СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Живи Родник!!!"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задумывались ли Вы над тем, что такое вода и какую она играет роль в нашей жизни?

Aqua в переводе с латинского – вода. Как алфавит начинается с буквы «а», так жизнь начинается с воды.

В нашей стране насчитывается 2,5 млн. малых рек и ручьев. На долю малых рек приходится 50% объема речного стока  в среднем по стране. В свою очередь малые реки формируют средние и большие реки1.

На территории Пензенской области протекает свыше 3 тысяч рек и речек. Ряд озер, прудов и даже болот носят статус водных памятников природы

Просмотр содержимого документа
«Проект "Живи Родник!!!"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «ДЮСШ Колышлейского района» - структурное подразделение «Дом детского творчества»


клуб лесничества «Зеленые береты»





Проект

"Живи Родник!!!"










Подготовила: Жидкова Виктория Андреевна,

4 класс, МОУ СОШ с. Березовка

Руководитель: Мачкавская Светлана Александровна;

педагог дополнительного образования детей

МБОУ ДО "ДЮСШ Колышлейского района"






р.п.Колышлей

2022г.

Содержание



Ведение

3

Основная часть

6

Реализация проекта

7

Заключение

9

Список литературы

10

Приложение

11

Фото

26







Введение

Вода! Голубая, нежная, чистая! Что может быть лучше ее? Она дает жизнь всему живому.

Задумывались ли Вы над тем, что такое вода и какую она играет роль в нашей жизни?

Aqua в переводе с латинского – вода. Как алфавит начинается с буквы «а», так жизнь начинается с воды.

В нашей стране насчитывается 2,5 млн. малых рек и ручьев. На долю малых рек приходится 50% объема речного стока  в среднем по стране. В свою очередь малые реки формируют средние и большие реки1.

На территории Пензенской области протекает свыше 3 тысяч рек и речек. Ряд озер, прудов и даже болот носят статус водных памятников природы 2. Река Хопер – это самый большой левый приток Дона, а также, по данным ЮНЕСКО, самая чистая река в Европе. Река имеет длину 979 км и берет свое начало в центральной части Пензенской области, вблизи с. Кучки Пензенской области.


Актуальность

Площадь зеркала рек, прудов, водоемов на территории Колышлейского района – 95 гектаров1. Всего на территории Колышлейского района согласно реестру находится 35 прудов и водохранилищ, 17 из них включены в перечень рыбоводных участков Пензенской области.

В настоящее время экологическая ситуация Пензенской области выгодно отличается от соседних регионов.

 Но даже при этом в нашем регионе есть ряд серьезных экологических проблем, которые ждут своего решения. С 2020 года стартовал региональный проект «Живиродник».Это экологическое оздоровление родников Пензенской области.

В данном проекте затронута тема малых, но в то же время значимых для Колышлейского района водных объектов: родник "Березовский №1" в с. Березовка Колышлейского района воду которого используют, как альтернативу качественной питьевой воды.(Прил.1)


Проблема

На территории района протекает река Хопер с притоками р. Колышлей, р. Синеомутка, р. Текучка др. На р. Текучка находятся несколько родников.

А как обстоит экологическая обстановка на роднике «Березовский» в пойме р. Текучка?

С осознанием ценности воды возникают другие вопросы:


1 http://baryshev-m95.narod.ru/page9.html

2 http://www.infokart.ru/karta-penzenskoj-oblasti

Как человек может способствовать если не ликвидации, то хотя бы уменьшению причиняемого им вреда, а также защите природных

сообществ водоемов? И как могут помочь природе дети?


Практическая ценность работы

Проект нацелен на все возрастные и социальные аудитории, но главным образом он воздействует на подрастающее поколение. Ряд экологических мероприятий предоставляет возможности для формирования ценностного отношения к окружающему миру.

Мероприятия полностью спроектированы воспитанниками клуба "Зеленые береты", что создает хорошие предпосылки для самоопределения и принятия самостоятельных решений.

Результаты данной работы можно будет использовать для привлечения внимания жителей села к сложившейся проблеме водоемов и при проведении мероприятий по улучшению экологии.


Объект исследования: экологическая обстановка водного объекта- ручей Текучка


Предмет исследования: родник "Березовский №1" на ручье Текучка .


