Проектирование и реализация программ по восполнению пробелов
в знаниях детей с ЗПР.
Каждый учитель в процессе своей деятельности встречает немало обучающихся, имеющих пробелы в знаниях из–за того, что обучающиеся испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.
Предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях - одна из важнейших составляющих нашей профессии, неудовлетворительное качество этой работы ведет к накоплению пробелов в знаниях до той степени, когда их устранение становится для обучающегося практически невозможным.
Постоянно усложняющийся учебный материал в старших классах. Его насыщенность теоретическими разделами, большой объём представляют значительные трудности для детей с ЗПР, которые, как известно, отличаются сниженной познавательной активностью, недостаточностью внимания, памяти, пространственной ориентировки и другими особенностями.
Основные причины существующих пробелов в знаниях обучающихся:
1) слабое развитие интеллекта, отставание в умственном развитии от своих сверстников;
2) невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала;
3) отсутствие познавательных интересов и низкая мотивация на обучение;
4) не развиты навыки учебного труда;
5) большое количество пропусков по болезни;
6) перегрузка домашним заданием.
Цель коррекционных занятий – это повышение уровня общего развития
обучающихся, восполнение пробелов предшествующего развития и образования, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
Основные проблемы и пути их реализации
1. Проблема Память:
- низкая активность и целенаправленность;
- сниженные объём, точность и прочность запоминаемого
Обучение приёмам запоминания:
- пояснение новых терминов и понятий, многократное
использование на разных этапах урока, закрепление игровыми методами и приёмами, при возможности связь с современностью, ведение словаря;
- задания на самостоятельное объяснение новых слов, составление и разгадывание по ним кроссвордов;
- использование схем при изучении нового материала;
- периодическое повторение ранее изученного материала.
2. Снижение объёма воспринимаемого материала
- чёткая дозировка воспринимаемого материала;
- чёткая дозировка домашнего задания
3. Внимание:
- удерживание внимания непродолжительное время
- переключение с одного вида деятельности на другой;
использование зрительных образов: иллюстраций учебника, настенных картин, карт, презентаций
4. Отсутствие самостоятельности в организации учебной деятельности
- работа по алгоритму;
- чёткий инструктаж для каждого вида деятельности
5. Саморегуляция в деятельности:
- неадекватная самооценка;
- слабость познавательных интересов;
- низкий уровень мотивации
- использование на уроках игровых моментов;
- создание ситуации успеха (посильные задания);
- включение таких детей в активную работу на уроке
6. Мыслительная деятельность:
- инертность, низкая продуктивность, неустойчивость;
- несформированность абстрактного мышления, опора
на зрительные образы
- использование зрительных образов: иллюстраций
учебника, настенных картин, карт, презентаций;
- опора на конкретные примеры.
Развитие мыслительных операций:
- пояснение, выделение главного в тексте, составление вопросов к тексту, установление последовательности и соответствия;
- составление сравнительных таблиц;
- игры: «Отгадай слово», «Найди лишнее», «Анаграммы», «Найди ошибку», «Было или не было» и др.;
- формулирование выводов
7 Неумение работать с текстом:
1) Не могут читать большие тексты
2) Не могут выделять главную мысль
- на уроках требуется помощь учителя в выделении
главной мысли в тексте (карандашом)
Организацию работы по выявлению и устранению пробелов в знаниях
подразделяю на этапы:
• выявление ошибок;
• фиксирование ошибок;
• анализ допущенных ошибок;
• планирование работы по устранению пробелов;
• устранение пробелов ЗУН;
• меры профилактики.
Выявление ошибок
Выявление ошибок осуществляется в ходе проверки письменных работ, устных ответов.
Наиболее эффективными (для выявления ошибок) формами письменных
работ считаю:
- тестирование с последующим составлением мониторинга предметных результатов,
- для усвоения контроля «узкой» темы: диктанты («Закончи фразу», «Заполни пропуски», «Сформулируй вопрос.
Задания такого типа позволяют быстро и своевременно обнаружить пробелы в знаниях по изучаемой теме, что полезно и учителю, и обучающемуся.
Фиксирование ошибок происходит параллельно их выявлению.
