МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.АКМУЛЛЫ»
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Уфа 2020
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ/ Коррекционно-развеивающая программа.- Уфа: Изд-во БГПУ им. М.Акмуллы, 2020.-
Коррекционно-развивающая программа посвящена описанию коррекционно-развивающей работы включающей в себя мероприятия, занятия и задания для формирования патриотического воспитания школьников с детским церебральным параличом в условиях коррекционной школы.
Коррекционно-развивающая программа по патриотическому воспитанию предназначены для учителей, воспитателей и классных руководителей.
Автор-составитель: Кираманова Земфира Байраковна
Пояснительная записка
Проведенное нами исследование показало, что школьники не владеют понятиями семья, родословная, традиции семьи, не могут сформулировать свое отношение к Отечеству. Многие из них не понимают сути родословной, выражают, безразличие к заданным вопросам. К тому же в нашем обществе именно со стороны молодежи растет преступность, вандализм, падает нравственность подростков. Все эти отрицательные явления ослабевают развитие государства, приводят к деградации личности.
В целях повышения эффективности патриотического воспитания обучающихся, воспитанников разработка и принятие программы патриотического воспитания является крайне актуальной и необходимой.
В связи с актуальностью проблемы нами принято решение – разработать коррекционную программу, чтобы у обучающихся с детским церебральным параличом была сформирована устойчивая гражданско-патриотическая позиция.
Концептуальными основами организации коррекционного процесса является обеспечение оптимальных условий для системного, непрерывного комплексного гражданского обучения и патриотического воспитания детей с детским церебральным параличом.
Программа предназначена для детей с детским церебральным параличом. Разработка программы коррекционных мероприятий в зависимости от характера происхождения и конкретного механизма нарушений, направлена на их предупреждение, уменьшение или устранение.
Предлагаемая коррекционная программа может быть использована педагогами коррекционных учреждений: логопедами, психологами, учителями-дефектологами, работающими с детьми с детским церебральным параличом.
Настоящая Программа исходит из необходимости преобразования учебно-воспитательного процесса в единое духовно насыщенное образовательное пространство с целью необходимости осуществления воспитания принципиально нового, демократического типа личности, способной к управлению собственной жизнью и деятельностью, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру ощутимый вклад должна внести современная школа.
Программа гражданско-патриотического воспитания рассчитана для учащихся четвертого класса. Программа рассчитана на один год, учитывает особенности психофизического развития детей.
Реализация программы позволит удовлетворить потребности ребенка в полноценном развитии как личности, поможет войти в современный мир, приобщиться к его ценностям через расширение представлений о родном крае и родной стране, в которой он живет.
Цель программы: развитие системы гражданско-патриотического воспитания учащихся с детским церебральным параличом.
Задачи:
Расширение знаний о России, о Республике Башкортостан. Знакомство с историей, традицией, культурой народа.
Формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие гордости за свою страну, её выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, спорта, культуры.
Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, Республики Башкортостан, исторических памятников начиная от города Уфы до всей России.
Воспитание у обучающихся, воспитанников интернациональных чувств на примере знакомства с Республикой Башкортостан.
Формирование гуманистического отношения к окружающему миру и людям.
Исполнители основных мероприятий программы
Обучающиеся Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимской коррекционной школы-интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного отношения.
Родители (законные представители) обучающихся коррекционной школы.
Педагогический коллектив школы-интернат № 13.
В основе программы лежат следующие принципы:
Соблюдение интересов ребёнка;
Принцип «нормативности» развития, на основе учета возрастных, психических и индивидуальных особенностей ребенка с детским церебральным параличом;
Принцип коррекционно-компенсаторной направленности - во всех видах деятельности происходит коррекция и компенсация первичного дефекта и вторичных отклонений;
Принцип гуманизации - умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству;
Принцип учета региональных условий - пропаганда идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, регионального;
Принцип дифференциации -создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном крае, стране с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.;
Принцип непрерывности и системности - взаимосвязь процессов воспитания и обучения;
Принцип интеграции - сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем;
Принцип стимулирования активности - планирование и реализация проектной деятельности, которая обеспечивает практическое применение полученных знаний, совместный поиск решения задач, сбор материала и др.
