СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Жизнь и быт народов Крайнего Севера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В проекте раскрывается жизнь и быт народов Крайнего Севера, их обычаи, культура. Показан результат исследования среди одноклассников по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Жизнь и быт народов Крайнего Севера"»

11


Введение

1.1.Аннотация проекта

На одном из уроков по предмету ”Окружающий мир” мы изучали жилища, особенности быта, гостеприимство коренных народов севера России. Меня впечатлили суровые условия и климат, в которых люди полноценно живут по своим древне вековым устоям, занимаясь тем же, чем занимались и их предки. Бережно сохраняя традиции, культуру и уважение к своей истории.

Актуальностью моего проекта является тот факт, что Россия многонациональная страна. Когда народы делят одну территорию, их культура, обычаи и традиции тесно переплетаются невидимой нитью.

Для понимания и сохранения мира на земле необходимо уважать ценности, язык, культуру других народов. Все мы живем в одном мире, поэтому необходимо изучать не только свой родной язык и родную культуру.
Объект исследования- жизнь людей в суровых условиях Крайнего Севера.
Предмет исследования - жизнь и быт народов Крайнего Севера.

Цель: повышение уровня знаний о древнейших малых этнических группах, проживающих на территории севера России. Формирование чувства гордости за нашу Родину-Россию. Привитие уважения к обычаям и культуре других народов.

Задачи:

1.Раскрыть понятие «народы севера».

2.Рассмотреть быт, культуру и религию народов севера.

3.Определить этапы реализации проекта.

4.Провести исследование и сделать макет чума.

Методы реализации проекта: словесный (опрос), наглядный (просмотр видео по данной теме), практический (построение макета жилища - чума).
Сроки реализации проекта: 5 месяцев (октябрь - февраль 2022-2023 учебного года)

Практическая значимость: материалы данного проекта могут быть использованы педагогами для работы с обучающимися.

2.Понятие «Коренные малочисленные народы Севера (Сибири)».

Много столетий подряд территории Сибири населяли разные народы, которые жили в небольших селениях. Они проживали родами или общинами, мирно соседствуя друг с другом. Вели совместное хозяйство и поддерживали родственные связи. Большие просторы Сибирского края стали причиной обособленности каждой общины и сформировали множество языков и языковых групп. Также некоторые поселения поглощались более сильными и исчезали, другие, наоборот, обрастали новыми территориями и интенсивно развивались.

Понятие «народы Севера» все чаще разбавляют словом «малочисленные». Согласно официальным данным, такими считаются те, количество представителей которых не превышают порога в 50 000 человек. В 2000 году впервые все малочисленные народы Севера внесены в один официальный документ. В списке 45 известных и по сегодняшний день этносов. Каждый из них проживает на своей территории, занимается определенными промыслами, контактируя при этом и с остальным населением Российской Федерации, как правило, с помощью торговли. При этом их культурные особенности сохраняются и передаются как богатство предков. Почти семнадцать из всех перечисленных имеют не более 1500 человек в своем составе.

Их можно определить по языковым группам:

- эвены, долганы, эвенки и многие другие народы Крайнего Севера относятся к тюркской и тунгусо-маньчжурской группе;

- ненцы, нганасаны, селькупы и энцы относятся к общине самодийских языков;

- юкагиры к палеоазиатской, совмещая все, что привнесли в их культуру народы Севера и Дальнего Востока;

- ханты, саамы и манси к отдельной группе угро-финских языков.

2.1.Где живут коренные малочисленные народы севера.
- Мурманская область: саамы. Ненецкий автономный округ: ненцы.
- Чукотский автономный округ: ительмены, кереки, коряки, чуванцы, чукчи, эвены, эскимосы, юкагиры. Ямало-Ненецкий автономный округ: ненцы, селькупы, ханты. Республика Коми: манси, ненцы, ханты. Несколько районов Республики Саха (Якутия): долганы, чукчи, эвенки, эвены, юкагиры.
Красноярский край: долганы, нганасаны, кеты, ненцы, селькупы, чулымцы, энцы. Муниципальные образования Архангельской области: ненцы. Часть Республики Карелия: вепсы.

2.2. Жизнь, культура и религия народов севера

Народы Севера очень заботливо относятся к экологии. Они стараются осваивать окружающую природу, нанося ей минимальный вред.

