СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование и реализация коррекционно-развивающей программы патриотического воспитания школьников с детским церебральным параличом в условиях коррекционной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектирование и реализация коррекционно-развивающей программы патриотического воспитания школьников с детским церебральным параличом в условиях коррекционной школы»

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.АКМУЛЛЫ»


ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ






ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ


КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА























Уфа 2020

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ/ Коррекционно-развеивающая программа.- Уфа: Изд-во БГПУ им. М.Акмуллы, 2020.-



Коррекционно-развивающая программа посвящена описанию коррекционно-развивающей работы включающей в себя мероприятия, занятия и задания для формирования патриотического воспитания школьников с детским церебральным параличом в условиях коррекционной школы.

Коррекционно-развивающая программа по патриотическому воспитанию предназначены для учителей, воспитателей и классных руководителей.


Автор-составитель: Кираманова Земфира Байраковна





























Пояснительная записка

Проведенное нами исследование показало, что школьники не владеют понятиями семья, родословная, традиции семьи, не могут сформулировать свое отношение к Отечеству. Многие из них не понимают сути родословной, выражают, безразличие к заданным вопросам. К тому же в нашем обществе именно со стороны молодежи растет преступность, вандализм, падает нравственность подростков. Все эти отрицательные явления ослабевают развитие государства, приводят к деградации личности.

В целях повышения эффективности патриотического воспитания обучающихся, воспитанников разработка и принятие программы патриотического воспитания является крайне актуальной и необходимой.

В связи с актуальностью проблемы нами принято решение – разработать коррекционную программу, чтобы у обучающихся с детским церебральным параличом была сформирована устойчивая гражданско-патриотическая позиция.

Концептуальными основами организации коррекционного процесса является обеспечение оптимальных условий для системного, непрерывного комплексного гражданского обучения и патриотического воспитания детей с детским церебральным параличом.

Программа предназначена для детей с детским церебральным параличом. Разработка программы коррекционных мероприятий в зависимости от характера происхождения и конкретного механизма нарушений, направлена на их предупреждение, уменьшение или устранение.

Предлагаемая коррекционная программа может быть использована педагогами коррекционных учреждений: логопедами, психологами, учителями-дефектологами, работающими с детьми с детским церебральным параличом.

Настоящая Программа исходит из необходимости преобразования учебно-воспитательного процесса в единое духовно насыщенное образовательное пространство с целью необходимости осуществления  воспитания принципиально нового, демократического типа личности, способной к управлению собственной жизнью и деятельностью, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру ощутимый вклад должна внести современная школа.

Программа гражданско-патриотического воспитания рассчитана для учащихся четвертого класса. Программа рассчитана на один год, учитывает особенности психофизического развития детей.

Реализация программы позволит удовлетворить потребности ребенка в полноценном развитии как личности, поможет войти в современный мир, приобщиться к его ценностям через расширение представлений о родном крае и родной стране, в которой он живет.

Цель программы: развитие системы гражданско-патриотического воспитания учащихся с детским церебральным параличом.

Задачи:

  1. Расширение знаний о России, о Республике Башкортостан. Знакомство с историей, традицией, культурой народа.

  2. Формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие гордости за свою страну, её выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, спорта, культуры.

  3. Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, Республики Башкортостан, исторических памятников начиная от города Уфы до всей России.

  4. Воспитание у обучающихся, воспитанников интернациональных чувств на примере знакомства с Республикой Башкортостан.

  5. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру и людям.

Исполнители основных мероприятий программы

  1. Обучающиеся Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимской коррекционной школы-интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного отношения.

  2. Родители (законные представители) обучающихся коррекционной школы.

  3. Педагогический коллектив школы-интернат № 13.

