджио, если есть компьютер?»

Автор проекта

Протасова Оксана Дмитриевна

Руководитель проекта

Никитина Лариса Петровна

Название образовательной организации

МОБУ «СОШ

«Агалатовский ЦО»

Год разработки проекта

2020-2021

Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины:

Музыка, информатика и МКТ

Тип проекта

Творческий

Проблема (гипотеза для исследовательского проекта)

Как сочинить музыку не зная нот?

Цель проекта:

Создание мелодии с помощью компьютерных приложений.

Задачи проекта:

-изучить компьютерные приложения с помощью, которых можно сочинять мелодии;

-изучить выбранное нами приложение;

-ознакомиться с функции выбранного приложения;

-разработать этапы сочинения мелодии;

-сочинить мелодию;

-продемонстрировать мелодию;

-проанализировать результат.

Аннотация проекта

Работа содержит в себе 15 страниц. Проект знакомит нас с приложением в котором можно сочинять музыку не зная нот.

Форма продукта проекта

Мелодия

Презентация (представление проекта)

Образно-наглядная

Осмысление и оценка проекта

Во время написания музыки я поняла, что совсем не обязательно учится в музыкальной школе, ведь можно сочинять музыку на компьютере. В итоге, как и планировалось, продуктом моего проекта стала мелодия. На мой взгляд, мелодия вышла очень красивой и душевной. Считаю, что цель моего проекта, достигнута.

Необходимое оборудование и ресурсы

Компьютер с доступом в интернет, интернет ресурсы.







Содержание

Введение………………………………..……………………...……..……………5

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Как влияет на нас музыка?..............................................................................8

1.2. Известные музыканты и композиторы не знающие нотной грамоты…….9

1.3. Как начать писать музыку на компьютере не зная нот …………………10

Глава 2. Практическая часть

2.1. Программа для моей мелодии……………………………………………...12

2.2. Форма. Стиль. Средства выразительности…………………………..........13

2.3. Особенности сочинения…………………………………………………….14

Заключение………………………………………………………………………16

Список литературы и электронных ресурсов………………………………….17



Введение

Очень много людей хотят заниматься музыкой, но не понимают нотную грамоту, не имеют возможности приобрести какой-либо музыкальный инструмент или нет времени на музыкальную школу, а самим изучать сольфеджио очень сложно. Но было бы желание… И как говорят великие люди если есть желание, будет тысяча возможностей, нет желания будет тысяча причин. Каждый день мы разговариваем по телефону, работаем в компьютере и слушаем музыку. Мир совершенствуется каждый день, изобретая и открывая что-то новое, и без этих достижений мы бы не продвинулись так далеко.

Ученые, исследователи, разработчики и дизайнеры со всего мира пытаются воплотить то, что упростит нашу жизнь и сделает ее интереснее. Есть такие технологии которые поднимают нашу жизнь на совершенно другой уровень. Новые технологии нас окружают повсюду. И если использовать информацию правильно, то мы сможем найти приложения с помощью которых человек сможет сочинить любую мелодию на своё усмотрение.

Главной целью своего проекта я вижу сочинение мелодии с помощью компьютерных приложений. Человек может не владеть теорией музыки, но быть очень музыкальным и творческим.

Благодаря моему проекту любой желающий сможет попробовать сочинить музыку даже без специального обучения.

Цель: создание мелодии с помощью компьютерных приложений.

Задачи:

  • изучить компьютерные приложения с помощью, которых можно сочинять мелодии;

  • изучить выбранное нами приложение;

  • ознакомиться с функции выбранного приложения;

  • разработать этапы сочинения мелодии;

  • сочинить мелодию;

  • продемонстрировать мелодию

  • проанализировать результат.





Глава 1. Теоретическая связь

1.1.Как влияет на нас музыка?

Каждый человек привык с самого рождения слышать музыку, все мы знакомы с этим понятием. У каждого есть любимый стиль музыки. Музыка, которая расслабляет и та, которая напрягает. Все мы давно заметили, что роль музыки в нашей жизни довольно велика, современная музыка может влиять на наше настроение, успокаивать нас, поднимать настроение.