Цель:

наведение и поддержание санитарного порядка на прибрежной территории родника «Березовкий №1», расположенного в окрестностях с. Березовка на р.Текучка, повышение общественной активности и бережного отношения односельчан к природе.


Задачи:

Очистить от мусора прибрежную территорию родника «Березовский №1»;

повысить уровень экологической культуры школьников и жителей села;

разработать рекомендации по сохранению экологической чистоты водоемов и прилегающей территории.


Вид проекта

  • долгосрочный ,

  • практико-ориентированный .


Сроки реализации проекта: май 2021 - сентябрь 2021






Участники проекта:

лидер проекта - Жидкова Виктория;

инициативная группа - воспитанники клуба лесничества «Зеленые береты"


  1. Альтфатер Александр Алексеевич

27.02.2008

  1. Антонов Максим Александрович

3.11.2008

  1. Бужина Виолетта Владимировна

22.01.2008

  1. Бузлуков Егор Сергеевич

25.07.2012

  1. Жидкова Виктория Андреевна

25.03.2011

  1. Карев Даниил Русланович

07.11.2008

  1. Круглова Ульяна Алексеевна

27.04.2008

  1. Лакейхин Андрей Андреевич

11.04.2007

  1. Маркин Дмитрий Максимович

1.09.2009

  1. Маркин Никита Максимович

17 . 11. 2006

  1. Мачкавский Михаил Алексеевич

23.01.07

  1. Музалев Никита Александрович

3.01.2009

  1. Поляков Руслан Денисович

04 .04.2006

  1. Пронин Евгений Алексеевич

3.09.2006

  1. Федин Никита Романович

27.09.2007

  1. Федотов Иван Александрович

16.02.2010


Партнеры

  • МБОУ ДО "ДЮСШ Колышлейского района"- структурное подразделение Дом детского творчества;

  • Государственный природный заповедник «Приволжская лесостепь";

  • Секретарско-Колышлейского участковое лесничество ГКУ ПО "Сердобского лесничества".


Используемая информация:

  • специализированная литература, материалы СМИ, методические материалы; информационные и справочные данные, официальная статистика;

  • словарные термины и определения.

Помимо этого, полученные результаты исследований можно использовать на занятиях и уроках окружающего мира, природоведения, биологии, экологии .


Методы исследования: изучение литературных источников, экологический рейд по уборке мусора, наблюдение, практическая работа, анкетирование, географическое описание, мониторинг, метод статистического анализа данных.

Основная часть


Этап

Содержание деятельности

Сроки

Подготовительный

Создание инициативной группы. Разработка плана Акции "Чистый берег".

  • Формирование команды из заинтересованных лиц в реализации Акции "Чистый берег": команда "Социологи", команда "Экологи".

Определение актуальности вопроса экологии водных объектов в Колышлейском районе, посредством социологического жителей с. Березовка.

Анализ специальной и методической литературы, интернет- ресурсов по экологии водных объектов Колышлейского района (особое внимание - ручей Текучка)

Выявление основных экологических проблем водного объекта Колышлейского района- ручья Текучка.

Разработка комплекса мероприятий по изучению, охране и защите ручья Текучка.

Май 2021 г.








Практический

Коллективно- творческая деятельность:

Разработка листовки "Чистый берег";

паспорта водного объекта- ручья Текучка, родника "Березовский №1".

  • составление рекомендации по сохранению водного объекта - родника "Березовский №1";

  • подготовка презентации и видеофильма о проведении Акции "Чистый берег" с последующим использованием в экологической, нравственной, патриотической деятельности;

  • участие в муниципальных, региональных Акциях, конкурсах.

Информационно-агитационная деятельность:

  • распространение листовок для пропаганды природоохранных идей;

  • освещение своей деятельности на Интернет ресурсах.

Практическая деятельность:

  • очистка от мусора прибрежной территории родника «Березовский №1».


1 неделя мая 2021г.


2 неделя мая 2021г.



В течении проекта




В течении проекта



Заключительный

Проведение мониторинга работы Акции "Чистый берег";

Анализ проделанной работы по реализации проекта.

Оценка степени значимости проекта для социума, его актуальности в условиях современной действительности, полноты и степени реализации и пропаганды идей проекта.

Формулирование выводов.