Направления работы:
Коррекционно-развивающая. Развитие у учащихся с детским церебральным параличом устойчивой гражданско-патриотической позиции;
Информационно-просветительская. Оказание консультативной помощи педагогам, родителям по вопросам использования методов и средств коррекционного воздействия на детей;
Характеристика содержания коррекционной программы.
Вид программы – свободный, то есть актуальный на данный момент времени.
Подбор заданий, игровых упражнений осуществляется в зависимости от результатов диагностики.
Механизм реализации программы:
Предложенный материал программы рассчитан для работы с учащимися младшего школьного возраста с детским церебральным параличом. В коррекционной работе необходимо решать задачи гражданско-патриотического воспитания, уточнения и обогащения представлений о патриотизме.
Предложенные мероприятия подобраны с учётом психофизиологических нарушений детей, возраста, требуют создания необходимых условий для их проведения.
Решение данных задач осуществляется в процессе подгрупповых занятий, продолжительностью 25-30 минут. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности. Обязательной частью любой деятельности является проведение не менее двух динамических коррекционных пауз (упражнения на дыхательную гимнастику; самомассаж пальцев и кистей рук; пальчиковая гимнастика, физкультминутки) в соответствии с темой.
Требования к условиям реализации программы
Психолого-педагогическое обеспечение:
- учёт актуального уровня психического развития ребенка;
-создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы;
-дифференцированный подход с учётом индивидуальных возможностей ребенка;
-профилактика умственных и физических нагрузок.
Программно-методическое обеспечение:
Коновалова Г.А. Патриотическое воспитание школьников в современных условиях. Новокузнецк, 2003.
Сетрукова Л.А., Востриков А.А. Воспитание у старшеклассника ориентации в будущее профессии.-Новокузнецк, 1998.
Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово, 2010.
Карнаева И.В. Формирование готовности учителя к профессиональному самоопределению подростков группы риска.- Кемерово, 2009.
Творческая образовательная среда в современной школе: внеклассные мероприятия и научно-исследовательская работа обучающихся // Под редакцией Е.В. Бускиной, Л.А. Фоминой, Л.Г. Батраковой.- Новокузнецк: МАОУ ДПО «ИПК», 2011.
Кумицкая Т.М., Жиренко О.Е. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе.- Москва, 2008.
Материально – техническое обеспечение:
- специально подготовленные пособия, компьютер;
- подбор дидактических игр и упражнений, физкультурных минуток;
В программе системно и взаимозависимо, расположены содержание, формы, методы педагогических воздействий.
Содержание программы
Содержание программы отражает основную идею программы «Быть гражданином— быть патриотом» гражданско – патриотического воспитания учащихся с ДЦП, направленное на формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу.
Программа включает в себя следующие тематические блоки:
«Семья и семейные ценности».
Цели: прививать любовь к матери. Воспитание заботливого и уважительного отношения к членам своей семьи, любви к близким. Закрепление умения определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи. Формирование представлений о преемственности поколений в семье. Знакомство с традициями семьи и рода и уважительного отношения к ним. Закрепление знаний детей о профессиях родителей и других членов семьи.
«Мой край Башкортостан».
Цели: Осознание обучающимися причастности к судьбе родного края, его прошлому, настоящему, будущему. Знакомство детей с традициями, достопримечательностями, памятными местами Башкортостана, национальными героями. Воспитание потребности в изучении родного края.
«Все мы разные, но все мы вместе».
Цели: Помочь каждому ребёнку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника. Изучать интересы, потребности и личностные характеристики членов классного коллектива; (в том числе национальные). Воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим.
«Возрождение» (военная слава прошлого и героика нашего времени).