Почему же разным людям нравится разная музыка и как она влияет на нашу жизнь? Ведь многие люди объединяются даже в большие сообщества, музыка настолько скрепляет людей, строит особую субкультуру, меняет взгляды людей на многие вещи, формирует стиль одежды, стиль общения, стиль различной музыки имеет разное влияние на человека. Ведь некоторые мелодии способны даже улучшать человеческую память, а так же выстраивать ассоциативный ряд определенных событий и моментов жизни

То, как музыка помогает человеку справиться с трудными жизненными ситуациями, вряд ли сопоставимо с каким-либо другим воздействием внешних факторов. Музыка способна создать и поддержать нужное настроение. Она помогает расслабиться (не удивительно, что после работы некоторые люди первым делом, переступая порог собственного дома, включают любимые композиции), а может наоборот — зарядить энергией. По утрам лучше слушать бодрую и ритмичную музыку, она поможет проснуться и заставит вас соскочить с постели в желании изменить свою жизнь к лучшему. Также веселая и энергичная музыка влияние на психику человека и заставляет его сменить грусть на радость, а печаль — на оптимизм и жизнелюбие.

Спокойная и плавная музыка поможет расслабиться и успокоиться, отвлечься от повседневных забот, уменьшить количество мыслей в голове и сосредоточиться на саморегуляции. Медленная и релаксирующая музыка влияет на человека как снотворное, поэтому, если вас мучает бессонница, и вы не знаете, как быстро уснуть, используйте этот факт. Какое бы настроение вы не хотели задать с помощью музыки, важно выбрать те композиции и мелодии, которые вам нравятся, и которые будут ласкать ваш слух.

Сила музыки заключается в том, что ее влияние обусловлено психоэмоциональным состоянием человека. Она способна положительно воздействовать и сделать человека счастливее, если будет гармонировать с этим состоянием. В противном случае влияние музыки на человека может оказаться негативным. Что касается стилей и направлений музыки, то здесь не все так просто. С одной стороны человек должен слушать ту музыку, которая ему по душе, с другой стороны исследования ученых говорят о том, что различные направления музыки способны воздействовать на физическое и эмоциональное состояние человека по-разному.

Стресс – это не просто упадок настроения. Его последствиями может стать апатия, депрессия и даже агрессия. Окончание 9 класса, сдача экзаменов нарушает мое спокойное состояние. Чтобы избавиться от навязчивых состояний, помощи одной музыки будет мало, однако она вполне может поспособствовать скорейшему возвращению к привычной жизни. Следует не только слушать музыку, но и сочинять ее самой.

Но как это сделать, если ты не знаешь нот и не владеешь правилами композиции?

Были ли в истории музыки случаи, когда становились великими композиторами, не владея нотной грамотой?

1.2. Великие музыканты и композиторы, не знающие нотной грамоты

Кортни Кэйкбин (Courtney Kakebeen): Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что значит «великий музыкант». Великими часто называют Beatles. Без сомнения, они были превосходными авторами песен. Также они были очень хорошими музыкантами.



Были ли они великими? Это спорный вопрос. Необходимо учитывать сразу несколько факторов: разнообразие стилей, исполнительское мастерство, способность импровизировать и творческий подход к игре в целом.

Рисунок 1. Кортни Кэйкбин

Есть музыканты, которые достигли такого уровня без надлежащего знания теории музыки. Мой любимый пример – Арт Тэйтум. Он был слепым (не мог читать) и играть на фортепиано учился сам до тех пор, пока не стал посещать школу для слабовидящих, где начал изучать музыку.

Это достаточно сложный вопрос, поскольку великим музыкантом можно стать и без знания теории музыки, однако человек, который много играет и добивается высокого уровня мастерства, с большой долей вероятности столкнется с какой-нибудь теорией на своем пути.