В основе программы лежат следующие принципы:

  • Соблюдение интересов ребёнка;

  • Принцип «нормативности» развития, на основе учета возрастных, психических и индивидуальных особенностей ребенка с детским церебральным параличом;

  • Принцип коррекционно-компенсаторной направленности - во всех видах деятельности происходит коррекция и компенсация первичного дефекта и вторичных отклонений;

  • Принцип гуманизации - умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству;

  • Принцип учета региональных условий - пропаганда идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, регионального;

  • Принцип дифференциации -создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном крае, стране с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.;

  • Принцип непрерывности и системности - взаимосвязь процессов воспитания и обучения;

  • Принцип интеграции - сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем;

  • Принцип стимулирования активности - планирование и реализация проектной деятельности, которая обеспечивает практическое применение полученных знаний, совместный поиск решения задач, сбор материала и др.

Направления работы:

  • Коррекционно-развивающая. Развитие у учащихся с детским церебральным параличом устойчивой гражданско-патриотической позиции;

  • Информационно-просветительская. Оказание консультативной помощи педагогам, родителям по вопросам использования методов и средств коррекционного воздействия на детей;

Характеристика содержания коррекционной программы.

Вид программы – свободный, то есть актуальный на данный момент времени.

Подбор заданий, игровых упражнений осуществляется в зависимости от результатов диагностики.

Механизм реализации программы:

Предложенный материал программы рассчитан для работы с учащимися младшего школьного возраста с детским церебральным параличом. В коррекционной работе необходимо решать задачи гражданско-патриотического воспитания, уточнения и обогащения представлений о патриотизме.

Предложенные мероприятия подобраны с учётом психофизиологических нарушений детей, возраста, требуют создания необходимых условий для их проведения.

Решение данных задач осуществляется в процессе подгрупповых занятий, продолжительностью 25-30 минут. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности. Обязательной частью любой деятельности является проведение не менее двух динамических коррекционных пауз (упражнения на дыхательную гимнастику; самомассаж пальцев и кистей рук; пальчиковая гимнастика, физкультминутки) в соответствии с темой.

Требования к условиям реализации программы

Психолого-педагогическое обеспечение:

- учёт актуального уровня психического развития ребенка;

-создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы;

-дифференцированный подход с учётом индивидуальных возможностей ребенка;

-профилактика умственных и физических нагрузок.

Программно-методическое обеспечение:

  1. Коновалова Г.А. Патриотическое воспитание школьников в современных условиях. Новокузнецк, 2003.

  2. Сетрукова Л.А., Востриков А.А. Воспитание у старшеклассника ориентации в будущее профессии.-Новокузнецк, 1998.

  3. Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово, 2010.

  4. Карнаева И.В. Формирование готовности учителя к профессиональному самоопределению подростков группы риска.- Кемерово, 2009.

  5. Творческая образовательная среда в современной школе: внеклассные мероприятия и научно-исследовательская работа обучающихся // Под редакцией Е.В. Бускиной, Л.А. Фоминой, Л.Г. Батраковой.- Новокузнецк: МАОУ ДПО «ИПК», 2011.

  6. Кумицкая Т.М., Жиренко О.Е. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе.- Москва, 2008.

Материально – техническое обеспечение:

- специально подготовленные пособия, компьютер;

- подбор дидактических игр и упражнений, физкультурных минуток;

В программе системно и взаимозависимо, расположены содержание, формы, методы педагогических воздействий.

Содержание программы

Содержание программы отражает основную идею программы «Быть гражданином— быть патриотом» гражданско – патриотического воспитания учащихся с ДЦП, направленное на формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу.

Программа включает в себя следующие тематические блоки:

  1. «Семья и семейные ценности».

Цели: прививать любовь к матери. Воспитание заботливого и уважительного отношения к членам своей семьи, любви к близким. Закрепление умения определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи. Формирование представлений о преемственности поколений в семье. Знакомство с традициями семьи и рода и уважительного отношения к ним. Закрепление знаний детей о профессиях родителей и других членов семьи.

  1. «Мой край Башкортостан».

Цели: Осознание обучающимися причастности к судьбе родного края, его прошлому, настоящему, будущему. Знакомство детей с традициями, достопримечательностями, памятными местами Башкортостана, национальными героями. Воспитание потребности в изучении родного края.

  1. «Все мы разные, но все мы вместе».