Цели: Формирование гордости и чувства сопричастности к деяниям предков и современников. Сохранение связи поколений, их преемственности. Расширение знаний о боевых и трудовых достижениях земляков и воспитание чувства уважения к ним.
«Я – гражданин России».
Цели: формирование представлений об устройстве нашего государства, изучение символики нашей страны, знакомство с другими городами России, со столицей нашей Родины, осознание себя гражданами России.
План работы по гражданско – патриотическому воспитанию школьников. Таблица 1
«Семья и семейные ценности»
№ п/п | Мероприятия | Ответственные |
1 | Экскурсия «Здравствуй, школа». | Педагог-организатор, социальный педагог, психолог, классные кураторы, воспитатели, родительский комитет. |
2 | Составление схемы «Дорога в школу» (дорога из дома в школу). |
3 | Беседа «Моя группа – моя семья». |
4 | Беседа-диалог «Ты у себя дома». |
5 | Познавательное занятие «Родные люди, родственные отношения». |
6 | Внеклассное занятие «Мои права и обязанности в группе – семье». |
7 | Я - школьник. Конструирование: «Школьные вещи». |
8 | Беседа – практикум «Как можно обращаться к людям» |
9 | Познавательное занятие «История моего имени и фамилии». |
10 | Беседа «Мои семейные реликвии». |
11 | Беседа-рассуждение «Моя родословная». |
12 | Рисование. Портрет мамы (отца, сестры, брата). |
13 | Беседа-диалог «Мои предки в труде и в бою». |
14 | Беседа-диалог «Новый год – праздник семейный». |
15 | Рисование «Семейные праздники и традиции». |
16 | Беседа «Семейная этика». |
17 | Тематический вечер «Без корня и полынь не растет». |
18 | Ролевая игра «Я горжусь своей семьей». |
19 | Беседа «Что такое мир в семье?» |
20 | Какой бы я хотел видеть свою страну? Вечер вдвоем (игра-ситуация). Семейное законодательство. |
21 | Беседа «Народ и я – единая семья». |
22 | Тематический вечер «Отец, Отчизна, Отечество». |
«Мой край Башкортостан» Таблица 2
№ п/п | Мероприятия | Ответственные |
1 | Внеклассное занятие «Люби и знай свой край» | Педагог-организатор, социальный педагог, психолог, классные кураторы, воспитатели, родительский комитет. |
2 | Беседа. «Знакомство с символикой республики Башкортостан» |
3 | Тематический вечер «Семь чудес Башкортостана» |
4 | Экскурсия «Национальный музей Республики Башкортостан» |
5 | КВН «Краеведы». |
6 | Беседа-диалог «Известные места отдыха в родном городе» |
7 | Игра. «Раз картошка, два картошка» (особенности башкирской национальной кухни) |
8 | Показ презентаций «Герои Башкирии» |
9 | Практическое занятие. «Оденем куклу» (особенности национальной одежды башкирского народа) |
10 | Поэтический вечер «Времена года». |
11 | Экскурсия. «Мемориальный дом Аксакова» |
12 | КВН «Спортивные «звезды» нашей Республики». |
13 | Тематические встречи. «Знаменитые люди – выходцы из моей республики» |
14 | Проектная деятельность «Национальности моей республики» |
15 | Конкурс исследовательских сочинений «Край мой родниковый». |
16 | Фольклорный праздник Сабантуй |
«Все мы разные, но все мы вместе» Таблица 3
№ п/п | Мероприятия | Ответственные |
1 | Беседа. «Что такое толерантность?» | Педагог-организатор, социальный педагог, психолог, классные руководители, воспитатели, родительский комитет. |
2 | Игра «Будем дружить». |
3 | Беседа-диалог. «У каждого народа свой герой» |
4 | Конкурс. Культура разных народов. |
5 | Внеклассное мероприятие. «Мы соберем большой хоровод» |
6 | Театрализованные игры: «Друг всегда придет на помощь», «Как поссорились Солнце и Луна», «Как вести себя на улице», «Театр» |
7 | Беседа-диалог. «Я такой же, как все» |
8 | Конкурс рисунков, сочинений «Семейные традиции». |