Еще один момент: нужно определить, носит ли теория музыки формальный характер? Спорный вопрос, но я думаю, что любой музыкант имеет свои причины играть именно так, а не иначе (так сказать, собственную музыкальную теорию).

«Я ничего не знаю о музыке. Мне это совершенно ни к чему», – Элвис Пресли. Когда ритм-н-блюз (а позже рок-н-ролл) стал популярным среди белокожего населения после Второй мировой войны, он считался музыкой, свободной от всех ограничений, в том числе от самой теории музыки. Молодежь расценила его как музыку свободы.

Можно ли хорошо играть на музыкальном инструменте, не зная нотной грамоты?

Ещё бы! Конечно можно.

Нотная грамота, безусловно, необходима для музыканта, но когда музыка живёт внутри, когда музыкой, думаешь и дышишь, можно обойтись и без неё.

Если читать биографии некоторых композиторов, можно узнать, что Моцарт, например, вначале играл по слуху, стараясь повторить за сестрой. Гораздо позже отец обучил его нотам.

Самым известным «незнающим» современности был Лучано Паваротти, не скрывавший, что почти не умеет читать ноты. Слух и собственная система разучивания оперных партий помогли ему несмотря ни на что стать одним из величайших теноров XX века. Но все-таки верность нотному оригиналу сегодняшние исполнители считают чем-то само собой разумеющимся.

Depeche Mode и Nirvana — известные. В нотах не ведают и музыкальных школ не заканчивали. И этот список можно продолжать до потери пульса.

Вот еще сюда можно добавить японского композитора и мультиинструменталиста Kitaro или Джимми наш Незабвенный Хендрикс.

В современном мире все чаще на помощь музыкантам приходит компьютер. Разнообразие компьютерных редакторов для сочинения музыки, дает возможность сочинять музыку, даже не зная нотной грамоты и не владея правилами композиции. После долгого изучения инструмента и бессонных ночей, проведённых за сочинением своих композиций, вы решили, что настало время записать свои задумки. Музыкальные идеи переполняют голову, и вы хотите поделиться ими с окружающими.

В этот момент в голове начинающего музыканта появляется множество вопросов. Надо ли идти в студию или можно записаться дома? Что нужно для того, чтобы записывать музыку? Какое оборудование купить, и какие программы понадобятся? С каждым часом вопросов становится все больше, а ответов все меньше.

1.3. Как начать писать музыку на компьютере не зная нот?

40 лет назад для того, чтобы записать свое творчество, нужно было идти на профессиональную студию. Качественное звучание было доступно только тем, у кого были деньги. Благодаря развитию технологий, сегодня создание музыки стало намного доступнее: с помощью компьютера мы можем создавать отличные треки, не выходя из дома.

На дворе 21 век и есть разные способы писать музыку на компьютере. Очень много видеороликов на ютубе, в которых все понятно и дословно объясняют, есть другие программы для сочинения музыки где вовсе просто разобраться самому.



Глава 2. Практическая часть

2.1. Программа для моей мелодии

Свою мелодию я буду сочинять в программе «FL Studio 20». Это программа достаточно известная среди компьютерных музыкантов. В ней много разных и интересных функций, с помощью которых можно сочинять очень красивую музыку.

Безусловно, чтобы работать в этой программе надо хорошо понимать компьютер, но даже если ты не компьютерный гений, при желании, сочинить какую-нибудь мелодию не составит трудностей. Также огромным плюсом этого приложения является то, что не надо иметь собственную студию, горы аппаратуры, разных инструментов и самое главное, что не надо учить сольфеджио, которое куда сложнее.

Итак, приступим к сочинению мелодии. Для начала я проигрываю её у себя в голове, думаю какой будет темп, стиль и настроение мелодии.

Рисунок 2. Дизайн программы «FL Studio 20»

Перед нами открытое приложение, где мы будем работать. Использовать я буду немного функций, чтобы было проще ознакомится с приложением.