Цели: Помочь каждому ребёнку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника. Изучать интересы, потребности и личностные характеристики членов классного коллектива; (в том числе национальные). Воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим.

  1. «Возрождение» (военная слава прошлого и героика нашего времени).

Цели: Формирование гордости и чувства сопричастности к деяниям предков и современников. Сохранение связи поколений, их преемственности. Расширение знаний о боевых и трудовых достижениях земляков и воспитание чувства уважения к ним.

  1. «Я – гражданин России».

Цели: формирование представлений об устройстве нашего государства, изучение символики нашей страны, знакомство с другими городами России, со столицей нашей Родины, осознание себя гражданами России.

План работы по гражданско – патриотическому воспитанию школьников. Таблица 1

  1. «Семья и семейные ценности»

п/п

Мероприятия

Ответственные

1

Экскурсия «Здравствуй, школа».

Педагог-организатор, социальный педагог, психолог, классные кураторы, воспитатели, родительский комитет.

2

Составление схемы «Дорога в школу» (дорога из дома в школу).

3

Беседа «Моя группа – моя семья». 

4

Беседа-диалог «Ты у себя дома».

5

Познавательное занятие «Родные люди, родственные отношения».

6

Внеклассное занятие «Мои права и обязанности в группе – семье».

7

Я - школьник. Конструирование: «Школьные вещи».

8

Беседа – практикум «Как можно обращаться к людям»

Познавательное занятие «История моего имени и фамилии».

10 

Беседа «Мои семейные реликвии».

11

Беседа-рассуждение «Моя родословная».

12

Рисование. Портрет мамы (отца, сестры, брата).

13

Беседа-диалог «Мои предки в труде и в бою».

14

Беседа-диалог «Новый год – праздник семейный».

15

Рисование «Семейные праздники и традиции».

16

Беседа «Семейная этика».

17

Тематический вечер «Без корня и полынь не растет».

18

Ролевая игра «Я горжусь своей семьей».

19

Беседа «Что такое мир в семье?»

20

Какой бы я хотел видеть свою страну? Вечер вдвоем (игра-ситуация). Семейное законодательство.

21

Беседа «Народ и я – единая семья».

22

Тематический вечер «Отец, Отчизна, Отечество».


  1. «Мой край Башкортостан» Таблица 2

п/п

Мероприятия

Ответственные

1

Внеклассное занятие «Люби и знай свой край»

Педагог-организатор, социальный педагог, психолог, классные кураторы, воспитатели, родительский комитет.

2

Беседа. «Знакомство с символикой  республики Башкортостан»

3

Тематический вечер «Семь чудес Башкортостана»

4

Экскурсия «Национальный музей Республики Башкортостан» 

5

КВН «Краеведы».

6

Беседа-диалог «Известные места отдыха в родном городе»

7

Игра. «Раз картошка, два картошка» (особенности башкирской национальной кухни)

8

Показ презентаций «Герои Башкирии»

9

Практическое занятие. «Оденем куклу» (особенности национальной одежды башкирского народа)

10

Поэтический вечер «Времена года».  

11

Экскурсия. «Мемориальный дом Аксакова» 

12

 КВН «Спортивные «звезды» нашей Республики». 

13

Тематические встречи. «Знаменитые люди – выходцы из моей республики»

14

Проектная деятельность «Национальности моей республики»

15

Конкурс исследовательских сочинений «Край мой родниковый».

16

Фольклорный праздник Сабантуй 


  1. «Все мы разные, но все мы вместе»   Таблица 3

п/п

Мероприятия

Ответственные

1

Беседа. «Что такое толерантность?»

Педагог-организатор, социальный педагог, психолог, классные руководители, воспитатели, родительский комитет.

2

Игра «Будем дружить».

3

Беседа-диалог. «У каждого народа свой герой» 

4

Конкурс. Культура разных народов.

5

Внеклассное мероприятие. «Мы соберем большой хоровод» 

6

Театрализованные игры: «Друг всегда придет на помощь», «Как поссорились Солнце и Луна», «Как вести себя на улице», «Театр»

7

Беседа-диалог. «Я такой же, как все» 

8

Конкурс рисунков, сочинений «Семейные традиции».

