СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект«Здоровый образ жизни подростка»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "здоровый образ жизни подростков" (серия буклетов)

Просмотр содержимого документа
«Проект«Здоровый образ жизни подростка»»

Государственное казённое учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Белореченский социально-реабилитационный центр

для несовершеннолетних»



Проект

«Здоровый образ жизни подростка»

(серия буклетов)













К здоровью через образование!










К здоровью через образованность!












Выполнили: подростки группы №4

Бас Элеонора, Бас Инна, Харина Дарья

Руководитель: педагог-психолог Балабанова Мария Константиновна

с. Великовечное

Белореченский район, Краснодарский край

2018 г.











Актуальность проекта

В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья людей. Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, - это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия…». В мирное время Россия переживает демографическую трагедию: идет вымирание русского и ряды других народов России. В этой ситуации особенно катастрофично состояние здоровья детей, подростков и молодежи.

Актуальность проекта обусловлена низким уровнем побуждений подростков к ведению здорового образа жизни, что снижает эффективность применяемых здоровьесберегающих технологий специалистами СРЦН.


Цель проекта: пропаганда здорового образа жизни подростка как средство сохранения и укрепления здоровья детей.

Задачи:

изучить проблему здорового образа жизни подростка;

изучить представление о ЗОЖ в специальной литературе;

определить основные направления пропаганды ЗОЖ подростка;

разработать буклеты серии «ЗОЖ подростка» для возрастных категорий от 10-15 лет


Составители и технические исполнители: Бас Инна, Бас Элеонора, Харина Дарья, Балабанова М.К.


Срок осуществления проекта: краткосрочный (март 2018)


Предполагаемые результаты:

  1. У подростков СРЦН будет сформировано представление о здоровом образе жизни;

  2. Будет сформирована потребность несовершеннолетних в соблюдении здорового образа жизни;

  3. Будет сохраняться и, в некоторой степени, улучшаться здоровье детей.


Финансовое обеспечение проекта:


Материалы

Количество

Стоимость

Картон

8 листов

25 рублей

Бумага А4

125 листов

53 рублей

Бумага для ручного труда

1 рулон

170 рублей

Итого

248 рублей


Алгоритмы


1. Главная идея проекта – «К здоровью через образование!»

2. Актуальность и важность поставленной проблемы – «Здоровье – главная ценность».

3. Социальная значимость проблемы - «От здоровья каждого к здоровью нации».

4 . Юридическая правомерность действий – «Здоровье - право человека, забота государства».

5. Результаты – «Здоровье = жизнь!».



Серия буклетов «ЗОЖ подростка»


  1. Здоровый образ жизни.

  2. Правильное питание.

  3. Режим дня.

  4. Правила личной гигиены.

  5. Вредные привычки.



Буклет - листовое издание (брошюра, книжечка), напечатанное с двух сторон листа и сфальцованное любым способом в два или более сгибов. В виде буклета выпускаются, как правило, путеводители, справочно-информационные и рекламные издания».

Б.В.Ленский /Энциклопедический словарь/


В буклете серии «ЗОЖ подростка» может быть:

1.Название буклета.

2.Высказывание (термин, понятие, фраза врача, писателя и др.)

3. Информация (в мире, по стране, по региону, по области, по району,

актуальность проблемы).

4. Диаграммы (результаты анкетирования, социологических опросов,

диагностика по школе).

5.Рекомендации (советы врачей, психологов и др.).

6.Рисунки.

7.Фамилии составителей и технических исполнителей.

8. Список рекомендуемой литературы.



По данным Минздрава, только 5% выпускников школ сегодня являются практически здоровыми, 50% имеют морфофизиологические отклонения, свыше 70% страдают различными нервно-психическими расстройствами. Идет деградация молодых поколений.

Наше учреждение не стало исключением данной статистики. Проводя мониторинг качества состояния здоровья несовершеннолетних в СРЦН, мы выявили, что первая группа здоровья у 13,8,% несовершеннолетних дошкольного и младшешкольного возраста; 58,3 % - вторая группа; 22,2 % - третья группа; и 5,7 % к пятой группе. Согласно результатам обследования, выяснилось, что большая часть несовершеннолетних составляют 2 группу здоровья, то есть имеют хоть и незначительные отклонения в здоровье. Как видите, есть дети третей группы здоровья, то есть это дети, имеющие значительные отклонения в здоровье. А в пятую группу входят дети-инвалиды. Нас очень волнует здоровье несовершеннолетних, стремительное его падение. «Больное поколение не имеет ни здорового тела, ни здорового духа…»,- таковы оценки последних лет.

Среди подростков 3 и 4 групп мы провели анкетирование о том, что такое ЗОЖ. Из результатов анкетирования мы увидели, что несовершеннолетние имеют некоторые представления о здоровом образе жизни, но полной информацией не владеют. Мы же считаем, что сохранить здоровье можно только в том случае, если знать, что это такое. Именно поэтому мы решили разработать серию буклетов о здоровом образе жизни подростков.