Оформление проекта "Чистоту родникам, прудам и рекам"Акция "Чистый берег"

В течении проекта


Реализация проекта


В мае 2021г. стартовал проект "Акция "Чистый берег"". В ходе реализации проекта среди учащихся были сформированы команды в зависимости от направленности их деятельности:

  • Команда "Социологи", которые осуществляли сбор и анализ необходимой информации по выбранной теме проекта, готовили теоретическую основу, а также отбирали материал для организации просветительской деятельности (Фото1);

  • команда "Экологи", основная задача которых составить экологическое описание водных объектов, изготовление паспорта водных объектов, проведение эколого-просветительской деятельности, проведение экологических мероприятий.(Фото2)


Социологическое исследование

В ходе реализации проекта был проведен социологический опрос, в котором приняли участие жители села Березовка. Подавляющим большинством оказались жители предпенсионного и пенсионного возраста, намного больше и чаще интересующиеся социальными и экологическими проблемами. Также необходимо упомянуть, что важность чистоты родника на ручье Текучка отметили респонденты от 30 до 60 лет , в то время как молодое поколение (14- 30лет) поддерживали инициативу по принятию конкретных действий

Вопросы были составлены для выяснения информации по вопросу "Рекреационная нагрузка на водные объекты". Так же была выяснена роль водного объекта- родника "Березовский №1" в жизни населения с. Березовка; беспокоит ли состояние данного водного объекта жителей; принятие мер по изменению состояния объекта. (Прил. 1)

Таким образом, респонденты выделили важность экологического состояния малых водных объектов, в нашем случае -ручья Текучка, что говорит о необходимости серьезного подхода к решению экологической проблемы ручья Текучка, к облагораживанию прибрежной зоны (не только на роднике "Березовский №1", но и по всей длине ручья) с привлечением внимания властей.


Экологическое исследование

Проведение экологических исследований было неотъемлемой частью проекта "Акция "Чистый берег". Планировались и проводились экологические мероприятия: Акция "Чистый берег"на роднике "Березовский №1" находящийся на р. Текучка в с. Березовка. (Прил.2)

В рамках акции "Чистый берег", были проведены следующие мероприятия:

  • очистка от дикой поросли деревьев и кустарников прибрежной территории водного объекта (Фото 1);

  • благоустройство территории родника "Березовский №1" .

Помимо проведения мероприятий по санации берега водного объекта были:

  • составлены паспорта данных водных объектов (Прил.3);

  • изучены обитатели флоры береговой зоны р.Текучки (Фото 1);

Была организована встреча с работником Секретарского-Колышлейского участкового лесничества ГКУ ПО «Сердобского лесничества» помощником лесничичего Андреем Николаевичем Подшибякиным. (Фото 2). На встречи были затронуты и обсуждены вопросы о прибрежной растительности родников, в том числе о быстро распространяющимся растении - борщевик. (Прил.4) , (Фото 3)

Изучив органолептические показатели качества питьевой воды родника с. Березовка можно сделать следующие выводы (Прил.5), (Фото 4):

исследование родниковой воды на цветность, запах, прозрачность показало, что вода относительно чистая, родниковую воду можно употреблять, как альтернативу качественной питьевой воды. Но!!! Необходимо провести более детальный химический анализ воды.

Работа в информационном пространстве

В ходе реализации проекта параллельно с внеаудиторной практической деятельностью велась работа в информационном пространстве.Данном видом деятельности занимались и команда "Социологи ", и команда "Гидрологи" (Фото 5):

были найдены нормативные документы,(находящиеся в свободном доступе сети Интернет) подтверждающие социальный статус р. Текучки и родника "Березовский№1" "Перечень водных объектов, подлежащих региональному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов, ручьев" (Прил.6)

было подготовлено несколько статей о деятельности на р. Текучка, размещенных в информационном пространстве Интернет (http://dush-kol.ucoz.net/news/akcija_chistyj_bereg/), фотоотчетов (https://vk.com/public, https://vk.com/smahkavskaja),

смонтирована презентация и видеоролик (https://vk.com/smahkavskaja?z=video), создана база фактографических данных об экологии исследуемого водного объекта (Фото6).

Помимо работы с информационными данными были изготовлены листовки, составлены рекомендации по сохранению чистоты родника "Березовский №1".(Прил. 6)


Заключение


На основании проведенных наблюдений и анализов составили паспорт на родник.