9

Фестиваль  «Подари человеку радость»

10

Уроки культуры «О воспитании внимательности к окружающим».

11

Конкурс  «Наша дружная семья»

12

Деловая игра с родителями «Толерантность – это…»

13

Вечер встречи. «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

 

  1. «Возрождение» (военная слава прошлого и героика нашего времени)

 Таблица 4

п/п

Мероприятия

Ответственные

Серия классных часов, бесед Памяти воинам интернационалистам. "Герои не забываются"

Педагог-организатор, социальный педагог, психолог, классные руководители, воспитатели, родительский комитет.

2

Серия классных часов, бесед Дети защитники отечества.

3

Уроки мужества.  Посвященные,  людям проявившим героизм в мирное время. 

4

Мини – книжки «Герои среди нас»

5

Акции: - «Герои живут рядом» «От сердца к сердцу»

6

Выставка стенгазет, буклетов «Отечественная война в рисунках, сочинениях и письмах детей», «Военная история моей семьи в фотографиях»

7

Просмотр художественных фильмов о мужестве и героизме.

8

Посещение музеев боевой славы и мужества.

9

Изготовление праздничных открыток к дню Победы

10

Военно – спортивная игра.

11

Выпуск стенгазет, проведение классных часов и литературно-музыкальных композиций о городах воинской славы России

12

Подготовка и проведение мероприятий к профессиональным праздникам родов войск  Вооруженных сил РФ:

13

Проведение конкурса рисунков детей о Великой Отечественной войне  «Война глазами детей»

14

Создание электронного фотоальбома  «На страже Родины»

15

Проведение военно-патриотических праздников «А, ну-ка парни!», «А, ну-ка, мальчики!» 

16 

Встреча с представителями местного отделения полиции

17

Встреча с работниками пожарной части

18

Классные часы, направленные на пропаганду профессий -  «Я - Спасатель!»

 

19

Проведение викторины «Мы этой памяти верны» 


  1. «Я – гражданин России» Таблица 5

п/п

Мероприятия

Ответственные

Беседа о государстве — «Российская Федерация».

Педагог-организатор, социальный педагог, психолог, классные руководители, воспитатели, родительский комитет.

Час поэзии «Стихи о Родине».

Беседа «Россия – многонациональное государство».

Классный час «Что значит любить Родину?».

Внеклассное занятие «Обязанности гражданина России».

Классный час «Мы граждане России».

Беседа «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?».

Внеклассное занятие «Вот она, какая моя Родина большая».

Дискуссия «Я патриот своей Родины?».

10 

Устный журнал «Белокурая березка – символ Родины моей».

11 

Общешкольные акции: «Дом без одиночества» (ко Дню пожилого человека); «Милосердие» (ко Дню инвалидов).

12 

Внеклассное мероприятие «7 ноября – День согласия и примирения».

13 

Конкурс рисунков «Мы и мир».

14 

Познавательное занятие «Кто такой президент России?».

15 

Беседа «Что такое «мир в стране?»

16 

Занятие «Человек в обществе».

17 

Празднование Дня матери: фотоконкурс «Мамины глаза».

18 

Конкурс сочинений «Память жива», посвященный участникам войны.

19 

Общешкольная линейка «День конституции».

20 

Месячник «Мы будущие защитники Отечества»: Конкурс художественных открыток к 23 февраля;

21 

Урок мужества «Жизнь замечательных людей».

22 

Месячник Славы и Памяти: Конкурс патриотической песни;

23 

Фестиваль детского творчества «Я люблю тебя, Россия».


Программа гражданско-патриотического воспитания рассчитана для учащихся девятого класса. Программа рассчитана на один год и учитывает особенности психофизического развития детей.

Реализация программы позволит удовлетворить потребности ребенка в полноценном развитии как личности, поможет войти в современный мир, приобщиться к его ценностям через расширение представлений о родном крае и родной стране, в которой он живет.

Цель программы:  развитие у детей гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к  активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Задачи программы:

  1. Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.

  2. Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.

