«Проектирование образовательной деятельности по географии с учетом ВПР 2018-2019 учебного года с целью повышения качества образования»
ШКОЛА №7
Современное общество требует от школы подготовки подрастающего поколения, способного самостоятельно решать многие жизненно важные вопросы и использовать школьные знания для решения реальных проблем. Для этого ученик должен грамотно работать с информацией, уметь ее собирать, обрабатывать, устанавливать закономерности и делать выводы. Успешное выполнение всероссийских проверочных работ в учебном заведении–результат работы учительского коллектива . Содержание и структура ВПР по географии обеспечивают объективную оценку качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования.
На ВПР по географии учащимся разрешалось использовать карты школьных географических атласов. Однако не у всех выпускников сформирована потребность обращаться к географическим картам для извлечения информации, необходимой для выполнения задания. При подготовке к ВПР следует особое внимание уделять осознанной работе с географическими картами различного содержания и масштаба. При этом учащиеся должны иметь представление об информации, которую нужно получить.
Выводы и рекомендации .
- Целесообразно уделить специальное внимание отработке умений читать карты и переводить информацию из одной формы в другую.
- По результатам анализа необходимо спланировать коррекционную работу по устранению выявленных пробелов: организовать сопутствующее повторение на уроках, ввести в план урока проведение индивидуальных тренировочных упражнений для отдельных учащихся.
- Использовать тренинговые задания для формирования устойчивых навыков решения заданий по географии, систематически отрабатывать навыки.
- Сформировать план индивидуальной работы с учащимися слабомотивированными на учебную деятельность.
- Совершенствовать умения выделять существенные признаки географических объектов и явлений.
- Провести работу над ошибками (фронтальную и индивидуальную). Усилить работу над знаниями и пониманием смысла основных теоретических категорий и понятий.
- Провести повторение по разделам учебной предметной программы.
- Глубокое и тщательное изучение трудных для понимания учащихся тем географии.
- Совершенствование умений использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения различий во времени, чтения карт различного содержания.
- Вести работу с одарѐнными детьми – решение задач на умение находить и применять географическую информацию, для правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития.
- Своевременное информирование родителей о результатах ВПР, текущих образовательных достижениях учащихся.
Подготовка к ВПР в 11 классе должна строиться на основе практической деятельности:
- 1) Чтение и анализ карт и картографических источников.
- 2) Работа с текстами и формирование навыков смыслового чтения.
- 3) Работа со статистическими источниками информации.
- 4) Прогнозирование погоды.
Формирование ключевых компетенций (информационно-коммуникативная деятельность) посредством обучения основам картографической грамотности на уроках географии
Цели обучения картографо-топографическим знаниям и умениям:
-формирование у учащихся знания о карте как модели земной поверхности, отображающей пространственные и временные особенности той или иной территории или каких-либо явлений;
-умения пользоваться картой как источником знаний, что поможет школьнику с ее помощью получать любую географическую информацию, необходимую для приобретения географических знаний;
-способствовать умственному развитию учащихся: развитию воображения; пространственных представлений, логического мышления.
Диагностика учащихся 11кл. (профильная группа) «Приемы работы с картой, формируемые на уроках географии в 10-11 классах»
РАБОТА НА УРОКЕ (в 5-9 классах)
При изучении тем и составлении контрольных, практических работ использовать задания, которые встречаются на ВПР
Примеры.
Тема: «Климатообразующие факторы. Закономерности распределение температуры воздуха, осадков и увлажнения по территории России»
1. Эффективность работы солнечных панелей, используемых для энергосбережения жилых домов, во многом зависит от продолжительности светового дня. Запишите названия перечисленных городов в порядке увеличения продолжительности светового дня 1 января, начиная с города с наименьшей продолжительностью дня. Запишите обоснование Вашего ответа.
Архангельск
Москва
Ростов-на-Дону
2. Для расчёта системы отопления в городах России используют несколько показателей, среди которых есть показатель «отопительный период» – период года, когда устойчивая среднесуточная температура наружного воздуха меньше или равна +8 °C. Запишите перечисленные города в порядке увеличения средней продолжительности отопительного периода, начиная с города с его наименьшей продолжительностью.
Махачкала
Великий Новгород
Магадан
РАБОТА НА УРОКЕ (в 5-9 классах)
Примеры.
