Проект «Зимний огород на подоконнике»
Авторы: Лобанова Наталья Равильевна
Леонова Анна Сергеевна
"У ворот шумит народ.
Где тут зимний огород?
Говорят, что там растет.
Огуречная рассада.
И укропчик и лучок.
Смотрят все на огород,
И уходят открыв рот"
Цель: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.
Задачи:
Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Развивать познавательные и творческие способности.
Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
Воспитывать бережное отношение к своему труду.
Проектная идея. Создать в группе детского сада огород на подоконнике.
Участники проекта. Дети старшей группы «Солнечные лучики» МКДОУ детский сад № 3 «Улыбка», родители и воспитатели группы.
Работа с родителями.
Провести беседу с родителями «Участие в проекте «Зимний огород на окне».
Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, семена для посадки.
Домашнее задание – с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком.
Ожидаемые результаты.
Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
Способы оценки. Опыты, наблюдения, беседы.
Проект рассчитан на 12 недель.
1 ЭТАП – подготовительный ( 2 недели ).
В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Изготовили таблицы-указатели с названиями растений ( датой посадки и первых всходов). Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.
2 ЭТАП – исследовательский ( 8 недель ).
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.
3 ЭТАП - заключительный ( 2 недели )
Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «От семени к ростку». Провели праздник для детей и родителей группы «Что нам осень принесла», где дети представили родителям свои рисунки, подготовили и рассказали рассказ о том, как они вырастили лучок, укроп, огуречную рассаду, на своем подоконнике в группе. Провели конкурс поделок из овощей «Дары природы».
Организационная деятельность.
Подобрать художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме.
Подобрать материал и оборудование для опытно - экспериментальной деятельности.
Составить перспективный план мероприятий.
План реализации проекта.
Подготовительный этап
Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки. (Воспитатели группы, первая неделя ноября.)
Беседы с родителями «Участвуем в проекте «Зимний огород на подоконнике». (Воспитатели группы, первая неделя ноября.)
Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена). (Родительский комитет, первая неделя ноября.)
Разбивка огорода на подоконнике. ( Дети, воспитатели, вторая неделя ноября.)
Изготовление табличек - указателей с названиями растений. ( Дети, воспитатели, вторая неделя ноября.)
Исследовательский этап (8 недель)
Рассматривание семян (укропа, огурцов и т.д.), посадка семян и рассады. (Дети, воспитатели группы, 3 неделя ноября)
Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений». (Воспитатели группы. Декабрь, 3-4 неделя января )
Занятия с детьми: «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы». (Воспитатели группы. В течении всего проекта)
Проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?». (Воспитатели группы. В течении всего проекта)
Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. (Воспитатели группы. В течении всего проекта)
Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей, сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу. (Воспитатели группы. В течении всего проекта)
Беседы о том, как выращивают овощи на огороде. ( Воспитатели группы. В течении всего проекта)
Заключительный этап (2 недели)
Подведение итогов реализации проекта. (Дети, воспитатели группы, родители. 1 неделя февраля)
Оформление выставки рисунков детей «От семечка к ростку». ( Дети, воспитатели группы. 1 неделя февраля)
Проведение конкурса «Угадай название овоща». (Воспитатели группы. 2 неделя февраля)
План экспериментальной деятельности
Земля.
Название мероприятия: Узнаем какая земля.
Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыплется.
Материал, оборудование: земля в контейнерах
Вода
Название мероприятия: Вода и растения.
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)
Солнце
Название мероприятия: Солнце и растения
Цель: Определить роль солнца в жизни растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)
Человек
Название мероприятия: Человек и растения
Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками ( один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)
ВОТ КАК ЭТО БЫЛО
Посадка лука в пластиковую бутылку.
Вот какой лук вырос!
Сеем укроп и листовой салат
Можно пробовать первую зелень!
А это картошка!
Жизнь была бы не легка
У людей – без чеснока.
Он зеленый наш аптекарь,
И для всех прекрасный лекарь.
Вот зелёные юнцы -
Молодые огурцы!
Раз, два, три... четыре... пять -
Сразу всех не сосчитать!
Непосредственно образовательная деятельность была направлена на систематизирование и расширение знаний детей об овощах и фруктах.
Мы сегодня на обед
приготовим винегрет!
Свеклу красную, морковку, запекали мы в духовке.
А картофель с кожурой варили в кастрюльке с водой.
Желтый перец, лук зеленый
И огурчик к ним соленый.
Масло постное вливаем,
Хорошо перемешаем.
Собрались все краски лета
В желтой миске с винегретом!
Тематическая выставка детской художественной литературы
Мы корзинку овощей с огорода принесли
Для поделок всевозможных
Пригодились нам они!
Уродился урожай-
Собирай дары природы.
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо фрукты, овощи любить
Все без исключения.
В этом нет сомнения!
Играем в дидактические речевые игры: «Подбери картинку», «Чего не стало?», «Четвертый лишний», «Какого цвета?», «Лото» и др.