При исследованиях антропогенного воздействия на данный природный объект мы пришли к заключению, что деятельность человека в большей степени не наносит ему вреда.

Большая часть проведенных мероприятий направлена на поддержание чистоты и порядка родника, что способствует его сохранению.

Полученные результаты

  • В ходе проектной работы были:

  • освоены способы и методы оценки экологического состояния водного объекта: родника в с. Березовка на р. Текучка, то была изучена флора данного водного объекта;

  • проведен анализ и оценка экологического состояния водного объекта;

  • составлены технологические описания водных объектов родника "Березовский №1" и ручья Текучка;

  • проведены экологические мероприятия- очистка от бытового мусора, частичная прочистка от наплыва ила :русла ручья Текучка:

  • встреча с помощником лесничего Секретарско - Колышлейского лесничества Андреем Николаевичем Подшибякиным.

Итогом экологических мероприятий стали:

  • Изготовлены и распространены листовки природоохранных идей, составлены рекомендации по сохранению малых водных объектов;

  • Участие в Акции "Чистый берег";

  • освещена деятельность в интернет ресурсах.

Перспективы проекта

  • В перспективе все мероприятия Акции планируются проводиться ежегодно и увеличение количества его участников,

  • продолжение проведения мониторинга изучения качества воды других водных объектов на территории ручья (родник "Березовский №2" и родник(без названия) ), создание мультимедийного варианта Акции "Чистый берег":

  • разработка экологической тропы по ручью Текучка;

  • Проведение экологической пропаганды по сохранению малых водных объектов среди населения Колышлейского района.









Список литературы

  1. Сажнёва Т.В., Экологическая оценка окружающей среды, Практикум., издательство Ростовского областного ППК и ПРО

  2. Арабаджи.В.В., «Загадки простой воды», М.: Знание,1973

  3. Ахманов М. С. « Вода, которую мы пьем», М.: Эксмо, 2002

  4. Горский В.В., «Вода – чудо природы», М.: Изд-во АНСССР, 1962

  5. Ершов М.Е. Самые распространенные способы очистки воды, 2006.

  6. Интернет ресурсы

  • http://kolyshley.pnzreg.ru/

  • http://minleshoz.pnzreg.ru

  1. Муравьев А.Г., Данилова В.В., Осадчая Н.А., Исследование экологического состояния водных объектов. Под ред. к.х.н. А.Г.Муравьева. - СПб: «Крисмас+», 2012.

  2. Муравьев А.Г., Данилова В.В., Осадчая Н.А., Руководство по анализу воды. Питьевая и природная вода, почвенные вытяжки. Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. – Изд. 2е, перераб. - СПб: «Крисмас+»

  3. Николаев С.Г. Методы биоиндикации уровня загрязнения малых рек по составу макрозообентоса. Иваново, 1993.

  4. Чертопруд М.В. Мониторинг загрязнения по составу макрозообентоса. Москва. 1999.















Приложение

Приложение1

Анкета "Экология и Мы"

Ваш возраст__________________

Пол_________________________

Образование_________________

Место учебы/работы_________________

I. Какое значение имеет природа в жизни человека и человеческого общества?

1. Природа - это природные ресурсы, полезные ископаемые, плодородные почвы, необходимые для промышленного производства и сельского хозяйства;

2. Природа - это вода, воздух, лес, необходимые для жизнедеятельности и здоровья человека;

3. Природа - это источник удовлетворения эстетических потребностей человека, вдохновитель музыкантов, художников, поэтов и писателей;

4 природа - это воспитатель лучших качеств человеческой личности (доброты, любознательности, патриотизма, бережливости;

5.Ваш вариант____________________________________________________________

II. В чем проявляются экологические проблемы в вашем районе, селе?

  1. В не рациональном использовании водных объектов

  2. В ухудшении состояния питьевой воды;

  3. В уменьшении количества зеленых насаждений;

  4. В отсутствии экологической культуры у населения;

  5. В совокупности всех перечисленных проблем;

  6. В нашей местности нет экологических проблем;

  7. Вашвариант________________________________________________________

III. Какая роль отводится водным объектам в с. Березовка?

  1. Рекреационная нагрузка

  2. Для промышленности

  3. Ваш вариант -------------------------------------------------------------------------------------

III.Существует 10 заповедей экологического поведения человека. Какие из них вы соблюдаете?