9 | Фестиваль «Подари человеку радость» |
10 | Уроки культуры «О воспитании внимательности к окружающим». |
11 | Конкурс «Наша дружная семья» |
12 | Деловая игра с родителями «Толерантность – это…» |
13 | Вечер встречи. «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» |
«Возрождение» (военная слава прошлого и героика нашего времени)
Таблица 4
№ п/п | Мероприятия | Ответственные |
1 | Серия классных часов, бесед Памяти воинам интернационалистам. "Герои не забываются" | Педагог-организатор, социальный педагог, психолог, классные руководители, воспитатели, родительский комитет. |
2 | Серия классных часов, бесед Дети защитники отечества. |
3 | Уроки мужества. Посвященные, людям проявившим героизм в мирное время. |
4 | Мини – книжки «Герои среди нас» |
5 | Акции: - «Герои живут рядом» «От сердца к сердцу» |
6 | Выставка стенгазет, буклетов «Отечественная война в рисунках, сочинениях и письмах детей», «Военная история моей семьи в фотографиях» |
7 | Просмотр художественных фильмов о мужестве и героизме. |
8 | Посещение музеев боевой славы и мужества. |
9 | Изготовление праздничных открыток к дню Победы |
10 | Военно – спортивная игра. |
11 | Выпуск стенгазет, проведение классных часов и литературно-музыкальных композиций о городах воинской славы России |
12 | Подготовка и проведение мероприятий к профессиональным праздникам родов войск Вооруженных сил РФ: |
13 | Проведение конкурса рисунков детей о Великой Отечественной войне «Война глазами детей» |
14 | Создание электронного фотоальбома «На страже Родины» |
15 | Проведение военно-патриотических праздников «А, ну-ка парни!», «А, ну-ка, мальчики!» |
16 | Встреча с представителями местного отделения полиции |
17 | Встреча с работниками пожарной части |
18 | Классные часы, направленные на пропаганду профессий - «Я - Спасатель!» | |
19 | Проведение викторины «Мы этой памяти верны» |
«Я – гражданин России» Таблица 5
№ п/п | Мероприятия | Ответственные |
1 | Беседа о государстве — «Российская Федерация». | Педагог-организатор, социальный педагог, психолог, классные руководители, воспитатели, родительский комитет. |
2 | Час поэзии «Стихи о Родине». |
3 | Беседа «Россия – многонациональное государство». |
4 | Классный час «Что значит любить Родину?». |
5 | Внеклассное занятие «Обязанности гражданина России». |
6 | Классный час «Мы граждане России». |
7 | Беседа «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?». |
8 | Внеклассное занятие «Вот она, какая моя Родина большая». |
9 | Дискуссия «Я патриот своей Родины?». |
10 | Устный журнал «Белокурая березка – символ Родины моей». |
11 | Общешкольные акции: «Дом без одиночества» (ко Дню пожилого человека); «Милосердие» (ко Дню инвалидов). |
12 | Внеклассное мероприятие «7 ноября – День согласия и примирения». |
13 | Конкурс рисунков «Мы и мир». |
14 | Познавательное занятие «Кто такой президент России?». |
15 | Беседа «Что такое «мир в стране?» |
16 | Занятие «Человек в обществе». |
17 | Празднование Дня матери: фотоконкурс «Мамины глаза». |
18 | Конкурс сочинений «Память жива», посвященный участникам войны. |
19 | Общешкольная линейка «День конституции». |
20 | Месячник «Мы будущие защитники Отечества»: Конкурс художественных открыток к 23 февраля; |
21 | Урок мужества «Жизнь замечательных людей». |
22 | Месячник Славы и Памяти: Конкурс патриотической песни; |
23 | Фестиваль детского творчества «Я люблю тебя, Россия». |
Программа гражданско-патриотического воспитания рассчитана для учащихся девятого класса. Программа рассчитана на один год и учитывает особенности психофизического развития детей.