  3. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы родного края.

  4. Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими людьми.

  5. Развитие нравственных взаимоотношений в семье.

  6. Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к  культуре своей страны.

Исполнители основных мероприятий программы

  1. Обучающиеся Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимской коррекционной школы-интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного отношения.

  2. Родители (законные представители) обучающихся коррекционной школы.

  3. Педагогический коллектив школы-интернат № 13.

  4. Специалисты ведомственных организаций.

В основе программы лежат следующие принципы:

  • Принцип целостно-смыслового равенства. У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.

  • Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.

  • Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).

  • Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.

  • Принципы организации и самоорганизации, (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).

  • Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.

Направления работы:

  • Коррекционно-развивающая. Развитие у учащихся с детским церебральным параличом устойчивой гражданско-патриотической позиции;

  • Информационно-просветительская. Оказание консультативной помощи педагогам, родителям по вопросам использования методов и средств коррекционного воздействия на детей;

Характеристика содержания коррекционной программы.

Вид программы – свободный, то есть актуальный на данный момент времени.

Подбор заданий, игровых упражнений осуществляется в зависимости от результатов диагностики.

Механизм реализации программы:

Предложенный материал программы рассчитан для работы с учащимися среднего школьного возраста с детским церебральным параличом.

В коррекционной работе необходимо решать задачи гражданско-патриотического воспитания, уточнения и обогащения представлений о патриотизме.

Предложенные мероприятия подобраны с учётом психофизиологических нарушений детей, возраста, требуют создания необходимых условий для их проведения.

Решение данных задач осуществляется в процессе подгрупповых занятий, продолжительностью 25-30 минут. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности. Обязательной частью любой деятельности является проведение не менее двух динамических коррекционных пауз (упражнения на дыхательную гимнастику; самомассаж пальцев и кистей рук; пальчиковая гимнастика, физкультминутки) в соответствии с темой.

Требования к условиям реализации программы

Психолого-педагогическое обеспечение:

- учёт актуального уровня психического развития ребенка;

-создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы;

-дифференцированный подход с учётом индивидуальных возможностей ребенка;

-профилактика умственных и физических нагрузок.

Материально – техническое обеспечение:

- специально подготовленные пособия, компьютер;

- подбор дидактических игр и упражнений, физкультурных минуток;

В программе системно и взаимозависимо, расположены содержание, формы, методы педагогических воздействий.

Содержание программы

Программа гражданско-патриотического воспитания школьников "Я — человек, ученик, Гражданин" включает в себя 10 направлений, связанных между собой. Программа предоставляет педагогу большую свободу творчества. Она помогает расширить представление учащихся о своем «я», о возможностях и перспективах развития личности в формировании гражданина России.

«Я — человек». Цель направления: Формирование знаний об образе жизни человека и способах существования человека; осмысления ребенком себя как частицы окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости.

Задачи:

  1. Адаптация ребенка к условиям школьной жизни.

  2. Ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека.

  3. Приобщение учащихся к общечеловеческому этикету и овладению им.

  4. Создание психологического климата, способствующего развитию творческих способностей и деятельности воспитанников.

  5. Воспитание таких нравственных качеств, как доброта, забота, милосердие, уважение.

  6. Формирование в коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности.

  7. Формирование положительного отношения к учению и пониманию роли знаний в жизни. 

  8. Формирование и отстаивание своей жизненной позиции.

  9. Приобщение к основным духовным ценностям своего Отечества.

Ориентировочные мероприятия

- Клубы: «Познай себя», «Советы опытных школяров», «Общение»;

- Беседа: «Проблема на ладошке», «Я и сотни других «Я», «Чем я отличаюсь от других», «Расскажи мне обо мне»;

- Классные часы: «Как ты сидишь?», «Веселая переменка», «Как вести себя дома одному»;

- Дежурство по классу;

- Конкурсы: фантазеров, сочинителей, конструкторов, художников, составителей композиций, оформителей, чтецов;

- Игры: «Школа, которую мы строим», «Тайны вокруг нас», «По каким правилам мы живем?»

