СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Живая газета" в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль проекта "Живая газета" в формировании личностных качеств младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Живая газета" в начальной школе.»



РОЛЬ ПРОЕКТА «ЖИВАЯ ГАЗЕТА» В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

  • Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Он связан с кардинальным изменением ориентиров, в том числе начальной стадии образования, состоящих в приоритете личностного развития, формировании субъектных характеристик школьников. Общеобразовательная школа должна формировать не только целостную систему знаний, умений, навыков, но и опыт саморазвития и личностной ответственности учащихся, способности к творческой созидательной деятельности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования. Анализ научной литературы свидетельствует о проблеме повышения качества обучения, использовании нетрадиционных педагогических технологий, способствующих развитию творческой личности уже на начальном этапе школьного обучения. Среди средств реализации современной парадигмы образования является проектная деятельность, обладающая специфическими характеристиками в качестве метода и средства обучения и служащая значимым средством развития личности учащихся. Отметим, что урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения учебным материалом, особенно русского языка. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков создает многосторонняя внеклассная работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки — учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться дополнительной литературой. Школа - это большая семья с хорошими традициями и богатой историей. Как много интересного происходило и постоянно происходит в ней. Чтобы не терять существующую связь между ее настоящим и прошлым, необходимо сообщать не только о новых сведениях или подзабытых фактах из ее истории, но и о том, что кажется значительным здесь и сейчас. Между тем даже в условиях модернизации образования это проблематично без действенного и оперативного средства информирования о школьных делах, которое могло бы не только достоверно отражать все процессы, происходящие в школе, но и привлекать в нее новых учащихся и партнеров. Средства массовой информации играют большую роль в жизни человека. Печатные издания, газеты и журналы, доступные для большинства читателей, несут в мир информацию, преломленную через личность автора публикаций, формируют мироощущение человека и его отношение к написанному. С данной целью был разработан проект «Живая газета».

Целью проекта «Живая газета» является развитие личности младшего школьника, их творческих способностей, навыка устных и письменных публицистических выступлений, формирование гражданской позиции учащихся, допрофессиональная подготовка юных корреспондентов.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • организовать практическую, общественно и социально значимую коллективную деятельность;

• повысить познавательную активность учащихся, научить их вовремя реагировать на события, находить источники информации;

• предоставить младшим школьникам возможности для «пробы пера» и реализации права «свободы слова» на страницах школьной газеты.

У школьников наиболее читаемыми оказываются те материалы, в которых рассматриваются проблемы школьников. Наибольший интерес вызывают статьи или заметки, иллюстрированные фотографиями с места событий. Школьники отмечают, что газета интересна для них тогда, когда в ней можно прочитать что-то о себе или своих знакомых, о событиях, в которых они лично приняли участие. В соответствии с эффектом когнитивного диссонанса интересно то, что уже знакомо, и не сразу принимается новая "чужая" информация. Для того чтобы узнать, насколько актуальна для учащихся тема данного проекта, среди учеников 1-4-х классов было проведено анкетирование на тему «Нужна ли школе своя газета?» Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что большая часть опрошенных признает необходимость создания школьной газеты, которая оперативно и достоверно отражала бы события, происходящие в школе, знакомила с темами, интересующими ребят, позволяла им решать некоторые свои проблемы. По результатам анкетирования выяснено, что более 80% считают, что в школе нужна своя газета; 60% человека желают быть корреспондентом школьной газеты; 23% человек – иногда и только 17 % чел. Не желают участвовать в выпуске школьной газете.

Для реализации проекта был создан план.

1. Анализ ситуации (апрель-май) Пути решения: проведение социологического опроса, анализ результатов анкетирования Ожидаемые результаты: принятия решения о создании школьной газеты, выбор эмблемы и названия

2. Поиск средств на издание (сентябрь – октябрь) Пути решения: обращение к руководству МОУ «СОШ № 65» Ожидаемые результаты: соглашение администрации на реализации проекта

3. Подготовка школьников к реализации проекта Пути решения: создание детского объединения «Живая газета»: распределение функций, организация тренингов, «проба пера». выбор тем и рубрик газеты. Ожидаемые результаты: принятие и введение в действие локальных актов: положение о школьной газете «Звоночек» и Положение о детском объединении «Живая газета». Выпуск двух пробных номеров газеты.

4. Сбор и оформление информации на электронных носителях (ноябрь – март). Пути решения: тренинги, консультации по макетированию, верстке, оформлению газетных материалов. Обучение юных корреспондентов навыкам журналистского дела. Ожидаемые результаты: регулярный ежемесячный выпуск газеты

5. Подведение итогов работы (апрель – май) Пути решения: анализ реализации проекта, диагностика деятельности детского объединения «Живая газета», поощрение наиболее активных корреспондентов. Участие в конкурсах школьных СМИ. Ожидаемые результаты: продолжение или прекращение выпуска школьной газеты.

Механизм выпуска газеты.

Реализация проекта по созданию школьной газеты предполагает:

1. Организацию выпуска газеты форматом А4 объемом 4-6 страниц в двух-цветном варианте.

2. Создание детского объединения «Живая газета» из числа учащихся, изъявивших желание стать постоянными корреспондентами. Обучение школьников основам журналистского дела через кружковые занятия в школе.

3. Первоначальный сбор и накопление информации, ее обработку, набор текстов заметок и статей в школьном компьютерном кабинете в программе Woord.

4. Определение основных информационных рубрик газеты, подготовку первого номера инициативной группой под руководством главного редактора газеты - директора школы. В дальнейшем содержание газеты будет корректироваться с учетом запросов читателей.

5. Создание банка фотоматериалов со школьных мероприятий с использованием цифрового фотоаппарата и компьютера для их обработки.

6. Макетирование газеты, вычитывание, внесение корректорской и редакторской правки газетных материалов учащимися и учителями, ответственными за выпуск.

7. Распространение газеты среди школьников и их родителей «почтальонами», избранными в классах.

8. Работа над проектом проводится в форме коллективных, групповых, индивидуальных тренингов и занятий.

9. Вся работа в газете ведется на общественных началах в соответствии с планом. Основные рубрики школьной газеты «Звоночек»: Ø Сегодня в номере Ø Лента новостей Ø Внимание (объявления) Ø Гордость школы Ø Страничка интересных фактов Ø Весёлая страничка Ø Наш учитель По итогам реализации проекта проводится работа среди школьников и их родителей с целью изучения отношения к школьной газете и определяется степень необходимости продолжения или прекращения ее выпуска. Эффективность проделанной работы оценивается по таким критериям, как востребованность проекта, степень охвата детей и родителей, занятость их в работе детского объединения «Живая газета», эмоционально-деловые отношения участников проекта, качество подготовки публикуемых материалов и фотографий, уровень сформированности творческих способностей учащихся.

Итак, актуальность этого проекта заключается в том, что он способствует привлечению младших школьников к участию в работе СМИ, в частности в школьной газете, выявлению интересов, потребностей и склонностей обучающихся, а также развитию их творческих способностей.

Ожидаемые результаты:

• привлечь большее число детей, а также их родителей к работе в газете;

• осуществлять регулярный выпуск газеты;

• объединить в едином информационном пространстве всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей, других работников школы);

• наладить сотрудничество с другими СМИ, в т. ч. и из других школ г. Перми и Пермского края.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!