Реализация программы позволит удовлетворить потребности ребенка в полноценном развитии как личности, поможет войти в современный мир, приобщиться к его ценностям через расширение представлений о родном крае и родной стране, в которой он живет.
Цель программы: развитие у детей гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Задачи программы:
Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.
Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.
Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы родного края.
Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими людьми.
Развитие нравственных взаимоотношений в семье.
Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к культуре своей страны.
Исполнители основных мероприятий программы
Обучающиеся Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимской коррекционной школы-интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного отношения.
Родители (законные представители) обучающихся коррекционной школы.
Педагогический коллектив школы-интернат № 13.
Специалисты ведомственных организаций.
В основе программы лежат следующие принципы:
Принцип целостно-смыслового равенства. У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
Принципы организации и самоорганизации, (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
Направления работы:
Коррекционно-развивающая. Развитие у учащихся с детским церебральным параличом устойчивой гражданско-патриотической позиции;
Информационно-просветительская. Оказание консультативной помощи педагогам, родителям по вопросам использования методов и средств коррекционного воздействия на детей;
Характеристика содержания коррекционной программы.
Вид программы – свободный, то есть актуальный на данный момент времени.
Подбор заданий, игровых упражнений осуществляется в зависимости от результатов диагностики.
Механизм реализации программы:
Предложенный материал программы рассчитан для работы с учащимися среднего школьного возраста с детским церебральным параличом.
В коррекционной работе необходимо решать задачи гражданско-патриотического воспитания, уточнения и обогащения представлений о патриотизме.
Предложенные мероприятия подобраны с учётом психофизиологических нарушений детей, возраста, требуют создания необходимых условий для их проведения.
Решение данных задач осуществляется в процессе подгрупповых занятий, продолжительностью 25-30 минут. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности. Обязательной частью любой деятельности является проведение не менее двух динамических коррекционных пауз (упражнения на дыхательную гимнастику; самомассаж пальцев и кистей рук; пальчиковая гимнастика, физкультминутки) в соответствии с темой.
Требования к условиям реализации программы
Психолого-педагогическое обеспечение:
- учёт актуального уровня психического развития ребенка;
-создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы;
-дифференцированный подход с учётом индивидуальных возможностей ребенка;
-профилактика умственных и физических нагрузок.
Материально – техническое обеспечение:
- специально подготовленные пособия, компьютер;
- подбор дидактических игр и упражнений, физкультурных минуток;
В программе системно и взаимозависимо, расположены содержание, формы, методы педагогических воздействий.
Содержание программы
Программа гражданско-патриотического воспитания школьников "Я — человек, ученик, Гражданин" включает в себя 10 направлений, связанных между собой. Программа предоставляет педагогу большую свободу творчества. Она помогает расширить представление учащихся о своем «я», о возможностях и перспективах развития личности в формировании гражданина России.
«Я — человек». Цель направления: Формирование знаний об образе жизни человека и способах существования человека; осмысления ребенком себя как частицы окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости.
Задачи:
Адаптация ребенка к условиям школьной жизни.
Ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека.
Приобщение учащихся к общечеловеческому этикету и овладению им.
Создание психологического климата, способствующего развитию творческих способностей и деятельности воспитанников.
Воспитание таких нравственных качеств, как доброта, забота, милосердие, уважение.
Формирование в коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности.
Формирование положительного отношения к учению и пониманию роли знаний в жизни.
Формирование и отстаивание своей жизненной позиции.
Приобщение к основным духовным ценностям своего Отечества.
Ориентировочные мероприятия
- Клубы: «Познай себя», «Советы опытных школяров», «Общение»;
- Беседа: «Проблема на ладошке», «Я и сотни других «Я», «Чем я отличаюсь от других», «Расскажи мне обо мне»;
- Классные часы: «Как ты сидишь?», «Веселая переменка», «Как вести себя дома одному»;
- Дежурство по классу;
- Конкурсы: фантазеров, сочинителей, конструкторов, художников, составителей композиций, оформителей, чтецов;
- Игры: «Школа, которую мы строим», «Тайны вокруг нас», «По каким правилам мы живем?»
