СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование и реализация модульной технологии обучения

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для решения проблемы систематизации знаний и наилучшего их усвоения служит Учебный модуль – не только раздел учебной программы, но и выбранная дидактическая система, основное место в которой занимает взаимодействие различных приемов и способов учебной деятельности, обеспечивающих вхождение этого модуля в целостную систему предметного и общего обучения.  

Просмотр содержимого документа
«Проектирование и реализация модульной технологии обучения»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Муромский промышленно-гуманитарный колледж»













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему: «Проектирование и реализация модульной технологии обучения»







Подготовил: Орлов А.М.,

мастер производственного

обучения







2021 год



Проектирование и реализация модульной технологии обучения

Для обеспечения высокого уровня квалификации и компетентности молодого специалиста, его конкурентоспособности, вся система профессионального образования должна непрерывно совершенствоваться. Необходимы новые технологии, позволяющие в процессе обучения усвоить и систематизировать получаемую информацию в том объеме, который предусмотрен планами и программами СПО. Основным смыслом технологизации учебного процесса является определение наиболее рациональных способов гарантированного достижения дидактических целей.
Технология обучения - это педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая более высокой степенью эффективности, чем это имеет место при традиционных моделях обучения. Наиболее широкое применение в высшей школе получила классификация технологий обучения в соответствии с дидактическими теориями, на которых они базируются.
Для решения проблемы систематизации знаний и наилучшего их усвоения служит Учебный модуль – не только раздел учебной программы, но и выбранная дидактическая система, основное место в которой занимает взаимодействие различных приемов и способов учебной деятельности, обеспечивающих вхождение этого модуля в целостную систему предметного и общего обучения.
К структурным составляющим модульной технологии как дидактической системы относят дидактические цели и задачи, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия (методы обучения), организацию учебного процесса (формы обучения), средства обучения, обучающегося, преподавателя, а также результат их совместной деятельности.
В процессе проектирования модульной технологии обучения наиболее ответственным является этап целеполагания. Он заключается в определении педагогом диагностических целей обучения. Под диагностичностью целей понимают описание в реально измеримых параметрах ожидаемого дидактического результата. Поскольку в дидактике до сего времени не выработаны общие подходы к количественному и качественному определению уровней усвоения содержания дисциплины, то приходится придерживаться наиболее распространенной системы по В.П. Беспалько, полагая, что первый уровень – узнавание – не оценивается, а последующие – репродуктивная деятельность, репродуктивно-преобразовательная деятельность и продуктивная деятельность – будут соответствовать существующей системе оценок «удовлетворительно», «хорошо», «отлично», которые в рабочей программе представлены в виде категорий «знать», «уметь», «владеть». Таким образом, определение требуемых уровней усвоения учебного материала позволяет осуществить дифференцированный подход к оценке качества знаний.
Дальнейшее построение модульного обучения ведется в направлении разработки процессуальной стороны обучения: представление профессионального опыта, подлежащего усвоению обучающимися в виде системы познавательных и практических задач. При этом выделяют теоретический и практический этапы обучения. На каждом из этих этапов производится поиск дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор форм, методов и средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности.
Основным показателем является объективность оценки, поэтому в самом начале изучения модуля студенты должны четко знать систему контроля и критерии оценки знаний. Наилучшие результаты дает система разноуровневых заданий, выполняемых в ходе практического или лабораторного занятия, особенно, если студенту предложено самому выбрать соответствующее его уровню задание. Дифференцированный подход позволяет преподавателю проследить уровни обученности студента на начальном и конечном этапе изучения модуля, выявить существующие затруднения и выбрать способы их коррекции.
Завершающим этапом работы преподавателя при проектировании и конструировании модульной технологии обучения является разработка соответствующей
технологической карты.
В начале работы над модулем перед студентами ставится цель, какие формулы, методы, физические теории они должны знать. Им сообщается источник получения знаний, указываются учебники и методические пособия. По мере раскрытия содержания модуля в ходе чтения лекций, знания студентов систематизируются, вопросы, возникающие по ходу изучения модуля, приобретают все более осмысленный характер. Изучение модуля завершается зачетом. Формой зачетного урока может быть защита лабораторной работы, выполнение дифференцированной самостоятельной работы, работа с программированными картами или тестовыми заданиями.
Таким образом, модульная система обучения дает преподавателю свободу и гибкость в выборе форм и методов обучения, позволяет снизить затраты времени на практическую подготовку, возможность выявить творческие способности студентов, служит систематизации полученных студентами знаний и повышению их качества.