«Я и семья». Цель направления: Формирование гражданского отношения к своей семье. 

Задачи:

  1. Формировать уважение к членам семьи.

  2. Воспитывать семьянина, любящего своих родителей, родственников.

  3. Формировать у школьников понятия сущности основных социальных ролей.

  4. Формировать умения понимать и правильно разрешать возникающие семейные трудности.

  5.  Формирование у учащихся чувства долга перед родными, семьей, Родиной.

  6.  Воспитание чувства ответственности за свой дом, порядок в нем.

Ориентировочные мероприятия

- Клубы: «Хозяюшка», «Мастера», «Дедушкина мастерская», «Этикет»;

- Праздники: «Славим руки матери», «Праздник семейных династий»;

- Устные журналы: «Очевидное - невероятное», «Моя родословная», «Семейные традиции»;

- Игры: «Тайны вокруг нас», «По каким правилам мы живем?»;

- Беседы: «Что значит быть хорошим сыном, дочерью?», «Умей беречь честь бабушки и дедушки и добрую память о них»;

- Фотовыставки: «Наша история в семейном альбоме», «Наши семейные реликвии», «Защитники Родины - мои родственники», «Я и моя семья»;

- Выставки рисунков: «Родная школа в лицах», Встречи с интересными людьми, «История глазами моих родственников», «Национальные традиции в моей семье», «Моя родословная».

«Я и мое Отечество». Цель направления: воспитание чувства патриотизма.

Задачи:

1. Приобщать школьников к обычаям русской и башкирской культуры.

2. Воспитывать любовь к родному башкирскому языку.

3. Приобщать учеников к духовным ценностям своего Отечества.

Ориентировочные мероприятия

- Беседа «Символы моей Родины - Республики Башкортостан», «Ярмарка башкирских кукол», «Народные игры башкир»

- Классный час «Пионеры-герои», «Люблю тебя, родная речь!», классный час, посвящённый Великой Отечественной Войне «Это не должно повториться», «Твоя родословная», «Обычаи башкирского народа», «Юный политик», «Мое Отечество», «Родное слово»,  «Я - житель планеты Земля»;

- Игры: «Тайны вокруг нас», «Твои гражданские права».

«Я и здоровый образ жизни». Цель направления: приобщение детей к здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Привитие санитарно-гигиенических навыков.

2.  Воспитание сознательного отношения к укреплению здоровья.

3. Формирование у детей представления о здоровье, физиологии и гигиене.

4.  Воспитание потребности в регулярных занятиях спортом.

Ориентировочные мероприятия

- Классный час «Внешний вид человека», «Учись быть здоровым»;

- Спортивный праздник: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Весёлые старты»;

- Мероприятия: «Новые приключения бобра Суперзуба», «Здоровье»

- Уроки Мойдодыра: «Вредным привычкам скажем: «нет!», «Мы за здоровый образ жизни!»

- Час тихого чтения: «Смешинка», «Лукошко»

- Экскурсии и другие.

«Я и искусство». Цель: воспитание интереса и любви к искусству башкирского народа.

Задачи:
1. Воспитывать чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций.

2. Развивать у детей интерес к живописи известных башкирских художников. 3. Познакомить детей с различными видами искусства башкирского народа.

4. Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного,  развитие человеческой культуры, творческой деятельности учащихся.

Ориентировочные мероприятия

- Самоделки из природного материала, самоделки из пластилина;

- Выставки работ школьников;

- Посещение кружков музыки и рисования;

- Знакомство с картинами известных башкирских художников;

- Внеклассное мероприятие по музыке «В мире башкирской музыки», «В мире красок и мелодий»;

- Викторина: «Классики литературы о добре и зле», «В мире башкирских народных сказок».

«Я и труд». Цель направления: воспитание трудолюбия.

Задачи:

  1. Определить основные обязанности ребёнка дома, в школе.

  2. Прививать трудолюбие.

  3. Дать знания о разнообразии и значимости профессий.