Проект направлен на сохранение и укрепления здоровья подростков в СРЦН.


Исследование состояния здоровья

несовершеннолетних в СРЦН

2018 год



Здоровые дети

Больные дети

1 группа здоровья

2 группа здоровья

3 группа здоровья

4 группа здоровья

5 группа здоровья

5

31

5

21

8

0

2


Из таблицы видно, что только 5 человек из 36 - здоровы. Первая группа здоровья у детей из первой группы (3 человека) и второй группы (2 человека) – это несовершеннолетние дошкольного и младшешкольного возраста. У 21 ребенка 2 группа здоровья, 8 человек имеют 3 группу здоровья и 2 несовершеннолетних имеют 5 группу здоровья. Из данных исследования видно, что чем старше дети, тем хуже у них здоровье.

Анализ показал, что у 43,7 % (7 человек) нарушение осанки, 25% (4 человека) с задержкой физического развития и столько же – 25% с ЗПР, 12,5% (2 человека) с ограниченными возможностями здоровья.

Итак, от младшего возрастного периода к старшему возрасту ухудшается здоровье несовершеннолетних. Мы не можем ни изменить наследственность, ни повлиять на здравоохранение, от нас мало зависит окружающая среда. Но способствовать формированию и соблюдению здорового образа жизни мы можем. По данным Института гигиены от образа жизни человека зависит 50% здоровья. И если мы хотя бы немного изменим представление несовершеннолетнего о полезном образе жизни, мы будем способствовать сохранению и укреплению его здоровья.


Анкетирование несовершеннолетних группы №3 и №4 2018г.


Несовершеннолетним 3 и 4 группы было предложено расположить жизненные ценности по степени важности: работа, здоровье, деньги, друзья, семья. Этот вопрос должен был помочь нам разобраться в предпочтениях ценностных ориентаций у подростков СРЦН. Они расположили ценности по степени важности, и мы получили следующие результаты:


1 место – семья (5человек)

2 место – здоровье (4 человека)

3 место – деньги (3 человека)

4 место – друзья (2 человека)

5 место – работа (2 человека)


Таким образом, из проведенного опроса, мы видим, что семья – главная ценность. Здоровье стоит на 2-ом месте. Это значит, что подростки уже понимают ценность здоровья, возможно потому, что все чаще сталкиваются с болезнями.


Рейтинг ценностей


Семья

Здоровье

Деньги

Друзья

Работа

31,3%

25%

18,7%

12,5%

12,5%



Несовершеннолетним группы №3 и №4 было также задано 2 вопроса:

  1. Что такое ЗОЖ?

  2. Ведешь ли ты здоровый образ жизни?

Обработав анкеты и проанализировав результаты анкетирования, мы выяснили, что они знают о здоровом образе жизни.

На вопрос «Что такое ЗОЖ?» были получены различных ответы, но мы выделили четыре ведущих результата. Несовершеннолетние решили, что занятие спортом есть самый главный составляющий компонент здорового образа жизни (так ответило 6 человек); отказаться от вредных привычек решили 5 человек – это второй лидирующий ответ подростков. Вариант ответа «правильное питание» дали 3 человека, и 2 человека попробовали соблюдать режим дня.

Что такое ЗОЖ?


Занятия спортом

Отказ от вредных привычек

Правильное питание

Соблюдение режима дня

37,5%

31,3%

18,7%

12,5%


Анализируя ответы подростков, был сделан вывод, что подростки не имеют целостной картины представления о ЗОЖ.

Оказалось, что почти половина опрошенных подростков ведут здоровый образ жизни – это 7 человек, не ведут – 4 человека, 3 человека дали разные ответы, воздержались от ответа 2 человек.


Ведешь ли ты здоровый образ жизни?

Да

Нет

Прочие ответы

Воздержались

43,7%

25%

18,7%

12,5%


Что такое здоровый образ жизни?


Это одна из центральных категорий социальной гигиены, отражающая наиболее типичные способы оптимально-гармонической, биологически и социально активной жизнедеятельности человека. Неразрывно связанный с природными и социальными условиями, здоровый образ жизни показывает, в каких формах реализует человек свои способности в области труда, потребления, общения, быта, каких ориентаций он придерживается в духовной жизни, как проводит отдых и т.д. Как видно, понятие это весьма емкое и по сути - это способ и манера человека организовывать свою жизнь.

Образ жизни включает в себя основную деятельность человека, куда входят трудовая деятельность, психоинтеллектуальная, двигательная активность, общие и бытовые взаимоотношения.