Экспертно-обучающая система оценки качества знаний в рамках модульной технологии обучения

Одной из особенностей модульной технологии обучения является возможность управлять процессом усвоения знаний на основе четкой систематизации и структуризации курса. Этот подход позволяет заложить в каждую составную часть учебной программы весовой коэффициент и на этом построить системный подход к оценке знаний.
Целью данной работы является представление разработанной экспертно-обучающей системы контроля качества знаний студентов в рамках используемой автором модульной технологии обучения и являющейся одной из основных составных единиц новой системы образования.
Важнейшей составляющей этой системы является рейтинговая система оценки знаний. Она позволяет реализовывать механизмы обеспечения качества и оценки результатов обучения, активизировать учебную работу студентов, у которых появляются стимулы управления своей успеваемостью. Каждый из типов учебных действий имеет четко установленную систему оценок, которая доведена до студентов. Данная структурированная система оценок позволяет обучающемуся видеть требования, предъявляемые к тому или иному учебному действию, поскольку все действия и их экспертная оценка размещены на этом сайте, где раз в неделю обновляется рейтинг.

Критерии оценивания Виды учебных действий

В процессе обучения студентам приходится выполнять ряд учебных действий, таких как посещение лекций и практических занятий, приобретение лабораторных навыков, выполнение контрольных работ, приводящих, в конечном счете, к определенному уровню обученности. Для определения этого уровня автор использует экспертно-обучающую систему оценки. Каждый студент за перечисленные учебные действия получает определенное количество баллов, которые суммируются. Полученная интегральная оценка сравнивается с максимально возможной при совершении данных учебных действий.
В обязательную расчетную шкалу входят:
- посещение лекций и практических занятий;
- выполнение и защита лабораторных работ;
- выполнение контрольных работ;
- промежуточное тестирование по блоку;
- итоговое тестирование по окончании семестра;
- экзамен (зачет).
Расчет оценочной шкалы производится так: складываются максимально возможные баллы за обязательные учебные действия. Далее шкала делится в соответствии 60% - 75% - 90%. Студенты набравшие в течение семестра с учетом бонусов и обязательных мероприятий (до итогового тестирования) более 75% могут получить зачет автоматом, а более 90% - экзамен автоматом. Для остальных проводится итоговое тестирование, по окончании которого также проставляется зачет или экзамен автоматом. Если и после итогового тестирования их рейтинг меньше порогового значения в 60%, то неуспевающие сдают зачет или экзамен в обычной форме, по окончании которых рейтинг должен достигнуть порогового уровня в 60%.

Лабораторные навыки

При выполнении лабораторных работ оцениваются следующие умения и навыки:
Умение собрать описанную в работе схему, установку - 1 балл
Использование измерительных приборов и устройств по назначению, умение снять показания, знание единиц измерений и точности приборов - 1 балл
Использование статистического подхода к проводимым измерениям - 1 балл
Умение систематизировать данные, полученные в результате эксперимента, т.е. составлять таблицу - 1 балл
Умение выполнить расчет по приведенным формулам - 1 балл
Владение методикой расчета погрешностей - 1 балл
Умение сделать выводы - 1 балл
Оформление отчета - 1 - 4 балла
Защита лабораторной работы (понимание физического процесса, лежащего в основе выполняемой работы) - от 1 до 7 баллов
Максимальное количество баллов за выполненную и защищенную лабораторную работу 18, минимально возможное 9, что составляет 50% от максимального и может быть зачтено (баллы меньше 9 в рейтинговый лист не проставляются и не суммируются). При меньшем количестве баллов работу необходимо сделать, оформить и защитить заново.

Оценивание решения задач

Умение правильно выбрать и записать данные задачи, использование номинальных обозначений величин - 1 балл
Применение системы СИ - 1 балл
Запись основных законов и пояснения по их использованию - 1 балл
Вывод рабочей формулы - 1 балл
Проверка размерности - 1 балл
Проведение расчета - 1 балл
Запись ответа, знание кратных единиц - 1 балл
За правильно решенную задачу максимально можно получить 7 баллов, минимально 4 (баллы меньше 4 не учитываются), т.е задачу необходимо довести по крайней мере до вывода рабочей формулы. Для определения количества баллов за
контрольную работу используется методика оценки каждой отдельной задачи. Таким образом, если в контрольной работе 10 задач, максимальный балл составит 70, минимальный 36 (т.е как минимум 9 задач по 4 балла). Баллы меньше 36 не учитываются и контрольную необходимо доработать.
За сложность задания, нестандартный и творческий подход к решению задачи начисляются
бонусы от 1 до 3 баллов.
Аналогично оценивается
решение задач у доски во время практических занятий, однако в обязательную шкалу для расчета этот вид деятельности не входит, а зачисляется в рейтинг в виде бонусов. В качестве бонусов дополнительные баллы начисляются за научную работу, написание рефератов, участие в олимпиаде.