Ориентировочные мероприятия

- Классный час «Мой дом – наведу порядок в нём», «Моя профессия», «Мой труд», «Чему учит труд?»;

- Дежурство в классе, генеральные уборки, большая уборка на территории школы, выставки работ школьников, сделанных своими руками на уроках технологии;

- Беседа «Мои обязанности в семье», «Мир профессий»;

«Я и друзья». Цель направления: показать ценность и необходимость дружбы.

Задачи:

1. Формировать у детей понятие о дружбе.
2. Воспитывать чувство сплочённости в коллективе.
3. Учить детей соблюдать правила вежливости во взаимоотношениях между собой и взрослыми. 

Ориентировочные мероприятия

- Классный час: «Знакомство», «Мальчики и девочки», «Настоящий друг», «Вежливость», «Будь справедлив в словах и поступках», «Мы идём в гости» - правила поведения в гостях;

- Беседы: «Правила общения», «Внешний вид человека», «Настроение», «Человек среди людей», «Настоящая дружба. Как ты её понимаешь?»;

- Практическое занятие «Мимика и жесты», «Доброта», «Влияние характера на поступки и поведение человека»

- Игры-доказательства: «Суд над пороками людей», «Суд над наркоманией», «Суд над алкоголизмом», «Ложь на скамье подсудимых», «Суд над воровством», «Расскажи мне о себе», «В дружбе - сила», «Чтобы иметь друга, надо быть им», «Человек - мыслитель и творец».

«Я и Закон». Цель направления:  знакомство детей с основами российского и башкирского законодательства.

Задачи:

  1. Познакомить детей с основными разделами Конвенцией о правах ребёнка.

  2. Дать представление об основных законах Российской Федерации и Республики Башкортостан.

Ориентировочные мероприятия

- Беседы: «Семья – ячейка общества», «Что такое выборы?», «Толерантность – это…», «Религии», «День Конституции РФ – что это за праздник?», «День Конституции Республики Башкортостан – что это за праздник?»;

- Классный час: «Законопослушные родители», «Образование в современном мире», «Правонарушения»;

- Конкурс «Знаток Конвенции о правах ребёнка», конкурс рисунков «Наши права и обязанности», телегазета «Азбука юного гражданина».

«Я и моя малая родина – Республика Башкортостан»

Цель: воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

Задачи:

1. Довести до сознания детей мысль о важности бережного отношения к природе, людям родного края.

2. Прививать любовь к башкирскому языку.

3. Развивать потребности к изучению истории Республики Башкортостан, башкирского народа, города Уфы;

4. Изучать  и развивать  башкирские традиции.

Ориентировочные мероприятия

- Слушание башкирских народных сказок;

- Конкурс башкирских пословиц и поговорок, конкурс стихов башкирских поэтов, разучивание национальных башкирских игр;

- Беседы: «Народные традиции, обычаи и обряды», «Их именами названы улицы нашего города», «Символика республики Башкортостан», «Башкирские национальные праздники», «Красная книга Башкортостана», литературное слушание «Мифы и легенды Башкирии»;

- Мероприятие «История моего города»;

- Экскурсия в «Краеведческий музей»;

- Викторина «Животные Башкортостана», «Растения Башкортостана», «Горы и реки Башкортостана»;

- Практическое занятие «Изготовление панно»;

- Конкурс рисунков « Моя Родина - Башкортостан»;

- Встреча с ветеранами ВОВ; огонёк памяти, посвященный Дню юного героя-антифашиста.

«Я и планета». Цель: Формирование культуры отношения к природе Родины.

Задачи:

1. Формировать взаимодействие общества и природы,

2. Ознакомить с многообразием флоры и фауны.

3. Формировать экологическую культуру учащихся, воспитывать любовь к природе России и родного края.

Ориентировочные мероприятия

- Международный день Мира;

- Мастерская кормушек «Покорми птиц зимой»;

- Выставка рисунков «День птиц», «Многообразие животных», конкурс рисунков «Береги природу – наш дом»;

- Выставки: «Мой любимый край », «Птицы нашего края»

- Рисунков: «Природа и фантазия», заочные путешествия: «Здесь живут мои родственники», «Дорогами великих географический открытий», «По странам и континентам», «Здесь живут мои родственники», «Дорогами великих географический открытий», «По странам и континентам»;

- Игры-путешествия: «Имена путешественников на карте нашей страны», «По маршрутам Колумба».