Моя мелодия будет исполнена на фортепиано. Для этого мы заходим в ‘FL KEYS’ где находится piano roll и именно тут мы и будем сочинять мелодию. Перед нами вертикальные клавиши. По слуху подбираем ту мелодию (можно добавить два голоса), которую мы хотим услышать в конце, и если вас всё устраивает, то переходим к аккомпанементу.

Для этого мы создаем второй piano roll, а первый мы перемещаем на главную платформу, где далее будет готовая мелодия. Прописываем аккорды к этой мелодии.

Ноты из которых состоит 1-2 такта нашей мелодии мы соединяем и получаем аккорд, который созвучен с ранее написанной мелодией.

Рисунок 3. Программа в работе

Когда мы закончили с аккордами мы всё соединяем и если где то, что то не нравится или не ложится на слух или звучит не красиво, меняем до того варианта, который нам понравится больше всего.



2.2. Форма. Стиль. Средства выразительности.

Это мелодия имеет вариационную форму. Это когда музыка состоит из темы и её нескольких измененных воспроизведений. В данном случае здесь имеется развязка, которая приводит к следующей теме.

1 вариация – Развязка – 2 вариация – Кода.

Стиль я выбрала лирический, потому что, лирике свойственна напевность и музыкальность. Она опирается на ассоциации, дополнительные интонации и смысловые оттенки, способна передавать сложные душевные состояния. Подключает к образному мышлению. Часто интонации перемещаются в акустическую сферу. Лирические высказывания тяготеют к афористичности. В лирике в силу субъективности неважно где, что и когда произошло, а важен отпечаток в душе автора. Пространство и время не имеют значения.

Моя мелодия имеет не быстрый, спокойный темп. Также я на протяжении всей мелодии меняла динамику от звука крещендо (увеличение звука) или наоборот диминуэндо (затихание). Мелодия светлого минорного лада.


2.3. Особенности сочинения

Музыку я сочиняла, используя определенные правила. В моментах даже представила, что я и есть человек, имеющий перед собой только компьютер и не знающий никакую нотную грамматику. Музыка представляет собой звуковую последовательность в определенном ритме, которая имеет эмоциональную окраску.

Музыка относится к ряду искусств, которые должны вызвать эмоциональный отклик у слушателя. В противном случае, музыкальное сочинение не будет пользоваться популярностью.



Заключение

Работая над проектом, мне удалось погрузиться в мир музыки. Я освоила новую программу, о которой ранее очень много слышала. Я научилась не только сама, но и научила своих родственников пользоваться этой программой.

Во время написания музыки я поняла, что совсем не обязательно учится в музыкальной школе, ведь можно сочинять музыку на компьютере.

Что немало важно, я поняла, как правильно работать с оформлением проекта, открыла некоторые новые функции таких программ, как: Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, а также узнала, как оформлять список использованной литературы. Эти знания пригодятся мне в дальнейшем обучении.

В итоге, как и планировалось, продуктом моего проекта стала мелодия. На мой взгляд, мелодия вышла очень красивой и душевной.

Задачи полностью реализованы, цель проекта достигнута.





Список литературы и электронных ресурсов

1. Интернет-журнал о полезных привычках и ЗОЖ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wellnesspress.ru/razum/kak-muzyka-vliyaet-na-cheloveka/ свободный (12.03.2020)

2. Как музыка влияет на человека? Польза и вред мелодий. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/id/5e7b027acf2d2766acd55f2c/kak-muzyka-vliiaet-na-cheloveka-polza-i-vred-melodii-5e85a72a7fb1f22617c588ad свободный (12.01.2021)

3. Кто из известных музыкантов слабо разбирается в теории музыки. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://geektimes.mirtesen.ru/blog/43831485119/[Perevod]-Kto-iz-izvestnyih-muzyikantov-slabo-razbirayetsya-v-te свободный (09.03.2020)

4. Как писать музыку, не зная нот? [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://promodj.com/andruhov/blog/659496/Kak_pisat_muziku_ne_znaya_not свободный (15.04.2020)

5. Программа для создания музыки. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fl-studio.club/ свободный (12.02.2021)

11