Природа земель, на которых живут народы Севера, сурова: тундра, лесотундра, тайга. Посёлки почти всегда расположены у воды — на берегу залива, озера или реки. И это не случайно. Именно по воде завозят сюда необходимые товары, и прежде всего уголь, бензин. Срок навигации очень короткий, и за него нужно успеть доставить всё необходимое для долгой зимы. В остальное время года в посёлок можно попасть (или выбраться из него) только вертолётом.

Большинство коренных народов живут оседло. Жители поселков работают на звероферме, где разводят норок и песцов, или в пошивочной мастерской — здесь шьют одежду как европейского типа, так и национальную, чаще всего из оленьего меха. В посёлке работают мотористы, механики, продавцы, санитарки. Но всё это — и почта, и магазин, и пошивочная мастерская, и звероферма, и бревенчатые рубленые дома, почти такие же, как в русских посёлках.
В основе же национального существования малых народов, их самобытности лежит как раз то, что находится не в посёлке, а в окружающих его тундре и тайге. Здесь работает не так много людей, но именно они занимаются традиционными для малых народов России видами хозяйственной деятельности.

Оленеводы, большую часть года всей семьёй живущие в тундре со стадами оленей и лишь пару раз в год заглядывающие в свои сельские дома, обычно стоящие пустыми.

Охотники, которые проводят в тайге или в тундре весь охотничий сезон, возвращаясь домой только время от времени. От одного охотничьего урочища к другому они добираются пешком, на оленях, на собаках, а в наши дни часто на моторных снегоходах.

Рыбаки в период активной ловли рыбы) живущие вдали от посёлка, «на песках», т. е. на участках берегов рек и озёр, особенно удобных для рыбной ловли. Береговые чукчи и эскимосы, промышляющие охотой на моржей, на много дней выезжают охотиться на дальние острова и мысы.

Здесь, на берегу реки или моря, в тайге и в тундре, идёт настоящая жизнь — жизнь оленеводов, рыбаков, охотников. Она идёт в значительной мере так, как шла и сто, и двести лет назад, — с соблюдением традиционных обычаев, обрядов, правил взаимоотношений между людьми. Впрочем, и тут можно увидеть много примет современности — радиостанцию, радиоприёмник, традиционный очаг иногда заменяют бензиновым примусом, на лодках установлены моторы. Оленеводством занимаются преимущественно жители Севера (кроме эскимосов, береговых чукчей и алеутов). Саамы, ненцы, оленные чукчи, коряки, северные селькупы и ханты имеют крупные стада, для себя и на продажу получают мясо, шкуры, молоко.

У других народов оленей меньше, и используются они в основном как транспортные животные. В этом случае оленей на мясо забивают редко, а питаются таёжной дичью — дикими оленями, лосями, пернатой дичью и т. д. Таков быт эвенков, эвенов, манси.

Охота происходит в течение всего года. Зимой охотник выходит в тайгу на широких лыжах, нехитрое снаряжение погружено на маленькие санки. Тянуть их ему почти всегда помогает собака. Охотятся обычно в одиночку, реже вдвоём или втроём. В тайге и лесотундре на определённом расстоянии друг от друга устроены охотничьи избушки — маленькие домики с печкой, где можно обогреться, переночевать, сварить еду. Уходя из такой избушки, охотник обязательно оставит чай, спички, запас дров — для следующего посетителя. Основное занятие хантов Приобья и народов Приамурья (негидальцев, нанайцев, нивхов, удэгейцев) — рыболовство. Однако в той или иной мере как подсобным промыслом рыболовством занимаются все народы Севера.

Культура каждого этноса уникальна и неповторима. Несмотря на малочисленность, этническое население изучает языки предков, хранит культурные традиции. Каждое наречие, на котором говорит та или иная народность, подразделяется на несколько различных подвидов.

Коренные малочисленные народы Севера бережно сохраняют древние сказания, передающиеся из поколения в поколение. Их легенды можно расценивать как уникальный культурный феномен. Исследователи до сих пор записывают все сюжеты из пересказываемых северными народами историй. При помощи них можно понять, какие именно процессы происходили с этими людьми на протяжении многих веков.

Традиционные праздники соблюдаются из года в год в течение всей истории племени, несколько эволюционировав. Песенные традиции, музыкальные, танцевальные – все они до сих пор сохраняются местными общинами.