Этапы реализации программы:

    1. этап: подготовительный.

- Изучение и анализ состояния гражданско-патриотического воспитания в школе, уровня гражданско-патриотического сознания у школьников;

- отбор критериев оценки уровня гражданско-патриотического сознания у школьников;

- разработка нормативно-правовой базы, связанной с реализацией программы гражданско-патриотического воспитания.

    1. этап: практический.

- Разработка комплексной стратегии, направленной на формирование гражданской позиции и воспитания патриотических чувств. Отбор методов, методик по программе, внедрение современных технологий;

- Изучить и внедрить уже разработанные современные педагогические технологии по патриотическому воспитанию детей с детским церебральным параличом;

- Расширение и укрепление связей и отношений школы-интерната с учреждениями культуры, социальными партнерами;

- Проведение мониторинга эффективности программы, информирование педагогов, обучающихся о ходе реализации программы;

- Активное участие в муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях патриотической тематики.

    1. этапаналитический.

- Анализ и обобщение результатов работы;

- Проведение коррекции затруднений в реализации программы.

Формы реализации программы: Тематические беседы, уроки, коллективные творческие дела, дидактические игры, устные журналы, предметные недели, встречи с интересными людьми, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, круглые столы, читательские конференции, организации выставок, акции, проведение «Уроков мужества», тематические стенды, сбор материала в школьный музей и др.








Список литературы

  1. Коновалова Г.А. Патриотическое воспитание школьников в современных условиях. Новокузнецк, 2003.

  2. Сетрукова Л.А., Востриков А.А. Воспитание у старшеклассника ориентации в будущее профессии.-Новокузнецк, 1998.

  3. Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово, 2010.

  4. Карнаева И.В. Формирование готовности учителя к профессиональному самоопределению подростков группы риска.- Кемерово, 2009.

  5. Творческая образовательная среда в современной школе: внеклассные мероприятия и научно-исследовательская работа обучающихся // Под редакцией Е.В. Бускиной, Л.А. Фоминой, Л.Г. Батраковой.- Новокузнецк: МАОУ ДПО «ИПК», 2011.

  6. Кумицкая Т.М., Жиренко О.Е. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе.- Москва, 2008.

  7. Лаптева И.Д. Системный подход к изучению понятия «гражданская культура» / И.Д. Лаптева // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 8. – С.14-16.

  8. Лебедева О.В. Патриотическое воспитание – верноподданническое или гражданское. // Педагогика. – 2003. – № 9. – С. 77-83.007.

  9. Леонтьев А.А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4. – С. 4-6.

  10. Сидоров Е.А. Детские объединения в системе патриотического воспитания во внеурочной деятельности школы // Внешкольник. – 2013. - № 4. –С. 40-43.

  11. Cолженицын А.И. Русский вопрос к концу XX века // Ориентир. - 1996. - № 12. - С.31.

  12. Федосов А.Ю. Информационно-коммуникационные средства поддержки воспитательного процесса / А.Ю. Федосов // Информатика и образование. – 2008. – № 4. – С.102-105.

  13. Филиппова Л. Эффективность гражданского воспитания // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. – 2007. – № 1. – С.180-182.

  14. Шакурова М.В. Программа «Я-гражданин» // Классный руководитель. – 2007. - № 3.

  15. Шаповалов В.Ф. Российский патриотизм и российский антипатриотизм / В.Ф. Шаповалов // Общественные науки и современность. – 2008. – № 1. – С.124-132.

  16. Юдина Е.В. Синтез музейной и театральной работы со школьниками как фактор гражданско-патриотического воспитания. Из опыта работы // Внешкольник. – 2011. – № 3. – С.52-53.

  17. Якушина Е.В. Школьные и молодежные военно-патриотические объединения: обзор электронных ресурсов / Е.В. Якушина // Народное образование. – 2010. – № 4. – С.147-151.