Необходимо вести строгий учет ошибок в виде списка, регулярно работать с ним. Информация о конкретных ошибках дает учет усвоения знаний. Наглядно видно, где какие проблемы.
Анализ допущенных ошибок
Анализ допущенных ошибок выполняется после каждого вида работы устно или письменно, учителем или обучающимся — в зависимости от рода деятельности. Проводится количественный и качественный анализ. Тщательно проведенный анализ позволяет глубоко изучить пробелы и достижения отдельных обучающихся, выделить типичные ошибки и основные затруднения обучающихся, изучить причины их появления и наметить пути их устранения.
Устранение пробелов в знаниях
Анализ работы в классе.
Работа над ошибками, индивидуальная с обязательной последующей письменной проверкой (до получения положительной отметки).
Задания на повторение.
Говоря о ликвидации пробелов в знаниях обучающихся, мы забываем о том, что пробелы в знаниях появляются тогда, когда знания не закрепляются. Закрепление знаний - надежный путь предупреждения пробелов. Поэтому на данном этапе деятельность учителя должна быть представлена следующим образом:
1. Определите цель закрепления и связанную с ней главную задачу урока. Проанализируйте, завершается ли изучение данного материала и его закрепление на данном уроке или будет продолжено на следующих - от этого зависит распределение времени и уровень требований к результату закрепления.
2. Выделите главное, что должно быть понято и прочно закреплено.
3. Определите критерии, по которым можно судить об усвоении материала.
4. Отберите вопросы, задачи и задания, которые помогут достаточно достоверно выявить, достигнуты ли эти цели.
5. Ориентировочно определите, сколько времени займет отработка понятий, умений и навыков, выполнение заданий, комментирование и коррекция ошибок.
6. Постепенно усложняйте и укрупняйте закрепляемый материал.
7. Не забывайте, что чем сложнее задание, тем больше времени нужно обучающемуся на его обдумывание и выполнение.
8. После постановки тренировочного задания выдерживайте паузу для обдумывания, т.к. обучающийся может думать только тогда, когда учитель молчит.
9. Не торопите и не создавайте дополнительных помех.
10. Разрешите неуверенным обучающимся после вызова подготовиться к ответу, набросать его план, успокоиться, собраться с мыслями.
11. Если возможно, используйте игровые формы закрепления материала.
Задания для восполнения пробелов в знаниях для обучающихся 5 классов по английскому языку.
1)Отработка букв
Прочтение вместе с учителем
Задание: соотнести буквы с картинками
Записать слова, начинающиеся с этих букв, выделить буквы, которые изучаются
Спеть песню для закрепления
2) Отработка лексики по теме «Школьные предметы»
1. Назвать буквы, на которые начинаются слова
2. По картинке попробовать определить перевод слов
3. Записать перевод слов
4. Повторить прочтение слов за учителем. Прочитать с учителем слова вслух
5. Прикрепить карточки с названием предметов на предметы в классе
6. Посчитать количество предметов (сколько у тебя карандашей, сколько в классе книг)
3) Отработка темы «Личные местоимения»
1. Прочитать и перевести местоимения с указанием на детей в классе (I – показываем на себя – Я, she – показываем на девочку – она, и тд)
2) Определить, какие местоимения являются единственным числом, какие множественным. Поделить местоимения на две группы.
3) Посчитать количество местоимений в классе (сколько девочек – столько местоимений she, сколько парт – столько местоимений it и тд)
4) Задание: определить, кто изображен на карточке.
4) Изучение глагола «to be»
1. Перевести глагол. Переписать схему.
2. Прочитать стих:
Есть глагол «to be» такой,
Он,поверьте,не простой.
Формы три имеет он,
В этих формах он силён.
Если «я» хотим сказать,
Нужно «am» употреблять,
Если «он,оно,она»,
Форма «is» тогда нужна.
А для «них», для «вас», для «нас»
Форма «are» лишь в самый раз.
Ну, дружок, скорей смотри.
Сколько форм? Их ровно три:
«Am, is, are» и «are,is,am».
Быть должно понятно всем!
3. Самостоятельно распределить местоимения по правилу.
4. Составить предложения по примеру:
Местоимение + форма глагола «to be» + прилагательное (good - добрый)