  1. не пользуюсь пластиковыми и бумажными пакетами, пластиковой посудой, потому что этот материал не разлагается;

  2. выключаю воду, когда чищу зубы;

  3. не выкидываю и не оставляю у дороги, на берегу водных объектов пищевые отходы и бытовой мусор, так как этим я могу приучить животных кормиться у автострады, где их может сбить автомобиль;

  4. пишу или печатаю на обеих сторонах листа;

  5. веду здоровый образ жизни (не курю, не употребляю алкоголь, наркотические вещества, занимаюсь спортом, употребляю в пищу полезные продукты);

  6. разламываю пластиковые кольца на железных банках с прохладительными напитками, чтобы в них случайно не попались птицы;

  7. имею дома много комнатных растений, что делает воздух чище;

  8. выходя из комнаты, выключаю свет, телевизор и другие электроприборы;

  9. соблюдаю все заповеди экологического поведения человека;

  10. не соблюдаю ни одной заповеди экологического поведения человека.

Какие факторы способствует формированию Вашего экологического мышления?

  1. чтение научно-познавательной литературы;

  2. просмотр телепередач на экологическую тему;

  3. использование Интернета,

  4. участие в экологических мероприятиях, посвященных охране природы;

  5. ваш вариант___________________________________________________________



Результаты анкетирования "Экология и мы"

Социологический опрос " Где бы Вы предпочли провести свой выходной?"

Результаты социологического опроса

"Рекреационная нагрузка водных объектов "

Приложение 2

История с. Березовки

Русское село, центр Березовского сельсовета, в 7 км к северу от районного центра, по автодороге на г. Пензу. На 1.1.2004 – 392 хозяйства, 997 жителей. Центральная усадьба сельского производственного кооператива «Березовский» на базе одноименного совхоза.

Село Березовка было основано в 1710-х гг. князем Алексеем Михайловичем Черкасским, который поселил на этих землях крестьян из Епифановского уезда. В 1717 году поселение уже насчитывало 10 дворов. В 1747 году оно принадлежало помещику Петру Ивановичу Матюшкину и называлось сельцо Покровское, Березовка тож, входило в состав Завального стана Пензенского уезда. В этот период в сельце числилось 158 ревизских душ. В дальнейшем село принадлежало небогатым помещикам, в Березовку переводили крестьян из Пензенского, Симбирского, Казанского, Ярославского уездов, из Верхнего Ломова и других мест. 

Название «Березовка» село получило от березового колка (небольшого леса) в степи. С 1780 года Березовка входила в состав Сердобского уезда Саратовской губернии. На карте Генерального межевания 1790 г. обозначена как село Покровское, Березовка тож. В конце XVIII века (по другим данным в 1800 году) в селе построена деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В документах 1795 года село указано как Покровское, Малая Березовка тож, оно принадлежало надворному советнику Василию Алексеевичу сыну и его жене Ирине Ивановне. В селе числилось 90 дворов, в которых проживали 432 человека. По данным на 1811 год селом владели двадцать мелких помещиков, среди них: Федоровы, Макаровы, Борисовы, Дубенские, Гулидовы, Ступишина, Бухаров, Блохин, Муромцев, Битюцкая. В селе числилось 418 крестьян мужского пола. Всего земли – 4 565 десятин, из них 47 десятин земли под селом по обе стороны реки Березовки. В церкви Покрова Пресвятой Богородицы указан придел во имя Николая Чудотворца. 

В последующие годы в Березовке было 8 крестьянских обществ, по числу помещиков. По данным на 1861 год таковыми помещиками были Черкасовы, Владыкины, Евсюков, Зиновьев, Юрьев, Свиридов, Сомкова. С отменой крепостного права крестьяне получили возможность выкупить землю у владельцев в собственность. 

В «Списке населенных мест Саратовской губернии» за 1859 год Березовка значится как село владельческое Покровское (Бардино, Березовка) Сердобского уезда при ручье Текучке, в 40 верстах от уездного города Сердобска. В селе числилось 111 дворов и 1 000 жителей обоего пола – 469 мужского и 531 женского. Указана православная церковь.

С 1877 года Березовка с 158 дворами являлась волостным центром Сердобского уезда. В селе располагались церковь и 3 ветряные мельницы. В 1 версте от села была часовня. В 1892 году была построена новая церковь, тоже деревянная. К 1911 году количество дворов выросло до 227, в селе действовала церковно-приходская школа.