Тема: «Районирование территории России»
В г. Невинномысске Ставропольского края в 2016 г. был введён в строй электросталеплавильный цех ООО «Ставсталь». Производительность нового цеха – 500 тысяч тонн стальных заготовок в год. Запуск цеха в работу увеличит число сотрудников завода до 1000 человек. Карты какого географического района России необходимо выбрать, чтобы найти информацию, необходимую для определения географических условий территории, где работает завод?
РАБОТА НА УРОКЕ (в 5-9 классах)
Примеры.
Тема: «География металлургического комплекса России»
Крупные алюминиевые заводы оказывают значительную нагрузку на окружающую среду, могут являться источниками загрязнения атмосферы и вод. В каких трёх из перечисленных регионов работают крупные алюминиевые заводы? Запишите цифры, под которыми указаны эти регионы.
1) Республика Тыва
2) Республика Хакасия
3) Иркутская область
4) Вологодская область
5) Красноярский край
6) Мурманская область
РАБОТА НА УРОКЕ (в 5-9 классах)
Примеры.
Тема: «Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны »
1.На различных сайтах в Интернете были размещены карта прогноза погоды на 27 марта 2013 г. и прогнозы погоды на этот день. Назовите один (любой) город из числа показанных на карте, погоду в котором будет определять циклон.
2. Сергей из Санкт-Петербурга прослушал прогноз погоды по радио: «Завтра 28 марта ожидается потепление, пройдут дожди», но не услышал, для его ли города этот прогноз был составлен. С помощью карты определите, для какого из показанных на карте городов был составлен этот прогноз.
РАБОТА НА УРОКЕ (в 5-9 классах)
Примеры.
Тема: «Природно-хозяйственные регионы России»
Потенциал российских регионов для развития туризма огромен. Каждый из них имеет рекреационные ресурсы, способные привлечь тысячи туристов из России и зарубежных стран. Определите субъект Российской Федерации по описанию его рекреационного потенциала.
«Область имеет большой потенциал для развития новых направлений туризма – научно-познавательного и промышленного (экскурсии на промышленные предприятия). Интересным с точки зрения научно-познавательного туризма может быть маршрут в города Касли (с начала XIX в. центр художественного литья из чугуна) и Златоуст (исторический центр оружейного производства). Для промышленного туризма перспективен Магнитогорский металлургический комбинат как один из крупнейших индустриальных комплексов».
РАБОТА НА УРОКЕ (в 5-9 классах)
Примеры.
Тема: «Различия во времени на территории России»
Прямая трансляция парада на Красной площади в Москве 9 мая начнётся в 10 часов по московскому времени. Используя карту, определите, в каких из перечисленных регионов эта трансляция начнётся в 16 часов по местному времени этих регионов. Запишите цифры, под которыми они указаны
1)Пермский край
2)Амурская область
3)Тюменская область
4)Хабаровский край
5)Забайкальский край
6)Республика Хакасия
Сайты Интернета, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн .
1. сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Есть Открытый банк заданий ЕГЭ по предметам, предварительно объяснив нумерацию необходимых для решения заданий.
2. официальный информационный портал ЕГЭ.
3. официальный сайт Рособрнадзора;
4. "ЕГЭ-портал. Мы знаем о ЕГЭ все" http://4ege.ru/novosti-ege/1532-shkala-perevoda-ballov-ege.html;
5. Базы заданий для портала «РЕШУ ЕГЭ» составлены на основе следующих источников: задания открытых банков и официальных сборников для подготовки к ЕГЭ; демонстрационные версии ЕГЭ и экзаменационные задания, разработанные ФИПИ; диагностические работы, подготовленные МИОО; тренировочные работы, проводимые органами управления образованием в различных регионах Российской Федерации. Все используемые в системе задания снабжены ответами и подробными решениями;
6. Незнайка.про https://neznaika.pro/oge/geo_oge/662-variant-9.html
7. ЕГЭ и ГИА. Информационный образовательный портал. Документы, материалы, пособия, пробники к ЕГЭ и ГИА. http://egeigia.ru/;
8. учебные (справочные) пособия для подготовки к ЕГЭ (книги, сборники тестов в форматах djvu/zip и pdf/zip) http://www.alleng.ru/edu/math3.htm .