Современные тенденции развития системы образования предполагают обращение к личности обучающихся, усиление роли самообразования, развитие общих и профессиональных компетенций и самореализацию. На этапе модернизации стратегические ориентиры формирования содержания образования в среднем профессиональном образовании (СПО) обуславливают необходимость расширения масштабов исследований в области разработки технологий проектирования индивидуальной образовательной деятельности как в образовательном процессе в целом, так и при изучении отдельных предметов. Образование играет важную роль в социализации человека, обеспечивая своевременную и адекватную подготовку к полноценной жизнедеятельности в обществе.
За последнее десятилетие возрос интерес к среднему профессиональному образованию. Значительная часть девятиклассников выбирают обучение в колледже.
В свою очередь, преподаватель колледжа отвечает за повышение качества подготовки будущего специалиста или рабочего. Однако не все обучающиеся готовы влиться в учебный процесс, зачастую имеют нереалистичное представление об обучении. Таким образом, одна из проблем, стоящих перед преподавателями колледжа, – необходимость повышать уровень обученности вчерашних школьников по общеобразовательным дисциплинам. Например, в Рыбинском промышленно-экономическом колледже востребованы рабочие профессии. Средний балл аттестата у абитуриентов из года в год не выше 3,2‑3,4. В то же время колледж ежегодно выполняет план набора на 100 %: например, в 2021 году на 1 курс поступили 205 человек. Однако не всем поступившим удается завершить обучение, получить полное среднее образование, освоить профессию или специальность. Фактически мы наблюдаем отток студентов – так, в 2020/2021 учебном году отчислились 54 человека (16 % обучающихся). На вопрос о причинах отчисления нельзя ответить однозначно. Например, внешние причины обусловлены требованиями ФГОС среднего профессионального образования к обучающимся и преподавателям, ко всей структуре образовательных организации и предприятий-работодателей. С другой стороны, требования быстро меняющегося мира, предъявляемые к каждому человеку как члену мирового сообщества, обусловлены уровнем развития самого обучающегося (по большей части репродуктивная деятельность в школе) и условиями образовательного процесса в колледже, в которых это развитие будет обеспечиваться.
В России в рамках среднего профессионального образования реализация ФГОС СПО по ТОП-50 предполагает значительные изменения в системе формирования содержания и структуры образовательных программ, проектирования образовательной деятельности обучающихся по их освоению. Государственный стандарт называет задачи формирования и развития ОК и ПК актуальными. Современные подходы к организации учебного процесса, основанного на интеграции содержания, форм и взаимодействия преподавателя и обучающегося, обусловливают активный поиск механизмов преобразования, применение различных подходов к организации образовательной деятельности. Они направлены на реализацию поставленных целей и обеспечение результатов образования.
Современные реалии определяют особые требования к содержанию и условиям деятельности, связанные с развитием индивидуальности, формированием морально-нравственных качеств, проявлением положительного отношения к себе и к окружающей действительности. Реализация перечисленных выше требований предполагает рассмотрение человека как субъекта. По мнению О. Э. Смирновой, «субъект способен сам изменяться во времени вплоть до обретения иного качества… был студентом, стал специалистом». В среднем профессиональном образовании необходимо создать условия, способствующие реализации способностей обучающегося, развитию его потенциала.
На преподавателе колледжа лежит высокая ответственность за повышение качества подготовки будущего специалиста или рабочего. Наиболее эффективными средствами актуализации способностей студентов могут стать индивидуализированные формы и методы обучения.
Анализируя проблемы среднего профессионального образования, мы выяснили: педагоги и преподаватели СПО обеспокоены тем отсутствием у студентов навыков самостоятельной работы (они не умеют осуществлять саморегуляцию, психологически не готовы к новым формам учебной деятельности). В нашем исследовании мы подчеркиваем, что приоритетом считается развитие личности студента, его индивидуальности, творческих способностей, мышления, способности к активной самостоятельной деятельности. Увеличение уровня гибкости образовательных программ, открытость системы образования, взаимосвязь заказчика и исполнителя, учет индивидуальных особенностей способствуют организации проектирования индивидуальной образовательной деятельности обучающихся. Таким образом, реализуется право обучающегося на выбор индивидуального образовательного маршрута, который может быть связан с изучением общеобразовательной дисциплины, освоением профессионального модуля, междисциплинарного курса, с подготовкой к экзамену и созданием портфолио и т. д.