«Я и семья». Цель направления: Формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
Формировать уважение к членам семьи.
Воспитывать семьянина, любящего своих родителей, родственников.
Формировать у школьников понятия сущности основных социальных ролей.
Формировать умения понимать и правильно разрешать возникающие семейные трудности.
Формирование у учащихся чувства долга перед родными, семьей, Родиной.
Воспитание чувства ответственности за свой дом, порядок в нем.
Ориентировочные мероприятия
- Клубы: «Хозяюшка», «Мастера», «Дедушкина мастерская», «Этикет»;
- Праздники: «Славим руки матери», «Праздник семейных династий»;
- Устные журналы: «Очевидное - невероятное», «Моя родословная», «Семейные традиции»;
- Игры: «Тайны вокруг нас», «По каким правилам мы живем?»;
- Беседы: «Что значит быть хорошим сыном, дочерью?», «Умей беречь честь бабушки и дедушки и добрую память о них»;
- Фотовыставки: «Наша история в семейном альбоме», «Наши семейные реликвии», «Защитники Родины - мои родственники», «Я и моя семья»;
- Выставки рисунков: «Родная школа в лицах», Встречи с интересными людьми, «История глазами моих родственников», «Национальные традиции в моей семье», «Моя родословная».
«Я и мое Отечество». Цель направления: воспитание чувства патриотизма.
Задачи:
1. Приобщать школьников к обычаям русской и башкирской культуры.
2. Воспитывать любовь к родному башкирскому языку.
3. Приобщать учеников к духовным ценностям своего Отечества.
Ориентировочные мероприятия
- Беседа «Символы моей Родины - Республики Башкортостан», «Ярмарка башкирских кукол», «Народные игры башкир»
- Классный час «Пионеры-герои», «Люблю тебя, родная речь!», классный час, посвящённый Великой Отечественной Войне «Это не должно повториться», «Твоя родословная», «Обычаи башкирского народа», «Юный политик», «Мое Отечество», «Родное слово», «Я - житель планеты Земля»;
- Игры: «Тайны вокруг нас», «Твои гражданские права».
«Я и здоровый образ жизни». Цель направления: приобщение детей к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Привитие санитарно-гигиенических навыков.
2. Воспитание сознательного отношения к укреплению здоровья.
3. Формирование у детей представления о здоровье, физиологии и гигиене.
4. Воспитание потребности в регулярных занятиях спортом.
Ориентировочные мероприятия
- Классный час «Внешний вид человека», «Учись быть здоровым»;
- Спортивный праздник: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Весёлые старты»;
- Мероприятия: «Новые приключения бобра Суперзуба», «Здоровье»
- Уроки Мойдодыра: «Вредным привычкам скажем: «нет!», «Мы за здоровый образ жизни!»
- Час тихого чтения: «Смешинка», «Лукошко»
- Экскурсии и другие.
«Я и искусство». Цель: воспитание интереса и любви к искусству башкирского народа.
Задачи:
1. Воспитывать чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций.
2. Развивать у детей интерес к живописи известных башкирских художников. 3. Познакомить детей с различными видами искусства башкирского народа.
4. Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного, развитие человеческой культуры, творческой деятельности учащихся.
Ориентировочные мероприятия
- Самоделки из природного материала, самоделки из пластилина;
- Выставки работ школьников;
- Посещение кружков музыки и рисования;
- Знакомство с картинами известных башкирских художников;
- Внеклассное мероприятие по музыке «В мире башкирской музыки», «В мире красок и мелодий»;
- Викторина: «Классики литературы о добре и зле», «В мире башкирских народных сказок».
«Я и труд». Цель направления: воспитание трудолюбия.
Задачи:
Определить основные обязанности ребёнка дома, в школе.
Прививать трудолюбие.
Дать знания о разнообразии и значимости профессий.