Специфические орнаменты на одежде служат разделительным признаком для каждого народа. Также нередко на традиционной одежде северян появляются сюжеты из их жизни, изображения предков. Можно увидеть водные мотивы на платьях тех этносов, которые занимаются рыболовством как основным промыслом. Изображения оленей появляются у оленеводов.

Многие из северян хоть и обратились в христианство, как, например, долганы (95% населения причисляют себя к православным), до сих пор придерживаются многих языческих традиций. 

До сих пор в почете шаманы. Эти уважаемые люди являются проводниками между миром духов и средой обитания человека. Они выполняют функцию психологов, докторов и религиозных наставников.

По мнению коренного населения, природа - это живой организм. Все вокруг имеет душу и способно как помочь, так и навредить. Именно по этой причине все народы Севера почитают духов животных, лесов, гор и растений. Особого уважения заслуживают предки. При должном отношении они обязательно помогут своей родне. К тому же именно они хранят весь опыт, который приобрел род за время своего существования.



2.4.Жилища народов севера

Дом для каждого человека — это не просто место уединения и отдыха, а самая настоящая крепость, которая защищает от непогоды, позволяет чувствовать себя комфортно и уверенно. Любые невзгоды и длительные путешествия всегда переносятся легче, когда знаешь, что в мире есть место, где можно укрыться и где тебя ждут и любят.

Самыми известными жилищами народов севера являются чум, яранга. Они и сейчас сохраняют свою актуальность, так как соответствуют всем требованиям непростых условий севера. Это жилище прекрасно приспособлено к кочевым условиям и используется народами, которые занимаются оленеводством.

Чум – жилище северных оленеводов.

Согласно легендам северных народов, чум играет важную роль в жизни человека, так как их появление является одновременным. Еще с древнейших времен охотники Сибири создавали себе укрытие в виде легких конических шалашей. Все путешественники и исследователи отмечают, что чум является жилищем, хорошо приспособленным к условиям кочевой жизни в тундре. Это жилище прекрасно приспособлено к кочевым условиям и используется народами, которые занимаются оленеводством. К ним относятся коми, ненцы, ханты, энцы. Чум – это переносная, разборная постройка, которая представляет собой конусовидную платку из жердей, крытую сшитыми из оленьих шкур или бересты полотнищами. Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах, осадки в виде дождя и снега скатывается с крутых боков. Остов чума состоит из 25-40 шестов, в зависимости от площади жилища, которая, в свою очередь, зависит от размера семьи и времени года (так, летние чумы чаще всего меньше по размерам зимних). Шесты заготавливаются обычно в зимний период, когда оленеводы подходят к лесам. Их делают из стволов ели длиной около 5 метров, с круглым сечением. Два основных шеста – прямоугольного сечения. В верхней части каждого из них делается по сквозному отверстию – для веревочной петли, скрепляющей другие, продеваемые через нее, жерди. Зимние покрышки шьются из шкур взрослого оленя: две нижние (мехом внутрь) и две наружные (мехом наружу). В верхних углах каждой покрышки имеются специальные «кармашки», в которые вставляют шесты и поднимают их, закрепляя на остове чума. На изготовления мехового покрытия чума требуется около 60 шкур оленей, что в пересчете на количество оленей заставляет относиться людей к жилищу как к весьма ценному материальному объекту. Вследствие этого покрышки никогда не меняют целиком, а только заменяют протершиеся местами шкуры по необходимости. Шкура оленя обладает тепло – сберегающим свойством, благодаря которому в чуме сохраняется тепло. Традиционное летнее покрытие чума изготавливалось из полос вываренной бересты. На чум уходило четыре – пять сшитых полотнищ: два покрывали, как правило, верхнюю часть чума, два-три  - нижнюю. Бересту вываривали в кипятке до эластичного состояния и, складывая ее в несколько слоев для прочности, сшивали сухожильными нитками в полотнища. Вываренная береста обладает значительной эластичностью и прочностью, не пересыхает в течение долгого времени. Наряду с берестяными покрышками в летний период шили покрышки из брезента или сукна (на них требуются не менее 80 м), использовались также старые (чаще всего внутренние) зимние покрышки из оленьих шкур. Традиционно установка чума предполагает строго определенный порядок. В прошлом, все шесты, в соответствии с их обозначением, устанавливались на раз и навсегда отводимые им по периметру окружности места. Площадка для устройства жилища определяется заранее, либо используется старая, ставшая привычной; ее, как правило, расчищают, в зимние месяцы – утрамбовывают снег. Вход в чум ориентирован, чаще всего, по направлению кочевания; при сильном ветре дверное отверстие переносят в противоположную, заднюю  сторону жилища. Установкой чума в основном занимаются женщины, однако при необходимости им оказывают также помощь мужчины. В целом процедура установки чума занимает около часа, то есть быстрое построение этого жилища является особым преимуществом для кочующих народов. Человек не навредит без надобности природе, возьмёт ровно столько, сколько понадобится для того, чтобы прокормить, обогреть свою семью. Первоначально на место, где намечается середина чума, выкладывается железный лист, используемый для обустройства очага - разведения костра или установки железной печки, которая служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи. После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимается вверх. Также поднимается и тепло. Оно не дает попасть в чум холодному воздуху  с улицы, а также не дает осадкам проникать внутрь: они испаряются от большой температуры. А летом в чум не могут залететь комары и гнус.