Оценивание устных ответов

Устные ответы у доски на практических занятиях, при защите лабораторных работ, на зачетах и экзаменах оцениваются исходя из европейской системы признания зачетных единиц (ECTS) начиная с 3-х баллов.
Отлично - превосходная подготовка с очень незначительными погрешностями - 7 балов;
Очень хорошо - выше среднего уровня, но с некоторым количеством ошибок - 6 баллов;
Хорошо - в целом основательная работа с некоторым количеством серьезных ошибок - 5 баллов;
Удовлетворительно - старательно, но с серьезными недостатками - 4 балла;
Достаточно - успехи соответствуют минимальным критериям - 3 балла;
Неудовлетворительно - для получения зачета требуются дополнительные усилия - 2 балла;
Плохо - нет ответа или ответ полностью не соответствует заданному вопросу - 1 балл.

Тестирование

Следующим обязательным учебным действием является промежуточное тестирование по модулю, включающее 18 разноуровневых заданий по 6 каждого уровня. Задания первого уровня служат для проверки знания формул, законов, понятий, определений и оцениваются в 1 балл за задание. Задания второго уровня служат для проверки умений решать простые задачи на подстановку и оцениваются в 2 балла за задание. Задания третьего уровня проверяют владение элементами анализа, векторной алгебры, дифференциальным и интегральным исчислением применительно к физическим задачам, умение переводить графическую информацию в аналитическую и наоборот, а также умение применять совместно несколько физических законов и оцениваются в 3 балла за задание. Максимальное количество баллов за промежуточное тестирование 36, минимальное 15 (необходимо верно выполнить 10 заданий, причем не менее пяти второго уровня). Баллы меньше 15 в рейтинговый лист не проставляются.
Итоговый тест по завершению семестра содержит 36 разноуровневых заданий по 12 каждого уровня и включает в себя весь материал за семестр (2 блока, или 7 модулей). Максимальная оценка составляет 72 балла, минимальная 30 (баллы меньше 30 в рейтинговый лист не проставляются).

Оценивание экзамена и зачета

Оценивание экзамена, содержащего два устных вопроса и две задачи, производится исходя из оценки отдельных учебных действий. Таким образом, за экзамен можно получить максимальное количество баллов - 28, минимальное - 14.
Разбивка шкалы такова: 14 - 20 - 24.
Оценивание
зачета производится в соответствии с выполненными учебными действиями:
- устный ответ оценивается по шкале для устных ответов, начиная с 3-х до 7 баллов;
- программированная карта оценивается, начиная с 5 баллов до 10 за количество верных формул;
- тестовое задание оценивается в 64 балла, процентное отношение 32 - 45 - 54 в дальнейшем переводится в меньшее количество баллов 3 - 4 - 5;
- графическое задание оценивается по шкале решения задач от 4-х до 7 баллов;
- решение задач от 4-х до 7 баллов.
Итого за зачет можно набрать максимально 36 баллов. Разбивка шкалы 18 - 26 - 31.

Итоговая оценка

Итоговая оценка рассчитывается исходя из статистических показателей студента. Из общего рейтинга выбывают студенты, набравшие менее 60% от общего количества баллов. Оставшиеся баллы делятся в следующем процентном отношении: 10% - 25% - 30% - 25% - 10%. Студенты, набравшие определенное количество баллов, попадают в ту или иную группу европейской шкалы оценок.



Литература:

1. Аванесов, В.С. Форма тестовых заданий: Учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей / В.С. Аванесов // 2-е изд., перер. и доп. - М.: Центр тестирования - 2005 - 136 с.
2. Бадарч, Д. Методические рекомендации по внедрению кредит-системы и асинхронной организации учебного процесса / Д. Бадарч, Я. Наранцецег // Под ред. Б.А. Сазонова - Улан-Батор: МГУНТ - 2002 - 112 с.
3. Бадарч, Д. Организация индивидуально-ориентированного учебного процесса в системе зачетных единиц / Д. Бадарч, Я. Наранцецег, Б.А. Сазонов // Под общ. ред. Б.А. Сазонова - М.: НИИВО - 2003 - 98 с.
4. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста: Учебно-методическое пособие / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур - М. Высшая школа - 1989 - 149с.
5. Сазонов, Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования: Учебное пособие / Б.А. Сазонов - М.:ФИРО - 2006 -184с.
6. Сафонова, Т.Н. Модульные технологии в образовании. Физика / Т.Н. Сафонова // http://www.safonova-modul.siteedit.ru








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!