Ориентировочные мероприятия
- Классный час «Мой дом – наведу порядок в нём», «Моя профессия», «Мой труд», «Чему учит труд?»;
- Дежурство в классе, генеральные уборки, большая уборка на территории школы, выставки работ школьников, сделанных своими руками на уроках технологии;
- Беседа «Мои обязанности в семье», «Мир профессий»;
«Я и друзья». Цель направления: показать ценность и необходимость дружбы.
Задачи:
1. Формировать у детей понятие о дружбе.
2. Воспитывать чувство сплочённости в коллективе.
3. Учить детей соблюдать правила вежливости во взаимоотношениях между собой и взрослыми.
Ориентировочные мероприятия
- Классный час: «Знакомство», «Мальчики и девочки», «Настоящий друг», «Вежливость», «Будь справедлив в словах и поступках», «Мы идём в гости» - правила поведения в гостях;
- Беседы: «Правила общения», «Внешний вид человека», «Настроение», «Человек среди людей», «Настоящая дружба. Как ты её понимаешь?»;
- Практическое занятие «Мимика и жесты», «Доброта», «Влияние характера на поступки и поведение человека»
- Игры-доказательства: «Суд над пороками людей», «Суд над наркоманией», «Суд над алкоголизмом», «Ложь на скамье подсудимых», «Суд над воровством», «Расскажи мне о себе», «В дружбе - сила», «Чтобы иметь друга, надо быть им», «Человек - мыслитель и творец».
«Я и Закон». Цель направления: знакомство детей с основами российского и башкирского законодательства.
Задачи:
Познакомить детей с основными разделами Конвенцией о правах ребёнка.
Дать представление об основных законах Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Ориентировочные мероприятия
- Беседы: «Семья – ячейка общества», «Что такое выборы?», «Толерантность – это…», «Религии», «День Конституции РФ – что это за праздник?», «День Конституции Республики Башкортостан – что это за праздник?»;
- Классный час: «Законопослушные родители», «Образование в современном мире», «Правонарушения»;
- Конкурс «Знаток Конвенции о правах ребёнка», конкурс рисунков «Наши права и обязанности», телегазета «Азбука юного гражданина».
«Я и моя малая родина – Республика Башкортостан»
Цель: воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.
Задачи:
1. Довести до сознания детей мысль о важности бережного отношения к природе, людям родного края.
2. Прививать любовь к башкирскому языку.
3. Развивать потребности к изучению истории Республики Башкортостан, башкирского народа, города Уфы;
4. Изучать и развивать башкирские традиции.
Ориентировочные мероприятия
- Слушание башкирских народных сказок;
- Конкурс башкирских пословиц и поговорок, конкурс стихов башкирских поэтов, разучивание национальных башкирских игр;
- Беседы: «Народные традиции, обычаи и обряды», «Их именами названы улицы нашего города», «Символика республики Башкортостан», «Башкирские национальные праздники», «Красная книга Башкортостана», литературное слушание «Мифы и легенды Башкирии»;
- Мероприятие «История моего города»;
- Экскурсия в «Краеведческий музей»;
- Викторина «Животные Башкортостана», «Растения Башкортостана», «Горы и реки Башкортостана»;
- Практическое занятие «Изготовление панно»;
- Конкурс рисунков « Моя Родина - Башкортостан»;
- Встреча с ветеранами ВОВ; огонёк памяти, посвященный Дню юного героя-антифашиста.
«Я и планета». Цель: Формирование культуры отношения к природе Родины.
Задачи:
1. Формировать взаимодействие общества и природы,
2. Ознакомить с многообразием флоры и фауны.
3. Формировать экологическую культуру учащихся, воспитывать любовь к природе России и родного края.