2.5.Основные этапы реализации проекта:

1. Констатирующий этап: октябрь 2022 г.

Цель этапа: изучение жизни народов Севера.

2. Формирующий этап: ноябрь 2022г. – январь 2023 г.

Цель этапа: создание условий для формирования понятия «народы Севера» , их жизни, быта.

3. Контрольный этап: февраль 2023 г.

Цель этапа: формирование результатов исследования.

Вопросы для исследования по теме:

1.Знаешь ли ты, какие народы относятся к жителям Крайнего Севера?

2.Назови жилища народов Крайнего Севера.

3. Какой вид деятельности наиболее распространён у народов Крайнего Севера?










2.6. Календарный план реализации проекта

Мероприятие

Срок исполнения

Ответственный

Обсуждение плана реализации проекта.

Выбор темы проекта. Определение целей, задач, методов исследования.

Октябрь


Пилюшин Матвей,

научный руководитель: Сметанина Л.А.

Поиск и изучение необходимой литературы по теме проекта

Ноябрь

Пилюшин Матвей

научный руководитель: Сметанина Л.А.

Проведение исследования, опроса среди одноклассников по теме проекта.

Декабрь

Пилюшин Матвей

Сооружение макета жилища (чума) народов севера

Январь

Пилюшин Матвей

Обработка результатов исследования и подведение итогов.

Февраль

Пилюшин Матвей


Ожидаемые результаты:

  1. Раскрыто понятие «народы севера, их быт, культура.

  2. Проведено исследование.

  3. Представлен макет жилища народов севера.










Заключение

По теме проекта было проведено исследование. В эксперименте участвовало 15 человек.

Таким образом, на вопрос: Знаешь ли ты, какие народы относятся к жителям Крайнего Севера? 10 человек назвали чукчи, 2 человека -ханты, 3-манси.

Рис.1.

Народы Крайнего Севера России


На второй вопрос: Назови жилища народов Крайнего Севера- 10 человек назвали-чум, 1 человек-иглу, 2 человека - юрта,2 человека - яранга.

Рис.2.



Вид деятельности народов Крайнего Севера

Рис.3.


На вопрос: Какой вид деятельности наиболее распространён у народов Крайнего Севера? 13 человек ответили - оленеводство, 1 человек – рыболовство, 1 человек -охота.

На основе данных исследования, можно сделать вывод, что из 15 участников, большинство знает, какие народы проживают на Крайнем севере России, какой вид деятельности у них наиболее распространён и в каких жилищах проживают народы Крайнего севера.

В рамках проекта мною был сделан макет жилища-чум.













Список литературы


1. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. Суляндзига Р. В., Кудряшова Д. А., Суляндзига П. В., М, 2003. 142 с.

2. Энциклопедия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Коллеткив авторов: Тураев В.А., Суляндзига Р.В., Суляндзига П.В., Бочарников В.Н. Серия: Библиотека коренных народов Севера. М, 2005. 464 с.

3. Традиционные знания, культура и природопользование народов Севера. Составитель: Мурашко О.А, Серия: Библиотека коренных народов Севера. М, 2005. 116 с.

4. "Народы Севера России. Обычаи, традиции, культура. Справочник"

Автор: Садохин Александр Петрович, Габдрафиков И. М., Власова В. В.

Издательство: Кнорус, 2022 г.

5.Артеменко О. И. Культура и образование коренных малочисленных народов Севера. - М.: Институт национальных проблем образования, 2007. - 191 с.


















Приложение


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!