В 1955 году Березовка становится центром сельсовета, здесь располагалась центральная усадьба колхоза «Мысль Ленина», в 80-е годы XX века – центральная усадьба совхоза «Березовский». В 1980 г., к 100-летнему юбилею со дня рождения А. А. Блока, в находящейся поблизости березовой роще, около дороги Пенза – Сердобск, была установлена бронзовая скульптура юного А. Блока, которую в конце 1990-х украли вандалы на переплавку.


Приложение 3


Паспорт родника "Березовский №1" на ручье Текучка


Река Текучка (местные жители называют ручей Текучка), левый приток Хопра. Длина 13 км, степная речка. Протекает через село Березовку Колышлейского района. Проточный овраг.( http://www.suslony.ru/Toponimika/Tya.htm)

В селе Березовка в пойме оврага возле "старой школы " на месте бывшего дома помещика Артамасова, недалеко (метров 200) находится родник"Березовский №1". К роднику за водой ходят жители близлежащих домов. Вода в нём не замерзает круглый год. Родник мало изучен .Был немного благоустроен местным жителем. Из земли выходит трубка из которой спокойно вытекает вода. Эту воду сдавали на анализ (по рассказам местных жителей) и она является идеальной питьевой водой по нормам СанПИНа.  

В недалёком прошлом здесь активно шёл размыв грунта и вынос его вниз по оврагу. Грунтом замыло родник, остались единичные, слабо выделяющие воду из недр земли. Ручей ослаб. Ниже обустроенного родника открытая заросшая тростником и заболоченная пойма. Русла нет, вода разлилась на несколько метров и слабо сочится вниз. Здесь видны следы наноса грунта сверху.

В связи с переувлажнением местности древесно-кустарниковая растительность представлена ольшаниками (по речным долинам - черноольшаниками), ивняками, березняками, а травянистая - луговой (крупнотравной, разкотравной) и болотно-луговой растительностью.

Для русла ручья характерны влаголюбивые растения из экологической группы гигрофитов (купающих корни в воде): сердечник - из крестоцветных, луговой чай - из первоцветных, чистяк весенний - из лютиковых, осоки, мхи - из рода мниум и некоторые другие. В настоящее время ведется изучение родника.







Отчет о проведении муниципального этапа акции

«Чистый берег»

Место проведения мероприятия Акции

Координаты GPS места проведения мероприятия (конечная точка)

Родник «Березовский№1» на р. Текучка в с. Березовка Колышлейского района

- 52,3735763

Дата и время проведения мероприятия Акции

18.05.2021- визуальная оценка территории

25.09.2021 – очистка прибрежной территории родника

«Березовский№1» р. Текучки ,

22.05.2021 – очистка прибрежной территории родника

«Березовский №1» р. Текучки ,

Количество участников, из каких образовательных организаций

16 человек- воспитанники клуба лесничества

«Зеленые береты»МБОУ ДО «ДЮСШ

. Колышлейского района»

Вид произведенных работ

(нужное - подчеркнуть)

1. Мероприятие по очистке берега от мусора

2. Информационно-пропагандистское мероприятие

Площадь территории, очищенной от мусора (кв.м)

500 м2

Объем собранного мусора (кубических метров)

0,28 м3

0,2м3

Информационное сопровождение мероприятия

1.фото- видеосъемка

3. Подготовка публикации в Интернете













Карта Колышлейского района



Приложение 4


Ботаническое описание растения Борщевик Сосновского


Борщеви́к Сосно́вского (лат. Heracléum sosnówskyi) — крупное травянистое растение, вид рода Борщевик семейства Зонтичные. Растение обладает способностью вызывать сильные и долго не заживающие ожоги на коже.

С середины XX века растение культивировалось в СССР как силосное, в том числе с. Березовка . Впоследствии выяснилось, что оно легко дичает и проникает в естественные экосистемы, практически полностью разрушая их. Листья и плоды богаты эфирными маслами, содержащими фуранокумарины — фотосенсибилизирующие вещества, которые при попадании на кожу могут повысить чувствительность её клеток к ультрафиолету, что может привести к буллёзному дерматиту, протекающему по типу ожога. Эти обстоятельства побудили к отказу от попыток промышленного культивирования.