Вчерашние девятиклассники, осваивающие рабочую профессию, в период адаптации в колледже указывают «Химию» в числе наиболее сложных дисциплин (как оказалось, такое отношение сохранилось еще со школы). Однако эта профильная дисциплина – важный компонент многих направлений обучения. Отметим, что качественное усвоение химии возможно только при удовлетворении потребностей обучающихся с учетом требований к освоению содержания по профессии или специальности. Совершенно очевидно, что для решения этих проблем нужны существенные изменения методологии преподавания, форм организации учебного процесса, предполагающие использование современных образовательных технологий. Одна из них – проектирование индивидуальной образовательной деятельности обучающихся.
Анализ практики среднего общего и профессионального образования, в частности работ по теории обучения, воспитания и развития личности, позволяет отметить немногочисленность исследований по проектированию ИОД обучающихся по химии. В целом проектирование образовательной деятельности осуществляется на основе различных подходов: субъектно-ориентированного, деятельностного, рефлексивно-деятельностного, технологического, аксиологического, культурологического, компетентностного и др. Каждый из них на разных этапах развития системы СПО выступал как приоритетный. В нашем исследовании остановимся на использовании субъектно-ориентированного подхода, предполагающего проявление активности, формирование субъектной позиции в образовательной деятельности. Теоретические основы этого подхода изложены в трудах философа и психолога С. Л. Рубинштейна, а практическая составляющая представлена в исследованиях Л. В. Байбородовой, М. И. Рожкова. Деятельностный подход (А. Н. Леонтьев, Т. Н. Сапожникова, Л. С. Выготский) проявляется в такой организации учебно-познавательной деятельности или самостоятельной работы, когда усвоение знаний и умений, способов их получения способствует формированию профессиональных компетенций. Рефлексивно-деятельностный подход (В. К. Зарецкий) предполагает единство рефлексии и деятельности, и, по мнению А. В. Хуторского, составляет основу формирования ключевых компетенций.
К вопросу индивидуализации обучения обращались многие исследователи. Современная теория индивидуализации обучения сформировалась в рамках общей теории обучения, основы которой были заложены в трудах философов, педагогов и психологов: Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. А. Кирсанова, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, И. Э. Унт, И. С. Якиманской, В. Д. Шадрикова. В исследованиях А. А. Кирсанова «индивидуализацию дополняе организация учебного процесса, при котором выбор средств, способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные особенности обучающихся, уровень развития их способностей к учению». О. С. Газман рассматривает индивидуализацию как «…систему средств, способствующих осознанию растущим человеком своего отличия от других», и как совместную деятельность педагога и воспитанника. Л. В. Байбородова характеризует индивидуализацию как процесс становления индивидуальности, деятельность по преобразованию внутреннего мира и формированию «самости». По мнению И. И. Резвицкого, «человек ... индивидуализируется не для того, чтобы замкнуться в самом себе, а для того, чтобы утверждать себя в обществе».
Индивидуальные особенности личности исследовали О. С. Гребенюк и Т. Б Гребенюк. О. С. Гребенюк понимает индивидуальность как «интегральную психологическую характеристику человека, отражающую семь сфер психики (интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную, волевую, предметно-практическую, экзистенциальную и сферу саморегуляции)».
Современная парадигма образования требует рассмотрения образовательного процесса с позиции ученика, с учетом его интересов и потребностей и предполагает выстраивание вместе с ним индивидуального образовательного маршрута. Вопрос обученности выпускников основной школы по химии давно волнует преподавателей этой дисциплины в среднем профессиональном образовании. Более весомый прирост положительных знаний, умений и навыков происходит, если педагоги обращаются к образовательному процессу «вокруг личности и деятельности ребенка», проектируя вместе с ним. Однако надежность использования технологии как процедуры деятельности преподавателя и обучающегося противоречит идее личностной ориентации образовательного процесса: она может применяться с конкретными студентами в определенных условиях.
Анализ исследований по проблемам педагогического проектирования и образовательной практики позволяет констатировать наличие противоречий
между потребностью в использовании индивидуализированных форм обучения по химии и преобладанием репродуктивных методов, приемов и практики обучения в среднем профессиональном учебном заведении;
растущим объемом фактического материала по химии и жестким регламентом образовательного стандарта, а также результатами, соотнесенными со ФГОС СОО по химии и ФГОС СПО осваиваемой профессии или специальности;
необходимостью проектирования ИОД и непониманием его важности обучающимися;
необходимостью проектирования образовательной деятельности по химии и отсутствием методик, научно-методического обеспечения проектирования индивидуальной образовательной деятельности обучающего по химии;
необходимостью оценки результатов проектирования ИОД и отсутствием его диагностического инструментария;
Выявленные противоречия позволили установить проблему исследования: каковы содержание и условия, способствующие успешной организации проектирования индивидуальной образовательной деятельности обучающихся на уроках химии.