СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Проектирование образовательного процесса с учетом гендерного подхода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема гендерного воспитания и обучения по-прежнему остаётся актуальной для дошкольного образования

Просмотр содержимого документа
«"Проектирование образовательного процесса с учетом гендерного подхода"»

«Проектирование образовательного процесса

с учетом гендерного подхода»

(выступление на педсовете)

Л.В. Коноплёва, педагог-психолог высшей

квалификационной категории МБДОУ № 106

«Детский сад присмотра и оздоровления» г. Кемерово


Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики.

По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.

Осознание своей половой принадлежности имеет важнейшее значение для развития личности. Формирование гендерной принадлежности раскрывается в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в области «Социально-коммуникативное развитие».

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

Наше время предъявляет к детским садам высокие требования, в соответствии с которыми, в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой частью деятельности любого дошкольного учреждения.

В нашем МБДОУ №106 «Детский сад присмотра и оздоровления» города Кемерово, решением задач гендерного воспитания занимаются не только воспитатели, но и другие специалисты: педагог – психолог, старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, инструктор по физической культуре. Каждый решает свои задачи, использует свои методы. Занятия построены в соответствии с ФГОС ДО и направлены на формирование разобщенности между мальчиками и девочками и организацию совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями (мальчики принимают на себя мужские роли, девочки женские). Способы организации детей зависят от целей и задач, могут быть: фронтальными, групповыми или индивидуальными.

Новизна таких занятий заключается в разработке, апробировании и внедрении целостной модели гендерного воспитания детей дошкольного возраста. К данной работе приобщены и родители воспитанников.

Таким образом, проблема гендерного воспитания и обучения остается, по-прежнему актуальной для дошкольного образования. Только совместными усилиями всех участников образовательного процесса, благодаря планомерной и последовательной работе по гендерному образованию в ДОУ можно добиться успеха в реализации личности каждого ребенка.


Список используемой литературы

  1. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 1998. – 124 с.

  2. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка – Пресс, 2009. – 132 с.

  3. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. - Издательство: "Учебная литература", 2008. - 160 с.

  4. Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. - М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 138 с.

  5. Казарян С. Ф. Возрастная динамика развития полового самосознания, пути и условия его формирования у детей дошкольного возраста. Автореферат. Ереван, 1993.

  6. Краснощекова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов на Дону, 2007. – 251 с.

  7. Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет: Конспекты занятий. - Издательство: "Айрис-пресс", 2009. - 208 с.

  8. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М., 1994. - 102 с.

  9. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 194 с.

  10. Пятница Т.В. Социализация дошкольников через игру: Пособие для педагогов дошкольного учреждения. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2004. – 67 с.

  11. Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2008. - 96 с.

  12. Щетинина А.М. Полоролевое развитие детей 3-7 лет: Методическое пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2010. - 128 с.

  13. Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: Методическое пособие для воспитателей д/сада. - Издательство: "Дрофа", 2006. - 176