Выделившая и описавшая новый вид борщевика в 1944 году И. П. Манденова назвала его в честь исследователя флоры Кавказа Дмитрия Ивановича Сосновского (1885—1953). В 1977 году в сообщении агробиолога К. А. Моисеева (при рассмотрении материала Коми филиала АН СССР на включение нового сорта борщевика «Северянин» в государственное испытание) указывалось, что исходный семенной материал для испытания борщевика был собран в 1951—1952 годах в окрестностях г. Нальчика, в естественных условиях произрастания.

Официальным бюллетенем ФГБУ «Госсорткомиссия» от 20 апреля 2012 г. № 6(176) районированный сорт борщевика Сосновского «Северянин» исключен из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, как утративший хозяйственную полезность.

В декабре 2014 года коды продукции борщевика Сосновского (зелёная масса и семена) исключены из Общероссийского классификатора продукции, с 1 января 2015 года борщевик утратил статус сельскохозяйственной культуры, с декабря 2015 года борщевик Сосновского внесён в Отраслевой классификатор сорных растений Российской Федерации.

В 2020 г. растение Борщевик появился возле родника "Березовский №1". В 2021 г. его ареал разрастания увеличился.


Приложение 5

Органолептические показатели воды


Интенсивность запаха воды.


Балл

Интенсивность запаха

Качественная характеристика

0

 

-

Отсутствие ощутимого запаха

1

Очень слабая

Запах, не поддающийся обнаружению потребителем, но обнаруживаемый в лаборатории опытным исследователем

2

Слабая

Запах, не привлекающий внимания потребителя, но обнаруживаемый, если на него обратить внимание

3

Заметная

Запах, легко обнаруживаемый и дающий повод относится к воде с неодобрением

4

Отчетливая

Запах, обращающий на себя внимание и делающий воду непригодной для питья

5

Очень сильная

Запах настолько сильный, что вода становится непригодной для питья

 

Интенсивность оценивается по 5 – бальной системе согласно таблице. Запах воды из водоемов хозяйственно – питьевого назначения не должен превышать 2 баллов. Интенсивность запаха воды из реки Хопёр мы оценили в 2 балла.

Родник "Березовский "


Характеристика воды

Проба вод

Родник "Березовский№1"

Прозрачность

Прозрачная

1 б

Цвет

Бесцветная

1 б

Запах и его интенсивность

Нет

5 б

Вкус

приятная на вкус

1б.

Приложение 6.


МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО, ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


ПРИКАЗ


ОТ 7 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА N 116/3

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ ОБЪЕКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ РЕГИОНАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ



В целях приведения региональной нормативно-правовой базы в соответствие с действующим законодательством, во исполнение статьи 36 Водного кодекса Российской Федерации (с последующими изменениями), руководствуясь Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 22.12.2011 N 965- пП (с последующими изменениями), приказываю:


  1. Утвердить Перечень объектов, подлежащих региональному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов (рек, ручьев), согласно приложению N 1.


  1. Утвердить Перечень объектов, подлежащих региональному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов (водохранилищ, прудов), согласно приложению N 2.


  1. Утвердить Перечень объектов, подлежащих региональному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов (родников), согласно приложению N 3.


  1. Признать утратившим силу приказ Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Пензенской области от 06.12.2011 N 119/2 "Об утверждении перечней объектов, подлежащих региональному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов".


  1. Опубликовать настоящий приказ в газете "Пензенские губернские ведомости" и разместить на сайте Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет".


  1. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра - начальника управления природных ресурсов и экологии Хазова С.Н.

И.о. Министра В.А.СУВОРИНА


Приложение N 1

к приказу Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования

Пензенской области от 7 октября 2013 года N 116/3

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ РЕГИОНАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ (РЕК, РУЧЬЕВ)


Объектами регионального государственного надзора за использованием и охраной водных объектов являются объекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами и связанной с использованием и охраной водных объектов, а также использованием территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос следующих водных объектов (рек, ручьев):


N

п/п

Наименование водного объекта и его место впадения

Бассейн реки

1

2

3

1.

руч. у с. Всеволодовка - река Хопер (Пензенский район)

Дон

2.

река Синяевка - река Хопер (Пензенский, Колышлейский районы)

Дон

3.

река Люляйка - река Синяевка (Колышлейский район)

Дон

4.