Ориентировочные мероприятия
- Международный день Мира;
- Мастерская кормушек «Покорми птиц зимой»;
- Выставка рисунков «День птиц», «Многообразие животных», конкурс рисунков «Береги природу – наш дом»;
- Выставки: «Мой любимый край », «Птицы нашего края»
- Рисунков: «Природа и фантазия», заочные путешествия: «Здесь живут мои родственники», «Дорогами великих географический открытий», «По странам и континентам», «Здесь живут мои родственники», «Дорогами великих географический открытий», «По странам и континентам»;
- Игры-путешествия: «Имена путешественников на карте нашей страны», «По маршрутам Колумба».
Этапы реализации программы:
- Изучение и анализ состояния гражданско-патриотического воспитания в школе, уровня гражданско-патриотического сознания у школьников;
- отбор критериев оценки уровня гражданско-патриотического сознания у школьников;
- разработка нормативно-правовой базы, связанной с реализацией программы гражданско-патриотического воспитания.
- Разработка комплексной стратегии, направленной на формирование гражданской позиции и воспитания патриотических чувств. Отбор методов, методик по программе, внедрение современных технологий;
- Изучить и внедрить уже разработанные современные педагогические технологии по патриотическому воспитанию детей с детским церебральным параличом;
- Расширение и укрепление связей и отношений школы-интерната с учреждениями культуры, социальными партнерами;
- Проведение мониторинга эффективности программы, информирование педагогов, обучающихся о ходе реализации программы;
- Активное участие в муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях патриотической тематики.
- Анализ и обобщение результатов работы;
- Проведение коррекции затруднений в реализации программы.
Формы реализации программы: Тематические беседы, уроки, коллективные творческие дела, дидактические игры, устные журналы, предметные недели, встречи с интересными людьми, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, круглые столы, читательские конференции, организации выставок, акции, проведение «Уроков мужества», тематические стенды, сбор материала в школьный музей и др.
Список литературы
Коновалова Г.А. Патриотическое воспитание школьников в современных условиях. Новокузнецк, 2003.
Сетрукова Л.А., Востриков А.А. Воспитание у старшеклассника ориентации в будущее профессии.-Новокузнецк, 1998.
Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово, 2010.
Карнаева И.В. Формирование готовности учителя к профессиональному самоопределению подростков группы риска.- Кемерово, 2009.
Творческая образовательная среда в современной школе: внеклассные мероприятия и научно-исследовательская работа обучающихся // Под редакцией Е.В. Бускиной, Л.А. Фоминой, Л.Г. Батраковой.- Новокузнецк: МАОУ ДПО «ИПК», 2011.
Кумицкая Т.М., Жиренко О.Е. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе.- Москва, 2008.
Лаптева И.Д. Системный подход к изучению понятия «гражданская культура» / И.Д. Лаптева // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 8. – С.14-16.
Лебедева О.В. Патриотическое воспитание – верноподданническое или гражданское. // Педагогика. – 2003. – № 9. – С. 77-83.007.
Леонтьев А.А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4. – С. 4-6.
Сидоров Е.А. Детские объединения в системе патриотического воспитания во внеурочной деятельности школы // Внешкольник. – 2013. - № 4. –С. 40-43.
Cолженицын А.И. Русский вопрос к концу XX века // Ориентир. - 1996. - № 12. - С.31.
Федосов А.Ю. Информационно-коммуникационные средства поддержки воспитательного процесса / А.Ю. Федосов // Информатика и образование. – 2008. – № 4. – С.102-105.
Филиппова Л. Эффективность гражданского воспитания // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. – 2007. – № 1. – С.180-182.
Шакурова М.В. Программа «Я-гражданин» // Классный руководитель. – 2007. - № 3.
Шаповалов В.Ф. Российский патриотизм и российский антипатриотизм / В.Ф. Шаповалов // Общественные науки и современность. – 2008. – № 1. – С.124-132.
Юдина Е.В. Синтез музейной и театральной работы со школьниками как фактор гражданско-патриотического воспитания. Из опыта работы // Внешкольник. – 2011. – № 3. – С.52-53.
Якушина Е.В. Школьные и молодежные военно-патриотические объединения: обзор электронных ресурсов / Е.В. Якушина // Народное образование. – 2010. – № 4. – С.147-151.