Академик Лисицын Ю. П. в понятии «образ жизни» включает важный фактор - медицинскую активность, рассматривая её в трёх аспектах:

1. Характер активности людей - интеллектуальная, физическая;

2. Сфера активности - трудовая, нетрудовая;

3. Виды активности - производственная, социальная, культурная (образовательная), деятельность в быту, физическая, медицинская; другие виды активности».

Здоровый образ жизни - это целый комплекс условий, обеспечивающий и поддерживающий здоровье человека на высоком уровне. К здоровому образу жизни имеет отношение все, что через деятельность по оздоровлению условий жизни: труда, отдыха, быта, способствует выполнению людьми их функций в наиболее благоприятных для здоровья условиях. Понятие «здоровый образ жизни» включает: медико-социальную активность, отсутствие вредных привычек, соблюдение гигиенических норм и правил, своевременное обращение за лечением, за советом в медицинские учреждения, соблюдение режима труда, отдыха, питания и многое другое. В тоже время те или иные стороны здорового образа жизни, также как различные формы и проявления индивидуальной и общественной активности, образуют комплексное понятие «образ жизни». ЗОЖ - это способ деятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей.


Проект первого буклета «Здоровый образ жизни»

1. На первой странице буклета напечатано: название буклета «Здоровый образ жизни»; фото детей делающих зарядку на фоне природы; девиз проекта «К здоровью через образованность!»

2. На второй странице буклета (на внутреннем развороте) напечатаны определения здоровья (физического, психологического, нравственного), здорового образа жизни.

3. На третьей странице буклета (на средней странице внутреннего разворота) нарисованы рисунки «Здоровый образ жизни» и «Нездоровый образ жизни».

4. На четвертой странице (на внутреннем развороте) дана информация «Береги здоровье!»

5. На пятой странице буклета изображены семь ступеней здоровья.

6. На шестой странице напечатан рецепт здоровья, указаны составители и исполнители, контактная информация.


Информация для использования


Здоровье - состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Физическое здоровье – естественное состояние организма, обусловленное нормами, нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психологическое здоровье – (определяется) зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье – определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека является, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Здоровый образ жизни – это формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которая направлена на укрепление и сохранение здоровья.


Береги здоровье!

Сбалансированное питание и регулярная физическая активность – залог здоровья.

Физическая активность благотворно влияет на сердечную деятельность, кровообращение, систему дыхания, укрепляет мышцы, оказывает положительное эмоциональное воздействие.

Вредные привычки, неправильное питание и низкая физическая активность являются основными факторами риска развития хронических болезней.


«Семь ступеней здоровья»


  1. Глубокий и длительный сон.

  2. Соблюдение режима дня.

  3. Правильное питание.

  4. Отсутствие вредных привычек.

  5. Занятия спортом.

  6. Соблюдение правил личной гигиены.

  7. Хорошее настроение.


Рецепт здоровья

Если ты хочешь быть здоровым и успешным сегодня и завтра, не забы­вай выполнять эти простые действия, которые помогут тебе достичь ре­зультатов не только в сохранении своего здоровья, но и в учении, общении с друзьями и просто в жизни.

— Вставай всегда в одно и тоже время!

— Основательно умывай лицо и руки, неукоснительно соблюдай правила личной гигиены!

— Утром и вечером тщательно чисти зубы!

— Проводи достаточное количество времени на свежем воздухе, зани­маясь спортом!

— Совершай длительные прогулки!

— Одевайся по погоде!

— Делай двигательные упражнения в перерывах между выполнением
домашних заданий!

— Не бойся физических нагрузок, помогай дома в хозяйственных делах!

— Занимайся спортом, учись преодолевать трудности!


Анализ на первоначальных стадиях реализации проекта показал, что:

— полученная информация заставила задуматься об употреблении алкоголя, табака, наркотиков подростками и способах личного противодействия вовлечению в их употребление;

— значительно утвердился выбор здорового жизненного стиля;

— участники проекта узнали много новых возможностей для интересного и полезного проведения времени;

— полученные знания и умения востребованы и распространяются в детском коллективе СРЦН;

- участники проекта решили разработать буклеты серии ЗОЖ для дошколят и младших школьников.

Таким образом, представляется необходимым продолжение работы в направлении формирования ценностных представлений о здоровом образе жизни, создания установки на сознательное отношение детей к своему здоровью, сознательный отказ от вовлечения в употребление психоактивных веществ.





Используемая литература


1.Большая Советская Энциклопедия. 4 том. Третье издание. - М.: изд. «Советская энциклопедия», 1971.


2.. Запорожченко В.Г. Образ жизни и вредные привычки – М.: Медицина, 1985.


3. Каримов Д.Ю. –Здоровье-красота, счастье. – М.: «Казань», 1989г.


4. Правильное питание: Рецепты здоровья / Пер. с англ.- М.: ТЕРРА, 1997.


5. Раздельное питание/ Подгот. текста Н. Е. Макаровой. – Минск: ООО «Харвест», 1998.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!