река Тагайка - река Хопер (Колышлейский район)

Дон

5.

река Крутец - река Хопер (Колышлейский, Пензенский районы)

Дон

6.

руч. Березовый - река Крутец (Колышлейский район)

Дон

7.

река Синеомутовка - река Хопер (Колышлейский район)

Дон

8.

руч. Лягушатник - река Синеомутовка (Колышлейский район)

Дон

9.

руч. Озерный - река Синеомутовка (Колышлейский район)

Дон

10.

руч. Моховой у с. Дертево (Колышлейский район)

Дон

11.

река Текучка - река Хопер (Колышлейский район)

Дон

12.

руч. Красный Дол - река Текучка (Колышлейский район)

Дон

13.

река Колышлей - река Хопер (Колышлейский, Пензенский районы)

Дон

14.

руч. Гончары - река Колышлей (Пензенский район)

Дон

15.

руч. Кочковатка - река Колышлей (Пензенский район)

Дон

16.

руч. без названия у с. Надеждино - река Колышлей (Колышлейский район)

Дон

17.

руч. Часовня - река Колышлей (Колышлейский район)

Дон

18.

река Казарна - река Колышлей (Колышлейский район)

Дон

19.

руч. оврага Орлов - река Колышлей (Колышлейский район)

Дон

20.

река Каменка - река Колышлей (Колышлейский район)

Дон

21.

руч. оврага Гремучий - река Колышлей (Колышлейский район)

Дон

22.

река Каменка - река Колышлей (Колышлейский район)

Дон

23.

река Туманейка - река Хопер (Сердобский район)

Дон

24.

река Арчада - река Хопер (Каменский, Колышлейский, Сердобский районы)

Дон

25.

руч. Югино - река Арчада (Каменский район)

Дон


Приложение N 3

к приказу Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования

Пензенской области от 7 октября 2013 года N 116/3

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ РЕГИОНАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ (РОДНИКОВ)


Объектами регионального государственного надзора за использованием и охраной водных объектов являются объекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами и связанной с использованием и охраной водных объектов, а также использованием территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос следующих водных объектов (родников):


N

п/п

Наименование родника

Местоположение

1

2

3

Колышлейский район

1.

"Шарошкин"

к-з им. Свердлова

2.

"Дуплистый" (со "святой" водой, именуемой среди местных, жителей)

к-з им. Свердлова


3.

"Березовский" N 1

с-з "Березовский"

4.

"Березовский" N 2

с-з "Березовский"

5.

Родник

с-з "Березовский"

6.

Родник

д. Ленино Телегинского с/совета

Кондольский район


Приложение 7


Листовка "Сделай мир чище"


























Листовка "Акция "Чистый берег"



Приложение 8

Рекомендации по сохранению водных объектов Колышлейского района


  1. Контроль состояния и очистка водных объектов Колышлейского района.  

  2. Необходимо создать единую систему экомониторинга. Ее создание позволит оперативно оценивать качество воды всех водных объектов , а так жe эффективно анализировать состояние водоемов, быстро реагировать на факты аварийного загрязнения, а также выявлять источники загрязнения.

  3. Разработать комплекс мер по охране, восстановлению и оздоровлению водных объектов района, а также благоустройство прилегающих к ним территорий.

  4. Предприятия, установившие современные очистные сооружения, должны получать льготы по налогам, а загрязняющие природу - облагаться налогами с повышенными коэффициентами. Не мыть транспорт в водоемах.
    Не бросать в водоем мусор, металлолом,
    не устраивать рядом свалки,

  5. Использовать многократное использование воды в отопительной системе (расширительный бочок должен быть с крышкой для уменьшения испарения);

  6. Устанавливать сигнальные звуковые предупредители о незакрытых кранах




















ФОТО








Фото 1.


А)






















Б)









Фото 2











Фото предоставлено ГКУ ПО "Сердобское лесничество" Пензенской области https://leskadrov.wixsite.com/serdobskles/post/


фото3



Фото4


Фото 5

А)























Б)



















Фото 6

А)


Ф ото позаимствовано (с разрешения автора) с Интернет аккаунта "ВК"

С. Мачкавской (https://vk.com/album371494140_267489973)


Б)


Фото предоставлено С. Мачкавская https://cloud.mail.ru/public/ewMt/kAXGFk5rn


28




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!