Поурочный план по информатике в 11 классе.
Дата____________
Тема: «Проектирование многотабличной базы данных»
Цели урока:
Обучающая: освоить новые возможности СУБД MS Access, приблизить овладение СУБД MS Access к профессиональному уровню
Развивающая: развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приобрести опыт использования теоретических знаний и средств СУБД MS Access в реализации конкретной задачи
Воспитывающая: понимать значимость хранения и структурирования информации
Данный урок способствует формированию следующих универсальных учебных действий:
Ругулятивные УУД
Работать по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Использовать компьютерные инструменты для планирования дел и повышение интенсивности и качества умственного труда.
Познавательные УУД
Систематизировать получаемую информацию в процессе поиска и ознакомления, решать задачу с помощью полученной информации.
Организовывать найденную информацию, создавать информационный продукт.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Основные понятия:
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация, компьютеры;
Ход урока:
-
Организационный момент.
(приветствие учителем учащихся, проверка готовности класса к уроку, проверка отсутствующих, сообщение темы и целей урока).
-
Фронтальный опрос.
Вопросы:
-
Что собой представляет база данных?
-
Для чего предназначены базы данных?
-
Какие существуют варианты классификации БД?
-
Почему реляционный вид БД является наиболее распространенным?
-
Что такое запись в реляционной БД?
-
Что такое поле в реляционной БД?
-
Какие бывают типы полей?
-
Что такое главный ключ записи?
-
Объяснение нового материала
Базы данных представляют собой информационные модели, содержащие данные об объектах и их свойствах. Базы данных хранят информацию о группах объектов с одинаковым набором свойств.
Информация в базах данных хранится в упорядоченном виде. Так, в записной книжке все записи упорядочены по алфавиту, а в библиотечном каталоге – либо по алфавиту (алфавитный каталог), либо по области знания (предметный каталог).
База данных (БД) – это систематизированное хранилище информации определенной предметной области, к которым могут иметь доступ много прикладных программ.
Система управления базами данных (СУБД) – это программные средства для создания, ведения и использования базы данных.
Основные возможности СУБД:
Введение данных, обновление, пополнение и расширение БД;
Вывод полной и достоверной информации на запросы;
Средства защиты информации в СУБД;
Высокая надежность хранения информации.
Типы БД:
Реляционные БД-Это базы данных, данные в которых представлены в виде таблиц, с помощью которых можно описать предметную область.
Иерархические БД-В иерархической базе данных все элементы располагаются в последовательности от высшего к низшему.
Сетевые БД-В сетевой базе данных к вертикальным иерархическим связям добавляются горизонтальные. Поэтому сетевая БД отличается большей гибкостью при поиске необходимых данных.
В настоящее время используются преимущественно реляционные базы данных: Microsoft Access, Corel Paradox, Oracle, SQL Server.
Мы с вами познакомимся с реляционной базой данных Microsoft Access. На первый взгляд интерфейс Access кажется необозримым. Поэтому очень важно последовательно уяснить себе основные возможности, которые предоставляет вам Access, и общую логику интерфейса.
Рассмотрим на конкретном примере методику проектирования много табличной базы данных.
Имеем модель данных, состоящую из трех взаимосвязанных таблиц:
АБИТУРИЕНТЫ | ФАКУЛЬТЕТЫ | СПЕЦИАЛЬНОСТИ |
Регистрационный номер Фамилия Имя Отчество Дата рождения Город Законченное учебное заведение Название специальности Производственный стаж Медаль Оценка за экзамен 1 Оценка за экзамен 2 Оценка за экзамен 3 Зачисление | Экзамен 1 Экзамен 2 Экзамен 3 | Название специальности Название факультета План приема |
Эти таблицы можно рассматривать как модель данных в реляционной СУБД. Но работать с БД в таком виде неудобно, т.к. к реляционной БД предъявляется требование: минимизация избыточности данных.
Недостаток этих таблиц - многократное повторение длинных значений полей в разных записях.
Внесем изменения в таблицы:
ФАКУЛЬТЕТЫ | ФАКУЛЬТЕТЫ | СПЕЦИАЛЬНОСТИ | СПЕЦИАЛЬНОСТИ |
Название факультета Экзамен 1 Экзамен 2 Экзамен 3 | Код факультета Название факультета Экзамен 1 Экзамен 2 Экзамен 3 | Название специальности Название факультета План приема | Название специальности Название факультета План приема |
Таблицу АБИТУРИЕНТЫ разделим на четыре таблицы:
АНКЕТЫ | АБИТУРИЕНТЫ | ОЦЕНКИ | ИТОГИ |
Регистрационный номер Фамилия Имя Отчество Дата рождения Город Учебное заведение | Регистрационный номер Код специальности Медаль Производственный стаж | Регистрационный номер Оценка за экзамен 1 Оценка за экзамен 2 Оценка за экзамен 3 | Регистрационный номер Зачисление |
Для указания связей между таблицами построим схему базы данных.
В схеме указывается наличие связей между таблицами и типы связей.
Здесь использованы два типа связей:
-
«один-к-одному»;
-
«один-ко-многим».
При связи «один-к-одному» с одной записью в таблице связана одна запись в другой таблице. При наличии связи «один-ко-многим» одна запись в некоторой таблице связана с множеством записей в другой таблице.
-
Самостоятельна работа:
Задание: Построить модель данных для данной предметной области, определив количество таблиц в БД. Установить связи и указать тип связи между таблицами. Определить для каждой таблицы поля и типы полей. Заполнить лист отчета.
Вариант 1.
БД «Больница»
В таблицах должна содержаться следующая информация: название отделения, ФИО заведующего отделением, число больничных коек в отделении, телефон заведующего, ФИО врача, категория врача, ФИО больного, дата рождения больного, адрес больного, место работы, должность, диагноз при поступлении, номер палаты, первичный ли больной (впервые ли поступил в стационар с данным диагнозом), дата выписки, дата состояния, температура, общее состояние (тяжелое, удовлетворительное и т.п.), лечение (список лекарств и процедур).
Вариант 2.
БД «Кадры»
В таблицах должна содержаться следующая информация: название отдела, ФИО начальника отдела, номер кабинета начальника, телефон начальника отдела, код рабочей группы, ФИО руководителя группы, номер кабинета руководителя, телефон руководителя, количество сотрудников в группе, ФИО сотрудника, дата рождения, адрес, образование, семейное положение, количество детей, дата поступления в организацию, имеет ли награды, имеет ли взыскания, дата назначения на должность, название должности, зарплата.
-
Итог урока
Продолжите фразы:
БД – это…
БД могут использоваться в …
Типы БД - …
СУБД – это …
Модели построения СУБД - …
Этапы проектирования БД - …
Типы данных в БД Ms ACCESS
На этом уроке вы познакомились с базами данных, их назначением, областями применения, типами, моделями СУБД, этапами проектирования БД.
-
Рефлексия
Проверка практической работы по возможности и выставление отметок за урок.
Что нового вы узнали сегодня за урок?
Что получилось, а что нет?
Какие вопросы возникли за время выполнения практической работы?
-
Домашнее задание:
Ответить на вопросы в конце параграфа.